Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






6 страница. Дачное строительство.




Дачное строительство.

Приютино – усадьба Олениных. Одна из немногих сохранившихся до наших дней усадеб первой половины XIX века под Петербургом. Приютино представляет собой редкий образец усадебного комплекса, выстроенного из красного неоштукатуренного кирпича. Ряд усадебных построек обнаруживает влияние большого друга семьи Николая Александровича Львова (прямых свидетельств его участия обнаружить не удалось).

Марьино – усадьба Строгановых-Голицыных. Центром композиции ансамбля является трехэтажное здание дворца с боковыми одноэтажными флигелями, образующими по обеим сторонам парадного двора, несколько суживающегося к въездным воротам, два хозяйственных двора, соединенных с ним проездными арками. Дворец был построен в соответствии с проектом (1811-1812 гг.) курского архитектора Карла Ивановича Гофмана к 1820 году.

Дружноселье – усадьба Витгенштейнов

Костел-усыпальница - архитектор А.П. Брюллов.

Это поместье в 1826 году купил Петр Христофорович Витгенштейн для своего сына Льва Петровича. На месте деревянного одноэтажного дома в центре парка был построен барский каменный дом в два этажа. В настоящее время в доме располагается туберкулезная больница. В парке усадьбы сохранился костел (эклектика), который был построен по проекту А. П. Брюллова в честь рано умершей Стефании Радзивилл, жены Льва Петровича Витгенштейна. Позднее костел стал усыпальницей князей Витгенштейнов.

Рождествено - Архитектор здания неизвестен. Имением владел Владимир Владимирович Набоков.

Извара. Музей-усадьба Н.К. Рериха, архитектор неизвестн.

В течение XVIII в. усадьба переходила из рук в руки. В 1855 г. у М.Ф. Хитрово усадьбу купил К.П. Веймарн. В 1872 г. Извару приобретает К.Ф. Рерих, нотариус Санкт-Петербургского окружного суда. Рерихи владеют усадьбой Извара в течение 28 лет.

Торосово – усадьба Врангелей.

Усадьба в деревне Торосово была построена в середине XIX века для генерал-лейтенанта барона Михаила Георгиевича Врангеля. В 1870-е годы на холме среди парка возвели двухэтажный кирпичный дом, отдаленно напоминавший средневековые европейские рыцарские замки.

Белогорка – дача Елисеевой. Построена в начале ХХ века в стиле модерн по проекту арх. В. П. Тавлинова. Владелицей усадьбы была дочь А. Г. Елисеева – Елизавета Александровна Фомина.

 

54. Архитектурно-художественный образ Петербурга конца XIX – начала XX в.

 

На рубеже XIX—XX вв. в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Его отличает подчёркнутая строгость отделки. Мастера использовали грубую кладку из неотёсанного камня (серого карельского гранита) в сочетании с цементной штукатуркой, поверхность которой напоминала болотные мхи. Постоянный спутник северного модерна — скульптурный рельеф. Он украшал не только фасады домов, но и интерьеры. Самыми популярными были растительные мотивы и изображения птиц: сов, филинов, цапель. На лестничных клетках архитекторы нередко помещали витражи с изображением цветов, листьев, диковинных птиц, грифонов.

В Петербурге одним из основных архитектурных типов стал доходный дом, обычно в пять — семь этажей. На первом этаже размещались магазины, на втором — конторы, с третьего до мансарды — квартиры, сдававшиеся внаём. Они были различного качества и цены: чем выше, тем дешевле. Доходные дома соответствовали новой, деловой жизни города и придавали ему европейский вид.

Возводились в Петербурге также изысканные частные дома. Особняк знаменитой балерины Матильды Кшесинской на Кронверкском проспекте построен Александром Ивановичем Гогеном (1856—1914) в 1904—1906 гг. К двухэтажному жилому корпусу примыкает одноэтажный с анфиладой комнат: вестибюлем, парадными залами, столовой, зимним садом. Высокое выпуклое окно зимнего сада объединяет пространство особняка с внешней средой.

Одним из ведущих петербургских архитекторов рубежа веков был Фёдор Иванович Лидваль (1870—1945). Он родился в Петербурге в семье шведского подданного. Лидваль окончил Училище технического рисования, учился в Академии художеств.

Он строил банки, учебные заведения, доходные дома, гостиницы, особняки. Самое известное произведение мастера — доходный дом на Каменноостровском проспекте (1899—1904 гг.), принадлежавший его матери Иде Лидваль. Это комплекс корпусов разной высоты с большим парадным двором, открывающимся на улицу. Лидваль придал криволинейные очертания карнизам и оконным завершениям; на фасаде дома шестиугольные окна, характерные для северного модерна. В оформлении здания использованы разнообразные отделочные материалы: штукатурка, грубооколотый камень кофейных тонов и гладкая керамическая плитка.

В первое десятилетие XX столетия, в период расцвета модерна, в архитектуре начал возрождаться интерес к классике. Многие мастера использовали элементы классического ордера и декора. Но если для одних зодчих это были всего лишь детали, подчинённые общему замыслу, или просто украшения, то другие стремились воплотить сам дух классики, воссоздать её образ — главным образом русский ампир. Так постепенно сложилось особое стилистическое направление — неоклассицизм, который противопоставил свободным, стихийным формам модерна логику и ясность.

Модерн зародился в Англии в 1890-х гг.

Основные мировые школы модерна:

F Ар-нуво (Франция, Испания)

F Либерти (Италия)

F Сецессион (Австрия)

F Югендштиль (Германия)

F Национальный романтизм (Северные страны)

Около 1900 годов в Петербург пришел с Запада новый стиль – модерн.

Сторонники его стремились преодолеть многовековое господство традиционных форм и создать новую целостную художественную систему, выражавшую дух современности. Сущность нового стиля заключалась в его структурных принципах.

Принципы модерна

J Идея насыщения искусством всей окружающей человека среды.

J Синтез искусств.

J Роль красоты. ГЛАВНОЕ В МОДЕРНЕ самоценность новой «красоты», не подчиняющейся утилитарной целесообразности и технической логике.

J Эстетическое осмысление конструкции и функции, максимальная функциональность.

J Протест против монотонности декора эклектики, стремление к новизне, вплоть до эпатажа.

J Важнейший источник информации – мир природы. Натуральные материалы, природные мотивы, текучие линии (линии жизни).

J Здание рассматривается как целостный организм. Роль интерьера.

(Существенную роль играют новые конструкции и материалы: вогнутое стекло, металл и железобетон).

 

55. Модерн в архитектуре Петербурга.

Черты модерна в архитектуре Петербурга

Ранний модерн: 1895-1905гг.

Поздний модерн: 1900-1910гг.

Ø Свободный план, живописно-ассиметричная группировка объемов (проектирование «изнутри-наружу» от функции к форме)

Ø Множественность ракурсов и активное взаимодействие с окружающим пространством (дачное строительство)

Ø Ассиметричная композиция фасадов

Ø Разнообразные формы окон: овалы, трапеции, разновеликие проемы.

Ø Важнейший источник информации – мир природы

– пластические, текучие как бы самообразующиеся формы,

– гибкие линии верхнего обреза стены,

– наличие башен, вырастающих из тела здания,

– стелющийся по поверхности стилизованный растительный орнамент, перетекающий внутрь дома,

– наличие литых конструкций: кронштейнов, наличников, решеток, светильников, флюгеров,

– грубые, почти не обработанные глыбы камня,

– барельефы, изображающие мир природы (особенно характерны для северного модерна)

Синтез материалов:

камень, штукатурка с каменной крошкой, стекло (криволинейное стекло), железобетон.

Расширена цветовая палитра:

Мозаики (смальта).

Майолика. (Майолика – цветная обожженная глина, покрытая глазурью)

Цветной витраж.

На Каменном острове расположена группа особняков, относящихся к неоромантической ветви стиля модерн. (Дача Е.К.Гаусвальд, Дача архитектора Р.Ф. Мельцера)

Дача Е.К.Гаусвальд – один из самых ранних образцов петербургского модерна.

Дача Гаусвальд — деревянный особняк на Каменном острове в 1898 г. построен для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд.

Архитекторы Владимир Чагин и Василий Шёне.

Здания стиля модерн в Петербурге: Доходный дом Лидвалей (арх Ф.Д.Лидваль), Театр и магазин товарищества «Братья Елисеевы» (Г.В.Барановский), Здание акционерного общества «Зингер и Ко» (П.Ю.Сюзор), Витебский вокзал (арх. С.А.Бржозовский), Особняк М.Ф.Кшесинской (арх. А.И. фон Гоген),Мечеть (арх. Н.В. Васильев,С.С. Кричинский,А.И. фон Гоген), Здание Русского географического общества(арх.Г.В.Барановский),Буддийский храм(арх.Г.В.Барановский), Здание Ортопедического института (арх.Р.Ф.Мельцер), Дом архитектора А.Ф.Бубыря (арх. А.Ф.Бубыря; адрес: Стремянная,11)

Витебский вокзал. Отсюда в 1837 году прошла первая в России железная дорога на Царское Село и Павловск. Существующий вокзал возведен в 1901-1904 годах С.А.Бржозовским. Это самое значительное общественное здание Петербурга в стиле модерн. Динамична композиция крупных объемов. Интерьеры пространственно взаимосвязаны, раскрыты друг в друга проемами во внутренних стенах. Здесь убедительно реализована тенденция модерна к взаимопроникновению, перетеканию пространств.

 

56. От барокко к классицизму: путешествие по Васильевскому острову от Академии художеств до Таможни.

Академия художеств. Академия художеств, или "Академия трех знатнейших художеств" (то есть - живописи, скульптуры и архитектуры), как она изначально называлась, была учреждена по указу Елизаветы Петровны в 1757 году. В 1764 году, уже при Екатерине II, Академии был присвоен статус Императорской. Вплоть до того времени Академия размещалась в доме И. И. Шувалова на Садовой улице, но Екатерина II посчитала, что Академии нужно новое, более подходящее для ее нужд здание, для чего и был выделен участок на набережной реки Невы на Васильевском острове. Проект Академии разработали архитекторы А. Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот. Здание Академии художеств стало одним из первых в городе зданий в стиле раннего классицизма.

В архитектурном плане здание представляет собой прямоугольник с большим внутренним двором в центре и четырьмя малыми дворами по углам. Главный фасад здания обращен к Неве. Его украшают ризалит и портик из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Портик украшен статуями Геркулеса, держащего в руках яблоки и шкуру льва, что отсылает к его 1-му и 11-му подвигам, и Флоры – богини цветов, которая хочет увенчать героя венком или осыпать цветами. Уплощенный круглый купол здания украшен статуей Минервы – богини мудрости и честной войны. Внутренние помещения не менее величественны и нарядны, чем фасады здания. Многочисленные залы разнообразны по размерам и оформлению, но все они являются частью единой композиции. Среди прославленных выпускников Академии - художники (К. П. Брюллов,, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский), архитекторы (В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, В. П. Стасов). В 1830-34 гг К.А. Тоном были сооружены перед зданием гранитная пристать со сфинксами, привезенными из Египта.

Меншиковский дворец. Один из самых великолепных дворцов Спб был возведен в 1710-14гг для ближайшего сподвижника Петра 1 – князя А.Д. Меншикова. Строительство вел архитектор Фонтана, а затем Шедель. Здание обращено к Неве, которая служила главным проспектом города. Фасады обработаны 3-мя ярусами пилястр, которые членят стену на ровные ряды ячеек. Выступы ризалитов и боковые крылья выявляют объемность композиции. Высокая кровля, фигурные фронтоны с вазами и короной и элементы декоративного убранства ярко свидетельствуют о стиле барокко. Пространственным центром дворца явл высокий сквозной вестибюль с аркадами.

В глубине усадьбы был устроен регулярный сад, там же находились Посольский дворец и деревянные жилые корпуса. У берега стояла Воскресенская церковь со шпилем. Резиденция Меншикова служила местом торжественных приемов и ассамблей. С 1730-х гг участок принадлежал Кадетскому корпусу, для кот возводились новые здания и флигели, внутри дворца были сделаны большие переделки. Сейчас здесь размещается экспозиция Гос Эрмитажа, посвященная истории русской культуры 18 века.

 

 

Дворец Петра 2. Дворец Петра II был построен Доменико Трезини в двадцатые годы XVIII века на территории усадьбы Александра Даниловича Меншикова. Дочь Меншикова была обручена с Павлом Алексеевичем, именно поэтому в 1727 году на участке Меншикова был заложен новый дворец. До этого на этой территории находился дом дворецкого Меншикова – Федора Соловьева, который был отобран у него после заточения в тюрьму за неуплату государственных пошлин. Этот перестроенный дом образовал восточное крыло нового дворца. В середине XVIII века по проекту архитектора И.Г. Борхарда дворец окончательно достраивается. Здание имеет прямоугольную в плане форму. Главный фасад дворца обращен к набережной Невы. Главный центральный корпус – трехэтажный, а боковые флигели – двухэтажные. Внешний облик здания и отделка фасадов во многом схожи с Меншиковским дворцом. Это неудивительно, поскольку в проекте требовалось соблюдать цельность и единство стилистического облика этого участка набережной Невы. После того, как дворец окончательно достроили, его передали 1-му Кадетскому корпусу. В шестидесятые годы XIX века здесь открылся Императорский историко-филологический институт. В настоящее время в бывшем дворце Петра II размещаются восточный и филологический факультеты Санкт-Петербургского Государственного Университета.

12 коллегий. Возведено в 1722-42 годах для высших гос учреждений – коллегий, сената и Синода. История постройки связано с первым в России архитектурным конкурсом. Разработал проект и вел строительство Д. Трезини. Оригинальна композиция здания: оно состоит из 12 однотипных секций, вытянутых в линию. Необычна его ориентация – узким торцом к Неве. Главный фасад протяженностью около 400 м замыкал пространство огромной площади, которая должна была стать центральной в городе. Каждая секция имеет свою мансардную кровлю и центральный ризалит с фигурным фронотоном. Пилястры, объединяющие 2 верхних этажа, наличники окон с «ушками» и другие детали контрастно выделяются своим белым цветом на фоне оранжево-красной стены. Облик фасада дошел до нас видоизмененным (в 1760 – Вист-переделка). Сейчас в этом здании находится главный филиал СПБГУ.

Академия наук. В январе 1724 года Петр I подписал в Сенате «Определение об Академии». Она стала называться Императорской Академией наук и художеств. Сначала академия находилась близ домика Петра I, в двухэтажном доме П.П. Шафирова. В 40-е годы XVIII века в Академии начал работать выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. В 1728 году Академия занимала уже дворец Прасковьи Федоровны на Васильевском острове.
В 1783 – 1789 годах по проекту архитектора Дж. Кваренги на Университетской набережной специально для Академии наук было построено трехэтажное здание. Это здание стало чеканной формулой строгого классицизма. Монументальный лаконизм и холодная торжественность композиции, геометрически элементарный основной объем, аскетичная гладь стен противопоставлены восьмиколонному портику ионического ордера с треугольным фронтоном. Контраст между ними является главным выразительным приемом.

Кунсткамера. Первый в России естественнонаучный музей основан Петром 1 и назван Кунсткамерой. Здание на берегу Невы, у Стрелки Васильевского острова, строили в 1718-1734 Маттарнови, Гербель, Киавери, Земцов. Здесь находились также библиотека и обсерватория Императорской Академии наук. Высокая центральная башня явл главным вертикальным акцентом этой части города. Ступенчатые ярусы астрономической башни создают иллюзию взлет архитектурных масс. Это наиболее чистый образец барокко в архитектуре петровской эпохи. Подвижную игру форм башни еще сильнее оттеняют 2 симметричных крыла с плоскими фасадами. После пожара 1747 г здание простояло без верхней крыши до 1947-48 гг, когда она была восстановлена. Ныне в Кунсткамере наход Музей Антропологии и этнографии Петра 1 и мемориальный музей Ломоносова.

Биржа и Ростральные колонны. Здание Биржи с Ростральными колоннами расположено на Стрелке Васильевского острова, разделяющей Неву на 2 рукава. Ансамбль Биржи, созданный в 1805-10 гг Тома де Томоном, является главным фокусом в панораме центрального, самого широкого участка реки. Прямоугольник здания окружает мощная колоннада дорического ордера, поднятая на массивный гранитный стилобат. Образ Биржи исполнен величавого могущества. Аллегорические скульптурные группы подчеркивают ее связь с водной торговлей.Перед Биржей простирается полукруглая площадь, открытая к Неве. Она занимает искусственный мыс, насыпанный по замыслу Томона и огражденный гранитной набережной. По сторонам стоят 2 Ростральные колонны, у подножия которых застыли аллегорические фигуры из пудостского камня, символизирующие великие русские реки (Нева, Волхов, Днепр, Волга). В торжественной монументальности и пространственном размахе, обращении к античности и синтезе архитектуры и скульптуры в полный голос заявляет о себе стиль ампир. Строго симметричную композицию ансамбля завершили здания пакгаузов, план кот был намечен Томоном, построены были Лукини. В здании Биржи с 1940 года находится Центральный Военно-Морской музей.

Таможня. Таможенные службы разместились на стрелке Васильевского острова в 1730х годах, после повеления императрицы Анны Иоанновны о перенесении их сюда с Городского острова. Таможню разместили в бывшем доме К. А. Нарышкина. В начале XIX века старое здание перестало удовлетворять потребностям Таможни, было принято решение о строительстве нового. В мае 1824 года была создана Комиссия по постройке новых таможенных зданий в Санкт-Петербурге и Кронштадте, которая и занялась этим вопросом. Проект нового здания Таможни в стиле ампир составил архитектор И. Ф. Лукини. Во время представления проекта императору, Николай I внёс в него свои изменения. Он распорядился повысить башню и купол для наблюдения за прибывающими кораблями и организации здесь оптического телеграфа. Заложено здание Таможни было в августе 1829 года, строительство завершено в сентябре 1832 года. По углам фронтона были установлены три медные статуи: Меркурий, Нептун и Церера (древнеримские боги -покровителей торговли, мореплавания и плодородия). Во фронтоне установили часы. Башня этого здания завершила симметричную композицию стрелки Васильевского острова, она расположилась на противоположной стороне относительно башни здания Кунсткамеры. С 1927 года здесь расположен Институт русской литературы (Пушкинский дом) и Литературный музей. В 1999 году перед главным входом был установлен бюст А. С. Пушкина.

57. От барокко к ампиру и эклектике: дворцы Петербурга.

Воронцо́вский дворе́ц — дворец в центральной части Санкт-Петербурга, располагающийся на Садовой улице напротив Гостиного двора. Возведён архитектором Б. Ф. Растрелли в 1749—1757 годах для канцлера М. И. Воронцова. Дворец отличается богатым, нарядным декором фасадов и пышной отделкой интерьеров. Дворец украшают лепнина, золоченая резьба и другие элементы, сопутствующие стилю барокко.

От Садовой улицы дворец отделяет парадный двор и изящная ограда, выполненная из литого чугуна. За главным корпусом был регулярный сад, простиравшийся до Фонтанки.

Строительство и отделка дворца потребовали столь больших вложений, что в 1763 году граф Воронцов за долги был вынужден уступить его российской казне. По вступлении на престол Павла I дворец в конце 1790-х годов был передан Мальтийскому ордену, здесь же размещался Капитул российских орденов.

В 1798—1800 годах архитектором Дж. Кваренги во дворце устроена церковь Рождества Святого Иоанна Предтечи, а со стороны сада по его же проекту к главному корпусу пристроена Мальтийская капелла.

C 1810 по 1918 год во дворце размещался Пажеский корпус. После Октябрьской революции здесь разместилась Первая Петроградская пехотная школа командного состава РККА. В 1937 году на базе этой школы образовалось Ленинградское пехотное училище имени С. М. Кирова. В 1955 году здесь же разместилось Суворовское военное училище.

Аничков дворец - начал строиться в 1741 году по указу императрицы Елизаветы, только что вошедшей на престол в результате очередного переворота. Проект разноэтажного здания в виде растянутой буквы «Н» был создан одним из первых архитекторов новой столицы Михаилом Земцовым. Завершал строительство в стиле высокого барокко уже Б.Растрелли.

В это время Фонтанка служила окраиной города, а Невский проспект был ещё просекой. Таким образом, дворец должен был украсить въезд в столицу. От Фонтанки к дворцу был прорыт специальный канал, завершавшийся у входа небольшой гаванью. Отсюда и необычное положение дворца, стоящего к Невскому проспекту боком. Построенный дворец, напоминавший с устроенным рядом садом, фонтанами, цветниками Петергоф, Елизавета подарила Разумовскому, своему фавориту и морганатическому мужу. Впоследствии дворец неоднократно выступал в качестве подарка, обычно на свадьбу. После восшествия на престол Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского — Кирилла, сочла более всего уместным подарить его также своему фавориту графу Григорию Потемкину. К подарку были присовокуплены 100 тыс. рублей на обустройство дворца «по вкусу». В итоге дворец был переделан в 1776—1778 годах архитектором И. Е. Старовым в стиле классицизма, поэтому характерная для барокко разноэтажность постройки была уничтожена, лепнина исчезла, гавань засыпана. В результате дворец стал более строгим, но и монотонным.

В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной перед дворцом Фонтанки архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста. Александр I подарил своей любимой сестре великой княгине Екатерине Павловне как приданое на свадьбу с принцем Георгом Ольденбургским. В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского). После восшествия на престол и переезда в Зимний дворец, Николай переезжал сюда на время поста, здесь же проводились придворные балы. Когда в 1837 году Зимний дворец реконструировался после страшного пожара, августейшая семья переехала в Аничков и проживала в нем некоторое время. После смерти императора в 1855 году дворец был переименован в «Николаевский», однако название не прижилось. Во дворце воспитывался и его сын Александр, будущий Александр II, одним из его учителей был друг Пушкина поэт Василий Жуковский, который имел во дворце собственную квартиру. Он же обучал русскому языку императрицу Александру Федоровну. 23 ноября 1836 года на аудиенцию к императору был приглашён Александр Пушкин, от которого Николай потребовал воздержаться от дуэли.

В 1841 Николай подарил дворец, опять же на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции. В это время была построена глухая стена со стороны площади.

После революции недолго здесь просуществовал музей города, в 1925 году он был закрыт, и только 12 февраля 1937 года во дворце открылся Ленинградский Дворец пионеров, ныне Дворец творчества юных и Аничков лицей. Во время Великой Отечественной войны, 1 октября 1941 года во Дворце пионеров был открыт хирургический стационар. Он проработал всю первую блокадную зиму, приняв значительное количество раненых людей. Весной 1942 года госпиталь был переведён из Дворца, и в мае Дворец пионеров был вновь открыт для блокадных детей.

Дворец Белосельских-Белозерских. В 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён и на его месте в конце XVIII века архитекторы Тома де Томон и Ф. И. Демерцов построили первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Строительство современного дворца.

В 1847—1848 годах дворец был перестроен архитектором А. И. Штакеншнейдером, приобретя современный вид. Здание после перестройки в стиле нового барокко стало напоминать растреллиевские дворцы. Штакеншнейдер выполнил проект по заказу князя К. Э. Белосельского-Белозерского. В рамках этой работы были не только полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, но и возведены новые флигеля во дворе дома. Заново был создан не только внешний облик, но также и внутренняя отделка здания. Существует мнение, что прототипом здания послужил Строгановский дворец, выстроенный по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. В отделке фасадов дворца широко использованы художественные приёмы русского барокко XVIII века.

Для отделки дворца был приглашён скульптор Д. И. Иенсен. По его моделям были созданы фигуры атлантов и кариатид. Внутренняя отделка дворца была выполнена Штакеншнейдером, яркими примерами такой отделки стали широкая парадная лестница и мраморные камины. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решётке перил автор поместил изящные вензеля из инициалов владельца. Великолепно была отделана библиотека Белосельских-Белозерских: стены обиты резными деревянными панелями и затянуты шёлком, камин украшен рельефным узором, огромное зеркало в позолоченной раме.

 

Михайловский замок.

Общая планировочная схема Михайловского замка довольно проста. Она представляет собой квадрат со стороной немногим более ста метров и вписанный в него восьмиугольник внутреннего двора. Однако внутренняя планировка замка решена с необычайной фантазией. Ее отличает большое разнообразие пространственных архитектурных форм. Прямоугольные в плане помещения, выстроенные анфиладами, сменяются круглыми, треугольными, овальными залами, иные анфилады представляют сочетание разных геометрических форм.

Согласно принципам классицизма, постройка должна представлять собой симметричную, строго уравновешенную композицию. Такое впечатление сохраняется, если рассматривать какой-либо фасад Михайловского замка в отдельности. Но так как ни один фасад не является повторением другого, то объемно-пространственное решение замка представляет собой асимметричную композицию. Она позволяет находить при ее обзоре со всех сторон большое разнообразие перспективных видовых точек. Симметрию в плановом и пространственном решении в значительной степени сохраняет только восьмиугольный двор - центр всей архитектурной композиции. Сюда ведет один-единственный проезд, расположенный со стороны главного фасада. Изнутри проезд напоминает многоколонный зал или вестибюль с четырьмя рядами колонн, по шесть колонн в каждом ряду. Колонны поддерживают перекрытие бельэтажа, на котором покоится главный Воскресенский зал, носящий то же название, что и въездные ворота.

Несмотря на различные решения фасадов, замок воспринимается целостным объемом, благодаря постепенному переходу от одного фасада к другому, что достигается системой раскреповок и скругленных углов.

Композиция главного фасада была построена на постепенном нарастании архитектурных масс и скульптурного декора от периферии к центру. На фоне гладких стен рельефно выступает значительных размеров ризалит с мраморными колоннами, объединяющими два верхних этажа. Каждой колонне когда-то отвечала располагавшаяся над карнизом круглая скульптура, изображавшая в аллегорической форме одну из областей России.

Центральный портик с такими же, но сдвоенными колоннами облицован разноцветным мрамором, обработанным крупным рустом, украшен двумя обелисками с военной арматурой и вензелем Павла I. Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира. Завершил композицию фасада треугольный фронтон с барельефом и ступенчатый аттик, увенчанный скульптурной группой работы воспитанника Академии художеств академика М. П. Александрова-Уважного. Из скульптурных произведений сохранился только барельеф в тимпане фронтона на тему «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный скульпторами братьями Стаджи-Пьетро, Джакино и Лоренцо.

Не менее интересен фасад со стороны Летнего сада и реки Мойки. Не случайно архитектор решил его как садовый, связав фасад с Летним садом, потерявшим к тому времени регулярный вид и превратившимся в пейзажный.

Широкие пологие марши огромной лестницы осуществили плавный переход из окруженного зеленью пространства к галерее-лоджии, напоминающей раскрытый в сторону сада обширный вестибюль, как бы приглашающий в помещения замка. Использованные здесь живописные барочные приемы - чередование западающих, и выступающих частей, обилие декоративной скульптуры - позволили Бренне еще теснее связать Михайловский замок с создававшимся природным окружением.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных