Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Четыре эпохи в жизни Авраама




 

Авраам приготовил жертву Завета. Это будет первый завет Авраама с Богом, образ Голгофы. Господь изрёк пророчество о возвращении из плена потомков Авраама, которое произойдёт в 4м роде через 4 сотни лет. Возвращение из плена египетского потомков Авраама в 4м поколении можно согласовать с данными священной истории. 4 сотни лет к плену египетскому никак нельзя отнести. 4 сотни лет это 4 века. Господь говорил Аврааму о 4х эпохах в жизни Церкви, начиная от самого Авраама. Для различения 4х эпох в жизни Церкви оставлен знак – амареи. Значение амареев для потомков Авраама было историческим и символическим. Значение «амарей», «амареи» менялось от эпохи к эпохе, за ней мы будем следить, чтобы понять пророчество. Вина (наказание) амареев исполнится, четвёртый род сынов Авраама возвратится.

4 эпохи в жизни сынов Божьих после Авраама таковы: 1. Эпоха Авраама и патриархов. 2. Эпоха Иисуса Навина и судий израилевых. 3. Эпоха царей и плена Вавилонского. 4. Боговоплощение.

Итак. 1. Эпоха Авраама и патриархов. Из ханаанских племён, в среде которых жил Авраам, особо выделяются амареи и хетеи. И те и другие очень благожелательно относились к Аврааму. Вот. Авраам селился у дуба Мамре, который был амариянен и Мамре с братьями принимают с участие в военном походе Авраама. Авраам находился в личных отношениях с семьёй амариян, однако окрестность знаменитого хевронского дуба, где жил Авраам, управлялась из ближайшего города сынов Хеттов. Именно у хеттиян Авраам выкупил пещеру и поле для погребения Сарры (Гл 23 кн. Бытия). Запомним эту связку: амарей и хетт. Оба имени перейдут в символический язык св. Писания.

К концу эпохи патриархов отношения с амареями уже не были мирными. Иаков перед смертью благословил Иосифа избранным участком земли, которого он взял из руки амареев мечом своим и луком своим (Быт. 48 гл).

Вторая эпоха Иисуса Навина и судей Израилевых. В эпоху завоевания Палестины и судей застаём амареев в новом качестве и как опаснейших из врагов Израиля и как творящих мерзости хуже других племён ханаанских. В эту именно эпоху слово амареи становится нарицательным. Оно обозначает острие духа ханаанских племён. А «проклят Ханаан» сказал Ной. Это острие духа ханаанских племён было обращено против Израиля. Во-первых, именно амареи владели Иерусалимом. Во-вторых, битва с амареями это знаменитая битва в Гаваоне, когда остановилось Солнце. В этой битве Израилетяне разбили врагов, те бежали. Читаю из книги Иисуса Навина из 10 гл «И Господь бросал на бегущих с небес камни града и было больше умерших от камней града (можете себе представить, камни с неба сыпались) чем тех, кого убили сыны Израиля мечом на сражении. Тогда сказал Иисус (Навин) Господу: да встанет Солнце против Гаваона и луна против долины Айлонской. И стало Солнце и Луна в стоянии пока отмстил Бог врагам их и не было дня такового ни прежде ни впоследствии чтобы так послушал Бог человека, как Господь споборствовал Израилю. Таким образом, уже на стадии завоевания палестины амареи это такие враги народа Божьего, что Сам Господь против них ополчается по слову человека, и даже Луна и Солнце останавливаются. Имя народа амарей (амареи) приобретает символическое значение. Амарей – богопротивник. Зафиксируем это значение. Амарей в эту эпоху – богопротивник.

Когда Иисус Навин перед смертью ставит народу на выбор каким богам народ хочет поклоняться, он поминает не кого нибудь, а именно амареев. Из кн. Иисуса Навина 24 гл читаю 15 ст: «Если не угодно вам служить Господу, изберите сами себе сегодня кому будете служить: или богам отцов ваших, которым слыжили они по ту сторону реки (это говорится о предках Авраама – язычниках) или богам амареев хотите служить, среди которых вы живёте на земле их. Я же и дом мой будем служить Господу ибо свят есть.»

То есть, в эпоху Иисуса Навина и судей военное сопротивление амареев было сломлено. Опасность, которая шла от их культовых действий напротив - усиливалась. Именно в своём этом служении, возможно магии, амареи были самыми опасными соседями. Так говорит Господь в книге судий 6 гл: «Я, Господь Бог ваш, не бойтесь богов амарея (значит боялись) среди которых вы живёте на земле их».

Третья эпоха – эпоха царей и Вавилонского плена. Страшные предстоит нам читать строки, но мы пройдём через это. В эту эпоху символическое значение амарей - богопротивник распространяется на Израиль, на те дела, которые начали творить в Израиле. Если народ Божий начинает поклоняться другим богам, то он - богопротивник хуже амарея, он – богоборец. Израиль становится богоборец.

О царе Манасии, который царствовал в Иерусалиме 50 или 55 лет. С 698 по 643 г до Рождества Христова говорит Господь через пророков: «Сотворил манасиец, царь иудейский, мерзости эти лукавые паче всех, которые сотворил амарей прежде, и ввёл в грех также Иуду в идолах своих». Главное из мерзостей царя Манасии: он завёл идолослужение в храме. Вот это ужасно. Идолослужение в храме Иерусалимском. Вот перевод с еврейского 4кн царств 21 гл: «Построил жертвенники (имеется в виду идолам) в доме Яхве, в доме, о котором так сказал Яхве: в Иерусалиме положу Имя Моё. И построил Манасия жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Яхве». Вот так. Здесь нужно различать: одно идолослужение на высотах – это уже страшный грех, но другое это в Иерусалимском храме. Вина амарея не могла стать полной среди язычников. Вот зафиксируйте эту мысль. Среди язычников вина амарея (язычника) не могла стать полной. Но когда мерзость идолослужения вошла в храм, вина мистического амарея стала полной. Когда амареяне сражались с Израилем, и Бог Сам сражался за Израиль, амарей был враг народа Божьего. А когда мистический амарей захватил храм Божий, амарей стал богоборец.

Несколько слов скажем о Манасии. Фигура заметная. Манасия не сразу ввёл идолослужение в храме. Он начал с восстановления высот. Он, как сказано, обратился. Это был религиозный акт отречения от Бога и предстальством отца – благочестивого царя Иизекииль. Манасия, говорится в 4 кн царств 21 гл: «обратился и построил высоты, которые погубил отец его Иизекииля». «Манасия оставил благочестивый образ отца» - пишет бл. Феодорит. Это было началом его грехопадения. За отречением от Бога и оставлением образа отца, Манасия придался идолослужению. Сначала вне храма. Это были высоты, жертвенники Ваалу, дубрава, поклонение воинству небесному, а затем на самом храме и на его дворах, а закончил Манасия магией и колдовством.

Из той же Кн. Царств 4 из той же гл 21: «И провёл сына своего через огонь и сотворил (значение термина не вполне ясно, но скорее всего) сотворил вызывателя (наверное) мёртвых и ведунов». Манасия – это не горестный эпизод в жизни иудейского царства. Это рубеж в истории всего народа Израиля. После такого богоотступничества, мерзости, магии, после того, что натворил царь и народ, после всего, что было при Манасии, Господь судил уничтожение Иерусалима и Вавилонский плен. Господь сказал так: «Вытераю Иерусалим так, как вытерают чашу. Вытерли и перевернули на лицо её». Страшные слова, потому что они напоминают о Потопе. Страшный глагол «вытерать» (евр. маха. Греч. апалейфо). Господь сказал перед Потопом: «Сотру человека от лица Земли». Это означало физическое истребление и мистическое очищение. Господь сказал об Иерусалиме: «вытераю Иерусалим». То есть, между событиями Великого Потопа и Вавилонского плена, устанавливается смысловая связь. И всё это заставляет нас вспомнить о Каине. Некогда потомки Каина через дочерей рода Каина, проникли в Церковь Божью к Сынам Божьим, в результате произошёл Потоп. Когда мерзости амарея вошли в Церковь, в народ, в храм Иерусалимский, неотвратимым стал Вавилонский плен. Вина наказания амарея это по смыслу то же самое, что вина наказания Каина. Знаменитый авно Каина. Помните, Каин говорил: «вина моя больше чтобы оставить мне». Другой перевод той же фразц: «наказание моё больше чтобы снести мне». Когда Каин это говорит, он очень заблуждался. Вина Каина не была полной. Обратите внимание. Каин, богоборец, грешник страшный. Но вина Каина не была полной, ибо Господь дал Каину знамение. А это говорит о том, что на Каине было место, куда можно было печать ставить. Авно Каина достиг полноты его потомков, когда его потомки пошли на Церковь Божью, когда женщины из рода Каина родили от Сынов Божьих нифелимов и гибаримов. Грех может достичь состояния «шалем авон», что называется «полная вина» или «полное наказание». Полнота это когда сколько не прибавляй – всё через край. Каин в своём потомстве достиг такой полноты. Полная вина это рубеж, после которого Богу нельзя помиловать грешнка. Мир свободы перестал воспринимать милость и прощение. На человеке стало негде печать ставить. Так было с потомками Каина, допотопными исполинами, так было с Содомом, его грех тоже называется «авон» (19 гл 5 ст кн. Быт), так было с Иерусалимским храмом, городом и народом иудейского царства.

В Библейском учении о грехе находим, я ещё раз повторяю эту мысль, она важная, что грех сам грех уже есть страдание. Преступление уже есть наказание. И то и другое называется одним словом «авон» по евр. Если бы человеку воздавалось по грехам, и обе части уравненияю, которые содержат в себе понятие «авон» были тождественны, то это было бы пустое тождество. Если грех (авно) = наказанию за грех (авно), то это пустое тождество – смерть. Господь Своей милостью входит в это тождество, когда наказание = греху и чем человек жив. Однако, зло человеческое может достигать состояния полноты (полная вина «шалем авон»), тогда Бог придаёт человека самому себе – и это худшая доля для человека. Бог отпустил человека Каина, затем отступился от человечества перед Потопом, также Он отступился и от того места и царства, где раньше была Его церковь и где было Имя Его. Это Иерусалим и Иерусалимский храм. Зло именно в силу своей полноты обращается на человека. Зло именно в силу своей полноты обращается на человека, и Богу уже невозможно войти в мир человеческой свободы с милостью и прощением. Человек уже этого не принимает, его зло стало полным, вина стала «шалем авон».

То полное зло, которое творилось в Иудее перед пленом, есть полная вина «шалем авон амарея», о которой говорил Господь Аврааму в завете рассечённых жертв. Народ Израиля был дважды в плену: в Египте и Вавилон. Оба раза, когда менялась форма церковной общности, а старое должно было как зерно умереть. Приходу Мессии предшествовал Вавилонский плен. Не самый Вавилонский плен, он был короткий -46 лет. Вавилон… такое понятие, которое сообщает единство всей послепотопной истории человечества. Давайте сделаем краткий обзор. Первый Вавилон это Вавилон Книги Бытия. Сыны Ноя утратили сыновство от Бога и от Ноя, приобщились духу Каина – это Вавилон, где строилась знаменитая башня. Прямым вмешательством Господь рассеял народы, Он прекратил Вавилонскую стройку.

Второе: Симиты Фарра и Авраам выходят из Вавилонии, из Ура Холдейского. Восстановление Церкви происходило в жизни праотца Авраама. Далее, жизнь Церкви Божией соблюдалось в Израиле, затем – только в Иудейском царстве. Когда царь и народ в Иудее не просто утратили богопочетание, а приобщились духу каинского рода, когда богоборчество стало «полная вина», Господь отдал народ в Вавилонский плен.

И последний: Вавилон последних времён человеческой истории – Вавилон апокалипсиса. Это богоборческая цивилизация, которая не подлежит исправлению и будет истреблена.

Так вот, после тех грехов, которые творились при Манасии, уход евреев в Вавилонский плен был испытанием духа. В эпоху Вавилонского плена, возвращение и рассеяние и веков волчания, вот во всю эту эпоху Вавилонского плена: возвращения из плена, рассеяния и веков волчания перед приходом Мессии, вот в эту эпоху происходило разделение еврейского этноса на тех, кто способен принять Мессию и на тех, кто верил в Мессию, как говорит евангелист Иоанн, но отверг Его, когда Он пришёл. В результате Сыны Авраама разделились также как Сыны Адама: на Каина и Авеля, на убийцу и мученика.

О том как это разделение на Каина и Авеля подготовлялось, читаем у пророка Иизекииля, который был призван в пророки уже в Вавилонском плену. У Иизекииля находим образ греха в виде женщины блудницы – дочери Иерусалимской, придавшейся блудодеянию – служению иным богам. Сравнение Иерусалима или народа то с прекрасной девой, то с погрязшей в грехах блудницей находим в многих библейских пророков, но никто кроме Иизекиия, никто из пророков не проводит своё обличение за черту потери родства, когда в народе Божьем грех обретает такое качество, что утрачивается родословие. Только Иизекииль, пророк поздний, исторический свидетель первых десятилетий Вавилонского плена, говорит дочери Иерусалима, иудейскому народу, говорит, что она утратила отца и мать.

Вот из 16 гл 3 ст кн. Иизекииля: «Так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: корень твой и родины твои в земле Ханаанской. Отец твой амарей и мать твоя хитиянка». Там, где родство велось по отцу сказать о городе, где стоял храм; и нарицалось имя Божье, что народ в нём обитавший имел отца амарея, а его родство (генесис) в земле Ханаанской.. такое сказать это обличить в крайней форме богоотступничества. Отец твой амарей, и мать твоя хетиянка. Это отнюдь не риторическая фигура. Во-первых сама эта связь амарей-хетт отсулает к истории праотца Авраама, и опять должна направить наше внимание на то, что не Авраам отец этой дщери Иерусалимской. Ну это страшные слова. Но главное ещё в том, что амарей в среде иудеев это «полная вина». Амарей как полная вина это в символике Священного Писания Каин, как совокупность всех грехов его рода. Амарей, как полная вина – это символический Каин. И ещё одно обстоятельство. Имя матери дщери Иерусалимской.. Отец твой амарей и мать твоя.. по еврейски «хетит», по-контексту переводят «хетиянка», и в этом есть смысл, однако не весь. Термин «хетит» встречается только у пророка Иизекииля и он обозначает: мать дочери Иерусалимской хетиянка, также обозначает «ужас». Хетит обозначает ужас. Отец твой амарей и мать твоя хитит. Отец твой - Каин и мать твоя - ужас. В пророческой литературе нет более горьких слов, думал я когда-то. Есть более горькие слова у того же пророка Иизекииля.

Как в обществе Каинитян особое служение несли женщины, так это уже пошло и в еврейском народе, когда он был в Вавилонском плену. Вот что ужаснуло пророка. Иизекиильй даёт такой образ дочери Иерусалимкой, что в нём проглядывают черты жены блудницы из Апокалипсиса, Вавилонской блудницы из Откровения в гл 18. Бог через Иидекия говорит вот эти страшные слова, страшнее которых нет. Это точный перевод с еврейского 16 гл 45 ст: «Дочь матери твоей, которая погнушалась мужем своим и сынами своими и сестра сестёр своих ты, которые погнушались мужьями своими и сынами своими, мать ваша – хетит и отец ваш – амарей.». Амареем погнушались. Он уже далеко отошёл на второй план. Какой никакой, а амарей был отец. А блудница – не дочь отца, родство пошло по другой линии. И мать, и дочь и сестры и все женщины за одно: отцев, мужей, сынов они уже погнушались. Когда утрачивается связь с отцами, происходит духовное перерождение и (пророк Иизекииль последователен) перемена имени. Имена теперь для северного царства, для Самарии 10 ти колен – Охола, для Иерусалима, Иудейского царства – Охолива. Произошла перемена сущности, ей соответствует перемена имени. Обе сестры блудницы «хола» (это 10 колен Израиля) была казнена «ахлева» Иерусалим превзошла сестру (ну естественно там храм стоял) «халева» Иерусалим превозшла сестру, блудила с холдеями и несёт образ блудницы Вавилонской.

Так говорит пророк Иизекииль об Израиле, который уже в плену. Народ Израиля это семя Авраама, но Христос сказал Иудаям, сейчас мы это можем оценить, что они семя Авраама, но не дети Авраама. Посмотрите (Ев Ин. 8 гл ст. 37-39).

Пророк Иизекииль так говорит братьям Иудеям: отец ваш амарей, но хуже то, чьей вы матери дети. Матерь ваша хетит. Народ Израиля отверг сыновство. А дальше по Писанию формы готовы: Каин и Вавилон. В Израиле созревает дух Каина. И начинается созидание общества, которое имеет символ: жена – блудница последних времён, она же «Вавилон».

В самом плену Вавилонском этот процесс прошёл. И Вавилон первый и Вавилон последний и любой Вавилон, когда это слово имеет символическое значение, Вавилон это всемирная деятельность. Это самая суть его. Вавилон это всегда всемирная деятельность. И в этом ключе нужно понимать ту опасность, которую несло в себе рассеяние народ Израиля. Оно началось задолго до Новозаветных времён. Из Вавилона началось и стало всемирным. Рассеяние евреев готовило Вселенскую Церковь с одной стороны, и то же рассеяние готовило борьбу с Церковью по всему миру. В рассеянии подготовлялась всемирная арена, на которую выйдет Христианство и его безжалостный противник.

Ко времени Нового Завета Иудеи жили во «всяком народе под небом». Это я сейчас цитирую книгу деяний 2 гл. И во всяком народе под небом среди иудеев были мужи благоговейные, набожный. Именно такие собрались в Иерусалиме, то есть благоговейные, в день святой пятидесятницы, когда родилась Вселенская Церковь, эти люди услышали проповедь апостолов. Услышали они и поняли и поверили Богу.

С другой стороны, в рамках сравнительно короткой эпохи, которая называется «Вавилонский плен» (это 586, 538 гг до н.э, примерно 46 лет) проступает образ, на который указывает пророк Иизекииль – блудница Вавилонская последних времён. Между Вавилоном плена и Вавилоном Апокалипсиса устанавливается даже не связь, она очевидна, это богоборчество. Зарождается носитель каинского духа. На этот раз он возникает в еврейской среде. Многое в кн. пророка Иизекииля становится понятным, если читать её на языке библейского символизма, который один. Язык Библейского символизма –он один. От Книги Бытия до Откровения Иоанна Богослова.

Что помешало строителям Вавилонской башни осуществить свой замысел рассеяться по лицу всей Земли? Готовность была полная у них. Они хотели рассеяться по лицу всей Земли. Вавилон это всемирная деятельность. Строители Вавилона были готовы вполне и в точный момент (кн. Быт 11 гл 5 ст) сошёл Господь. Господь сошёл, раздал языки и прекратил то, что называется Вавилон. Когда пришёл Мессия Христос, Он прекратил нечто всемирное. Он прекратил это своим вочеловечением, прекратил то, что называется Вавилон.

Ещё раз. Вавилон это всемирная деятельность, и готовность к этой деятельности, можно думать, была полная. Христос пришёл в точный момент времени и те процессы, которые шли в направлении Вавилона последних времён были надолго пресечены. Это я сейчас закончил говорит о том, что такое третья эпоха в жизни Церкви.

Четвёртая эпоха в жизни Церкви от Авраама это боговоплощение Вселенской Церкви. Об этой эпохе сказал Господь Аврааму в завете рассечённых жертв. Четвёртое время, когда вина амарея исполинась. Второе – сыны Авраама вернулись. Ну, вина амарея исполнилась, потому что Христа распяли. Совершилось заклание Агнца. Каин на деле стал Каином. Мистическим Каином, убийцей Авеля, который есть образ Христа. Слова пророка Иизекииля: «отец ваш амарей» обрели ясный смысл. Это слова самого Христа, я ещё раз приведу в Ев. Ин 8 гл 44 ст: «Вы от отца – дьявола есте». То, что у Иизекииля «отец ваш амарей» (амарей это Каин). Это же сказал по смыслу Господь сказал иудеям: Вы от отца дьявола есте.

И второе: сыны Авраама вернулись. Что имеется в виду? С пришествием Христа уяснилось кто имеет отца Авраама. И здесь всё просто: кто не сын Божий, тот не сын Авраама. Может быть семя Авраама, но не дети. В Боговоплощении сыны Авраама евреи или не евреи узнали друг друга, это была в жизни Церкви четвёртая эпоха - вселенская Церковь. Когда пришёл Христос, всякий человек должен был пройти усыновление Аврааму через Христа. Принадлежность к этносу еврейскому не имело здесь решающего значения. Кто не принял Христа Мессию – тот не сын Аврааму. И поэтому 4й род сынов Авраама пошёл от Христа. И то же самое было сказано Аврааму с самого начала в первом Богоявлении: «в семени твоём дам землю сию». Апостол Павел останавливается на этом месте. Он так поясняет: не говорит Господь «и потомкам семеням как о многих, но как об одном: и семени твоему дам землю». Семени твоему, которое есть Христос. Послание к Геллатам 3 гл 16 ст.

О восстановлении сыновства говорил Иоанн Предтече. Не к Аврааму должны возводить себя его дети думая о своём родстве по плоти. Не думайте, говорит, себе «отца имеем Авраама», а наоборот: Авраам возвращается к своим детям. Иоанн пришёл чтобы приготовить путь Господу чтобы (Ев. от Луки) «возвратить сердца отцов детям». Во Христе дети Авраама вернулись в Землю Обетованную. Её наследуют те, которые имеют в сердце отца Авраама. Когда была принесена жертва Нового Завета произошло окончательное разделение в еврейском народе и уяснение кто есть Церковь Божья и дети Авраама, а кто не дети Авраама, следовательно – не Израиль, но, страшно сказать, - амарей. Даже хуже того: и не Израиль и уже не амарей, а родство по матери их мать «хитит» - ужас.

 


Вера знающая

 

В Завете рассечённых жертв Аврааму было предсказано, что Церковь должна перейти через 2 рубежа: плен Египетский и плен Вавилонский. В этом же Откровении Аврааму, в конце его, сегодня прочитаем. Первый рубеж будет обозначен как река Египетская, второй – великая река Ефрат. Таково обетование. Вера Авраама, как он того просил, восходит на следующую ступень. Тот, кто участвует в завете с Богом, имеет Веру Знающую.

У Авраама была вера зрячая, становится - веря знающая, вера заветная. Авраама приготовил, рассёк жертву, выслушал пророчество, если помните, находясь в исступлении и в тёмном великом ужасе. Начинается жертвоприношение. Бог Сам сейчас совершит жертву Завета. Так будет и на Голгофе. Спросим: а где сейчас происходит описываемое событие? По-скольку он стоит в связи с предшествующими событиями, теми словами, которыми сказали Мельхиседек, царь Содома, и Авраам, то это предместье Иерусалима. Вспоминаем стих, который мы читали из кн. Бытия из гл 15 16 ст. Вот, там был сказано: «Четвёрный же род (это 4 эпохи Церкви) они возвратятся сюда ибо не полна вина (наказание) амарея до сюда (можно так перевести «до ныне», а можно перевести «до сюда» эт хенне)». До этого места дойдёт и явится в полне вина амарея, он же Каин, когда будет убит Сын Божий и Бог Мессия, образом Которого являлся Авель. Это место под Иерусалимом будет называться «Голгофа». Когда произойдёт Голгофская жертва, восстановится сыновство от Бога и от Авраама, и дети Авраама евреи и не евреи будут наследовать Отцу.

17 ст 15 гл кн. Быт «Когда же было Солнце на запате (вот, церковь поёт: к тёмному Западу естеству нашего придёт свет с Востока, то будет свет тихий.Это Христос Бог. Христос Сын Божий – свет тихой святой славы Отца Небесного. Он прославился, когда принёс жертву на Голгофе. На Голгофу указывает жертва Завета, которую Авраам приготовил. А сейчас совершит Бог.) Когда же было Солнце на Западе, пламень был и се пещь дымящаяся и светильники огня, которые прошли между разделёнными телами теми». В жертве Завета нужно был пройти между рассечёнными частями тела. По скольку жертву Завета не человек приносит, то не Авраам прошёл между рассечёнными телами, а некие светильники. Еврейское «лапидим» это какие-то носители огня или света. Это могут быть факелы, уголя, светильники, всполохи, в зависимости от контекста. В греческом это лампады.

Чтобы понять что это такое, обращаемся к видению пророка Иизекииля. Он говорит о том, что общения между существами ангельского мира, он их представляет в виде символических животных, общение между существами ангельского мира происходит посредством неких лампад (лапидим по евр). Вот что пишет Иидекииль: «И по среди этих животных видение как угли огня горящие, как вид лампад (лапидим), обращающихся между животными, и сияние огня и из огня исходила молния» (Кн. Иизекииля 1 гл 13 ст).

Общение между умных сил, как видит его Иизекииль, происходит посредством света, который одновременно и непрерывно светит (сияние огня) и подразделяется на единицы смысла (это угли лампады). Умный свет должен и непрерывно течь и быть прерывистым как речь. В видении Иизекииля носители слов умного света светильники Лапиди и угли горящие как бы некие корпускулы света.

Подобные им светильники огня проходили между рассечёнными телами в завете с Авраамом.

Авраам, когда слушал пророчества и когда наблюдал прохождение Божье, находился в исступлении и ужасе тёмном великом. Авраам наблюдал как свет Божий проходил грозно как пламя. Нужно думать, что этот огонь пожрал жертву завета. Когда огонь пожрал жертву явилось отчётливо, что Бог наш - огонь поедающий. Так говорит ап. Павел цитирую второзаконье. «Бог наш – огонь поядающий». О жертве всеприношения говорили, что огонь её поел или пожрал. Когда свет Божий является как огонь поедающий, это по настоящему страшно, и об этом пишет пророк Исайя 10 гл 17 ст «И будет свет Израиля огнём и святой его пламенем и сожжет и поест».

Другой признак того, что жертва была страшная – дым как из печи. Подобное было в Богоявлении на горе Синай (Исход 19 гл 18 ст). «И гора Синай дымилась вся от того, что сошёл на неё Яхве в огне и восходил как дым печи и исступил весь народ (имеется в виду ужаснулся) весьма».

Еврейский текст позволяет усмотреть различия. В завете рассечённых жертв дым был как из печи «тонур», которую использовали например для выпечки хлеба. А над горой Синай восходил дым как из печи «кефшан». Это печь для обжига или плавки. То есть дым над горой Синай был чёрен как над Содомом и Гоморой кстати говоря. А дым «ашан», что упомянут в завете рассечённых жертв, мог быть и светел и мог быть густым курением. «Ашан» это и дым и дым в храме (т.е. каждение). В завете с Авраамом Сам Господь проходит между рассечёнными надвое телами. Это то же самое как если бы Бог обещал исцеление. Половина рассечённых тел есть образ естества человеческого, которое рассечено грехом. Когда Господь прошёл между телами, Он показал, что соединит рассечённое грехом, а для человека станет возможно исцеление. Именно тогда сыны Авраама (четвёртый род) возвратятся и (ев. от Матфея) «наследуют царство, уготованое от сложения мира».

Когда Господь прошёл между рассечёнными телами, Он, можно сказать, удостоверил Своё участи в завете с Авраамом.

18 ст «В день тот заключил Господь с Авраамом завет». Вот это слово «завет» наконец и прозвучало. Во всяком жертвоприношении с умерщлением и кровью была связь с последней кровавой жертвой. Последняя кровавая жертва это смерть Спасителя на Кресте. Когда приносили заветные жертвы, это были только жертвы, которые по-еврейски называются «олот». Они приносятся целиком. Это жертвы восходящие. Во всём комплексе жертвоприношений главное это содержание завета. Умение отдать Богу богово. Этого не смог сделать Каин. Напоминаю: «Правильтно принёс, но правильно не разделил, согрешил» это я процитировал из 3 гл Кн. Быт 7 ст.

Авраам в завете с Богом правильно разделил, рассёк на симметричные половины и всё предал Господу. Господь объяснил Каину, что в его жертве не было заветного содержания. Каин понимал завет как договор. Братья и сестры, обратите внимание на то, что я сейчас скажу, потому что есть люди принципиально двух типов религиозности. Вот как понимал завет Каин, что это была за религиозность у него? Он был религиозный человек. Каин это богоборец, он понимает что делает. Каин понимал завет как договор, договор как сделку «я возьму своё по праву, для этого отдам Богу лучшую часть». Каин готов отдать Богу лучшую часть. Каин хорошо проявляется в том, что он выгораживает себя и своё на основе каких-то правил исполнения закона: Богу одно, себе – другое. Но если другое значит не Божье. Так возникает каинитский дух их неправильного религиозного действия возникает самая утончённая форма отвержения завета и осознанное богоборчество. Религиозное действие как таковое сохраняется, но приобретает противоположный смысл. Каинский дух возникает в жертвоприношении и утверждает себя в жертвоприношении. Заклание Авеля в начале и заклание Агнца Христа в конце. Христос восстановил правильное понимание завета с Богом: Кесарю дай кесарево, а Богу дай всё: сердце и жизнь. Не так, что Богу кусок и мне кусок – нет. Кесарю – кусок, без которого можно прожить, а Богу отдай то, без чего нельзя жить. А Он, а Бог зримым образом отдал Себя на распятье. Ты Ему жизни и Он тебе жизнь. Вот завет с Богом всегда такой. Вот с чем категорически и никогда не согласится Каин. Каин есть тот, кто никогда не согласится на такой завет, который Бог заключил с Авраамом, а Христос-Бог с человечеством. Авраам в завете предоставил действовать Богу. Человек дождался когда явится Господь и соединит рассечённое. Так и Церковь Божья, родоначальником Которой был Авраам, имела духовную силу в преемственности поколений – дождаться, когда явится Христос и исцелит человека.

18 ст 15 гл продолжаем читать Книгу Бытия: «В день тот заключил Господь с Авраамом завет, говоря: семени твоему дам землю сию от реки Египетской до реки великой реки Ефрат». Вот такие слова странные, потому что никогда евреи не владели землёй от Нила до Ефрата и не претендовали владеть. Река Египетская и река Ефрат суть две реки рабства. Река Египетская это рабство насильное, Ефрат это великая река рабства вольного, на ней стоит Вавилон – блудница Вавилонская. Израиль никогда не владел землями до Ефрата, но обещание Богу Аврааму дать его потомкам землю до реки Ефрат могло быть указанием о границах Израиля на Востоке, возможных границах Израиля на Востоке. Израильское царство могло распространиться до Ефрата. Для этого нужно было соблюсти только одно условие – остаться сынами Авраама. Об этом говорит Господь во Второзаконии в 11 гл «Если сохраняя сохраните все заповеди, которые Я заповедаю вам, чтобы делать их: людить Господа Бога вашего, ходить во всех путях Его и прилепляться к Нему, то лишит наследства Господь все народы сии пред лицом вашим и будете наследовать народы, которые больше и сильнее вас. Всякое место, на которое ступит на пути стопа ноги вашей будет ваша – от пустыни и Ливана, от реки (Ефрат) до моря (имеется в виду Средиземное) будет граница ваша». При такой верности Богу Израиль мог унаследовать земли и народы от Средиземного моря до самого Ефрата или его притока реки и реки Ефрат. Если бы Израиль исполнил заповеди, любил Господа, ходил во всех путях Его и прилеплялся к Нему, то владение его простирались бы до Вавилонии, и не было бы никакого Вавилонского плена. По скольку Израиль не ходил путями Господа Бога Своего, река Ефрат стала символом рабства (псалом 136: на реках Вавилона там сидели мы и плакали).

В завете Бога с Авраамом можно увидеть ближайший смысл – предсказание о возвращении народов Палестины из Египта. Это первое. И второе - это мессисанское пророчество: придёт на землю Христос-мессия и освободит сынов Авраама. В мессианском пророчестве река египетская и река Ефрат – крайние границы, которые обозначают предмет. Бог завещает Аврааму не регион от Нила до Ефрата, а всю Землю в свободе от всякого плена и рабства. От Нила до Ефрата это вся Земля. Господь обещает Аврааму всю землю. Так было и в завете с Ноем.

Кн. Быт 9 гл 1 ст: «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: растите и множтесь и наполните землю и примите господство над нею». И после грехопадения и после Потопа божественный план, говорит православный богослов, не изменился. Бог по-прежнему хочет, чтобы человек с Ним соединился и преобразил всю Землю. Ной и сыны Божии должны были принять господство в земной жизни, в истории человечества на всей земле. Когда сыны Ноя не удержали данного благословения Божьего, настал Вавилон и Вавилонская бажня. Затем Авраам наследует сказанное Ною. Всё что было обещено Ною теперь принадлежит Аврааму, но Авраам это выходец из Вавилонии и ему отдельно даётся обещание свободы от всякого рабства. Но больше всего – от великого добровольного рабства, которое сопряжено с утратой сыновства – имя ему Вавилон. Свобода от рабства – это одна из главных тем Евангельской проповеди. По существу это спасение.

Когда Христос говорил с Иудеями о свободе «истина освободит вас», они невпопад отвечали «мы семя Авраама и никому рабами не были никогда». Иудеи связывали своё понимание свободы со своим происхождением от Авраама: рабы думали что свободы. Христос сказал: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете, а сейчас ищите убить Меня». Это значит «поскольку хотите убить Меня, свободны не будете».

Последние слова Господа в завете рассечённых жертв: землю дам от реки Египетской до реки великой реки Ефрат – это были слова о свободе от всякого рабства, то есть, о сыновстве ибо сыны свободны. Но уже в плену Вавилонском еврейский народ разделился в отношении грядущего Мессии, и когда Мессия пришёл, Он вывел из плена одних к Свободе и Вечной Жизни, другие – язычники и иудеи – остались в рабстве.

Более близкий к Аврааму исторический пласт открывается в следующих стихах, когда Бог перечисляет народы, которые встретятся с потомством Авраама повыходе из плена Египетского, и замечательно, что в этом списке мы опять встречаем амареев. Господь говорит: «семени твоему дам землю сию от реки египетской до реки великой великой реки Ефрат, кинеев и кинезеев и кадманеев и хетеев и ферезеев и рефаимов и амареев и хананеев и евеев и гергисеев и евусеев». Чтобы не возникала мысль, что Бог говорит с Авраамом о Ниле и Ефрате, как географических объектах, идёт перечисление племён Ханаана, владение которых не достигали ни Нила ни Ефрата.

Сила грядущего Вавилона добровольное рабство и утрата сыновства. На этой великой реке встанет Вавилон. Бог сказал Аврааму так, чтобы было понятно, что Он обещает Аврааму и землю свободы и эту маленькую землю кинеев и кинезеев и кадманеев и т.д. Называние же амареев в ряду других палетинских племён – другая подсказка. Писание заставляет отличать прямой исторический смысл от символа и иносказаний. То есть, в последнем стихе амареи это просто амареи, а в предыдущих словах завета амареи и вина амареев это не историческое племя только, а символ греховного устроения духа, который если в Церковь проникает, то приводит в плен Вавилонский.

Рассказ о завете рассечённых жертв завершён. В Аврааме открылась новая вера.

Авраам сказал Богу: «по чему узнаю, что буду наследовать землю?»

Библейское знание осуществляется черезе взаимное проникновение. Знание Бога осуществляется через завет. Авраам сказал: хочу знать. Бог дал Аврааму вступить в завет и сказал: «зная познай». За этими словами последовало такое пророчеств, что даже из времени Нового Завета и с достаточным знанием исторических и пророческих ветхозаветных книг оно читается с великим трудом. Понять пророчество Божье, данное ему при завете рассечённых жертв как мы его сейчас понимаем из времени Нового Завета, Авраам не мог, а познать как-то мог. Это содержание веры ветхозаветных праведников. Они так глубого проникались божественным замыслом о спасении и милости, что их вера подлинно стала знающая, хотя самый замысел спасения (это Боговоплощение и Крест) не приходил на сердце никакому разумному существу – ни человеку ни ангелу. Бог сказал Аврааму: «зная познай». Это знание вошло в естество Авраама. Ему теперь невозможно будте не знать. Перед нами теперь другой человек.

 

Верность пастыря

 

Авраам вступил в завет с Богом. Какой будет следующий этап в жизни праведника?

Когда мы изучаем жизнь Авраама, мы часто задаём этот вопрос: а что будет дальше? То есть, вся его жизнь это цепь испытаний. Только что Авраам вступил в Завет, каков будет следующий этап его жизни.

Напряжение духовное и физическое напряжение завета рассечённых жертв, это был образ Голгофы, был предельное. Авраам кроме того ещё должен был проявить упреждающее знание. Делай то, не знаю что. Он должен был «дознать» сам, самостоятельно дознать весь порядок жертвоприношения. Авраам всё понял, всё сделал, рассёк жертвы, сохранил субботний покой, был ввержен в исступление, чтобы войти в ужас Голгофский. Он услышал пророчество об освобождении из плена Египетского и плена греховного всех своих чад. Каков будет следующий этап в жизни праведника?

Никогда не догадаешься, если не прочитаешь: у жены кончилось терпение. Сара устала ждать ребёнка и захотела утешить мужа.

В жизни Авраама мы наблюдаем необходимость удерживать, исполнять, совмещать задания противоположные по смыслу. В Авраама живёт одновременно вера послушания и вера творческая. Его кротость совмещается с воинственностью. Его встреча со священством Мелхиседека и с грешным царём Соддомским – это один и тот же эпизод его жизни. Только что Авраам содержал тайны Божии, и тут же он должен решать проблемы семейной жизни.

Мы вновь возвращаемся к домашней хронике семьи Авраама. Если эта домашняя хроника, то будет описан эпизод, смысл которого формулирует Златоуст: «домашний мир следует предпочитать всему».

Поскольку перед нами не домашняя хроника, а история Церкви, то смысл эпизода богословского, который мы сейчас будем изучать это уяснение того, что есть мир в Церкви.

16 гл 1 ст: «Сарра же, жена Авраама, не рождала ему. Была же у неё рабыня Египтянка, имя её Агарь.». Агарь могла быть рабыня из тех, что дал Сарре фараон. Дети от Агари считались бы законными детьми Авраама и Сарры. Сказала же Сарра Аврааму: «Вот, заключил меня Господь чтобы не рождать. Войди же к рабе моей, да чадо сотворишь от неё.».

Заключил меня Господь чтобы не рождать.. сказала Сарра. Здесь являет себя общая черта Библейского воззрения: чадородие – естественный процесс, отсутствие детей – следствие божественного вмешательства, когда Бог заключает чрево. Да чадо сотворишь от неё, говорит Сарра. В еврейсвом тексте выразительнее оборот: «может быть, я построюсь от неё». Желание Сарры было построить семью в полноте.

Похожее испытание, долгое бесчадие и муки будет проходить Рахиль – жена Иакова. Но в отличие от Сарры, Рахиль ещё и ревновала к сестре родной, которая рождала. Поэтому Рахиль (цитирую из кн. Быт. 30 гл) «сказала Иакову: дай мне чад. Если же нет – умру я. Разгневался Иаков на Рахиль и сказал ей: разве вместо Бога аз есмь, который лишил тебя плода чрева?».

Ситуация Сарра и Авраам существенно другая, чем ситуация Рахиль и Иаков. Различие конечно в том, что Авраам был знающий о своём потомстве. Ему Бог сказал и Авраам поверил. Авраам уже знал, что будет иметь детей. Сарра в это уже не верила. У Авраама была уже вера знающая, у Сарры надежды иметь ребёнка не было. Сейчас вера Авраама опять испытывается. Как ему поступить? То есть, с одной стороны Авраам знает, что у него будут дети, а с другой стороны Сарра к нему приступает со своими требованиями. И в семье патриарха начинает возникать волнение. Патриарх Авраам должен был или умирить, может быть смирить свою любимую, но потерявшую терпение жену, или объясниться с ней, или власть применить. Ни то ни другое ни третье.

«Войди же к рабе моей да чадо сотворишь от неё» сказала Сарра и.. что делает Авраам. И.. «послушал Авраам голоса Сарры». Это Библейское «послушать голоса» означает очень близко проникнуться другой личностью, вступить с ней в прямой контакт. Как бы, впустить в себя другого человека или другое существо… Вообще это может быть крайне опасно. Так было с Адамом в Раю, когда он «послушал голоса жены». И так, если помните, было с участниками Вавилонской стройки, поскольку они слышали голос друг друга.(11 гл 7 ст). Не ошибся ли Авраам, когда он послушал голоса Сарры? Разберёмся.

Если у человека есть вера, то она обязательно проявляет себя в делах. Если у человека есть «вера знающая», «вера заветная», в каких делах она себя проявит? Вера заветная проявляется в делах пастыря. Вот – первая мысль, на которой мы должны сегодя остановиться. Вера знающая, вера заветная проявляется в делах пастыря. Человек восходит от силы к силе, достигает веры заветной и тогда он может повести себя как пастырь. Собственно, от пастыря такая вера требуется. Это его мера. Поэтому настоящих пастырей не много. От пастыря требуется вот такая вера, какой достиг Авраам. Авраам – образ пастыря, а взволнованая Сарра – образ волнующейся паствы. Волнение паствы начинается тогда, когда она не спрашивает мнение пастыря как ей поступить, настолько естественным и добрым кажутся ей волнующее её чувство, и она требует. Вот вопрос, а что делать пастырю, когда паства волнуется?

Ну, во-первых, пастырь в Церкви не требует от других членов Церкви тех благодатных сил, которые даны ему. Авраам не стал ничего объяснять и рассказывать Сарре. Он ей глубочайшим образом, подвергая себя опасности, посочувствовал, принял, впустил в себя её голос. Это важный момент: в Церкви не только овцы слышат голос пастыря, но бывают моменты, когда и пастырь должен послушать голоса паствы, проникнуться. Вот почему так пастырей не много, настоящих? Потому, что мало тех, кто может, кто имеет силу послушать голоса паствы даже ккогда паства волнуется, может быть, и зря. Жена Авраама заволновалась и потеряла терпение. Она сама предлагает мужу нечто, но нечто в рамках того, что почиталось и обычным и допустимым. То есть, дать жену мужу считалось нормальным. Если паства волнуется, оставаясь в рамках закона или обычая, пастырь должен послушать голоса паствы. И Авраам, что сделал: послушать – послушал голоса, но ничего не сделал. Он ждал и терпел, может быть, само уляжется. И он знал, и мы знаем, что не уляжется. Однако, этот самый момент ожидания, когда пастырь слушает голоса паствы, но ничего не делает по голосу паствы, важен для пастырского обхождения.

3 ст 16 гл: «И взяла Сара, жена Авраама, Агарь, египтянку – рабыню свою, после 10 лет, как поселился Авраам в земле Ханаанской, и дала её Аврааму, мужу своему ему в жену». Сарра сама всё сделала. Жена дала в жену. Ребёнок от Агари стал бы законным ребёнком Сарры и Авраама. Сарра подняла Агарь до своего достоинства.

Итак, Аврааму 85 лет, ибо из Хорана в Ханаан он вышел в 75 лет. И возникает вопрос, зачем так долго медлит Господь исполнить обещанное, ведь Он причиняет такое страдание доброй семье? Златоуст находит единственно верный ответ из Евангелия, это история с женщиной Хананеяненкой, пронзительный эпизод. Иисус, помните, шёл по странам тирским и сидонским, и вот, женщина, хананеянка, выйдя из тех мест, возопила к Нему говоря: «помилуй мя, Господи, сыне Давидов, дочь моя зло беснуется - Он же не отвечал ей ни слова.». Почему, спрашивает Златоуст, Господь не отвечает ни слова, если Он знает сердце этой женщины? Именно потому, что знает, Он молчит. Чтобы её саму сделать известной, говорит Златоуст, во всей Вселенной. Чтобы сделать веру её для всех очевидной. Чтобы бедная, чужеродная женщина за веру свою вошла в Евангелие и ради благой вести Господь терпит, чтобы сразу не удовлетворить её просьбу. Уже и ученики отступились просить за неё, нет - так нет. Господь и их научил, говорит Златоуст, как мало они постигают Его человеколюбие. Хананеянка не отступает, поклонилась и вновь просит. Господь даёт ответ ещё более резкий и суровый. Христос сказал: «Не хорошо..». Вдумайтесь, а что такое «не хорошо»? «у костин колон», когда эти слова говорит Бог? Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Златоуст: Он знал твёрдость духа жены и хотел, чтобы она не тайно получила благодеяние. Жестокость слов, сказанных ей, не только не отдалила жену от Спасителя, но возбудила ещё к большей ревности. Она же сказала: «так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ своих». И тогда Господь дал просимое, говрит Златоуст, и сверх того, увенчал женщину и прославил. Иисус сказал ей в ответ: «о женщина, велика вера твоя. Да будет тебе как ты хочешь». И исцелилась дочь её от того часа.

Христос научил нас молитве Отцу Небесному «Да будет воля Твоя». «Гене тете то теле масу». Если вера человека велика, то Христос Бог говорит человеку, как в Евангелии: «да будет тебе как ты хочешь». «гене тето сой хустелейс». Да будет тебе как ты волишь. Не все в Церкви имеют великую веру. Для спасения многих и многих достаточно, если такую веру имеют некоторые. Для спасения важно, чтобы среди многих многих верующих, и чтобы среди пастырей был человек большой веры. Вера Авраамова была не меньше веры Хананеянки, однако вера Авраама, кроме того, ещё она не просто велика - она прошла по всем ступеням возрастания от силы в силу, и, это тоже очень важно для пастыря, когда он духовно взраслеет сам - не единым разом взять великую меру, но пройти весь путь, начиная от самого низа, от послушания. Первое – это вера послушания, вспомним. Авраам вышел из Ура и, как Господь ему сказал, пошёл неизвестно куда. Затем, это живая вера, это умение Авраама найтись в конкретной ситуации. Это то, что Авраам, помните, оставил дом отца, но не оставил отца. Вот, как он странствовал по Ханаану. Это испытание в Египте, раздел с Лотом, военные действия, встреча с Мелхиседеком – это всё он самостоятельно делает, Авраам.

Затем, рождается вера зрячая, когда он открыл Господу рану своей души, Господь поднял лицо унывающего праведника к звёздам – восстановилась его воля, он сумел прочитать образ звёздного неба, как образ Церкви, поверил.

Наконец, вера знающая, это вера заветная. Для ветхозаветного человека она была очень трудная, потому что в её центре – грядущий мессия – Христос. Нужно было обратиться к будущему, которое не ясно. А Христос – один истинный пастырь. Вот, мы и пришли к главной теме сегодняшней беседы.

От Авраама до Христа во плоти толща веков, а Авраам проник ко Христу, и в нём мы видим, уже является, проявляет себя и вера заветная и верность пастыря. То есть, по ступеням Авраам взошёл к верности пастыря.

Книга Бытия учит о спасении, а для спасения нужен перный пастырь. В чём она состоит, верность пастыря? Ещё раз скажу, потому что это важный практический момент. Пастырь не требует от других своей меры. Если паства волнуется, но не бесчинствует, остаётся в рамках закона или обычая, пастырь умеет слышать голос паствы, слушает, впускает в себя, ничего не объясняет, он ничего не делает по голосу паствы. Он даёт пастве действовать самой это очень рискованый момент, даёст пастве от волнения перейти к смущению, сам не смущается. Церковь может взволноваться и от волнения уйти к смущению и даже смуте. Но если пастыри не смущаются, дело спасения не только не потерпит ущерба, но даже само смущение, когда утихнет, может принести пользу. Вот Сарра из добрых чувств проявила нетерпение. Из любви к мужу проявила своеволие, и быстро узналось, замечает Златоуст, что не в праведнике была причина их бездетности, а в ней самой, потому что Агарь забеременела. Вот тут сейчас смута и пойдёт.

4 ст 16 гл «И он вошёл к Агари и она зачала и Агарь увидела, что имеет во чреве и была умалена в чести, госпожа её в глазах её». Мы увидим, что Агарь была женщина великая. Агарь была женщина незаурядная, это скоро откроется. Сарра выбрала действительно лучшую из служанок дома. Однако, выбрала Сарра взволнованная, потерявшая терпение. Агарь была возвышана до удовня, на котором может быть не сумела сохранить память о своём прежнем звании и утратила благодарность.

Вот механизм возникновения смуты. Это имеет смысл отметить: неправильная постановка в звании по воле взбудораженно паствы. Так возникает смута. Неправильная постановка в звании по воле взбудораженной паствы.

5 ст «И сказала Сарра Аврааму: обида мне от тебя». В масоретском тексте в еврейском очень сильное выражение: «хамас мой от тебя». Хамас это вообще такая несправедливость, которая как-то сопряжена с насилием. Это может быть разбой, грабёжь… Кстати, никаких ассоциаций с названием современной палестинской организации не должно возникать, потому что последнее это аббревиатура.

Вот, хамас мой от тебя, это когда Сарра сказала такие слова, это очень сильные слова, потому, что о человечестве перед потопом было сказано, что «исполнилась Земля злодеянием «хамас»». Вот, еврейский текст допускает ещё и такой перевод: «обида моя на тебе» (алеха). Ообида моя, хамас мой на тебе (алеха). Златоуст почувствовал, как сказала Сарра: то были, говорит он, слова души огорчённой. С огорчением сказала Сарра мужу: «обида мне от тебя. Я дала рабу мою на лоно твоё, а она же увидела, что во чреве имеет, я же была умалена в чести пред нею, суди Бог между мною и тобою.».

Вот, она Бог в судьи призывает. Не в свидетели, а в судьи, какие слова! То есть, волнение, смущение, распря, обращение к авторитету, тому же Аврааму. От чего ушли, к тому и пришли. Сарра не спрашивала мнение мужа, когда сама вручила ему Агарь в жену. Теперь Сарра именем Божьим принуждает мужа применить санкции, применить власть. Этого не будет.

Ну вот, две женщины. Одна – любимая жена, другая – мать будущего ребёнка. Авраам не мог не испытывать сострадание ни к той, ни к той. Они обе в жестоком конфликте. Положение безвыходное. Нельзя принять сторону ни Сарры, ни Агари и нейтралитет невозможен.

Что делать пастырю, когда паства от волнения перешла к вражде и смуте? Авраам не уклоняется от решения, потому, что нейтралитет невозможен. Он даёт ситуации и дальше развиваться самой по себе без своего прямого участия. Почему он так делает? То, что в сфере политики или административного управления смерти подобно, как нерешительность, безответственность, то в устроении семейной и церковной жизни может быть спасением. Потому что, главное искуксство пастыря – дать действовать Богу. Вот что уже знает и умеет Авраам. Главное искусство пастыря – дать действовать Богу.

Именно так нужно понимать решение Авраама отдать Агарь в руки Сарры.

6 ст: «И сказал Авраам Сарре: вот раба твоя в руках твоих».

Златоуст: вот истинный муж, который не много обращает внимания на слова жены. Какой вывод делает Златоуст, неожиданный немножко. Дело не в том ведь, что Авраам не оскорбился словами. Смотрите, он же не оскорбился её словами. В этом смысле он действительно не обратил внимания на их характер. Если человек сумел послушать голоса другого человека, он уже на него не обижается. И сказал Авраам Сарре: вот раба твоя в руках твоих. Обращайся с ней как тебе угодно будет. Согласно греческому тексту, Авраам даже не предостерёг жену. Авраам даёт Сарре полную волю поступать как ей угодно (арестон). Верся более сильная и интересная в еврейском тексте. Авраам сказал: «делай с ней как хорошо в глазах твоих».

И вот в этих словах Авраама содержалось мощное предостережение: делай как хорошо (хатоф) в глазах твоих. А ведь за этим что стоит: что бы ты ни сделала сейчас по своей воле – это будет не хорошо.

И сказал Авраам Сарре. «Вот, раба твоя в руках твоих. Обращайся с ней как тебе угодно будет, или как хорошо в глазах твоих. И смиряла ей Сарра и та побежала от лица её». Вот на это словечко «смиряла» нужно обратить внимание, потому что Сарра обращается с рабыней, если обратить внимание на значение еврейского глагола, как господин с пленником. Угнетает – это одно значение, смиряет – другое значение.

Когда мы говорим, что дело пастыря особое, то имеем в виду, что он в критических ситуациях не нейтрален и не становится ни на чью сторону. Он и не бездействует.. Вот так вот, а как же. Смотрите, ещё раз. Не нейтрален, не становится ни на чью сторону, но он и не бездействует. Он даёт ситуации так развиваться, чтобы дать Богу разрешить спор. Люди непримиримо враждуют. Человеку не согласить. Вся задача пастыря – дать в этот конфликт возникший войти Божьей милости. Чуть отошла грешная Агарь от грешной Сарры – тут явилась милость Божья, тут и явилась и верность Авраама – пастыря. Он ни в чём не ошибся, не испугался, не увлёкся, не поддался чувствам. Авраам дал действовать Богу.

Вот теперь, с великим интересом можно наблюдать, а как будет действовать Тот, кто в Новом Завете называет Себя пастырь «Пастырь добрый.».

Итак, пообежала Агарь от лица Сарры.

7 ст «И обрёл её ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на пути к Суру». Агнел «малах» означает «вестник, посланец». Малах – Яхве, ангел Господень. Кто он? Это может быть ангел в сообственном смысле слова, то есть, духовно-тварное существо. А это может быть и Сын Божий. Бог и Сын Божий, Бог Слово, как выяснится из дальнейшего, явление малах ангела Яхве Агари это Богоявление. Ветхозаветная форма личного откровения Сын Божьего. То есть, в виде ангела Господь явился Агари.

Обстоятельства их встречи примерно таковы. Через пустыню Сур на Синае, Агарь возвращается в Египет. Вот, заметьте пожалуйста, на будущее, что Агарь ещё никак не страдает, Агарь не страдала от жажды, её жизнь была вне опасности в тот момент, когда её обрёл ангел Господень. Ангел Господень как пастырь, обрёл заблудшую овцу. То есть, Он начал говорить к Агари в тот самый момент, (вот момент очень важен) когда она достаточно далеко ушла от Сарры, поуспокоилась и уже могла вразумиться. Вот такова Божественная педагогика. И сказал ей ангел Господень, внимание «Агарь, раба Сарры, откуда приходишь и куда идёшь».

Если разобрать эти слова, то Ангел трижды вразумляет Агарь. Во-первых, Он назвал её по имени, чтобы она не думала, что Он человек. То есть, тем самым Он представил Себя ей, что Он ведующий, знает кто она. Затем, Господь напоминает ей её собственное состояние, что она служанка, раба Сарры. И в третьих, ангел Господень не осуждает ни Агари ни Сарры, это заметил св. Филарет московский, он просто вопрошает: «откуда и куда».

Откуда ты идёшь? Из семьи праведника с его ребёнком во чреве куда ищёшь? В Египет? «Камо грядеши» - куда идёшь. Когда апостол Пётр побежал из Рима от гонений, ему явился Христос с этим вопросом: «камо грядеши», и Петр вернулся в Рим на мучения. Не эту ли встречу Ангела с Агарью напомнил Петру Господь?

Смысл обращения Ангела Господня к Агари тот же, что к Адаму после грехопадения. Адам, где ты? Агарь должна ответить. Это был самый решительный момент в жизни Агари, и, соответственно, всех Агарян – измаилитян.

И сказала: «От лица Сарры, госпожи моей, я убегаю». Агарь вспомнила своё положение, что Сарра ей госпожа, но не сказала, что Сарра её угнетала или усмиряла, что было бы правда. Златоуст говорит: только саму себя она обвинила в бегстве. Агарь проявила качество, которое называется «смирение», и оно немедленно будет отмечено. Такова божественная педагогика. Так пастырь нашёл заблудшую овцу. И как трижды Господь вразумлял Агарь, так он трижды начнёт говорить с ней. Это в следующих стихах. К этим словам Ангела нужно отнестись с величайшим вниманием. Господь говорит к Агари, матери Измаила, родоначальника многих племён, прежде всего арабов. Когда закончится жизнеописание Авраама, когда мы закончим тот цикл, который мы сейчас читаем, закончится же он, это жизниописание Авраама? Закончится. Сотериология. За сотериологией последует другой крупный богословский раздел Книги Бытия – историософия. Историософия это учение о спасении в жизни народов. Можно иначе сказать – это учение о смысли их жизни в истории. Историософия это развёрнутеся в истории сотериология, учение о спасении. Все племена земли будут испытаны относительно того, примут ли они благословение, данное Аврааму, примут ли Христа, но ближе других это испытание коснётся потомков Авраама по плоти – израилитян и измаилитян. И вот, начало историософии Книги Бытия. Это будет толдот Измаила, сына Агари, старшего сына Авраама. И многое о характере измаилитян, сынах Авраама, мы узнаем из того, что сказал Ангел Господень Агари.

Это будет тема следующей беседы.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных