Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционное законодательство Великой французской революции




Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Учредительное собрание поставило цель – разработать и принять конституцию, упразднить феодальный порядок (упразднение феодальных порядков осуществлялось с помощью декретов 4 – 11 августа 1789 г.). Однако депутаты решили предпослать Основному закону Декларацию прав и свобод человека и гражданина. Она была провозглашена 26 августа 1789 г. Этот документ стал манифестом принципов нового права и государственности.

Декларация прав человека и гражданина г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 250 – 252.

Идейная основа Декларации – естественно-правовая концепция, идеи общественного договора, признания прав и свобод личности, национального суверенитета, разделения властей, законности. В Декларации прав человека и гражданина естественными правами были признаны свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению (ст. 2 Декларации). Единственное право из всех – право собственности было названо «священным и неприкосновенным» и гарантировано от посягательств: «Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленном законом несомненной общественной необходимости», причем лишь на условиях «справедливого и предварительного возмещения» (ст.. 17 Декларации).

Закон рассматривался как «выражение общей воли», причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа сословной организации государственного аппарата и обоснование буржуазной представительной системы. Декларация провозглашала ряд политических прав и свобод граждан («право высказываться, писать и печатать свободно» — ст. 11 Декларации; «право выражать свои мнения, в том числе религиозные» — ст. 10 Декларации).

Одной из основных идей Декларации 1789 г. была идея законности.

В Декларации содержался и перечень политических прав, которые принадлежат толькогражданину(ст.12 – 15).

В Декларации было представлено сжатое выражение принципов конституционализма: общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделения властей, не имеет конституции (ст. 16 Декларации).

Декларация 1789 г. имела огромное революционное значение не только для Франции. Сами ее создатели полагали, что составили документ «для всех народов и на все времена».

Декларация была подписана королем 5 октября 1789 г. вместе с подготовительными статьями Конституции. Важнейшим дополнением к ним стал Декрет 8 октября 1789 г., заменивший титул “король Франции и Наварры” на титул “король французов”, тем самым была оформлена конституционная монархия как форма правления государства.

После принятия Декларации главной задачей Учредительного собрания стала разработка Конституции.

Конституция 1791 г. Основным итогом деятельности Учредительного собрания явилась Конституция, которая из-за противодействия со стороны короля была утверждена лишь 3 сентября 1791 г.

 

Конституция 1791 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 252 - 282..

 

Конституция базировалась на принципах национального суверенитета, разделения властей, монархической формы правления, признания прав и свобод личности. Нация объявлялась субъектом суверенитета, который признавался единым, неделимым, неотчуждаемым и неотъемлемым. Нация, являясь единственным источником всех властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия, ее представителями является законодательный корпус и король. Идея разделения властей стала принципом построения высших органов. Законодательная власть вверяется национальному собранию и осуществляется с утверждения короля. Исполнительная власть вверятся королю и осуществляется под его главенством министрами. Судебная власть вверяется судьям. Конституция закрепляла конституционную монархию как форму правления. Конституция подчеркивала, что король царствует «лишь в силу закона», и в связи с этим предусмотрела королевскую присягу «на верность нации и закону».

Конституция существенно по сравнению с Декларацией 1789 г. расширяла перечень демократических прав, в частности предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских законов, свободу обращения к государственным властям с индивидуальными петициями, свободу вероисповедания и право выбора служителей культа, частичное бесплатное народное образование, специальное управление общественного призрения для воспитания покинутых детей, для облегчения участи неимущих, убогих и для приискания работы тем здоровым неимущим, которые окажутся безработными. Конституция отменяла сословные отличия и дворянские титулы, ликвидировала цехи и корпорации, упраздняла систему продажности и наследования государственных должностей и иные феодальные правила.

Национальное собрание являлось однопалатным органом, срок полномочий депутатов устанавливался в два года. Оно не могло быть распущено королем. Оно обладало правом законодательной инициативы, принимало законы, объявляло войну, ежегодно устанавливало налоги, принимало отчеты министров о расходовании государственных средств. Собрание могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершение ими преступлений «против общественной безопасности и Конституции».

В Конституции содержались положения, гарантирующие созыв депутатов и начало работы собрания. Выборы проводились в особом порядке: 1\3 часть депутатов избиралась в соответствии с территориальным критерием (3 от каждого департамента); 1\3 – пропорционально численности активных граждан (все количество активных граждан делилось на 249); 1\3 – в соответствии с суммой уплачиваемых налогов (вся сумма прямых налогов делилась на 249). Конституция предусматривала двухстепенные цензовые выборы.

Особа короля объявлялась «неприкосновенной и священной». Как глава государства и глава правительства король наделялся значительными полномочиями. Он являлся также верховным главнокомандующим, назначал на высшие военные, дипломатические и иные государственные должности, поддерживал дипломатические отношения, утверждал объявление войны. Король единолично назначал и увольнял министров, руководил их действиями. В свою очередь королевские указы требовали обязательной контрассигнации соответствующего министра. В области законотворческого процесса король мог не согласиться с постановлением законодательного корпуса, имел право отлагательного вето, преодолеть которое было достаточно сложно. Однако она не распространялось на законодательные акты финансового или конституционного характера. Расходы короля ограничивались цивильным листом, утверждаемым законодательной властью.

Конституция закрепила сложившееся и ранее оформленное административно-территориальное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны. Местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право контролировать деятельность местных органов, а именно право отменять распоряжение департаментской администрации и даже отстранять ее чиновников от должности.

Характерной особенностью Конституции являлось то, что она не распространялась на французские колонии, где продолжало сохраняться рабство.

Конституция 1791 г. действовала лишь один год. 10 августа 1792 г. в Париже поднялось на восстание, в результате которого королевская власть была свергнута. Под давлением народа Законодательное собрание было вынуждено отменить цензовое избирательное право и назначить выборы в национальный учредительный конвент, который должен был выработать новую конституцию Франции. Первыми актами 21 сентября 1792 г. Конвент признал необходимости принятия конституции народом, упразднил королевскую власть (в декабре 1792 г. Конвент вынес смертный приговор королю Людовику XVI), а на следующий день Франция была объявлена республикой.

Декрет от 21 сентября 1792 г. об утверждении конституции народом и об охране личности и собственности граждан: Декрет 21-22 сентября 1792 г. об упразднении королевской власти во Франции; Декларация от 25 сентября 1792 г. о единстве и неделимости Французской республики // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 282 - 283..

Конституция 1793 г. и якобинская диктатура. В результате народного восстания 31 мая — 2 июня 1793 г. к власти пришли якобинцы, и была установлена якобинская диктатура.. Предложенная ими Конституция была принята конвентом 24 июля 1793 г. и утверждена народом на плебисците.

Конституция 24 июня 1795 г... // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 330 – 342.

Конституция состояла из двух частей: Декларации прав человека и гражданина и конституционного акта. Авторы проекта находились под сильным влиянием взглядов Ж. Ж. Руссо, прежде всего - идеи естественных прав человека (к ним якобинцы относили равенство, свободу, безопасность, собственность). Примечательно, что в Декларация 1793 г. давалось определение собственности в индивидуалистическом стиле, как возможности «пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла» (ст. 16 Декларации). Признавались и иные права французов: на всеобщее образование, государственное обеспечение, свободу печати, на петиций, объединения в народные общества. Декларация 1793 г. в число личных прав граждан включила право собраний с «соблюдением спокойствия», право свободного отправления религиозных обрядов (ст. 7 Декларации).

Следуя принципу разделения властей, учредитель особое внимание уделял гарантиям от деспотизма и произвола государственных властей. Поскольку сопротивление угнетению рассматривалось как следствие, вытекающее из прочих прав человека, в Декларации 1793 г. делался вывод о том, что в случаях нарушения правительством права народа «восстание для народа и для каждой его части есть его священное право и неотложнейшая обязанность» (ст. 35 Декларации).

Якобинцы отвергли принцип разделения властей, как противоречащий, по мнению Ж. Ж. Руссо, идее народного суверенитета.. Упразднив имущественный ценз, как несовместимый с идеей равенства, Конституция узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года). Своеобразное стремление якобинцев сочетать представительные органы с непосредственной демократией (влияние Ж- Ж. Руссо) нашло свое отражение в том, что избираемый на один год законодательный корпус по ряду важных вопросов, указанных в тексте (гражданское и уголовное законодательство, общее заведование текущими доходами и расходами республики и т. д.), мог лишь делать законодательные предложения. Принятый Национальным собранием законопроект приобретал силу закона лишь в том случае, если 40 дней спустя после его рассылки в департаменты в большинстве из них одна десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект. Так попытались воплотить в жизнь идею непосредственной демократии, проявляющейся в том, что «народ обсуждает и постановляет законы» (ст. 10). По менее важным вопросам национальное собрание могло издавать декреты, сразу же вступающие в силу.

Исполнительный совет республики в составе 24 человек должен был избираться национальным собранием из списков, выдвинутых первичными департаментскими собраниями. Совет нес ответственность перед национальным собранием «в случае неисполнения законов и декретов, а также в случае недонесения о злоупотреблениях» (ст. 72).

Но предусмотренная якобинской конституцией система государственных органов на практике не была создана. В связи с трудными внутренними и международными условиями конвент был вынужден отсрочить вступление Конституции в действие..

Основы организации якобинской диктатуры были определены конвентом в ряде декретов, в частности в учредительном законе от 4 декабря 1793 г.

Учредительный Закон 4 декабря 1793 г. о революционном порядке управления // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 362 – 365.

В этом декрете предусматривалось, что «единственным центром управления» в республике является национальный конвент. Он стал постоянно действовавшим органом, который рассматривал большое количество вопросов и принимал декреты..

Правительственную власть осуществлял комитет общественного спасения, который выдвинулся на первое место среди комитетов конвента. Согласно декрету конвента от 10 октября 1793 г., комитету общественного спасения должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры, генералы.

Для связи конвента и правительственных учреждений с местными властями в департаменты и в армию посылались комиссары из числа депутатов конвента, которые наделялись широкими полномочиями: контролировали исполнение декретов и могли отстранять должностных лиц в департаментах и генералов в армии. В сложной политической ситуации, в условиях контрреволюционных мятежей, измены в армии, комиссары Конвента нередко исполняли административные и организационные функции, издавая обязательные распоряжения, командовали воинскими частями и т. д.

Якобинцы, разработавшие весьма демократичную Конституцию 1793 г., в своей деятельности существенно отошли от признанных ими же основ осуществления власти при проведении экономической и социальной политики, а также при проведении чрезвычайных мероприятий по борьбе с «врагами революции».

Закон 26 июля 1793 г. о продовольствии // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 350 - 352.

 

Закон 17 сентября 1793 г. о подозрительных // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 356 – 357.

 

Закон 29 сентября 1793 г. о максимуме // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 357 - 360.

Декрет 21 – 22 февраля 1794 г., дополняющий закон о максимуме // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 366 - 367.

 

Закон 15 апреля 1794 // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 368 - 370.

Декрет 10 июня 1794 о врагах народа // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 370 - 373.

В системе органов якобинской диктатуры важную роль играл Революционный трибунал, оставивший печальный след в истории французского правосудия. Он был создан по требованию якобинцев еще 10 марта 1793 г., но превратился в постоянно действующее орудие «революционного» террора лишь после его реорганизации 5 сентября 1793 г. Судьи, присяжные заседатели, общественные обвинители и их помощники назначались Конвентом. Вся процедура в Революционном трибунале была упрощенной и скорой. До 10 июня 1794 г. по его приговорам было казнено 2607 человек.

К лету 1794 г., в условиях исчезновения военной опасности, стали усиливаться противоречия среди якобинцев, находящихся у власти. В конвенте возник заговор (Тальен, Баррас и другие). 27 июля 1794 г. (9 термидора — по республиканскому календарю) был совершен переворот. Период якобинской диктатуры закончился.

Термидорианский переворот, Конституция 1795 г. и период Директории. Пришедшие к власти термидорианцы первое время были вынуждены сохранить якобинскую систему государственных органов. Однако Комитет общественного спасения потерял значение правительственного органа. Были упразднены Парижская коммуна, а также революционные комитеты и народные общества, реорганизовали революционный трибунал.

Однако необходимость конституировать новую власть привела к тому, что 22 августа 1795 г. конвент принял новую Конституцию Франции. Она состояла из Декларации прав и обязанностей человека и гражданина 1795 г.. и Конституции, закреплявшей основы организации государственной власти.

Декларация прав и обязанностей человека и гражданина, Конституция 1795 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 380 – 418.

 

Конституция отменяла всеобщее избирательное право, восстановив имущественный ценз. Задача законодателя состояла в том, чтобы впредь не допустить сосредоточения власти в руках однопалатного органа, каким был национальный конвент. Для этого был учрежден двухпалатный Законодательный корпус (ст. 44 Конституции). Он состоял из Совета старейшин(250 членов, избираемых из лиц не моложе 40 лет) и Совета пятисот(из лиц не моложе 30 лет). Исполнительная власть вручалась директории, состоявшейиз пяти членов, избираемых путем тайного голосования законодательным корпусом. Ежегодно директория обновлялась на одного члена (ст. 137). Председательствовали в ней поочередно все члены в течение трех месяцев (ст. 141).

Директория не в состоянии была решить и те политические проблемы, которые стояли перед властью после революции. Непоследовательная политика директории, получившая название «политики качелей», вызывала недовольство то демократически настроенных кругов, то выступавших дворян-эмигрантов и роялистов. Власть, закрепленная в Конституции 1795 г., оказалась весьма ненадежной. В стране возникла мечта о сильной власти, которая обеспечит надежный порядок.

Переворот Наполеона Бонапарта и Конституция 1799 г. Эта мечта была реализована в ходе государственного переворота, совершенного 9 ноября 1799 г. (18 брюмера — по республиканскому календарю) генералом Наполеоном Бонапартом, ставшим первым консулом.

Его власть была конституирована новым Основным законом.. Конституция VIII года республики была утверждена 13 декабря 1799 г. на плебисците, который проводился под надзором полицейских властей.

Конституция 1799 г.// Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 422 – 432..

 

Конституция, формально закрепившая республиканскую форму правления, оформляла диктатуру Наполеона Бонапарта. В отличие от предшествующих конституций в ней не было Декларации прав человека и гражданина. Законодатель гарантировал буржуазии и крестьянству собственность, полученную в годы революции в результате конфискаций и разделов дворянских имуществ, заявив, что «после совершения законной продажи национального имущества независимо от его происхождения» приобретатель такого имущества не может быть его лишен (ст. 94 Конституции). Заигрывая с армией, которой отводилась важная роль в учреждаемой политической системе, предусматривалось установление пенсий для раненых воинов, а также для вдов и детей военных, умерших на поле битвы и вследствие ранений (ст. 86 Конституции).

Формально придерживаясь идеи народовластия, авторы проекта Конституции отказались от непопулярного имущественного ценза, однако ввели систему доверительных списков вместо выборов. По Конституции все граждане (мужчины), достигшие 21 года и проживавшие не менее года в определенном округе, могли участвовать в избрании так называемого коммунального списка (1/10 часть от состава граждан в округе). Члены коммунальных списков в свою очередь в той же пропорции составляли департаментские списки. Наконец, третья ступень выборов проводилась на департаментском уровне, где избиралась 1/10 граждан «для осуществления национальных функций». Однако члены этого национального списка не наделялись по Конституции правом проводить выборы в высшие государственные органы, а рассматривались лишь как кандидаты на государственные должности. Само комплектование государственных органов проходило на основе сложной системы кооптации, назначения и выборов.

Центральным органом власти стало правительство, состоящее из трех консулов, но фактически была сконцентрирована в руках первого консула. В Конституции устанавливался 10-тилетний срок полномочий, однако все консулы назывались, в том числе первый - «гражданин Бонапарт».. Он наделялся особыми функциями и полномочиями, которые мог временно осуществлять «в случае необходимости, при помощи своих коллег». Так, в Конституции устанавливался режим личной власти Наполеона Бонапарта (ст. 39 Конституции).

Для исключения возможной оппозиции со стороны законодательной власти Конституцией вводился своеобразный расщепленный законодательный процесс, который осуществлялся несколькими органами. Государственный совет, контролируемый первым консулом, разрабатывал и предлагал законопроекты, которые затем поступали в трибунат. Этот орган имел лишь право обсуждать законопроекты, а после обсуждения вместе со своим мнением вносить их в законодательный корпус. Члены законодательного корпуса уже не могли обсуждать законопроект, а лишь принимали его или отвергали. Учрежденный закон мог быть направлен первым консулом в охранительный сенат, который одобрял его или отменял как неконституционный. Наконец, закон вновь возвращался к первому консулу, который подписывал и обнародовал его.

Согласно Конституции, первому консулу принадлежало право назначения и смещения членов государственного совета, министров, послов, офицеров. Он же назначал (правда, без права смещения) судей, начиная от мировых и заканчивая членами кассационного суда (ст. 42 Конституции).

Конституция 1799 г., в отличие от предшествующих основных законов, не закрепляла выборную департаментскую и коммунальную администрацию. Назначение местных чиновников было отнесено к числу прерогатив первого консула.

В качестве «гарантии» от злоупотреблений всесильной администрации в Конституции было предусмотрено право государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации, «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности». Таким образом, было положено начало институту административной юстиции, характерному для Франции.

Монархические устремления Наполеона нашли выражение в сенатусконсультах, изданных в 1802 и 1804 гг.. В 1802 г. в результате нового плебисцита, проведенного в тех же антидемократических формах, как и в 1799 г., Бонапарт был объявлен пожизненным консулом.. В соответствии с Органическим сенатусконсультом 1804 г. «управление республикой» было вверено императору французов, каковым стал Наполеон I.

Во время «Первой империи» во Франции сформировался централизованный бюрократический аппарат. К концу правления Наполеона I во Франции было 12 министерств, в основном реализовывавших фискальную, военную и полицейскую функции.. Местные чиновники всецело зависели от центральной администрации: в департаментах правительство назначало префектов, в округах и общинах — супрефектов и мэров. Выборные местные советы (муниципальные, общинные и генеральные) имели лишь совещательное значение, их решения подлежали утверждению соответствующей администрацией.

В 1801 г. Наполеон подписал с римским папой конкордат, объявивший католицизм религией «подавляющего большинства французского народа». Государство взяло священников на свое содержание, а папа признал за Наполеоном право назначать на высшие церковные должности. Священники присягали на верность первому консулу, затем императору.

Реставрация Бурбонов, Конституционная хартия 1814 г. и Легитимная монархия. Падение «Первой империи» и отречение Наполеона от власти в 1814 г. привело к восстановлению монархической формы правления, установлению легитимной монархии, реставрации Бурбонов на престоле.

Организация власти при Легитимной монархии была определена в Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII после вступления на престол.

Конституционная хартия 4 июня 1814 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 438 – 4461.

Хартия базировалась на идеях божественного происхождения королевской власти и королевского суверенитета. Католическая религия объявлялась государственной (ст. 6). Предусматривалось возвращение титулов старому дворянству. Король получил право жаловать дворянство «по своему усмотрению». Великая французская революция имела свои последствия в виде закрепления в Хартии равенства французов перед законом, положений о гарантиях личной свободы, о свободе слова и печати, недопустимости преследования за политическую деятельность, относящуюся «ко времени до восстановления династии».

Король, личность которого объявлялась «неприкосновенной и священной», являлся главой государства и верховным главнокомандующим всех вооруженных сил. Ему предоставлялось право объявлять войну, заключать международные договоры, издавать распоряжения и указы, «необходимые для исполнения законов и для безопасности государства». Согласно Хартии, исполнительная власть принадлежала исключительно королю, а законодательная власть осуществлялась совместно королем, палатой пэров и палатой депутатов. При этом право предлагать законопроекты представлялось королю, а палаты могли лишь «всеподданнейше просить короля» рассмотреть их мнения о желательности тех или иных законов. За королем сохранялось право утверждать и обнародовать законы. Король осуществлял назначения на все должности в сфере государственного управления, в том числе министров. Хартия не предусматривала ответственности правительства перед. представительным органом.

Законодательный орган состоял из двух палат. Палата пэров формировалась королем. Депутаты нижней палаты избиралась на 5 лет путем цензовых выборов.. Активным избирательным правом обладали лишь французы старше 30 лет, уплачивающие прямой налог в размере 300 франков. Этим требованиям отвечали около 12—15 тыс. французов. Пассивным избирательным правом обладали лица, достигшие 40 лет и уплачивающие прямой налог установленного размера. Неслучайно депутаты первого же состава палаты были «более роялисты, чем сам король».

Политика Людовика XVIII, опиравшегося на ультрароялистов имела своим следствием недовольство населения и возвращение Наполеона к власти в 1815 г. («100 дней»). После битвы при Ватерлоо и второго отречения императора курс короля стал более осторожным и выверенным.

Однако деятельность его преемника стала вновь вызывать негодование в стране. В 1825 г. при короле Карле X были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, предусмотревшие смертную казнь за святотатство и другие преступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации.

Июльская монархия и Конституционная Хартия 1830 г. 26 июля 1830 г. Карл X издает 6 ордонансов, некоторые из них прямо противоречили Хартии: ликвидировалась свобода печати, вводилась цензура, распускалась только что созванная палата депутатов, назначались новые выборы, число избирателей сокращалось на три четверти.

Опубликование ордонансов послужило непосредственным поводом к революции. 27 июля в Париже вспыхнуло вооруженное восстание, которое на следующий день приняло массовый характер. 30 июля депутаты распущенной Карлом Х палаты депутатов объявили близкого к буржуазным кругам герцога Орлеанского Луи Филиппа «наместником королевства». 2 августа Карл Х официально отрекся от престола. 7 августа в парламенте открылись прения по поводу изменений в Хартии 1814 г.

Конституционная хартия 4 июня 1814 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 438 – 446..

В результате в текст Хартии 1814 г. были внесены некоторые изменения: отменена преамбула Хартии, где заявлялось о ее октроированном ее характере, божественном происхождении королевской власти;

  • вместо титула «король Франции» вновь был введен «король французов»;
  • белое королевское знамя было заменено трехцветным флагом;
  • отменено положение о признании католической религии государственной;
  • объявлено о недопустимости восстановления цензуры;
  • королю запрещено приостанавливать законы и освобождать от их исполнения;
  • законодательная инициатива признана за каждой палатой и королем;
  • заседания палаты пэров объявлены публичными;
  • исчезло указание на размер имущественного ценза. Было лишь установлено, что граждане должны удовлетворять условиям, определенным законом. 18 апреля 1831 г. избирательный закон ввел более низкий, чем установленный Хартией 1814 г., имущественный ценз, что привело к расширению избирательного права.

После того, как 9 июля 1830 г. Луи - Филипп согласился с новой редакцией Хартии, он был провозглашен «королем французов». Текст Хартии был опубликован 14 августа 1830 г.

Июльская революция вызвала огромный отклик по всей Европе, поскольку в 1830 г французы продемонстрировали отказ от решений Венского конгресса, определивших в 1815 г. восстановление порядка и династий на престолах, которые существовали до наполеоновских войн.

30 – 40 гг. XIX в. во Франции стали временем капиталистического развития, обострения социальных противоречий. Это было особенно заметно во время крупных рабочих восстаний в Лионе в 1831 и 1834 гг., в ходе которых рабочие требовали установления республики. В конституционной истории страны эпоха Июльской монархии - время борьбы за избирательную и парламентскую реформы.

Вторая республика во Франции и Конституция 1848 г. Социально-экономический кризис 1847—1848 гг. способствовал усилению революционных настроений во Франции. Февральская революция 1848 г привела к падению режима Июльской монархии. Созданное в результате февральской революции Временное правительство 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка заставила правительство пойти не только на политические, но и социальные уступки (принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных), поскольку рабочие выдвинули требование установить социальную республику и признать право на труд.

4 марта 1848 г. Временное правительство провозгласило всеобщее мужское избирательное право с 21 года.. После проведения выборов открыло свои заседания Учредительное собрание. Оно образовало исполнительную комиссию, которой было поручено осуществление исполнительной власти. 4 ноября 1848 г. собрания приняло Конституцию.

Конституция Французской республики 4 ноября 4 июня 1848 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957. С. 446 - 460.

 

Конституция «Второй республики» была основана на принципах народного суверенитета, естественных прав человека, разделения властей, республиканской формы правления. Она признает «права и обязанности, которые предшествуют и стоят выше положительных законов». Принципами республика объявлялись свобода, равенство и братство, а семья, труд, собственность и общественный порядок – ее основами».

Основной закон 1848 г. провозглашал широкий круг прав и свобод личности, включая свободу союзов, печати, собраний, преподавания, совести (ст. 2 -17). Однако в перечне не было права на труд.

Ориентируясь на строгое разделение властей, учредитель вручил законодательную власть однопалатному национальному собранию (ст. 20), избираемому на всеобщих мужских выборах сроком на три года.

Исполнительная власть всецело вручалась президенту (ст. 43), также избираемому путем всеобщих выборов сроком на четыре года.. Он назначает и смещает министров и других высших должностных лиц, обеспечивает исполнение законов, распоряжается вооруженными силами, однако без права личного командования. Президент заключает международные договоры, подлежащие затем окончательному подтверждению в национальном собрании, обнародует законы именем французского народа. Он наделен правом вводить чрезвычайное положение.

Конституция предусматривала создание государственного совета, избираемого на 6 лет национальным собранием. Он предварительно рассматривает законопроекты, контролирует администрацию в пределах, установленных законом – осуществляет административной юстиции.

Учредитель практически не создал механизмов воздействия властей друг на друга: президент не имел право роспуска национального собрания, не наделяется правом вето в отношении законов. Он лишь может мотивированно просить национальное собрание о новом совещании по поводу закона. Национальное собрание также не имело конституционных путей воздействовать на исполнительную власть. Президент, министры, агенты и блюстители государственной власти отвечают каждый в своей области за все деяния правительства и администрации. Попытка президента распустить национальное собрание признается преступлением. В этом случае глава государства должен считается утратившим свои полномочия, исполнительная власть переходит к национальному собранию, а верховный суд рассматривает уголовное дело бывшего президента (ст. 68).

Вторая империя и Конституция 1852 г. Первые же выборы, проведенные в соответствии с Конституцией 1848 г., продемонстрировали ослабление позиций республиканцев. Президентом был избран Луи Бонапарт, племянник Наполеона Бонапарта. В ответ на нежелание законодательного органа удлинить срок его полномочий, в конце 1851 г. он совершил действия, которые были прямо запрещены ст. 68 Конституции.

2 декабря 1851 г. Луи Бонапарт распустил национальное собрание. 14 января 1852 г. он промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала Основной закон 1799 г.

Ссылка на статьи (1-2) Волкова в Институте (адрес)

Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, от его имени осуществлялось правосудие, парламентарии и должностные лица приносили ему присягу на верность. Законотворческий процесс находился всецело под контролем президента и осуществлялся государственным советом, законодательным корпусом и сенатом, при этом лишь законодательный корпус был выборным учреждением, члены двух других органов назначались президентом. Сенат по указанию президента мог вносить последующие изменения в систему государственных органов, учрежденную Конституцией. За президентом было признано право непосредственного обращения к населению в форме плебисцита, результаты которого в условиях полицейского контроля были очевидны.

Логичным следствием издания Конституции 1852 г., закрепившей усиление власти президента, стал сенатусконсульт о восстановлении во Франции императорской власти в лице Наполеона III, правление которого стало приобретать все более авторитарный характер. Сенатусконсульт 25 декабря 1852 г. предоставил императору право председательствовать в государственном совете и сенате, издавать декреты и определять расходную часть бюджета, который лишь в самой общей форме утверждался законодательным корпусом.

В 60-х гг. в связи с ростом общественного недовольства и подъемом рабочего движения Наполеон III был вынужден провести частичные либеральные реформы (период так называемой либеральной монархии). Законодательный корпус и сенат получили право ежегодно вотировать адрес на тронную речь императора, публиковать отчеты о своих заседаниях, в 1870 г. им было предоставлено право постатейного голосования по бюджету.

Наполеон III неоднократно прибегал к военным, в результате в 1870 г. Франция оказалась втянутой в войну с Пруссией. Поражение и капитуляция французской армии ускорили падение «Второй империи».

Третья республика во Франции (1871—1917). В результате восстания в Париже 4 сентября 1870 г. Франция была провозглашена республикой и сформировано правительство «национальной обороны».В феврале 1871 г. были проведены выборы в Национальное собрание, правомочное заключить мир с Пруссией. Мир означал для Франции передачу Пруссии, Эльзаса и Лотарингии, выплату большой контрибуции, длительную оккупацию значительной части французской территории немецкими войсками.

В результате нового восстания в Париже 18 марта власть в столице перешла ЦК Национальной гвардии, а 26 марта избранному на основе всеобщего голосования Совету Парижской Коммуны. В течение 72 дней на территории Парижа существовала власть Парижской Коммуны, что в течение многих десятилетий представлялось как первый опыт диктатуры пролетариата – республики, совместимой «с правильным и свободным развитием общества». Коммунары отрицали разделение властей, уничтожили старую постоянную армию и полицию, опираясь на силу и авторитет вооруженного народа. Парижская Коммуна ликвидировала и прежнюю судебную систему, чему способствовал саботаж судейских чиновников. Коммуна провозгласила равный для всех суд, выборность судей, право на защиту. Устанавливался суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Функции общественного обвинения возлагались на прокурора Коммуны и его заместителей, назначаемых Советом Коммуны.

В течение 72 дней существования Парижской Коммуны в Париже за пределами столицы существовала прежняя власть, национальное собрание заседало в Версале. После падения Коммуны были предприняты меры к восстановлению прежнего порядка.

31 августа 1871 г. национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Президентом республики стал глава исполнительной власти А. Тьер. Примечательно, что он, а также сменивший его на посту президента в 1873 г. П. Мак - Магон были монархистами. Термин «республика» перестал употребляться в официальных документах. Однако в 1875 г. национальное собрание было вынуждено реализовать свою учредительную функцию. После неудавшейся попытки президента П. Мак-Магона совершить государственный переворот в 1877 г. имело место окончательное падение авторитета монархистов, и в 1884 г. была принята конституционная поправка: «республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».

Конституционные законы 1875 г., образовавшие в своей совокупности Конституцию «Третьей республики», разработанную монархистами, представляли отход канонов французского конституционализма. В ней не было Декларации прав и свобод, раздела, содержащего принципы осуществления государственной власти. Содержание Конституции сводилось к оформлению основ организации высших государственных органов. По форме она представляла собой некодифицированную Конституцию и состояла из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Все три акта отличались краткостью.. Они состояли всего лишь из 34 статьей, поэтому многие вопросы конституционного характера остались неразработанными и регулировались текущим законодательством и конституционной практикой.

Закон 24 февраля 1875 г. об организации сената; Конституционный закон 25 февраля 1875 г. об организации государственных властей; Закон 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями // Конституции буржуазных стран. Т. 1. М.-Л., 1935.

Принимая эти законы национальное собрание, согласившись большинством всего лишь в один голос на подтверждение республиканской формы правления, стремилось создать конституционный строй, близкий к монархическому. Именно поэтому президент, избираемый на 7 лет и имеющий право на переизбрание, наделялся многими прерогативами конституционного монарха. Он имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отстрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней палаты). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрассигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществлялась палатой депутатов, избираемой на 4 года на всеобщих выборах, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением, обновляемым каждые 3 года на одну треть. Как и палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (в действительности - до первой мировой войны). Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание совета министров, статус которого не был детально определен. Однако закреплялся принцип ответственного правительства: «министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально — за их личные действия». Президент, не будучи главой правительства, лишь назначал председателя совета министров, ответственного перед парламентом. Если пост президента республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Избирательный закон вводил мажоритарную избирательную систему относительного большинства, мужские выборы, избирателями являлись мужчины, достигшие 21 года, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев и не являющиеся военнослужащими.

Основные изменения в государственном строе Третьей республики в конце XIX — начале XX в. происходили путем их признания конституционной практикой. Так, было уменьшено значение власти президента. Начиная с 80-х гг., с президентства с Ж- Греви, глава государства перестал использовать свои конституционные полномочия, до того имевшие наибольшее политическое значение (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Формально президент назначал и увольнял министров, но ответственность правительства перед палатой представителей фактически выводила Совет министров из-под контроля президента. В 1887 г. в результате конфликта палаты депутатов и президента Греви, последний оказался неспособным сформировать правительство и был вынужден уйти в отставку.

Однако конституционные полномочия в случае необходимости могли быть реализованы президентом. Поэтому во время первой мировой войны, потребовавшей централизации государственной власти, президент Пуанкаре вновь стал активной фигурой в политической жизни Франции.

Внешне в период «Третьей республики» парламентаризм достиг своего апогея. Его заметным результатом, казалось, стали частые правительственные кризисы. Однако это объяснялось тем, что при множественности партийных группировок в парламенте ни одна из них не обладала абсолютным большинством голосов, позволявшим ей сформировать однопартийное правительство. Были случаи, когда правительство могло удержаться у власти всего лишь несколько недель или даже один день.

Характерная особенность эпохи - усиление роли правительства. Постоянные смены и перестановки министров не препятствовал тому, что многие из них продолжали оставаться в составе совета министров после очередного кризиса. Кроме того, правительственная «чехарда» не затрагивала основ деятельности административного аппарата, где существовал постоянный штат назначаемых и не зависящих от смены правительства чиновников, последовательно проводящих политику правящих кругов.

Немаловажную роль в системе высших органов «Третьей республики» играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Являясь совещательным учреждением по законодательным и административным делам, он имел немалое политическое значение, сохраняя за собой функции административной юстиции. Совет рассматривал жалобы на действия высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов.

После Первой мировой войны в условиях оживления политической активности обострились дискуссии о реформе избирательной системы. Законом 1919 г. мажоритарная система была заменена системой пропорционального представительства. Однако в 1927 г. мажоритарная система была восстановлена.

К числу важных изменений периода между двумя мировыми войнами к правительству окончательно перешло право издания нормативных актов по различным вопросам государственной жизни. При этом, оно опиралось на сложившуюся еще в XIX в. доктрину «регламентарной власти». Согласно этой доктрине, правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом, на основе собственных прерогатив. Правительственные декреты должны были дополнять, уточнять законодательство и носили подзаконный характер. В действительности, однако, правительства неоднократно принимали акты, имевшие силу закона, и отменяли прежние законодательные акты. Кроме того, парламент периодически предоставлял советам министров чрезвычайные полномочия и исключительное право законодательствовать в форме «декретов - законов» (например, в 1918, 1921, 1934, 1938— 1939 гг.).

Третья республика просуществовала до лета 1940 г., до оккупации Франции войсками фашистской Германии. После капитуляции большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной (не оккупированной) зоне власть формально осуществляло «правительство» прогермански настроенного маршала Петэна. Оно вошло в историю как «правительство Виши» — по названию курортного городка - места его резиденции. Рядом декретов Петэн отменил должность президента республики и возложил на себя функции главы государства, обладающего всей полнотой законодательной власти. После того, как осенью 1942 г. когда немцы ввели в южную зону свои войска, значение правительства Виши стало весьма ограниченным.

Борьбу патриотических сил против оккупантов на территории Франции возглавили антифашистские организации, объединившиеся в Национальный совет сопротивления. Кроме того, генералом де Голлем в эмиграции был создан центр сопротивления «Сражающаяся Франция». В 1943 г. был учрежден единый французский Комитет национального освобождения, провозглашенный в 1944 г. Временным правительством Французской Республики. Временное правительство во главе с де Голлем осуществляло управление страной в первый период после освобождения страны от фашистской оккупации, в 1944—1946 гг.

Четвертая республика во Франции. Проект Конституции был разработан в 1946 г. новым составом учредительного собрания. После утверждения на референдуме акт стал основным законом Франции.

Конституция Четвертой республики // Советское государство и право. 1947. № 7.

Конституция 1946 г. отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения. Она закрепила основные принципы демократического общества и государства. Были декларированы равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, права и свободы французов, в т.ч. социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, право рабочих на объединение в профсоюзы и другие.

По форме правления Франция являлась парламентарной республикой. Нижняя палата парламента — национальное собрание, формируемое на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, по системе пропорционального представительства, — провозглашалась единственным законодательным органом страны, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Оно наделялось и исключительным правом законодательной инициативы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных договоров, объявления войны.

Вторая палата — совет республики — была наделена лишь совещательными функциями, и ее рекомендации не были обязательны для национального собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась национальным собранием. Состав палаты должен был периодически обновляться.

Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет.. Все акты президента, в том числе о назначении на высшие должности, нуждались в контрассигнации председателя совета министров и одного из министров.

Исполнительная власть вручалась совету министров во главе с его председателем. Этот орган осуществлял непосредственное государственное управление страной и в этом качестве имел широкие полномочия. Деятельность кабинета была поставлена под контроль национального собрания. Его вотум доверия являлся необходимым условием назначения председателя и состава министров президентом. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае отказа палаты принять важный правительственный законопроект кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд, последовавших за вотумами недоверия или порицания. В такой ситуации на период до избрания нового состава собрания создавалось коалиционное правительство из всех партийных фракций во главе с председателем национального собрания. Это положение должно было предотвратить возможные попытки установления режима личной власти.

Конституция сохраняла старую судебную систему и местное управление, контролируемое со стороны правительства. Для руководства судами создавался высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и перемещения судей, исполнял функции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.

Конституция 1946 г. не прижилась во Франции. Основной закон, основанный на классическом парламентаризме, оказался неспособным адекватно реагировать на сложные социально-экономические проблемы и обществе. Это постоянно обнаруживалось в 40-е — середине 50-х гг. Уже в 1947 г. возникла голлистская партия - Объединение французского народа (РПФ). Она стала требовать отмены Конституции 1946 г., создания сильной исполнительной власти, способной возвыситься над «партийной чехардой». В 1948—1951 гг. произошло восстановление мажоритарной избирательной системы, широкое распространение получила практика делегированного законодательства. По конституционной реформе 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Совет республики превратился в полноправного участника законодательного процесса. Конституционная практика фактически усилила роль и влияние президента. Обострение политической обстановки и отход от основных принципов конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных