Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Завет рассечённых жертв




 

Аврааму Бог предложил труднейшую из всех бывших до того задачу. Для жертвоприношения Завета Бог назначил 4 вида животных, только они будут использованы для жертвоприношений: телица, коза, овен, голубь. Так был очерчен некий круг жертвоприношений, и Господь не сказал Аврааму, не сказал, что эти животные предназначены для жертвоприношения Завета – ничего не сказал. Всё Авраам должен понять сам. Что Авраам понял и что он сделал?

15 гл 10ст «Он же взял Ему (всё это, ему то есть для жертвы Богу)»

«Он же взял Ему всё это и рассёк их (животных) по средине». Слово «рассёк» в данном контексте ключевое. Рассёк в еврейском тексте – «батар» - это редкий глагол, это специальный термин, который употребляется только применительно к жертве Завета и встречается в 2х эпизодах ветхозаветной истории. Один это завет Авраама с Богом, который мы сейчас рассматриваем. А второй завет значительно более поздний – завет народа с Богом при царе Сидикии. И мы сейчас рассмотрим как это было при Сидикии. Этот завет описывает пророк Иеремия. Нам необходимо представить, что тогда происходило. Я буду описывать, братья и сестры, а вы пытайтесь представить, что это было.

В иудейском царстве нарушался закон о том, чтобы после шести лет рабства отпускать на свободу раба-еврея. Был такой закон. На седьмой год еврея, если он был в рабстве, необходимо было отпускать. И вот при царе Сидикии, весь народ заключил с Богом завет, что будет соблюдать этоустановление закона. Закон надо было соблюдать, потому что если его нарушать, это означало, что народ грешит против самого закона и против самого себя. Нельзя брата держать в рабстве. Что сделали? Взяли тельца и рассекли его «батар» - рассекли надвое. Тельца. Представлять нужно, братья и сестры, что это было. Рассекли тельца надвое, и весь народ прошёл между рассеченными частями жертвы. В последствии Завет был нарушен. Отпущенных на волю рабов братьев евреев снова брали в рабство. Преступников Завета ожидала казнь от Бога и вавилонский плен. Я сейчас процитирую как у Иеремии описано это событие. Это из пророка Иеремии 34 гл:

«И было слово Яхве к Иеремии от Яхве, говорящее (слово говорящее): и отдам людей, преступивших завет Мой, которые не устояли в словах Завета, который они заключили перед лицом Моим, когда они тельца разрезали надвое и прошли между рассечёнными частями его – князей Иуды и князей Иерусалима, евнухов и священников и весь народ земли, проходивший между рассечёнными частями тельца отдам их в руки врагов их и в руки ищущих души их и трупы их будет пищею птице небесной и зверю земному». Вот что ожидает преступников Завета. Сделаю маленькое замечание, терминологически. В описании этого эпизода употребляются три слова того же корня, что «евреи». Прошедшие между частями жертвы это «ха евери». Они продолжали держать в рабстве человека брата своего еврея «ха еври». И они стали преступившие завет «ха оверим». Преступившие это тоже «ха оверим» и прошедшие «ха оверим». Они продолжали держать в рабстве человека брата своего, еврея «ха еври».

Какой смысл имело рассечение жертвенного животного? Если бы договор заключался между людьми, (такие случаи нам не известны) то его смысл мог быть следующий. Раввины так толкуют, цитирую: «как разделённые части животного по существу представляют единое целое – так и два человека, связанные союзом и, более того. Как одна часть рассеченного животного не может существовать без другой – так и две стороны, которые заключают союз не могут жить друг без друга. Есть здесь и предупреждение: тот, кто нарушит союз, будет разрублен как эти животные». Логично всё нам объяснили, всё понятно. Однако в Завет, описаный пророком Иеремии, вступали не человек с человеком, а народ с Богом. Какой смысл имело рассечение? Вот на чём мы сейчас должны сосредоточить наше внимание. Смысл. Зачем рассекать? «Бог свидетель, пусть меня рассекут как этого тельца.» И только? Это всё? Завет с рассечением был страшный; и когда человек проходил между рассеченными надвое телом, он должен был устрашиться. Однако смысл такой формы завета был выше чем устрашение, и он был явлен Аврааму и понят Авраамом, потому что Авраам, обратит внимание, Авраам не проходил между телами рассечённых частей жертвенных животных. Бог между ними прошёл. Авраам не приносил жертву Завета – Бог её совершил. И всё это было у Авраама страшнее страшного.

Ещё спросим: что делали с частями рассечённых тел? Поскольку это была жертва завета, она приносилась вся целиком. Это была жертва всеприношения, но если жертва приносится целиком, зачем нужно было рассечение? Поняли да? Этот вопрос должен стоять перед нами пока мы читаем дальше.

10 ст «Он же (Авраам) взял Ему всё это и рассёк их по средине и положил их (части) противолично друг другу. Птиц же не рассёк.» Противолично друг другу означает, что части рассечённых посередине тел лежат лицом к лицу. Они были рассечены не пополам (животные), а по средине относительно оси симметрии (дихотомически). Вспомним завет с Богом, который описан у Иеремии: твоё брат, ближний твой – это как часть тебя. Когда ты держишь в рабстве брата своего, друга, ближнего своего, то это всё равно как если бы тебя самого рассекли на две симметричные половины. Вот телец (представляем) так рассечённый. С одной стороны – один глаз, одно ухо, одна передняя, одна задняя нога. С другой стороны – другой глаз, другое ухо, другая передняя и задняя нога. Пройди между рассечёнными половинами и ужаснись и больше не делай так. Таков был смысл завета, который заключили жители иудеи с Богом при царе Сидикии. Это было совершенно уникальное явление в религиозной жизни Ветхого завета. Оно восходит к своему высшему прототипу – завету Бога с Авраамом.

Зачем понадобилось рассечение для жертвы Завета, которая приносится целиком? Вспоминаем ту жертву завета, которую принёс Ной. Когда Ной принёс целиковую жертву всепирношения, Бог, сказано: обанял обаняемое покоя, Бог обонял покой (имя Ной кстати обозначало «упокоение»). Бог обонял обоняемое, то есть запах покоя, который шёл от жертвоприношения Ноя. Это была жертва, внимание, это была жертва мирная, жертва примирения Бога и человечества в завете вечном, который осенялся радугой. Рассечение жертв Авраамом символизирует непримирённое с Богом греховное разорванное состояние человека. Жертва Ноя была мирная, рассечение жертв Авраамом символизирует непримирённом с Богом греховное разорванное состояние человека. Человек после грехопадения рассёкся надвое. После того как человек вкусил от древа познания хорошего и лукавого (помните, это точное название древа – древа познания, древа ведения хорошего и лукавого), у него на одной стороне на одной стороне осталась способность познавать и творить, на другой стороне – способность различать хорошее и лукавое. После грехопадения человек познаёт и творит независимо от того хорошо это или это от лукавого. То есть, познавательно творческое, с одной стороны и религиозно-нравственное – с другой стороны в человеке были разделены грехом. Человек рассёкся. В результате чего и человек был повреждён и богообщение повреждено. Божественное и человеческое разлучились, и это было смертельно для человека. Человек не даёт в себе действовать Богу. Человек лежит как посредине рассечённое тело, когда каждое из отсечённых частей рассечённым лицом обращена к своему другому. И такая природа, рассечённая грехом, человеческая природа, ожидает исцеления. Человек ждёт от Бога, чтобы богообщение восстановилось – это будет спасение и райская жизнь.

Христос Бог воспринял неповреждённое грехом естество человека, и через Него (через Христа) восстановилось богообщение. Христос, как поётся в воскресном каноне 4 гласа, Христос совокупил расточащаяся естества. Вот как Он послужил человечеству, в чём была Его миссия.

Человек получил исцеление через жертву Нового Завета, которую принесёт не человек, и человек не может принести. А принесёт эту жертву воплотившийся Бог. Это будет жертва страшная с одной строны, однако это будет жертва примирения с Богом, это будет другое, новое отношение Бога и человека. На это в жертвоприношении, которое приготовил Авраам, на то, что это будет примирения, указывает присутствие птиц небесных, райских – Горлицы и Голубя. Птиц Авраам не рассёк, сказано, поэтому и в Законе это будет запрещено. И в этом вы можете убедиться, если посмотрите книгу Левит гл.1 14-17 ст.

Если сравнивать с Ноем, то Ной приносил жертву примирения, он произвёл её сам во всеприношении. Аврааму принадлежит какая жертва? Жертва исцеления от греха, и её человек не может сам принести. И вот это Авраам должен был понять. Человек может при такой жертве только присутствовать, то есть предварительно рассечь жертвенное в знак того, что сам рассечён, и тем показать свою готовность принять Того, кто соединит грехом рассечённое. Авраам всё приготовил и ждёт, не прикасается к жертвам. Это религиозный гений. Он каким-то образом уразумел, что ему надо делать. Авраам сидит при жертвах.

И далее идут две разные картины. Одну рисуют греческий текст, другую – текст еврейский. Они очень различаются. Согласно масоретскому тексту, тексту на древнееврейском языке, Авраам отгонял хищных птиц, которые слетелись на трупы как на падаль (евр. «пегер» - труп, убоина). Вот перевод с еврейского: и спустились коршуны на трупы, но прогнал их Авраам. Коршуны «айит» обозначение, вообще, хищной птицы «коршун», «коршуньё». Прогнал- можно «подул», «сдувал», может быть прогнал свистом. Значение глагола говорит о том, что Авраам производил какое-то движение воздуха. То есть, буквальны перевод с еврейского: и опустилось коршуньё на трупы и прогнал движением возуха их Авраам.

Иное в греческом тексте. Не коршуны слетелись на трупы. Перевод с греческого: «и сошли птицы на тела их разделённые и сидел при них Авраам». Что имеется в виду? Горлица с Голубем сошли на разделённые тела. Это их участие в жертвоприношении в знак присутствии духа Божьего, а Авраам ничего не делает и никого не гоняет – ждёт, сидит, даёт действовать Богу. Завету предшествует тишина. Это тихина Великой Субботы. Завету предшествует тишина – это необходимый признак великого события. Молчание божества. И этой особой тишины, которая предшествовала и Боговоплощению и Воскресению, нельзя почувствовать из масоретского текста. Потому что на трупы слетались хищники, а Авраам их отгонял.

Человек должен ожидать Завета, и последнее время ожидания.. воспомним как ожидал Завета Ной – Год сидел в Ковчеге. Ожидание Завета может быть скорбный покой. Авраам прямо субботствует, сидит до вечера при закланных им животных. Откровение Аврааму началось ночью, Бог ему показал звёздное небо, прошёл день, который завершился покоем. Солнце заходит, ожидание закончилось – приходит суббот царь и Господь.

12 ст «При захождении солнца исступление напало на Авраама и се ужас тёмный, великий напал на него». Исступление (греч. экстасис) (евр. тардема) испытал Авраам и такое же исступление испытал Адам, когда рождалась первая Церковь в Раю. Перед тем как Господь взял ребро Адама и создал жену, сказано: Господь навёл исступление на Адама. В этом исступлении и Адам и Авраам сохраняют сознание. И Адам и Авраам помнят что с ними произошло. Авраам в исступлении бодрствует. Исступление напало на Авраама чтобы он пережил страшное, мог всё видеть, слышать и запомнить, особенно то, что скажет Господь. И дальше сказано: на Авраама напал ужас тёмный. (евр. хашеха) это напоминание о первом дне творения, его тьме (кот. Называлось «хошех»). «И тьма над бездною..».

Воспоминаем: Христос есть Агнец, закланный от сложения мира. Аврааму дают почувствовать в исступлении, когда он находился, а иначе никак это нельзя пережить. Аврааму дают почувствовать, как это и тьма над бездною и дух Божий носился над водой. Аврааму досталось войти в первый день творения так глубоко, прикоснуться к началу (в начале сотворил Бог), так близко, как это может тварное существо.

Как человеку встать в отношения к первому дню творения? Поверить? Так, мы с вами разбирали. Авраам поверил. Но ведь он хочет знать. Как человеку быть свидетелем сотворения мира? Первый день творения для человека ужас. В видении Господь сказал Аврааму, помните, первые слова: не бойся. Но когда Авраам захотел знать, ему было дано стать ближе к началу мироздания, и тогда ужас тёмный и великий напал на Авраама, а сохранило его исступление, которое напало до того. Ужас тёмный великий испытывает человек, когда он познаёт откуда он призван в бытие. Человек призван к бытию из небытия, к спасению из греха. Вот это – тьма над бездною. Творение от небытия это страшно. Жертвоприношоение на Голгофе было повторным творением человека, его воссозданием. На Голгофе до кончины Иисуса, как сказано в Евангелии «тьма бысть по всей Земле». Тьма бысть по всей Земле. И это не было затмением Солнца, потому что тьма бысть по всей Земле. Эта тьма не была метеорологической или астрономическим явлением. Это как тьма первого дня. И где бы мы ни встретили указание на Голгофу, там будет «тьма и великий ужас».

Страшные знамения будут сопровождать и завет на горе Синай. Сейчас я прочитаю из Исхода с 19 гл знаменитый 16 ст: «И было на третий день» (это я читаю про завет на горе Синай) «И было на третий лень, когда было утро, были гласы и молнии и облак мрачен (это пр гречески, по еврейски – тяжелый – облак тяжелый) облак тяжелый был на горе Синайской, глас трубы звучал весьма и ужаснулся (по еврейски ещё крепче сказано: дрогнул) весь народ, который в стане». Завет с Авраамом – первый прообраз Голгофской жертвы. Авраам просил не разлучаться с Господом. И Господь дал почувствовать Свою страшную близость. А что такое близость Бога к человеку? После грехопадения близость Бога к человеку это Его смерть на Кресте. Близость Бога к человеку – это Его смерть на Кресте. Это Голгофа.

Только что Авраам услышал слова Мелхиседека о Боге Всевышнем, Который стяжал Небо и Землю, родительски приобрёл своё творение, призывает к Себе духовное и вещественное. После сих слов Аврааму было показано, что это значит, что Бог стяжал Себе человека. Бог соединился с человеком до смерти крестной.

Когда Авраам просил у Бога знать, он не знал, о чём просил. Авраам не хотел отпускать Бога, но если он и думал о своём потомстве «почему узнаю, что буду наследовать землю», то Господь даёт Аврааму иное, чем человек просил – большее того. А просимое оказывается его маленькая часть. Господь нечто сейчас скажет Аврааму, и мы должны приготовиться понять нечто важное и, сразу скажу, трудное для понимания, крайне важное и очень трудное.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных