Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ НА ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ




 

Прямое влияние воспитателя на внутригрупповые отношения малопродуктивно. Однако есть немало возможностей регулирования внутригрупповых отношений через изменение внешних условий. О некоторых из них мы уже говорили.

Группа сплачивается, сдружается тогда, когда она увлечена единой деятельностью. Изменение цели, задач, характера деятельности и диктуемых ею требований к каждому школьнику и группе в целом - все это влияет на состояние группы и на взаимоотношения школьников. Монотонность дел, однообразие жизни расхолаживающе влияет на детскую группу и негативно отражается на внутренних взаимоотношениях. Появление новых задач, изменение условий, трудности или дополнительные стимулы пробуждают совместные переживания и изменяют отношения в группе. Меняя условия и организацию деятельности группы, воспитатель влияет на внутренние взаимоотношения.

На взаимоотношения в группе влияет ее состав. Если в ней больше 15 человек (как обычно и бывает в классе), весьма вероятен распад ее на небольшие группки-компании, и тогда могут быть подорваны или ослаблены единство и общий нравственный микроклимат. Если же меньше 7 человек, то сама группа может превратиться в дружескую компанию и потерять признаки официального объединения, тогда воспитателю труднее влиять на нее.

Иногда в классе складывается тесная компания из негативно настроенных школьников, а воспитателю никак не удается преодолеть их разрушительное влияние на группу. И тогда может оказаться полезным перевод одного или двух из этих школьников в параллельный класс.

На состояние группы влияет изменение ее возрастного или полового состава. В определенных условиях (например, во внеурочной деятельности) высокую воспитательную эффективность показывают разновозрастные объединения школьников, в других случаях целесообразнее одновозрастные группы. На состояние группы влияет и характер соотношения мальчиков и девочек. Разнополое объединение дает больший жизненный

опыт своим участникам, оно целесообразнее с воспитательной точки зрения.

Изменяя устройство группы, разделяя ее на определенные «звенья» или «отделения» или ликвидируя их, вводя или ликвидируя те или иные должности ответственных школьников, мы изменяем при этом официальные отношения между школьниками, отношения руководства, подчинения или сотрудничества. Естественно, это сказывается и на неофициальной структуре отношений.

Педагог влияет на группу еще тем, что связывает ее с другими группами. Участие в общешкольном собрании или слете, включение в соревнование с другими группами, совместный с ними труд, отдых или спортивные занятия также отражаются на состоянии школьников.

Таким образом, изменяя количественный, возрастной или половой состав группы, изменяя ее официальное устройство, включая ее в совместную деятельность или отношения с другими группами или организациями, педагог оказывает влияние на внутриколлективные взаимоотношения в своей группе.

Непосредственно воздействовать на неформальные отношения в группе воспитатель может через личное общение с отдельными воспитанниками и особенно активистами. Задача облегчается тогда, когда воспитатель обладает авторитетом в глазах школьников и когда он вызывает у них симпатию.

Мы рассмотрели разные каналы и способы воздействия воспитателя на внутригрупповые отношения детей. Мы убедились, что у воспитателя есть немало возможностей для такого влияния.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных