Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие графики кирилловского письма




Тип письма Его характеристика
Устав Господствовавший до конца XIV в. устав представлял собой медленное, торжественное письмо. Все буквы в нем как бы рисуются, выводятся. Они стоят прямо и имеют строгие геометрические формы. В древнейшем уставе это – почти квадраты, а позже – вытянутые кверху прямоугольники. Выход букв за строку, как правило, не допускается. В тексте буквы между собой не соединяются, расстояние между ними всегда одинаковое, разделения текста на слова и фразы еще нет. Сокращения допускаются только в редких случаях, только в словах священного характера (бог, дух и пр.) и обязательно под титлом. Титло – надстрочный знак в книгах и рукописях. Обозначает сокращение слова, выпадение одной или двух букв, что в средние века было связано с экономией дорогостоящих писчих материалов.
Полуустав В связи с развитием гражданской литературы и распространением деловой письменности, с середины XIV в. появляется полуустав, продержавшийся до конца XV в. Это более скорое, а потому и более небрежное, хотя и достаточно четкое письмо. В полууставе геометрический, архитектурный принцип написания букв нарушается. Вместо четких прямых линий допускается кривизна, вместо прямых углов – острые. Буквы пишутся с наклоном. Расстояния между буквами становится большим. Многие слова пишутся сокращенно, с выносом букв под титло. В отдельных случаях текст делят на слова и фразы. В этот период на единой основе начинают складываться особенности русского, украинского и белорусского письма.
Скоропись Дальнейшее развитие книжной и деловой письменности, потребовавшее значительного ускорения процесса письма, способствовало появлению в XV в. скорописи, которая постепенно разделилась на московскую, киевскую и западную, или белорусскую. Московская скоропись возникла из полуустава, но отличается от него меньшей высотой и большей шириной букв, их размашистостью, крючковатостью и непропорциональностью. Для нее характерны свобода нажимов и взмахов, большое количество вариантов отдельных букв и быстрое их изменение во времени по пути упрощения. Уже с XVI в. и в дальнейшем все в большей степени, наблюдается связные написания букв, увеличивается число выносных букв, которые пишутся часто без титла и сокращений. Развитие указанных черт способствовало появлению индивидуальных особенностей писцов и сделало скоропись XVII в. трудной для чтения.

Приложение№2

Примечание

Древнейшими документами на бумаге считаются договор Семена Гордого с братьями Иваном и Андреем (1341), жалованная грамота нижегородского князя Василия Давыдовича ярославскому Спасскому монастырю (ок. 1345 г.). На бумаге написана большая часть рукописей XV в., а в XVI в. пергамент употреблялся лишь в редких случаях.

Чтобы обозначить фирму и сорт бумаги, производители, изготовляя бумагу, делали ее с водяными знаками (филигранями). Поскольку водяные знаки позволяют установить время и место возникновения данной бумаги (а по этому признаку и рукописи), ученые уже в XVIII в. стали составлять альбомы датированных водяных знаков. Водяные знаки это либо сочетание линий простого геометрического орнамента, либо эмблемы фирм и гербы государств. Для официальных документов, кроме того, существовала специальная гербовая бумага. В настоящее время историки пользуются атласами К.Я. Тромонина, Н.П. Лихачева, Ш. Брике, справочниками М.В. Кукушкиной, С.А. Клепикова и др.

 

Таблица №2.

Виды орнаментов

Орнамент Его характеристика
Древнерусский (или старовизантийский) орнамент. Был распространен до XIII в. Он состоял из простых геометрических фигур (прямоугольник, круг и т. п.), в которые вписывались стилизованные цветы, птицы, львы, рисовавшиеся в реалистической манере. Инициалы, делались ли они изящными или пышными, сохраняли четкость начертаний самой буквы.
В XIII–XIV вв. в орнаменте господствует так называемый звериный стиль Его источником были сказочные мотивы народного творчества. Рамка орнамента не имела былой четкости, изображения животных внутри нее приобрели фантастический характер и, переплетаясь с изображениями растений, составляли причудливые узоры. Инициалы изображали неких сказочных животных, в контурах которых с трудом выявляются начертание самих букв. С начала XV в. этот стиль стал местным стилем Рязанского княжества.
В XV в. появляется орнамент нововизантийскогостиля. Он отличается использованием стилизованных растительных мотивов, членением на части заставок, которые получают причудливое оформление. Такой стиль применялся особенно часто при оформлении книг XVI в. Более скромным был балканский орнамент, господствовавший в XV в. Мотивы этого стиля — различные плетения, жгуты, круги, четырехугольники.
Старопечатный. Появляется со второй половины XVI в. под влиянием книгопечатания. Это нехитрый узор из листьев и травы со штриховкой заполняет все поле.
Орнамент барокко Появляется с середины XVII в. Это – сочетание эллипсов, спиралей, завитков, растительных мотивов. На основе его позднее сложилось оформление старообрядческих рукописей, так называемый поморский стиль.
В дальнейшем рукописная книга постепенно утрачивает значение, и ее оформление складывается под влиянием печатной книги XVIII —начала XIX в.

 

Приложение №3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных