ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
3 страница. ü Функциональность деталей устепает место пышному лепному убранствуü Функциональность деталей устепает место пышному лепному убранству ü Нарушается чуткость ордерного канона ü Наличие сложных антаблементов, наличников, сандриков ü Раскреповка ü Скульптура в качестве украшения. Императорские и усадебные дворцы создавались в единстве с садами и парками, которым присуща регулярная планировочная система с прямолинейными аллеями, подстриженной древесной растительностью и орнаментными цветниками. В данном разделе особо следует отметить о творениях обер-архитектора Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 гг.), творчество которого достигло апогея в 1740-1750 гг. К основным произведениям относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге; дворцы в Курляндии (Латвия), в Рундаве и Митаве (Елгава); дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы — Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они характеризуют стиль барокко середины XVIII века в России. Одновременно с Ф. Б. Растрелли работал архитектор Чевакинский С. И. (1713-1770 гг.). Наиболее замечательным творением Чевакинского С. И., сохранившимся до наших дней, было проектирование и постройка громадного двухэтажного Никольского военно-морского собора (1753-1762 гг.) в Петербурге. Учеником Чевакинского являлся будущий архитектор В. И. Баженов. 29. Пышное барокко: творения Б. Растрелли и С. Чевакинского.
Стиль барокко достиг общественного признания и популярности в середине в середине XVIII века. Для этого периода характерно строительство дворцов, усадеб, храмов. Высокое барокко выражало абсолютизм и олицетворяло государственное могущество России. Стиль "Елизаветинское барокко" характерен неисчерпаемым разнообразием декоративного убранства, пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм. ü Функциональность деталей устепает место пышному лепному убранству ü Нарушается чуткость ордерного канона ü Наличие сложных антаблементов, наличников, сандриков ü Раскреповка ü Скульптура в качестве украшения. Растрелли Бартоломео Франческо [1700,Париж-1771,Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725-30. В 1730-63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732-33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736-40) и Митаве (ныне Елгава, 1738-40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Растрелли к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в. В зрелый период (1740-1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Растрелли под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Растрелли сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. - деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741-44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748-67 архитектором И.Ф. Мичуриным). В последней Растрелли, творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747-52 Растрелли работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Растрелли расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и "корпус под гербом", заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Растрелли характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М.И. Воронцова (1749-57) и С.Г. Строганова (1752-54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Растрелли. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Растрелли необычайную пластичность. Растрелли широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Растрелли перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752-57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру - Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Растрелли - Смольный монастырь (1748-54) и Зимний дворец (1754-62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли. С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня).. Умер Растрелли в Петербурге в 1771. Савва Иванович Чевакинский (1709—между 1774 и 1780; по другим данным — 1783) — русский архитектор, представитель стиля барокко. Работал в Санкт-Петербурге и Царском Селе. Родился в дворянской семье в селе Вешки Новоторжского уезда, Тверской губернии. В 1729 году был определён в Морскую академию в Петербурге, откуда в 1734 году ушёл в Измайловский полк. По требованию Адмиралтейств-коллегии был исключен (за самовольный уход из академии) из полка и поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова, под руководством которого проработал семь лет. В 1739 году начал самостоятельную творческую деятельность. В 1741—1767 годах — главный архитектор Адмиралтейств-коллегии. В 1745—1760 годах был архитектором Царского Села, руководил работами по реконструкции дворцово-паркового ансамбля. Здесь Чевакинский возвел по своим проектам два корпуса (Церковный и Зал), соединенными галереями с центральной частью дворца, павильон «Монбижу», дома для дворцовых служащих, участвовал в создании павильона «Эрмитаж». Дворец Шувалова, Санкт-Петербург Крупнейшей постройкой Чевакинского в Петербурге является Никольский морской собор (1753—1762) с отдельно стоящей ярусной колокольней (1756—1758). Им же перестроено здание Кунсткамеры. Чевакинским также созданы дома-особняки: Шереметевых на Фонтанке (Фонтанный дом, 1750—1755, совместно с Ф. С. Аргуновым и дом И. И. Шувалова на углу Малой Садовой (дом 1) и Итальянской (дом 25) (1749—1756, перестроен в XIX веке). C 1755 по 1758 год Чевакинский был архитектором Академии Наук. В эти годы у него учились В. И. Баженов и И. Е. Старов.
30. Санкт-Петербург – центр русского Просвещения.
Эпоха просвещения в Европе: Движение правительства имело задачей: - создание идеальной модели общественного устройства, основанной на торжестве разума; - установление царства: свободы, равенства, братства на земле. Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира — Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России. Академия наук 1783г (Джакомо Кваренги) Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Екатерина Романовна Дашкова С 1783 г – президент Академии Наук и Российской академии (Академия русского языка и литературы) Учреждает учебное заведение для женщин. Смольный институт для благородных девиц (здание правительства) – Джакомо кваренги Екатерининский институт для девиц мещанского происхождения – Д.Кваренги Александровский институт (Фельтен) Академия художеств (1764-1788)- принимали даже крепостных детей, но обязательно талантливых – А.Ф. Кокоринов, Ж.Б. Валлен-Деламот Президенты: Иван Иванович Шувалов, Иван Иванович Бецкой Портретная живопись 18в. – Русский музей Малый Эрмитаж (Основание Эрмитажа 1764 как музея) –Ж,Б. Валлен-Деламот; здание строится для эрмитажных коллекций Эрмитажный театр (1783-1787) (Фельтен) Большой каменный театр – Иван Афанасьевич Дмитриевский
31. Памятник Екатерине II – эпоха в 10 биографиях.
О самом памятнике: Памятник был заложен 24 ноября 1869 года, открытие же состоялось в 1873 году. День был выбран не случайно: по церковному календарю, это День святой Екатерины. Установлен на площади Островского, недалеко от Александринского театра. Проект был разработан М.Микешиным. Над статуей Екатерины II работал скульптор М. Чижов. Он изобразил императрицу в длинной мантии со скипетром в правой руке и лавровым венком в левой. Высота скульптуры четыре с лишним метра, она выглядит монументально и величественно. Фигуры выдающихся людей екатерининского времени выполнил скульптор А. Опекушин. Все фигуры вылиты из бронзы, плита – гранитная. В основание памятника был положен ящичек с золотыми и бронзовыми монетами и медалями. В подборке медалей символично соединялись важные события двух царствований: восшествие Екатерины II на престол, присоединение Крыма и Тамани, принятие Грузии в русское подданство, возвращение русских областей от Польши — и то, что происходило уже при Александре II: его коронация, освобождение крестьян, покорение Западного Кавказа. В верхней части памятника, на постаменте - скульптура Екатерины II, вокруг постамента, у ее ног - остальные фигуры - военачальники П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А.В.Суворов, секретарь Екатерины II А. А. Безбородко, президент Академии художеств И. И. Бецкой, флотоводцы А. Г. Орлов, В. Я. Чичагов, поэт Г. Р. Державин, президент Российской академии Е. Р. Дашкова.. В феврале 1865 года модель памятника была утверждена. Все скульптуры имеют большое портретное сходство и исполнены очень реалистично, известно даже, что для работы над памятником из Эрмитажа были выданы бюсты Екатерины, Румянцева, Потемкина, Суворова, Бецкого, Безбородко, Дашковой, Державина, художники изучали подлинные костюмы екатерининской эпохи. 10 биографий: 1)Екатерина II Она облачена в широкое, скрывающее очертания фигуры платье, плечи покрыты порфирой, из-под которой ниспадает мантия. На лице Екатерины запечатлено выражение спокойного величия. На голове венец и ветви лавра. Важное смысловое значение имеют детали, почти не видные зрителю снизу: муаровая лента на груди и кованая цепь ордена Святого Андрея Первозванного — высшей награды России. Скипетр — знак державной власти — царица держит легко и уверенно. В левой ее руке — лавровый венок. Вновь и вновь остроконечные лавровые ветви напоминают о славе екатерининского царствования. 2) Григорий Потемкин Прямо под вензелем, у ног императрицы, — изваяние ее ближайшего советника и друга Григория Потемкина. Его фигура занимает центральное место в группе из трех фельдмаршалов, военачальников Екатерины Великой. Он единственный из изображенных, среди наград и лент которого жалованный портрет Екатерины. Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739—1791) впервые обратил на себя внимание царицы будучи 23-летним вахмистром Конной гвардии. Он был награжден, среди других активных участников переворота 1762 года, званием камер-юнкера, серебряным сервизом и четырьмя сотнями крепостных душ (всего тогда было роздано 18 тысяч). Однако подлинное увлечение Екатерины началось позднее. Это не было очередным капризом. Легенда гласит, что тайное венчание царицы с возлюбленным состоялось в 1775 году в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот в Москве. Как всякий фаворит, Потемкин сразу был осыпан чинами и наградами, но проходили годы, целых 16 лет, а светлейший не терял своего места у трона. Екатерина сделала верный выбор. Потемкин отличался не только могучим телосложением и неукротимым темпераментом, но был одним из выдающихся государственных умов своего времени. Его организаторские способности особенно выявились в освоении так называемой Новороссии — южных земель, вошедших в состав империи в результате турецких войн. Среди заслуг Потемкина основание Одессы, Херсона, Севастополя, Екатеринослава, создание Черноморского флота, во 2-й Турецкой войне, будучи главнокомандующим, он по достоинству оценил полководческий дар Суворова, который получил по его протекции титул графа Рымникского. Григорий Потемкин с гордо откинутой головой, благосклонной улыбкой, поигрывая фельдмаршальским жезлом, попирает ногой турецкую чалму с полумесяцем. Его внимание поглощено беседой с Суворовым, непринужденно опершимся коленом на выступ волюты. 3) Александр Суворов Светлейший князь Италийский, граф Александр Васильевич Суворов (1730—1800) начал боевую службу тринадцатилетним мальчиком в Семеновском полку. Уже в Семилетней войне Суворов проявил отчаянную храбрость и светлый ум. Его «наука побеждать» рождалась в боевых операциях, значение которых далеко не общепризнанно. Первые ордена он получил в кампаниях по усмирению и разделу Польши, ему доверили доставить в Москву вожака крестьянской войны Емельяна Пугачева. Наиболее значительные победы Суворова одержаны им во 2-ой Турецкой войне. Тогда он был удостоен высокой боевой награды — ордена Святого Георгия 1 -и степени. В отличие от других вельмож, изображенных на памятнике с одной или двумя звездами, у Суворова их три: Андреевская, Георгиевская и Владимирская; на шее крест Святой Анны — полководец был награжден всеми орденами Российской империи и многими иностранными. К беседе екатерининских орлов прислушивается фельдмаршал Румянцев, сидящий справа от Потемкина. Он значительно раньше их вступил на путь ратной славы. 4) Петр Румянцев Граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725—1796) тридцатилетним генерал-майором одержал победу в одном из важных сражений Семилетней войны — при Грос-Егерсдорфе. Елизавета наградила его орденом Александра Невского, Петр III удостоил Андрея Первозванного, Екатерина, упразднив гетманство на Украине, назначила его генерал-губернатором в Киев. Особое положение фельдмаршала при дворе, несмотря на смену правителей, отчасти связано с тем, что он считался внебрачным отпрыском Петра Великого. Но прежде всего причина, конечно, кроется в его выдающихся полководческих способностях, наиболее ярко проявившихся в 1 -и Турецкой войне, когда Румянцев был главнокомандующим. Выгодный для России Кючук-Кайнарджийский мир принес Румянцеву титул Задунайского, алмазный маршальский жезл, лавровый венок и бриллиантовые знаки Андреевского ордена. В его честь была выбита медаль. За спиной Суворова, справа, — группа из двух фигур, символизирующая государственную и филантропическую деятельность мудрой императрицы. За обсуждением архитектурного чертежа (возможно, Воспитательного дома или Академии художеств) запечатлены Безбородко и Бецкой. 5) Александр Безбородко Светлейший князь граф Александр Андреевич Безбородко (1747—1799) отличался острой памятью и умением точно и быстро оценивать ситуацию. Эти его способности привлекли внимание графа П.А. Румянцева, в ведомстве которого началась служебная карьера будущего канцлера. В двадцать восемь лет, по рекомендации фельдмаршала, Безбородко стал секретарем по принятию челобитных императрице. Екатерина, умевшая находить и ценить нужных людей, сохраняла к нему свое расположение до конца дней. Далее он стал фактическим руководителем внешнеполитического ведомства России, хотя звание канцлера (министра иностранных дел) он получил уже при Павле I, как и титул светлейшего князя. Необыкновенная благосклонность императора, не любившего тех, кто нравился Екатерине, наводит на предположение о каких-то особенных заслугах Безбородко. Возможно,будучи доверенным лицом покойной императрицы, Безбородко знал о ее намерении передать престол через отца внуку Александру и своевременно предупредил об этом Павла. 6) Иван Бецкой Иван Иванович Бецкой (1704—1795) занимал при дворе Екатерины исключительное положение. Отсутствие титулов не мешало ему оставаться в числе ближайших советников императрицы. До 1762 года Бецкой жил в основном за границей. Петр III назначил его главным директором Канцелярии от строений. В этой должности Бецкой фактически руководил осуществлением всех значительных архитектурных проектов екатерининского царствования. Но главный его интерес заключался не в этом. Бецкой, получивший прекрасное европейское образование, стремился создать в России новую породу людей, способных воспринять передовые идеи времени. Для этого он преобразовал систему закрытых учебных заведений, включая кадетские корпуса, основал Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), коммерческое и мещанское училища, два воспитательных дома для сирот в Москве и Петербурге, реорганизовал Академию художеств, президентом которой был назначен. В следующей группе — два флотоводца, поглощенные беседой. В соседстве Чичагова и Орлова-Чесменского угадывается замысел напомнить об успехах Российского флота на севере и на юге: на Балтике и в Средиземноморье. 7) Василий Чичагов Василий Яковлевич Чичагов (1726—1809), начавший морскую службу шестнадцатилетним гардемарином, в 1760-е годы был руководителем секретной морской экспедиции, дважды пытавшейся пройти через льды северных морей на Камчатку мимо Гренландии. В дальнейшем он был начальником Архангельского, Ревельского и Кронштадтского портов, принимал участие в войнах с турками. В 1789 году стал командующим Балтийским флотом. На следующий год началась война со Швецией, и тут Чичагову удалось одержать одну за другой две блестящие победы над вражеским флотом под Ревелем и Выборгом. Это принесло ему Андреевскую звезду и орден Святого Георгия 1 -и степени. Чичагов, не занимавший видного положения при дворе, не без робости смотрит в сторону импозантного Орлова, будто не замечая трофейного шведского флага на своем колене. 8) Алексей Орлов Из пяти любимцев гвардии — братьев Орловых (Иван, Григорий, Алексей,Федор и Владимир), обеспечивших успех дворцового переворота 28 июня 1762 года, — граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский (1737—1807) сыграл наиболее эффектную роль. Именно он примчался на коне в петергофский Монплезир, поднял с постели Екатерину и доставил в столицу, где «матушку- царицу» ждали гвардейские полки, возведшие ее на престол. Первое десятилетие царствования Екатерины прошло под сильным влиянием князя Григория Григорьевича Орлова (1734—1783), заменить которого в сердце императрицы смог лишь Потемкин. Алексей Григорьевич получил почетный титул Чесменского в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов, когда осуществлял общее командование сухопутными и морскими силами России в кампании на Средиземном море. Завершая обход памятника, зритель подходит к фигурам Державина и Дашковой, символизирующим искусства и науки, процветавшие в век Екатерины. 9) Гавриил Державин Гавриил Романович Державин (1743—1816) обратил на себя благосклонное внимание императрицы напечатанной в 1783 году одой «Фелица». Поэт, получивший за свою оду золотую табакерку с 500 червонцами, мог, казалось, рассчитывать на то, чтобы войти в круг влиятельных царедворцев. Некоторое время он даже был статс-секретарем императрицы и пользовался правом входить в ее кабинет с докладами. Однако карьера чиновника Державину не удалась. Его стремление решать дела по справедливости, излишнее усердие в поисках истины оказались неуместными, и царица велела отставить его от всех дел, сохранив ж за ним чин сенатора. «Пусть пишет стихи», — сказала Екатерина, и, действительно, имя Державина навсегда осталось в первом ряду русских поэтов. 10) Екатерина Дашкова Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743—1810) изображена скульптором углубившейся в чтение книги. Благодаря ее увлечению серьезной литературой, за ней рано утвердилась репутация ученой девушки — она знала три языка, была знакома с философией французских просветителей. Познакомившись в пятнадцать лет с великой княгиней Екатериной Алексеевной, она стала ее восторженной и романтической почитательницей. Муж Екатерины Романовны, князь Михаил Иванович Дашков, был близок к кругу графа Никиты Ивановича Панина, воспитателя великого князя Павла Петровича. В этом кругу зрели намерения отстранить от престола Петра III и до совершеннолетия Павла передать власть его матери, Екатерине. 19- летняя княгиня Дашкова искренне считала, что является главной пружиной заговора, в котором, однако, играла второстепенную роль. В 1783 году Екатерина II назначила свою давнюю приятельницу директором Петербургской Императорской Академии наук, и тогда же, по замыслу Дашковой, была основана Российская Академия — учреждение, занимавшееся составлением словаря русского языка. Как президент этой академии и директор Петербургской Академии наук Дашкова много сделала для организации различных исследований и научных экспедиций.
32. Истоки и своеобразие русского классицизма. Классицизм в архитектуре Петербурга.
Классицизм отражает идеалы эпохи Просвещения. В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления – зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране. Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения. Основные принципы классицизма: ü Культ разума ü Культ гражданского долга (подчинение личностных интересов общественным) ü Герой произведений – человек вообще ü Композиционная строгость, симметрия, соблюдение правил ü Единство времени, места, действия ü Подражание античности ü Подражание природе Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы. Декоративный стиль барокко перестал соответствовать экономическим возможностям круга заказчиков, все расширяющегося за счёт мелкопоместных дворян и купечества. Перестал он отвечать также изменившимся эстетическим воззрениям. Отражение принципов классицизма в архитектуре: Гражданский пафос, культ государства: наибольшее значение приобретает строительство общественных зданий. Рационализм, красиво то, что разумно: • ясность планов, геометрическая простота композиции; • четкость, строгость линий, симметрия фасадов; • функциональность всех деталей. Подражание античным образцам: • главенствующая роль ордера: соотношение несущих и несомых конструкций; • двухъярусное строение зданий; • особая роль скульптуры; • обилие колонн, использование аркад, куполов; • одинаковая (преимущественно прямоугольная) форма окон; • треугольная форма фронтонов и сандриков; Меняется цветовая гамма: цвета классицизма палевый, желтый. Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Экономика страны привела к образованию обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли, что способствовало продуктивности помещичьих хозяйств, ремесленного и промышленного производства. В результате чего возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения. К ним относились торговые постройки: гостиные дворы, рынки, ярмарочные комплексы, контрактовые дома, лавки, разнообразные складские сооружения. А также уникальные здания общественного характера – биржи и банки. В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов – пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счёт жилой застройки усадебного типа. В условиях огромного строительства, разворачивавшегося в городах и помещичьих усадьбах, возросших строительных нужд, архитектурные приёмы и многодельные формы барокко, изысканно-сложные и пышные, оказались неприемлемыми, так как декоративность этого стиля требовала значительных материальных затрат и большого количества квалифицированных мастеров различных специальностей. Исходя из сказанного, возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Таким образом, глубокие внутригосударственные предпосылки материального и идеологического характера обусловили кризис стиля барокко, его отмирание и привели в России к поискам экономичной и реалистичной архитектуры. Поэтому именно классическая архитектура античности, целесообразная, простая и ясная и вместе с тем выразительная, послужила эталоном красоты, стала своего рода идеалом, основой формирующегося в России классицизма. В этот период в России работали известные архитекторы мирового масштаба: Ю.М. Фельтен и К.М.Бланк, итальянец А.Ринальди, француз Т.Б. Валлен-Деламонт. Рассматривая данный период в хронологической последовательности возведения строений следует отметить, что классические формы и ясные композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность. Необходимо рассмотреть основные творения зодчих, сохранившиеся до наших дней. Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) – Китайский дворец (1762-1768 гг.) в Ораниенбауме. Интерьер дворца свидетельствует о высоком художественном мастерстве зодчего. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью. Среда парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются величавой красотой – Большой зал, Овальный зал, зал Муз. Китайский кабинет с элементами убранства, Стеклярусный кабинет. Павильон Катальной горки (1762-1774 гг.) хорошо сохранившийся трехэтажный павильон с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этаже. Павильон в Ломоносове единственное сохранившееся напоминание о народных развлечениях. Мраморный дворец (1768-1785 гг.) относится к уникальным явлениям Петербурга и России, благодаря многоцветной облицовке фасадов. Трехэтажное здание расположено на участке между Невой и Марсовом полем и имеет П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор. Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) составляет трехэтажный с проходной галерей, внизу основной корпус дополненный пятигранными шести ярусными видовыми башнями и дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. После передачи дворца царевичу Павлу (1783 г.) был перестроен внутри и дополнен замкнутыми каре по концам первоначальной композиции В.Ф.Бренна.
33. Ранний классицизм: творчество А. Ринальди, А.Ф. Кокоринова, Ж.-Б. Валлен-Деламота
Ранний классицизм в архитектуре Петербурга датируется примерно 1760-1780 годами. Это время в истории России часто называют эпохой «просвещённого абсолютизма», подчеркивая противоречивый характер правления Екатерины Великой. Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции. Одним из первых зданий в стиле раннего классицизма являлся дворец графа К. Г. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 годах А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом. В архитектуре дворца использованы элементы ионического и коринфского ордеров, аркады, барельефы, хотя в отделке фасада ещё заметно влияние барокко. Торжественность дворца подчеркивал парадный двор с высокой оградой и монументальными воротами, выходящими на набережную. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|