Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционно-правовые характеристики Украинского государства




Большинство конституционных характеристик Украины прямо указана в тексте Основного Закона государства - "суверенное, демократическое, социальное, правовое государство", "унитарное государство", "республика". Фактическое наличие других конституционных характеристик прямо вытекает из содержания непосредственных конституционных положений, например, - "национальное государство" (часть третья Преамбулы, часть первая статьи 2, статей 10, 11, 12, часть вторая статьи 133 Конституции Украины). Соответственно эти и другие конституционные положения раскрывают содержание и сущность определенных (закрепленных) Основным Законом государства конституционных характеристик Украины.
Так, Украину как суверенное государство, то есть государство, которое самостоятельно и независимо от власти других государств осуществляет функции на своей территории и за ее пределами, выступает самостоятельным в международных отношениях, характеризует следующее: территория Украины в пределах существующей границы является целостной и неприкосновенной; государственная система обороны Украины, защиты ее суверенитета и территориальной целостности, недопустимости размещения на территории Украины иностранных военных баз, наличие в Украине института единого гражданства....и т.д.
Как суверенное государство, Украина имеет все необходимые государственные атрибуты: государственные символы, государственный язык, собственную национальную денежную единицу - гривну, столицу, официальное название и т.д.
Положения статьи 1 Конституции Украины также провозглашает наше государство демократической. Как правило, демократической называют государство, устройство и деятельность которой соответствует свободному выражению воли народа, которая гарантирует права и свободы народа, человека и гражданина. Отсюда логичным является наличие в тексте Конституции Украины положения о том, что "...единственным источником власти в Украине является народ. Народ осуществляет власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления".
Конституция Украины четко и однозначно определяет Украину как унитарное государство с республиканской формой правления. Почти все классические признаки современного государства с республиканской формой правления можно найти в Украине, а именно: формирование государственных органов путем свободных выборов на определенный Конституцией и законодательством срок; личное участие граждан в управлении государством; ориентация государственного строя на общечеловеческие ценности и идеалы; отказ от любого длинного владения властью на основе индивидуального права (недопустимость личной диктатуры). Важными для организации публичной власти на принципах демократии есть принципиальные положения о том, что в Украине государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а само государство признает и гарантирует местное самоуправление.
Статья 1 Конституции визначаєУкраїну правовым государством.
Государство является правовым при условии, когда основой ее функционирования является право, которое гарантирует права и свободы граждан, ограничивает государство, а государственная власть осуществляется на принципах верховенства права и разделения властей. Речь идет о следующем: "Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства"; "...Права и свободилюдини неотчуждаемы и незыблемыми"; "Никто не может быть арестован или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только в порядке, установленных законом"; "Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом"; В Украине действует верховенство права, Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативные акты должны приниматься на основе Конституции и должны отвечать ей".

 

7)Понятие и формы осуществление народного суверенитета
Суверенитет народа означает, что именно ему принадлежит суверенная государственная власть, которая имеет такие свойства, как верховенство и независимость; народу принадлежит вся полнота власти на территории страны, его воля обязательна для всех органов государственной власти, органов местного
самоуправления и должностных лиц. В ст. 5 Конституции Украины является: носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ.
Существуют две формы осуществления народного суверенитета: холоднее всего демократия и представительная демократия. Непосредственное (прямое) демократия - это непосредственное участие общестние граждан в управлении делами общества и государства, непосредственное осуществление государственной власти в пределах всей страны или в пределах отдельной ее части. Основными формами прямой демократии являются выборы и референдумы. Право участвовать в выборах и референдумах запорлене только за гражданами Украины, которые имеют соответствующий возрастной ценз. Представительная демократия - это форма осуществления народного суверенитета, для которой характерным является то, что граждане принимают участие в управлении государством и обществом через представителей, избранных в органы государственной власти и местного самоуправления. В Украине действуют определенные группы граждан государства, которые являются полномочными представителями населения, от имени и по поручению которого они принимают решения, которые становятся обязательными к исполнению. Группа, которая представляет все население государства, образует общегосударственный орган,
что получает право выступать от имени всего государства и принимает решения, обязательные к исполнению на всей ее территории (ВР Украины). Рядом с коллективными общегосударственными органами могут создаваться и единоличные органы, уполномоченные выступать от имени государства (Президент). Группа лиц, которая выступает от имени определенной части населения государства, образует орган местного самоуправления, который может прий- иметь решения, которые являются обязательными к исполнению в пределах соответствующей части территории страны.


8) права и свободы человека и гражданина можно условно разделить на несколько разделов (по сферам общественной жизни):
1. Личные права граждан Украины - “это права, предусмотренные для удовлетворения личных потребностей, интересов человека”. [5, стр.7]
2. Политические права - “предусмотрены для обеспечения возможности участия в осуществлении народовластия, участия в управлении государственными общественными делами”. [5, стр.7]
3. Экономические права - “их использование дает возможность личности реализовать себя, получить экономическую независимость через создание материальных и духовных благ и их распределение, удовлетворить бытовые или другие нужды”. [5, стр. 8]
4. Социальные и культурные права - “предоставляют возможность участвовать в распределении материальных и общественных благ, гарантируют безопасность для жизни и здоровья, свободный путь к духовным ценностям, предусматривают возможность удовлетворения культурных потребностей и их развития”. 5, стр 9]
Рассмотрим вышеуказанные права и свободы более подробно.
Права человека - это права, неразрывно связаны с самим существованием человека: право на жизнь, на свободу во всех ее проявлениях, право на уважение человеческого достоинства, на сопротивление угнетению.
Эти неотъемлемые права, иначе говоря, запрещено любое посягательство на эти права. Права человека могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо для защиты прав другого человека. Права человека неотчуждаемы, другими словами, человек сам не имеет права отказаться от них, потому что без этих прав она уже не является человеком. Права человека принадлежат каждому индивиду, независимо от принадлежности к гражданству той или иной страны, расовой или национальной принадлежности. Каждый человек является носителем природных, порожденных самой природой человека, прав.

Признание и защита прав человека - главная обязанность государства. Государство ни в коей мере не наделяет правами индивида, она лишь должна признать их существование. Приняв Конституцию, Украинское государство признала и взяла под свою защиту неотъемлемые, неотчуждаемые права человека.
Права гражданина - это права члена государственно-организованного гражданского общества.
Под правами гражданина понимают, прежде всего, возможность принимать участие в управлении общественными и государственными делами: право на объединение в партии и общественные организации, право избирать и быть избранным в органы государственной власти Украины. Право на социальную защиту также в основном принадлежит гражданам Украины. Самоочевидно, что Украинское государство должно в первую очередь заботиться о своих гражданах.
Все права человека и гражданина равноценны и взаимосвязаны и поэтому в равной мере должны защищаться государством

9. Класифікація основних прав і свобод. Рівність та рівноправність.

Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина составляют определенную систему и классифицируются по различным основаниям:
1) в зависимости от субъекта их делят на права человека и права гражданина;
2) по очередности их включения в конституцию и международно-правовых документов - на права первого, второго и третьего поколения. Первое поколение включает провозглашенные буржуазными революциями (XVII-XVIII вв.) Гражданские и политические права,.
Второе поколение касается социальных, экономических и культурных прав, получивших закрепление в международно-правовых документах и ​​конституциях многих государств до середины XX в (право на труд, на отдых, на социальное обеспечение, на образование и т.д.).
К третьему поколению относят солидарны или коллективные права, (на мир, безопасную окружающую среду, самоопределение, на местное самоуправление и т.п.).
3) по генезису - на природные (врожденные) и производные от них;
4) по виду суб объекта - на индивидуальные и коллективные;
5) по степени их абсолютизации на подлежащие ограничению, и такие, что не подлежат законодательному ограничению;
6) по характеру образования на основные и дополнительные.
Наиболее распространенным в юридической литературе критерием классификации прав и свобод человека и гражданина является их содержание. Конечно по содержанию они делятся на три группы: личные или гражданские права и свободи1; политические права и свободы; экономические, экологические, социальные и культурные права и свободы ".
Конституционный принцип равенства человека и гражданина является одним из фундаментальных принципов конституционно-правового статуса личности в Украине. В демократическом, социальном, правовом государстве на его основе реализуются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина. Он нашел закрепление в Основном Законе Украины (ст.24), является общепризнанным в международном праве и отражен в международно-правовых актах, посвященных правам человека.
Категории,, равенство "и,, равноправие" - это не тождественные понятия, а тесно взаимосвязаны. Равенство является более широким понятием за равноправие и включает последнюю. Принцип равенства лица состоит из двух элементов: равенства прав, свобод и обязанностей (равноправия) и равенства всех перед законом и судом.
Конституционный принцип равенства человека и гражданина можно определить как обеспечение каждому члену общества, несмотря на любые его индивидуальные признаки (за исключением случаев, предусмотренных Конституцией и законодательством), равных возможностей для реализации конституционных прав и свобод, возложения на лиц, находящихся в одинаковом правовом положении, равных обязанностей, а также обеспечение равенства всех перед законом и судом.

 

10. Види обмежень прав і свобод людини та громадянина в Україні.
В статье 64 Основного Закона указано: "Конституционные права и свободы людный и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев,, предусмотренных Конституцией Украины.
В условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Не могут быть ограничены орава и свободы, предусмотренные статьями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 61, 52, 55, 56, 57, 58, 59. 60, 61. 62, 63 настоящей Конституции ".
Эти положения являются гарантией неотчуждаемости и нерушимости прав и свобод человека, закрепленной в статье 21 Конституции Украины. Таким образом, согласно Конституции Украины:
1. Конституционные права и свободы человека и гражданина разрешено ограничивать только в случаях, прямо предусмотренных Конституцией. Такими ограничениями может быть необходимость;
- Предотвратить преступление или его пресечь;
- Спасти жизни людей и имущества, осуществить непосредственное преследование лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- Выяснить истину во время расследования уголовного дела;
- Обеспечить интересы национальной безопасности, территориальной целостности, общественный порядок, экономическое;
- Обеспечить охрану здоровья и нравственности населения, защитить репутацию или права и свободы других людей;
- Предотвратить разглашения информации, полученной конфиденциально;
- Поддержать авторитет и беспристрастность правосудия и т.д.. При этом конкретные права и свободы граждан, по общему правилу, имеют такие же конкретные основания их ограничения. Поэтому не может быть ограничено, скажем, право на свободу мировоззрения и вероисповедания необходимостью выяснить истину во время расследования уголовного дела, а право на неприкосновенность жилища - необходимостью предотвратить разглашения информации, полученной конфиденциально.
Исключения из этого правила касаются прав иностранцев и права на участие в политических партиях и профессиональных союзах, поскольку в статьях 26 и 36 Конституции Украины указано, что ограничение этих прав устанавливается Конституцией и законами Украины, а также права на невмешательство в личную и семейную жизнь, поскольку это право согласно статье 32 Конституции Украины и по содержанию статей 23, 27. 29-32, 34-35, 37, 41, 43-44, 50-52, 54-55. 64-68 Конституции Украины может быть ограничено во многих случаях, предусмотренных Конституцией Украины. Последнее понятно, ведь личная жизнь человека охватывает и возможность пользоваться почти всеми конституционными правами и свободами.
2. Другие, кроме указанных выше, отдельные ограничения прав и свобод могут устанавливаться только в условиях военного или чрезвычайного положения и всегда имеют определи иен о-временный характер.
3. Ни при каких обстоятельствах не могут быть ограничены:
-право иметь равные с другими конституционные права и свобода и быть равными перед законом;
-право гражданина Украины не быть лишенным гражданства и права изменить гражданство, право не быть изгнанным за пределы Украины и право не быть изгнанным другом государстве, право на заботу и защиту а стороны государства во время пребывания за границей;
-право на жизнь и право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других людей от противоправных посягательств, право каждого человека обращаться к государству с требованием защитить его жизни;
-право каждого на уважение его достоинства и право не подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению или наказанию: право не подвергаться без собственного согласия медицинским, научным или иным опытам;
-право на свободу и личную неприкосновенность, право не быть арестованным или содержаться под стражей иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом;
-право каждого арестованного или задержанного сразу зовут мотивах ареста или задержания, с момента задержания иметь право на защиту и пользоваться правовой помощью защитника;
право требовать немедленного уведомления родственников об аресте или задержании;
-право на обращение;
-право на жилье и право не быть принудительно лишен жилья иначе как на основании закона по решению суда;
-право на брак, право несовершеннолетних детей на содержание от родителей, право нетрудоспособных родителей на заботу о них со стороны их детей, право семьи, детства, материнства и отцовства на охрану со стороны государства;
-специальные права детей;
-право на судебную защиту прав и свобод человека, право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека и в установленном законодательством порядке в соответствующие международные организации, право другими не запрещенными законом способами защищать свои права и свободы под нарушений и противоправных посягательств;
-право на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий;
-право знать свои права и обязанности;
-право не отвечать за деяния, которые на время их совершения не признавались законом как правонарушения;
-право на правовую помощь и право быть свободным в выборе защитника своих прав, право на защиту от обвинения за помощью адвоката;
-право (в данном случае и обязанность) не выполнять явно преступные распоряжения или приказы;
-право не быть дважды привлеченным к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение;
-право лица считаться невиновным в совершении преступления и не подвергаться уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в законном порядке и установлена ​​обвинительным приговором суда, право не доказывать свою невиновность в совершении преступления, право на то, что обвинение не будет основываться на доказательствах, полученных незаконным путем, а также на предположениях и все сомнения относительно доказанности вины лица будут толковаться в пользу;
-право не давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом, и не нести за это ответственность, право подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту, право осужденного пользоваться всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, определенных законом и установленных приговором суда.
Перечисленные права не могут быть ограничены даже в условиях военного или чрезвычайного положения.
Согласно п. 1 ст. 92 Конституции Украины права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основные обязанности гражданина определяются исключительно законами Украины. Закреплению правового статуса человека и гражданина в Украине посвящен Раздел II Конституции Украины «Права, свободы и обязанности человека и гражданина".
Ст. 22 Конституции Украины определяет, что права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть отменены.
При принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.
Можно сделать вывод, что исчерпывающего перечня прав и свобод, которые регулируются исключительно законами Украины, не существует. Для определения пределов правового регулирования в данном случае можно использовать метод исключения. В сферу такого регулирования не могут входить общественные отношения, возникающие в связи с:
-явлениями объективной действительности, развивающихся по законам природы - физические, химические, биологические процессы, стихийные явления - землетрясения, наводнения и т.п.
-деяниями, которые не зависят от сознательной воли человека, - психически больных людей или находящихся под гипнозом
-дружбой, любовью и т.д. (они подпадают под действие других социальных норм - морали, обычаев).

11. Конституційно-правовий статус Уповноваженого ВРУ з прав людини.
( из закона об Уполномоченном Верховной Рады по правам человека)Уполномоченный является должностным лицом, статус которого определяется Конституцией Украины, этим Законом, Законом Украины "О государственной службе», другими законами Украины.
Уполномоченный осуществляет свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц. деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, не отменяет их и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановления нарушенных прав и свобод.
Полномочия Уполномоченного не могут быть прекращены или ограничены в случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украина или ее роспуска (самороспуска), введения военного или чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях.
Уполномоченный имеет печать с изображением малого Государственного Герба Украины и своим наименованием. Местонахождением Уполномоченного является столица Украины – город Киев.
Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней.
Уполномоченным может быть назначен гражданин Украины, на день избрания достиг 40 лет, владеющий государственным языком, имеет высокие моральные качества, опыт правозащитной деятельности и течение последних пяти лет проживает в Украине.
Отношении лиц, претендующих на занятие должности Уполномоченного, по их письменному согласию проводится специальная проверка в порядке, установленном Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции».
Лица, претендующие на занятие должности Уполномоченного, к назначения на соответствующую должность подают в орган, осуществляющий назначения, декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера по форме и в порядке, которые установлены Законом Украины "Об основах предотвращения и противодействия коррупции".
Не может быть назначено Уполномоченным лицо, которого не погашенную или не снятую судимость за совершение преступления, кроме реабилитированного, или на которую в течение последнего года налагалось административное взыскание за совершение коррупционного правонарушения.
Уполномоченный назначается сроком на пять лет, начинается со дня принесения им присяги на пленарном заседании Верховной Рады Украины.
На Уполномоченного распространяются требования и ограничения, установленные Законом Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции ".
Выдвижение кандидатуры для назначения на должность Уполномоченного осуществляется в двадцатидневный срок со следующего дня после:
1) вступления в силу настоящего Закона;
2) истечения срока, на который было назначено Уполномоченного, или прекращения его полномочий или увольнения;
3) объявление результатов голосования, если Уполномоченного не было назначено.
Голосование проводится во время пленарных заседаний Верховной Рады Украины бюллетенями для тайного голосования, но не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней после окончания срока для выдвижения кандидатов для участия в выборах.
Назначенным считается тот кандидат, за которого проголосовало большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины, о чем принимается постановление.
Если на должность Уполномоченного было выдвинуто более двух кандидаты ни одного из них не было суждено, Верховная Рада Украина проводит повторное голосование по двум кандидатам, получили наибольшее количество голосов.
Повторное голосование по назначению Уполномоченного проводится в порядке, определенном настоящей статьей.
В случае если ни один из кандидатов на должность Уполномоченного не набрал необходимого количества голосов, вновь проводится выдвижение кандидатур для назначения на должность Уполномоченного.
Уполномоченный не может иметь представительского мандата, занимать любые другие должности в органах государственной власти, выполнять другую оплачиваемую или неоплачиваемую работу в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности.
Он не может быть членом какой-либо политической партии.
При наличии обстоятельств, указанных в частях первой и второй настоящей статьи, Уполномоченный должен их устранить в течение десяти дней после его назначения. До устранения указанных обстоятельств он не может составлять присяги. Если обстоятельства, указанные в частях первой и второй настоящее статьи, возникли во время деятельности Уполномоченного, они должны быть устранены в течение десяти дней со дня, когда об этом стало известно.
В случае невозможности устранить их в течение десяти дней Уполномоченный обязан сделать в указанный срок заявление о отказ выполнять другие поручения или полномочия, кроме принадлежащих Уполномоченному.
Если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленных требований, его полномочия прекращаются и Верховная Рада Украина обязана освободить его от должности. Новое выдвижение кандидатур и назначения Уполномоченного осуществляются по процедурой, предусмотренной статьей 6 настоящего Закона.
Полномочия Уполномоченного прекращаются в случае:
1) отказа его от дальнейшего исполнения обязанностей путем подачи заявления о сложении своих полномочий;
2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
3) вступления в законную силу решения суда о признании лица, занимающего должность Уполномоченного, безвестно отсутствующим или об объявления его умершим;
4) принесения присяги новоизбранным Уполномоченным;
5) смерти лица, занимающего должность Уполномоченного.
Верховная Рада Украины принимает решение об освобождении от должности Уполномоченного до истечения срока, на который он был избран, в случае:
1) нарушение присяги;
2) нарушение требований относительно несовместимости деятельности;
3) прекращения гражданства Украины;
4) невозможности в течение более четырех месяцев подряд исполнять обязанности из-за неудовлетворительного состояния здоровья или потери работоспособности.
Вывод о наличии основания для освобождения от должности Уполномоченного должна дать временная специальная комиссия Верховной Рады Украины.
Верховная Рада Украины при наличии указанных в этой статье оснований рассматривает вопрос и принимает соответствующее постановление о освобождение от должности Уполномоченного по представлению Председателя Верховной Рады Украины или не менее одной четвертой народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины. Уполномоченный считается освобожденным от должности, если за это проголосовало большинство народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Прекращение полномочий и освобождение от должности Уполномоченного оформляются соответствующим постановлением Верховной Рады Украины.

12.Міжнародно-правові стандарти прав людини.
В современном мире, когда проблема прав человека вышла далеко за пределы отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, также признаются основные права человека. Эти стандарты отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определив ту грань, за которую государство не может выходить.
Современное международное право характеризуется наличием системы актов в области прав человека, составляющих законодательство. Оно включает пять видов документов:
1. Международный билль о правах человека, содержащий перечень неотъемлемых прав.
2. Соглашения, направленные на предотвращение и наказание преступлений, приводящих к массовым нарушениям прав человека (Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям против человечества от 26 октября 1968 p.).
3. Конвенции, нацеленные на защиту групп населения, требуют особой заботы со стороны государства (Конвенция о правах ребенка 1989 p.).
4. Конвенции, направленные на защиту индивида от злоупотреблений со стороны органов государства и должностных лиц (Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны).
5. Межгосударственные конференции по правам человека, принимают заключительные документы, обязательные для выполнения государствами-участниками (Заключительный документ Всемирной конференции по правам человека. - Вена, 1993 p.).
Международные стандарты в области прав человека сложились постепенно. Сначала были закреплены только парламентские и политические права, затем-экономические и социальные.
Таким образом, международные стандарты в области прав человека состоят из совокупности принципов и норм, устанавливающих:
- Права и свободы человека в различных сферах жизнедеятельности;
- Обязанности государства по обеспечению и соблюдению прав человека без какой-либо дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов;
- Общие принципы естественного права;
- Ответственность за преступное нарушение прав человека;
- Направления развития и расширения сферы прав человека;
- Направления усиления контрольного механизма за выполнением государствами взятых на себя обязательств в области прав человека.
На их основе каждое государство обязано упорядочить действующее законодательство, устранить противоречия с нормами международного права, отменить устаревшие нормы, устранить пробелы.


13. Особисті права і свободи громадян, закріплені в Конституції.
Личные (гражданские) права и свободы человека -
это закрепленные правом возможности физического существования и духовного развития человека.
Личными правами обладают все проживающие на территории Украины индивиды независимо от своего правового положения (граждане Украины, иностранные граждане.
Конституция Украины содержит такой перечень личных (гражданских) прав человека:
1) право на свободное развитие личности. Каждый человек имеет право сама определять свою судьбу, ставить перед собой определенные им самим цели, выбирать средства для достижения этих целей. Но, разумеется, при этом она не должна нарушать прав других людей;
2) право на жизнь. Конституция Украины закрепляет право на жизнь посредством запрета произвольного (незаконного) лишения жизни. Верховная Рада Украины отменила уголовное наказание в виде смертной казни. Никто не может быть лишен жизни даже по решению государственного органа. Второй важный компонент закрепления права на жизнь - право человека на самозащиту от противоправных посягательств на жизнь и здоровье;
3) право на уважение человеческого достоинства. Это личное право тоже обеспечивается установлением запретов на противоправные действия, посягающие на человеческое достоинство: пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение или наказание, принудительные медицинские или научные исследования на человеке;
4) право на свободу и личную неприкосновенность. Сущность права на свободу заключается в том, что в Украине запрещены любые формы личной зависимости, а именно - рабство и подобные ему институты (долговая кабала и т.д.). Неприкосновенность личности является важной гарантией свободы человека, прежде всего свободы от произвольных действий должностных лиц государства. Согласно Конституции Украины никто не может быть арестовано или содержаться под стражей иначе как по решению суда. В случае необходимости предотвратить преступление или его прекратить правоохранительные органы могут применить содержание лица под стражей в качестве временной меры пресечения. Обоснованность этого временного пресечения течение семидесяти двух часов должна быть проверена судом;
5) неприкосновенность жилища. Жилье - является продолжением человеческой личности, важная гарантия его свободы и неприкосновенности. Недаром сложилась поговорка: «Мой дом - моя крепость». Конституция Украины отмечает, что проникновение в жилище, проведение в нем осмотра или обыска могут осуществляться только по решению суда. Исключения из этого правила допускаются только для спасения жизни людей и имущества (например, в случае пожара, стихийного бедствия), а также с целью преследования лиц, подозреваемых в совершении преступления;
6) тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Эта норма Конституции Украины тоже является одной из гарантий свободы личности. Исключения (т.е. ознакомление с корреспонденцией должностных лиц государства) могут быть установлены только судом с целью предотвратить преступление или установить истину при расследовании уголовного дела, если другими средствами получить информацию невозможно;
7) невмешательство в личную и семейную жизнь. Тайна личной и семейной жизни - еще одна грань свободы личности. Конституция Украины запрещает сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека;
8) свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право на свободный въезд в Украину и выезд из Украины. Это личное право распространяется только на лиц, находящихся в Украине на законных основаниях. Иностранный гражданин или подданный, нарушает законы Украины, может быть выслан за пределы Украины. Такому лицу может быть отказано в разрешении на въезд в Украину. В то же время гражданин Украины не может быть лишен права в любое время вернуться в Украину, не может быть выслан за пределы Украины;
9) право на свободу мысли и слова, на свободное высказывание своих взглядов и убеждений. Свобода мысли в принципе не может быть ничем ограничена - ведь контролировать и регулировать человеческое мышление невозможно. Свобода же слова и печати в Украине, как и в любой другой демократической стране, имеет определенные границы (подробнее об этом - далее);
10) свобода мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (быть атеистом), править религиозные культы и ритуальные обряды, проводить религиозную деятельность.


14. Право людини на життя та гарантії його здійснення.
Важнейшим и самым ценным среди личных прав и свобод человека является право на жизнь. Универсальность этого права и его естественный характер подчеркивается в международно-правовых документах, которые признаны всеми цивилизованными государствами мира. В частности, в ст.3 Всеобщей декларации прав человека сказано, что "каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность". В Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. в ст.2 отмечается, что право на жизнь защищается законом и никто не может быть умышленно его лишена. Положения международно-правовых актов в полной мере отражены в Основном Законе Украины. так, в преамбуле к Конституции Украины провозглашается, что государство заботится об обеспечении прав и свобод человека и достойных условий его жизни, а в ст.3 Основного Закона зафиксировано, что "человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью ". В ст.27 Конституции закреплено, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь и никто не может быть произвольно лишен жизни.
Неотъемлемое право на жизнь гарантируется запретом смертной казни, непосредственно вытекает из конституционной нормы, по которой обязанностью государства является защита жизни человека. Конституционное право на жизнь развивается в таких положениях Конституции, как запрет пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство наказания или обращения; запрет медицинских, научных и других опытов на человеке без его согласия.
Конституционное право на жизнь включает и право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда (ст.43), право на охрану здоровья (ст. 49), на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.50). Каждый имеет право на свободное развитие личности, на свободу и безопасность, которых никто не может быть лишен иначе, чем при наличии определенных законом условий и в соответствии с законной процедуры.
Ориентируясь на иерархию ценностей, определенных Конституцией, государство должно уделять надлежащее внимание обеспечению безопасности каждого человека, созданию необходимых условий, исключающих преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности.

15.Конституційне право громадян на свободу та особисту недоторканність.
Конституционное право на свободу
является одним из крупнейших социальных благ, не только создает условия, необходимые для всестороннего удовлетворения потребностей личности, но и обеспечивает демократическое развитие общества. Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, особенно должностных лиц, имеющих возможность применять принуждение к людям. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к любым действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, наниматься на работу и др.). Гарантии свободы и безопасности личности выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем.
Новшеством Конституции Украины является установление такой важной гарантии свободы и неприкосновенности, как судебный порядок ареста, содержания под стражей. Значение данной гарантии заключается в том, что она закрепляет недопустимость арестов граждан в принципе, устанавливает исключительный порядок арестов (т.е. как исключение из общего принципа) и, определяя особую юридическую процедуру арестов, предусматривает контроль за их законностью со стороны судебных органов.
Эффективность гарантии этого права, предусмотренного ст. 29 Конституции Украины, обеспечивается тем, что государство гарантирует каждому лицу с момента задержания право защищать себя и пользоваться правовой помощью защитника. Каждый задержанный имеет право в любое время обжаловать в суде свое задержание. Об аресте или задержании человека должно быть незамедлительно сообщено родственникам задержанного или арестованного.
Уголовно-правовыми гарантиями права неприкосновенности человека есть юридические нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы личности, явно незаконный арест или задержание, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и т.п..
Административно-правовыми гарантиями права неприкосновенности человека является юридическое регламентация оснований, сроков и форм административных задержаний и арестов, дисциплинарная ответственность должностных лиц, виновных в нарушении неприкосновенности человека.
Существуют и гражданско-правовые гарантии права неприкосновенности человека. Основа этих гарантий закреплено в ст. 56 Конституции Украины, которая предусматривает право каждого на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.


16. Конституційне право громадянина на свободу пересування та вибір місця проживання.

Право на свободу передвижения, выбор места жительства, свободное оставление территории Украины принадлежит каждому, кто на законных основаниях находится в Украине. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну вследствие нарушения визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым защищает территорию страны, а также своих граждан, которые согласно своим интересам и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.
Ст. 33 Конституции Украины, в которой закреплено это право, полностью соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека [Статья 13], Международного пакта о гражданских и политических правах [Статья 12). Это полностью касается как свободы передвижения, выбора места жительства в пределах страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.
Закрепление указанных прав в конституционной норме имеет большое значение само по себе, но оно еще и усугубляется тем обстоятельством, что со свободой передвижения и выбора места жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан, например, права собственности и наследования, права на жилье, труд, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др..
Важное значение имеет закрепление в Конституции права свободно выезжать за пределы Украины и беспрепятственно возвращаться. Порядок реализации этого права устанавливается Законом Украины от 21 января 1994 г. "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины".
Согласно Закону, гражданину Украины может быть временно отказано в праве выезда за границу в следующих случаях: если он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну: у него урегулирован алиментные, договорные или другие невыполненные обязательства, против него возбуждено уголовное дело; осужден за совершение преступления; уклоняется от выполнения обязательств, возложенных на него судебным решением; подлежит призыву на срочную военную службу; сознательно предоставил о себе неправдивые сведения; к нему подан гражданский иск в суд; по приговору суда признан особо опасным рецидивистом или находится под административным надзором милиции.
Данный перечень является исчерпывающим, и каждая основание прекращает свое действие по истечении определенного времени (отбывания наказания, исполнение обязательств, истечение срока военной службы и др.).
Существенным в праве на выезд из Украины является то, что гражданин Украины не может быть лишен права в любое время возвратиться в Украину.

 

17.Согласно ст. 35 Конституции каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья'я и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.

Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Ни одна религия не может быть признана государством как обязательно'обязательно.

Каждому гражданину Украины гарантируется право на свободу совести. Это право включает свободу иметь, принимать и изменять религии или убеждения по своему выбору и свободу единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы, открыто выражать и распространять свои религиозные или атеистические убеждения.

В Украине все правоотношения, связанные со свободой совести и деятельностью религиозных организаций, регулируются законодательством Украины.

18. Политические права и свободы связанные с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государственной власти и органов местного самоуправления. их важной особенностью является то, что они адресованы только гражданам Украины. Реализуя политические права, граждане Украины, ассоциированные как Украинский народ-носитель суверенитета и единственный источник власти в Украине, принимают участие в осуществлении власти. Конституция Украины предусматривает такие политические права и свободы: право на свободу мысли и свободу слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений и право свободно собирать, хранить, использовать и поіиирювати информацию (ст. 34); право на свободу объединения в политические партии и общественные организации, на участие в профессиональных союзах (ст. 36); право принимать участие в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления - избирательное право (ст. 38); право равного доступа к государственной службе, а также: службы в органах местного самоуправления (ст. 38); право на свободу собраний, митингов, походов и демонстраций (ст. 39); право петиций, то есть право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения либо лично обращаться в органы государственной власти, органов местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов (ст. 40).

Политические права и свободы, как и личные, иногда называют отрицательными, имея в виду то, что государство не обязано принимать положительных действий для их обеспечения, а должна воздержаться от посягательств на права и свободы, которые входят в этих двух групп, то есть они рассматриваются как свобода человека от государства, право человека на невмешательство государства.

19. Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы. Общественные объединения не зависят от государства, они способны влиять на государственные институты и одновременно защищать общество от необоснованного вмешательства государства в общественную жизнь. Конституционное право на свободу объединения является юридической основой создания и деятельности политических партий, профессиональных союзов и других общественных организаций.

Названные конституционные положения конкретизируются в Законе Украины от 16 июня 1992 г. "Об объединении граждан", который регламентирует содержание права объединения, его основные государственные гарантии, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Объединения граждан - это добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для совместной реализации гражданами своих прав и свобод. Объединения граждан независимо от названия (движение, конгресс, ассоциация, фонд, союз и т.п.) признаются политической партией или общественной организацией. В частности, политической партией является объединение граждан - сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, которые главной целью имеют участие в выработке государственной политики, формировании органов власти, местного самоуправления и представительство в их составе. Членами политических партий могут быть только граждане Украины. Общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.

Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права. Они осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда, ухаживают за жилищно-бытовым обслуживанием работников, удерживают культурно-образовательные учреждения, дома отдыха, профилактории, санатории, туристические и спортивные учреждения.

Никто не может быть принужден к вступлению в любое объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям. Конституция гарантирует добровольность вступления в объединение и пребывание в нем, исключает любое принуждение. Членство в любой партии или профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации или вообще служить основанием для ограничения прав и свобод человека.

Все объединения граждан равны перед законом. Ограничения деятельности политических партий и общественных организаций и членства в них устанавливаются только Конституцией и законами Украины.

Создание и деятельность политических партий и общественных организаций, программные цели или действия которых направлены на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, подрыв его безопасности, незаконный захват государственной власти, пропаганду войны, насильництва, на разжигание межэтнической вражды, посягательства на права и свободы человека, здоровье населения, запрещаются.

Политические партии и общественные организации не могут иметь военизированных формирований. Не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий в органах исполнительной и судебной власти и исполнительных органах местного самоуправления, воинских формированиях, а также на государственных предприятиях, в учебных заведениях и других государственных учреждениях и организациях.

Запрет деятельности объединения граждан осуществляется только в судебном порядке.

Государство гарантирует политическим партиям и общественным организациям равные условия для выполнения ими своих задач, что служит фактическим и юридическим основанием для реализации гражданами своего права на объединение.

20. Вопросы практической реализации гражданами права на обращение регулируются Конституцией Украины, Законом Украины "Об обращениях граждан" от 02.10.96, Указом Президента Украины № 241/97 от 19.03.97 "О мерах по обеспечению конституционных прав граждан на обращение".

Граждане Украины имеют право обратиться в органы государственной власти, местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, средств массовой информации, должностных лиц в соответствии с их функциональным обязанностям с замечаниями, жалобами и предложениями, которые касаются их уставной деятельности, заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-еконрмічних, политических и личных прав и законных интересов и жалобой об их нарушении.

Предложением является обращение гражданина, где высказывается совет, рекомендация относительно деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, депутатов всех уровней, должностных лиц, а также высказываются мнения относительно урегулирования общественных отношений и условий жизни, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.

Заявление (ходатайство) - обращение граждан с просьбой о содействии в реализации закрепленных Конституцией и действующим законодательством их прав и интересов или сообщение о нарушении действующего законодательства.

Жалобой является обращение с требованием о восстановлении прав и защите законных интересов граждан, нарушенных действиями, решениями государственных органов, органов местного самоуправления и др.

В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства гражданина, изложена суть затронутого вопроса. Письменное обращение без указания места проживания, не подписанное автором, а также такое, из которого не возможно установить авторство, определяется анонимным и рассмотрению не подлежит.

Не допускается разглашение полученных из обращений сведений о личной жизни граждан без их согласия или сведений, составляющих государственную тайну. Не допускается выяснения данных о личности гражданина, которые не касаются обращения. По просьбе гражданина, высказанное в устной форме или указанное в тексте обращения, не подлежит разглашению его фамилию, место жительства и работы. Этот запрет не распространяется на случаи сообщение информации, содержащейся в обращении, лицам, которые имеют отношение к решению дела.

Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, объединения граждан, должностные лица обязаны рассмотреть предложения (замечания) и сообщить гражданину о результатах рассмотрения.

Предложения (замечания) Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются первыми руководителями государственных органов, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций лично.

Жалоба на действия или решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средств массовой информации, должностного лица подается в порядке подчиненности вышестоящему органу или должностному лицу, что не лишает гражданина права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством, а в случае отсутствия такого органа или несогласия гражданина с принятым по жалобе решением - непосредственно в суд.

Гражданин может подать жалобу лично или через уполномоченное на это другое лицо, жалоба в интересах несовершеннолетних и недееспособных лиц подается их законными представителями.

Жалоба на решение, обжалуемое, может быть подана в орган или должностному лицу высшего уровня в течение одного года с момента его принятия, но не позднее одного месяца с момента ознакомления гражданина с принятым решением. Жалобы, поданные с нарушением указанного срока, не рассматриваются. Гражданин имеет право:

- лично изложить доводы лицу, что проверяла заявление или жалобу, и принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;

- знакомиться с материалами проверки;

- представлять дополнительные материалы или настаивать на их запросе органом, который рассматривает заявление или жалобу;

- присутствовать при рассмотрении заявления или жалобы;

- пользоваться услугами адвоката или представителя трудового коллектива, организации, которая осуществляет правозащитную функцию, оформив это полномочие в установленном законом порядке;

- получить письменный ответ о результатах рассмотрения заявления или жалобы;

- высказывать устно или письменно требование относительно соблюдения тайны рассмотрения заявления или жалобы;

- требовать возмещения убытков, если они стали результатом порушеньб установленного порядка рассмотрения обращений.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения, - безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их получения. Если в месячный срок решить поднятые в обращении вопросы невозможно, руководитель соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации или его заместитель сообщается лицу, подавшему обращение. При этом общий срок решения вопросов, поднятых в обращении, не может превышать сорока пяти дней.

На обоснованное письменное требование срок рассмотрения может быть сокращено от установленного настоящей статьей срока.

Обращения граждан, как имеют установленные законодательством льготы, рассматриваются в первоочередном порядке.

За рассмотрение обращений не взимается плата.

Руководители и должностные лица обязаны проводить личный прием граждан.

Подача гражданином обращения, которое содержит клевету и оскорбления, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, призывы к развал национальной, расовой, религиозной, религиозной вражды и других действий, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Расходы, произведенные органом государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, объединения граждан, средствами массовой информации в связи с проверкой обращений, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть взысканы с гражданина по решению суда.

Граждане могут получать бесплатные консультации по поводу разъяснения законодательства в общественных приемных.

21. Это право предназначенное для обеспечения политической свободы мнений, убеждений и их выражения в Украине. Ст. 39 Конституции Украины обязывает организаторов проведения собраний, митингов, походов и демонстраций заблаговременно информировать об этом органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, что гарантирует органам власти возможность вмешательства, когда те или иные меры направлены к целей, которые противоречат закону. Осуществление только что перечисленных политических свобод обеспечивается предоставлением гражданам и их организациям общественных зданий, улиц, площадей, возможности широко распространять соответствующую информацию, использовать для этого прессу, телевидение и радио.

Ограничение относительно реализации этого права может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка - с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

Ответственность за нарушение предусмотренного порядка организации и проведения собраний, митингов, походов и демонстраций предусматривается Кодексом Украины об административных правонарушениях.

Содержание ст. 39 Конституции соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 всеобщей декларации прав человека установлено, что "каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций", а в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах "определяется право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц"

22.В отличие от личных и политических прав и свобод экономические, социальные и культурные права и свободы являются положительными - их обеспечения требует от государства определенных действий.

Экономические, экологические, социальные, культурные права и свободы составляют особую группу прав и свобод человека и гражданина, они связаны с концепцией социального государства и касаются таких сфер жизнедеятельности, как собственность, трудовые отношения, отдых, материальные и духовные потребности человека. Экономические права обеспечивают человеку возможность свободно распоряжаться основными факторами производственной деятельности, которая составляет основу существования и развития общества. Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность, а культурные права способствуют духовному развитию человека, обеспечивают ее участие в экономическом, социальном и культурном прогрессе общества.

Конституция Украины фиксирует такие экономические, социальные, культурные права и свободы: право собственности и право граждан Украины пользоваться объектами права государственной и коммунальной собственности (ст. 41); право на предпринимательскую деятельность (ст. 42); право на труд, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом, право на защиту от незаконного увольнения и на своевременное получение вознаграждения за труд (ст. 43); право тех, кто работает, на забастовку (ст. 44); право каждого, кто работает, на отдых (ст. 45); право граждан Украины на социальную защиту (ст. 46); право на жилище (ст. 47); право на достаточный жизненный уровень (ст. 48); право на образование, право граждан Украины бесплатно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях и право граждан Украины, которые принадлежат к национальным меньшинствам, на обучение на родном языке или на изучение родного языка (ст. 53); право граждан Украины на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности и защита интеллектуальной собственности (ст. 54).

 

23. Субъектами права частной собственности в Украине являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в отношении принадлежащего им на территории Украины имущества одинаково с гражданами Украины, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины. Так, иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в собственность не передаются (ч. Из ст. 11 Закона Украины "О собственности").
Основой создания и приумножения собственности граждан является их труд. Гражданин приобретает право собственности на доходы от участия в общественном производстве, индивидуального труда, предпринимательской деятельности, вложения средств в кредитные учреждения, акционерные общества, а также на имущество, полученное в результате наследования или заключения иных сделок, не запрещенных законом.
Объектами права частной собственности являются жилые дома, квартиры, предметы личного пользования, дачи, садовые дома, предметы домашнего хозяйства, продуктивный и рабочий скот, земельные участки, насаждения на земельном участке, средства производства, производимая продукция, транспортные средства, денежные средства, акции, другие ценные бумаги, а также иное имущество потребительского и производственного назначения. Состав, количество и стоимость имущества, которое может находиться в собственности граждан, не ограничивается, кроме случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 13 Закона Украины "О собственности" Верховная Рада Украины постановлением "О праве собственности на отдельные виды имущества" от 17 июня 1992 г. утвердила перечень видов имущества, которое может находиться в собственности граждан (оружие, боеприпасы, боевая и специальная военная техника, взрывчатые и боевые отравляющие вещества, наркотические, психотропные, сильнодействующие ядовитые лекарственные средства и др.), и установила специальный порядок приобретения права собственности гражданами на отдельные виды имущества: охотничье оружие, объекты - памятники истории и культуры, радиоактивные вещества.
Отдельная статья Закона Украины "О собственности" посвящена праву частной собственности граждан на землю. Согласно ст. 14 граждане Украины имеют право на получение в собственность земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства; ведения личного подсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок); садоводства, дачного и гаражного строительства.
Имущество может принадлежать гражданам на праве общей собственности (совместной или долевой). Так, имущество, приобретенное в результате совместной работы членов семьи, является их совместной собственностью, если иное не установлено письменным соглашением между ними. Имущество, приобретенное в результате совместной работы граждан, объединившихся для совместной деятельности, является их общей долевой собственностью, если иное не установлено письменным соглашением между ними. Размер доли каждого определяется степенью его трудового участия.
Что касается имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, правовой режим которого, кроме ст. 18 Закона Украины "О собственности", определяется также статьями 16-19 Закона Украины "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции закона от 24 июня 1993 г.), то оно принадлежит лицам, которые объединились для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на праве общей совместной собственности, если иное не предусмотрено письменным договором между ними.
Важным аспектом осуществления гражданами права частной собственности является право использовать принадлежащее им имущество для ведения хоз




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных