ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
4 страница. Творчеством двух замечательных мастеров раннего классицизма отмечены также здание Императорской академии художеств на Васильевском острове (1764-1788 годыТворчеством двух замечательных мастеров раннего классицизма отмечены также здание Императорской академии художеств на Васильевском острове (1764-1788 годы, ныне Институт им. Репина, Университетская наб., 17); корпус «для игры в мяч» Кадетского корпуса (1771-1773 годы, ныне кафедра физической культуры и спорта СПбГУ, Университетская наб., 9); Малый Эрмитаж (1764-1775 годы, Дворцовая наб., 34); дворец графа А. П. Шувалова (1770-е годы, ныне Юсуповский дворец, наб. Мойки, 94). В этот период много проектов выполнил Ю. М. Фельтен, начинавший помощником Б.Растрелли, например, корпус «училища для мещанских девиц» Александровского женского института (1765-1775 годы, ул. Смольного, 3; ныне принадлежит Правительству Ленинградской области). Архитектура корпуса сдержанно строга, лишь выходящий к Неве фасад украшен портиками ионического ордера. По собственному проекту им построен «безордерный» Большой Эрмитаж (1771-1787 годы, Дворцовая наб., 34), основной упор в котором был сделан на внутреннем убранстве, а по проекту Ж. Б. Валлен-Деламота — Малый Эрмитаж. К ранним работам Ю. М. Фельтена, в которых ещё чувствуется влияние барокко, относятся также Армянская церковь (1771-1776 годы, Невский пр., 40-42; действует), лютеранские церкви святой Екатерины (((1768-1771 годы, Большой проспект Васильевского острова, 1; действует) и святой Анны ((1775-1779 годы, Кирочная, 8, с 2002 года на реставрации после пожара). Несколько зданий той поры построил Антонио Ринальди, хотя основные его работы находились в Гатчине, Царском Селе, Ораниенбауме. В Санкт-Петербурге можно видеть его монументальный Мраморный дворец (1768-1785 годы, Миллионная ул., 5; филиал Русского музея), впервые в городе облицованный натуральным камнем, и складской комплекс Тучков буян (1763-1772 годы, Большой проспект Петроградской стороны, 1а; ныне Военно-Космический кадетский корпус). Список архитектурных объектов, построенных в стиле раннего классицизма: Мраморный дворец – Ринальди Князь-Владимирский собор – Ринальди Дворец Разумовского – Кокоринов Валлен-Деламот Академия художеств – Кокоринов, Валлен-деламот Костел Святой Екатерины – Валлен-леламот
34. Строгий классицизм: творчество И.Е. Старова, Дж. Кваренги.
Строгий классицизм — период с 1780 года до конца XVIII века. Часто термин «Екатерининский» применятся к раннему и строгому классицизму одновременно, так как эти периоды приходятся на годы правления Екатерины Великой — 1762-1796 годы. Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувием и позже Палладио, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивы античных скульптур, декоративные элементы известных тогда древних цивилизаций. Таким образом, в этом периоде произошёл полный отказ от барокко. Некоторое упрощение, демократизация и типизация архитектурных форм и конструкций позволили нарождающимся классам буржуа и интеллигенции приблизиться в определённом смысле по положению к высшему дворянству и даже к царствующему дому. Городские и загородные усадьбы в стиле классицизма, отличавшиеся от дворцов в основном размерами, могли себе позволить и представители «среднего класса». Одним из первых переход к строгим канонам классицизма совершил Чарльз Камерон. Эта эпоха петербургской архитектуры отмечена такими именами, как В. И. Баженов, И. Е. Старов, Д. Кваренги, Н. А. Львов. Строго классические здания этих мастеров демонстрируют гармонию и функциональную завершенность композиции, пропорциональность и лаконичность форм. Ярким примером строгого классицизма служит величественный Таврический дворец (И. Е. Старов, 1783—1789 гг.). Барочные Анфиладные залы заменены центральными парадными залами. Параллельно фасаду вытянута Большая галерея, дополнительную чёткость которой подчёркивают парные колонны ионического ордера. Приглашенный на русскую службу Кваренги, в 1780 прибыл в Москву. Кваренги был поражен размахом русской столицы. В 1780-е годы Кваренги работал не покладая рук, справлялся с огромным числом поручений, Воспитанный на художественном наследии античности и эпохи Возрождения, Кваренги проектировал и строил сооружения, необходимость в которых была продиктована условиями исторического развития России. По проектам великого зодчего возводились усадебные дворцы и общественные здания не только в Петербурге и в Москве, но и на периферии страны. Первоначально заказы исходили от императрицы, а затем от государственных деятелей, придворных вельмож. Работая в Петербурге, Кваренги создал много известных и значительных сооружений. В 80-е годы зодчий проектирует и строит простое, но величественное здание Академии наук; под его руководством перестраивается каменный театр при Эрмитаже; создается ансамбль Александровского дворца. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I. Официальное признание зодчего санкт-петербургской Императорской Академии Художеств, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран почетным вольным общником Академии. По окончанию строительства Эрмитажного театра зодчий получил разрешение поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Там он жил до конца своих дней. В 1804 - 1807 годах зодчий создает в центре Петербурга великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа, постройка которого явилась важным звеном в коренном преобразовании центра столицы. В то же время Кваренги проектировал и строил почти одновременно два значительных здания учебно-воспитательного назначения: Екатерининский институт и Смольный институт благородных девиц. СТАРОВ. С 1774 работал над реконструкцией Александро-Невской лавры в Петербурге (изменил планировку ансамбля, создал круглую в плане площадь перед въездом в лавру, выстроил большой Троицкий собор, 1778—1790, и ограду с надвратной церковью, 1783—85). Строгой сдержанности внешнего облика собора, украшенного снаружи дорическим ордером, противопоставлены пышные коринфские колоннады и монументальная арка иконостаса внутри здания. В 1770—1780-е гг. С. создал усадебные ансамбли близ Петербурга — в Тайцах (ныне дом отдыха; строительство с 1774), Сиворицах (ныне больница; 1775—76) и Пелле (не сохранился; 1785—89), в которых достиг органического сочетания сооружений с окружающей природой. Наиболее значительная постройка С. в 1780-е гг. — Таврический дворец в Петербурге (1783—89). С 1800 до своей смерти С. стоял во главе строительного контроля при сооружении Казанского собора в Петербурге.
35. Романтическое направление в архитектуре Петербурга XVIII в.
Романтическое направление в архитектуре - Ю.М. Флеьтен, Н.А.Львов, Баженов, В. Бренна, А. Ринальди. Фельтен в неоготике - Чесменский дворец, Львов - Невские ворота Петропавловской крепости, Приоратский дворец в Гатчине, Троицкая церковь "Кулич и Пасха", Бренна - Крепость Бип в павловске, Гатчинский двоец (совместно с Ринальди).
36. Санкт-Петербург конца XVIII – начала XIX вв. Михайловский замок – исторический символ времени и архитектурный памятник города.
Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых. Второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. Процесс проектирование длился 12 лет. Указ о строительстве замка был издан 28 ноября 1796 года. Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, созданного архитектором Растрелли, в котором был рожден Павел I. Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. После убийства императора, через 40 дней после новоселья(12 марта 1801 года), Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришел в запустение. В 1823 году замок заняло Главное инженерное училище (сейчас ставшее Военный инженерно-технический университет) от которого пошло его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик. В 1829—1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев).В 1893—1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым. В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми. Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма. «Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым н а высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним». Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней (легенду о ней см. ниже). «Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже. Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком». Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры. «Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованны однотипно как подчиненные». В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.
37. Иконография Санкт-Петербурга XVIII в.
38. Отражение исторических событий первой четверти XIX в. в архитектуре Санкт-Петербурга. Новые подходы к застройке города.
В XIX в. образ города начинает господствовать над образом отдельного сооружения. От собственно регулярного плана архитектура переходит к пространственной композиции города. Скульптурное оформление Санкт-Петербурга, посвященное победе в войне 1812 г. скульптор Б.И. Орловский F Памятник М.И. Голенищеву-Кутузову F Памятник М.Б. Барклаю де Толли F скульптор Х.Д. Раух, архитектор К.И. Росси F Колонны Славы F архитектор О. Монферран, скульптор Б.И. Орловский F Александрийский столп F Казанский собор — храм русской воинской славы. В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества. Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма. Построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Освящен в 1811 году. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи. Колонны Славы. две гранитные колонны с венчающими их бронзовыми фигурами богини победы Ники. Колонны находятся недалеко от бывших казарм лейб-гвардии Конного полка (ныне Центральный выставочный зал) и призваны увековечить его подвиги в Отечественной войне 1812 года. Статуи богини Ники с лавровыми венками в руках были изготовлены по проекту скульптора Х. Д. Рауха в Берлине и подарены императору Николаю I королем Фридрихом Вильгельмом IV. Колонны Славы выполнены по проекту архитектора К. И. Росси из серого сердобольского гранита. Высота каждой колонны составляет 12 метров, из которых 2,5 метра занимают статуи. Автор Колонн, итальянец по происхождению, Карл Иванович Росси. 1844-1845 гг. - создание статуй богини Ники в Берлине (архитектор Х. Д. Раух). Александрийский столп. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Общая высота сооружения 47,5 м. Общий вес сооружения 704 тонны. Пьедестал колонны, украшенный с четырёх сторон бронзовыми барельефами, был отлит на заводе Ч. Берда в 1833—1834 годах. Скульпторы П.В. Свинцов, Е. Балин, И. Леппе. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Е. Балин. Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии.В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов. Кроме доспехов и аллегорий на пьедестале с северной (лицевой) стороны изображены аллегорические фигуры: крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску, на которой гражданским шрифтом надпись: «Александру Первому благодарная Россия». Под доской изображена точная копия образцов доспехов из оружейной палаты. Симметрично расположенные фигуры по бокам вооружения (слева — прекрасной молодой женщины, облокотившейся на урну, из которой изливается вода и справа — старика-водолея) олицетворяют реки Вислу и Неман, которые были форсированы русской армией во время преследования Наполеона. На других барельефах изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, а, кроме того, на пьедестале изображены аллегории «Победа и Мир» (на щите Победы начертаны года 1812, 1813 и 1814), «Правосудие и Милосердие», «Мудрость и Изобилие». На верхних углах пьедестала расположены двуглавые орлы, они держат в лапах дубовые гирлянды, лежащие на выступе карниза пьедестала. На лицевой стороне пьедестала, над гирляндой, посередине — в кружке, окаймлённом дубовым венком, Всевидящее Око с подписью «1812 года». Фигура ангела. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. По другим сведениям фигура ангела — скульптурный портрет петербургской поэтессы Елисаветы Кульман. Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир. К концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым. Такое название памятнику было дано в связи с его расположением у начала дороги на Нарву. Были построены в честь победы России в войне 1812 года. На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках: "Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)". Спустя десять лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Архитектор Стасов сохранил в целом замысел Кваренги и 26 августа 1827 в годовщину Бородинского сражения был заложен первый камень. Особенность проекта новых ворот состояла в том, что конструкцию создавали из кирпичной кладки, обшиваемой медными листами. Из медных листов создана и скульптурная группа: шестерка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Искусствоведы отмечают, что скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов, столь характерной для монументально-декоративных произведений этого времени. Арка главного штаба была построена как главный и завершающий монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года. К. Росси, проектируя главную площадь молодой столицы, решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой. Архитектор поступил логично, пригласив трех скульпторов: С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского. Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь. Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитектора. Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.
39. Формирование классического облика города в первой половине XIX в. Архитектурный ансамбль Дворцовой площади.
Главная площадь Санкт-Петербурга, архитектурный ансамбль, возникший во второй половине XVIII — первой половине XIX века. Дворцовая площадь представляет единый архитектурный ансамбль. Северной границей является фасад Зимнего дворца, южная граница имеет полуциркульное очертание, образованное зданием Главного штаба, два трёхэтажных корпуса которого соединены триумфальной аркой, увенчанной колесницей победы. В центре установлена Александровская колонна. С восточной стороны площадь обрамляет здание Штаба гвардейского корпуса. Постройка Б. Ф. Растрелли в 1754-1762 году Зимнего дворца положила начало архитектурному ансамблю Дворцовой площади. Огромный вклад в формирование архитектурного облика внес К. И. Росси, доведя ансамбль до логического завершения. Возведение Росси в 1819-1829 годах здания Главного штаба с триумфальной аркой подчеркнуло парадный характер центральной площади Санкт-Петербурга. Классические колоннады фасадов нового здания образовали композиционное единство с барочными формами Зимнего дворца. Особенно эффектно было рассчитано Росси восприятие фасада дворца со стороны Большой Морской улицы, ведущей к арке Главного штаба. Формирование ансамбля завершили сооружение в её центре Александровской колонны (см. вопрос 38) по проекту О.Монферрана и возведение здания Штаба Гвардейского корпуса по замыслу А. П. Брюллова. Зимний дворец. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах по проекту итальянского архитектора Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко. С 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. В 1838—1839 годах дворец был восстановлен (после пожара 1838 года) по проектам архитекторов под руководством В. П. Стасова, А. П. Брюллова и других. Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращёнными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращённый к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В1764-1769 гг по проекту Валлен-Деламота на Дворцовой набережной рядом с Зимним Дворцом был сооружен изящный трехэтажный павильон Малый Эрмитаж, предназначавшийся для встреч императрицы в узком кругу. В1771-1787 гг Фельтен возвел восточнее по набережной Невы Большой (Старый) Эрмитаж, предназначавшийся специально для художественных коллекций и библиотеки. Далее за Зимней канавкой, на месте Зимнего дворца Петра 1, Кваренги построил в 1783-177 гг Эрмитажный театр, проникнутый духом палладианства. Одновременно с Эрмитажным театром Кваренги соорудил вдоль Зимней канавки рядом с Большим Эрмитажем корпус «Лоджии Рафаэля». Это повторение галереи в Ватикане, расписанной по эскизам Рафаэля. Позднее лоджии были включены в Новый Эрмитаж, возведенный в 1842-1851 гг по проекту Лео фон Кленце. Здание штаба Гвардейского корпуса. С востока ансамбль Дворцовой площади замыкает фасад здания бывшего Штаба гвардейских войск, построенного в позднеклассическом стиле по проекту архитектора А. П. Брюллова в 1837—1843 годах. Перед Брюлловым стояла задача замкнуть гигантский периметр, соединив несовместимое — барочное здание Растрелли с классическим зданием Росси. И он нашёл решение, поставив 4-этажное здание, которое и изящно, и гармонично, но при этом нейтрально. Здание Главного штаба. С юга площадь обрамляет здание Главного штаба, построенное в стиле ампир по проекту архитектора К. И. Росси в 1810-1829 годах. Здание состоит из трёх корпусов (два в восточной части и одно в западной), составляющих вместе дугу. Венчает арку победная колесница Славы (архитекторы скульптур В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов). 40. Формирование классического облика города в первой половине XIX в. Архитектурный ансамбль Сенатской площади.
Сенатская площадь является одной из самых старых площадей Санкт-Петербурга. Она начала формироваться уже в 1704 году. Адмиралтейство задумывалось не только как верфь, но и как крепость. Поэтому вокруг него и понадобилось создать свободное пространство. В 1782 году на площади был открыт памятник Петру I («Медный всадник»). После этого события площадь получила новое название — Петровская площадь. Однако среди петербуржцев это название не прижилось, площадь по-прежнему в обиходе называли Сенатской. К 1823 году с постройкой нового здания Адмиралтейства окончательно сформировалась восточная часть Сенатской площади. В 1834 году было завершено строительство здания Сената и Синода. Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода. Автор здания — архитектор Карл Росси (1775—1849; последнее его крупное произведение). 24 августа 1829 было заложено здание Сената; в 1830 — здания Синода. Завершено строительством в 1834 году. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси. В 1874 году Сенатская площадь стала частью устроенного у Адмиралтейства Александровского сада.
41. Формирование классического облика города в первой половине XIX в. Архитектурный ансамбль Исаакиевской площади.
42. Формирование классического облика города в первой половине XIX в. Архитектурный ансамбль Площади Искусств.
Стремление к ансамблевой застройке целых улиц и площадей, получивших в процессе строительства единый архитектурный облик. Лучший пример тому – Площадь Искусств, созданная по проекту Росси. Пл. Искусств – великолепный архитектурный ансамбль, слагающийся из трех частей: Михайловского дворца с его флигелями и садом, площади со сквером с домами по периметру и улицы Михайловской, связывающей пл Искусств и Невский проспект. Михайловский дворец доминирует в ансамбле и является его композиционным центром. В 1816 году на месте оранжерей Михайловского сада было решено построить дворец для великого князя Михаила Павловича. Проект дворца выполнен архитектором К. И. Росси., который был закончен в 1823 году. Росси составил план преобразования окружающей местности, предусматривающий образование перед дворцом площади, ограниченной кварталами «обывательских домов». В 1822 году началась раздача участков, предназначенных под строительство «обывательских домов. В 1831—1833 годах на западе площади по проекту архитектора А. П. Брюллова с использованием проекта фасада К. И. Росси возведено здание театра. К 1831 году к югу от театра участки домов № 3 и № 5 были застроены обывательскими домами по проекту архитектора П. П. Жако Дом № 3 принадлежал генерал-адъютанту Павлу Васильевичу Голенищеву-Кутузову, а дом № 5 выкупил сам архитектор П. П. Жако. Участок дома № 11 по Итальянской улице, с 1750 года принадлежавший барону Ф. Я. Лефорту, в 1804 году был выкуплен Лазаревым.. В 1831 году по проекту архитектора А. М. Болотова с использованием эскизов фасадов К. Росси был построен дом на участке № 4 (Дом Виельгорского).В 1827 году по указу императора Николая I началось устройство на этом месте сквера. Авторами проекта Михайловского сквера являлись К. Росси (проект планировки) и Д. Буш (проект озеленения). Сквер был устроен «по английскому стилю». В 1834 году по проекту Росси между Михайловской площадью и Невским проспектом была проложена Михайловская улица, открывшая перспективу на Михайловский дворец. На участке дома № 9/2 по Итальянской улице на углу с Михайловской улицей, застроенном ещё в XVIII веке, по проекту архитектора П. П. Жако с использованием разработанных Росси фасадов было построено здание Дворянского собрания(Большой зал филармонии имени Шостаковича). 1875 году было построено здание Европейской гостиницы (Людвиг Фонтана).В 1895 году здание Михайловского дворца было приобретено в казну для размещения в нём коллекций Музея русского искусства. Указом от 13 апреля1895 года он был переименован в Русский музей императора Александра III, а 7 марта (19 марта) 1898 года музей открылся для посетителей. По проекту архитектора В. Ф. Свиньина проведены значительные переделки интерьеров Михайловского дворца, а на месте его восточных корпусов возведено здание Этнографического музея. С 1898 года Домом Жербина владело «Общество спальных вагонов и скорых европейских поездов».
43. Формирование классического облика города в первой половине XIX в. Архитектурный ансамбль площади Островского. Одной из характерных особенностей развития Петербурга 18 столетия явилось сосредоточение важнейших по своему значению и по масштабам архитектурных сооружений на берегах Невы и в ближайших к Неве кварталах. По мере удаления от центра (от Адмиралтейства и окружающих его зданий и площадей) характер городской застройки изменялся, теряя черты организованности и подчинения продуманному композиционному замыслу. Это обстоятельство повлекло за собой необходимость реконструкции отдельных районов города. Выдающуюся роль в решении этих градостроительных задач принадлежит архитектору К.И. Росси. Одной из подобных выполненных им работ явилось площадь Островского. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|