Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Развитие графики кирилловского письма
Тип письма
| Его характеристика
| Устав
| Господствовавший до конца XIV в. устав представлял собой медленное, торжественное письмо. Все буквы в нем как бы рисуются, выводятся. Они стоят прямо и имеют строгие геометрические формы. В древнейшем уставе это – почти квадраты, а позже – вытянутые кверху прямоугольники. Выход букв за строку, как правило, не допускается. В тексте буквы между собой не соединяются, расстояние между ними всегда одинаковое, разделения текста на слова и фразы еще нет. Сокращения допускаются только в редких случаях, только в словах священного характера (бог, дух и пр.) и обязательно под титлом. Титло – надстрочный знак в книгах и рукописях. Обозначает сокращение слова, выпадение одной или двух букв, что в средние века было связано с экономией дорогостоящих писчих материалов.
| Полуустав
| В связи с развитием гражданской литературы и распространением деловой письменности, с середины XIV в. появляется полуустав, продержавшийся до конца XV в. Это более скорое, а потому и более небрежное, хотя и достаточно четкое письмо. В полууставе геометрический, архитектурный принцип написания букв нарушается. Вместо четких прямых линий допускается кривизна, вместо прямых углов – острые. Буквы пишутся с наклоном. Расстояния между буквами становится большим. Многие слова пишутся сокращенно, с выносом букв под титло. В отдельных случаях текст делят на слова и фразы. В этот период на единой основе начинают складываться особенности русского, украинского и белорусского письма.
| Скоропись
| Дальнейшее развитие книжной и деловой письменности, потребовавшее значительного ускорения процесса письма, способствовало появлению в XV в. скорописи, которая постепенно разделилась на московскую, киевскую и западную, или белорусскую. Московская скоропись возникла из полуустава, но отличается от него меньшей высотой и большей шириной букв, их размашистостью, крючковатостью и непропорциональностью. Для нее характерны свобода нажимов и взмахов, большое количество вариантов отдельных букв и быстрое их изменение во времени по пути упрощения. Уже с XVI в. и в дальнейшем все в большей степени, наблюдается связные написания букв, увеличивается число выносных букв, которые пишутся часто без титла и сокращений. Развитие указанных черт способствовало появлению индивидуальных особенностей писцов и сделало скоропись XVII в. трудной для чтения.
| Приложение№2
Примечание
Древнейшими документами на бумаге считаются договор Семена Гордого с братьями Иваном и Андреем (1341), жалованная грамота нижегородского князя Василия Давыдовича ярославскому Спасскому монастырю (ок. 1345 г.). На бумаге написана большая часть рукописей XV в., а в XVI в. пергамент употреблялся лишь в редких случаях.
Чтобы обозначить фирму и сорт бумаги, производители, изготовляя бумагу, делали ее с водяными знаками (филигранями). Поскольку водяные знаки позволяют установить время и место возникновения данной бумаги (а по этому признаку и рукописи), ученые уже в XVIII в. стали составлять альбомы датированных водяных знаков. Водяные знаки это либо сочетание линий простого геометрического орнамента, либо эмблемы фирм и гербы государств. Для официальных документов, кроме того, существовала специальная гербовая бумага. В настоящее время историки пользуются атласами К.Я. Тромонина, Н.П. Лихачева, Ш. Брике, справочниками М.В. Кукушкиной, С.А. Клепикова и др.
Таблица №2.
Виды орнаментов
Орнамент
| Его характеристика
| Древнерусский (или старовизантийский) орнамент.
| Был распространен до XIII в. Он состоял из простых геометрических фигур (прямоугольник, круг и т. п.), в которые вписывались стилизованные цветы, птицы, львы, рисовавшиеся в реалистической манере. Инициалы, делались ли они изящными или пышными, сохраняли четкость начертаний самой буквы.
| В XIII–XIV вв. в орнаменте господствует так называемый звериный стиль
| Его источником были сказочные мотивы народного творчества. Рамка орнамента не имела былой четкости, изображения животных внутри нее приобрели фантастический характер и, переплетаясь с изображениями растений, составляли причудливые узоры. Инициалы изображали неких сказочных животных, в контурах которых с трудом выявляются начертание самих букв. С начала XV в. этот стиль стал местным стилем Рязанского княжества.
| В XV в. появляется орнамент нововизантийскогостиля.
| Он отличается использованием стилизованных растительных мотивов, членением на части заставок, которые получают причудливое оформление. Такой стиль применялся особенно часто при оформлении книг XVI в. Более скромным был балканский орнамент, господствовавший в XV в. Мотивы этого стиля — различные плетения, жгуты, круги, четырехугольники.
| Старопечатный.
| Появляется со второй половины XVI в. под влиянием книгопечатания. Это нехитрый узор из листьев и травы со штриховкой заполняет все поле.
| Орнамент барокко
| Появляется с середины XVII в. Это – сочетание эллипсов, спиралей, завитков, растительных мотивов. На основе его позднее сложилось оформление старообрядческих рукописей, так называемый поморский стиль.
| В дальнейшем рукописная книга постепенно утрачивает значение, и ее оформление складывается под влиянием печатной книги XVIII —начала XIX в.
|
Приложение №3.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|