Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вклад Н.Я. Никифоровского в развитие исторического краеведения Беларуси.




Николай Яковлевич Никифоровский (1845-1910) родился в селе Вымно Велижского уезда Витебской губернии.

В сентябре 1861г. Никифоровский как лучший ученик был принят в Витебскую духовную семинарию на государственное обеспечение. Готовясь стать священником, он начал усиленно собирать материал для будущей борьбы с пережитками язычества в народном ировосприятии и, в частности, материал о древних народных верованиях и приметах, которые сохранились в быте крестьян.

Появление в Витебске известного уже своими работами по русской этнографии П.В. Шейна усилило заинтересованность Никифоровского к изучению быта, культуры и творчества своего народа. Разосланные Шейном программы по собиранию фольклорных и этнографических материалов попали и в руки Никифоровского, который стал заочным корреспондентом Шейна.

Окончательно стать на самостоятельный путь по этнографическому изучению родной Витебщины Никифоровскому помогает Этнографический отдел Товарищества любителей природоведения, антропологии и этнографии, который в 1892г. начинает издавать серию его очерков под общим названием “Нарысы Витебскай Беларуси”.

С середины 90-х годов начинается тесное сотрудничество Никифоровского с Я.Ф. Карским. С этого времени Никифоровский становится активным сотрудником ряда товариществ, которые проводили этнографическое изучение Беларуси. За капитальные работы по духовной и материальной культуре белорусов он неоднократно награждается научными товариществами.

Наибольшую ценность имеют его этнографические работы «Нарысы простанароднага жыцця-быцця ў Віцебскай Беларусі і апісанне прадметаў ужытку» (1895), «Нарысы Віцебскай Беларусі» (1892—1899), «Простанародныя прыкметы і павер'і, забабонныя абрады і звычаі, легендарныя паданні аб асобах і мясцінах» (1897), а также фальклорные сборники «Простанародныя загадкі» (1898), «Беларускія песні-частушкі» (1911), «Паўпрыказкі і паўпрымаўкі, якія ўжываюцца ў Віцебскай Беларусі» (1911 — 1928).

Таким образом, научная деятельность Н.Я. Никифоровского была плодотворной и колоритной. Как и многие представители передовой культуры (Насович, Романов, Карский) Никифоровский всю свою жизнь до последних дней отдал делу изучения белорусского народа. Своими исследованиями по этнографии, фольклору и истории Беларуси он защищал свой народ от разных фальсификаторов истории, которые отрицали его право на самостоятельное национальное развитие.

Работы Николая Яковлевича Никифоровского, его словари живого народного языка представляют неисчерпаемый источник для всестороннего изучения быта народа, его материальной и духовной культуры, устнопоэтического народного творчества и истории.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных