Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиями




Унитарное государство — государство, территория которого разделена на административно-территориальные единицы (области, районы, коммуны, иные), факт существования и границы которых зависят от воли унитарного государственного центра. Унитарное государство не­зависимо от кого-либо проводит административно-территориальное деление своей территории, в одностороннем порядке задает характер связей между собою и внутренними территориями, определяя право­вое положение последних, устройство и компетенцию их органов власти. Характер отношений между административно-территориаль­ными единицами в унитарном государстве для определения типа госу­дарственного устройства самостоятельного значения не имеет. Одна­ко унитаризм вовсе не исключает введения начал территориальной децентрализации.

Главное различие в статусе органов власти административно-тер­риториальных единиц и действующих здесь же органов государствен­ного центра заключается в порядке формирования состава названных органов. Если органы центра формируются общегосударственными органами, то органы административно-территориальных единиц из­бираются местным населением или формируются иными органами соответствующих административно-территориальных единиц. Сооб­разно этому строится и ответственность сравниваемых органов. Хотя практика государственного строительства знает и институт двойного подчинения, когда, например, местный орган специальной компетен­ции подчиняется по вертикали вышестоящему органу соответствую­щего общегосударственного министерства, ведомства, в структуре ко­торого он создан, а по горизонтали — исполнительному органу общей компетенции той административно-территориальной единицы, в пре­делах которой он действует. Институт двойного подчинения был одним из основополагающих в организации местных исполнительно-распорядительных органов нашей страны в советский период ее ис­тории.

При внедрении унитарным государством начал децентрализации самостоятельность его административно-территориальных единиц не распространяется на сферу законодательной и судебной власти, а охватывает частично только область административной (исполни­тельно-распорядительной) деятельности. Указанная самостоятель­ность административно-территориальных единиц оформляется путем закрепления за ними и их органами собственных предметов ведения я полномочий. При этом в административно-территориальных едини­цах создаются представительные органы, которые, как исполнитель­ные органы данных единиц, могут наделяться нормотворческими полномочиями в пределах собственной компетенции. Однако норма­тивные правовые акты административно-территориальных единиц принимаются в порядке делегированного нормотворчества. Унитар­ный центр вправе изымать нормотворческие полномочия, ранее пере­данные им на места; пересматривать и отменять нормативные право­вые акты административно-территориальных единиц, их органов. Право отмены, пересмотра названных актов в зависимости от избран­ного унитарным государством подхода может осуществляться его представительными, исполнительными или только судебными орга­нами.

Иногда унитарное государство предоставляет своим отдельным территориям статус автономий, расширяя их права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделя­ются признаками государственности. Они создают собственные зако­нодательные органы, получают право на принятие законодательных актов; в них наряду с общегосударственным языком используются в качестве официальных иные языки. Следовательно, автономные обра­зования по воле государственного центра наделяются не только адми­нистративной, но и определенной политической (законоустанови-тельной) самостоятельностью. По своему статусу они приближаются к субъектам федерации, поэтому унитарные государства с наличием законодательно-территориальных автономий следует рассматривать как переходную форму от классического унитарного государства к фе­дерации.

К унитарным государствам с наличием законодательно-террито­риальных автономий относятся, например, Грузия, Испания, Италия, Узбекистан. РСФСР, будучи провозглашенной федерацией, в совет­ский период все же фактически относилась к унитарным государствам с автономиями, а ее автономные республики не только имели высшие органы власти, законодательство, но и принимали собственные кон­ституции, их территория не могла быть изменена без их согласия.

Создание автономных образований обусловливается, как правило, двумя основными причинами: экономической отсталостью отдельных территорий государства и необходимостью разрешения национально­го (религиозного) вопроса. Так, проведенная несколько лет назад автономизация в Испании одной из своих задач имела обеспечение больших возможностей для удовлетворения национальных запросов проживающим в стране национальностям: кастильцам, каталонцам, баскам, галисийцам. В Италии ряд автономных областей являются местом проживания укорененных национальных меньшинств, другие (например, Сицилия и Сардиния) получили особый статус в связи с экономической отсталостью.

§ 3. Федерация: понятие, виды

Федерация — государство сложносоставное, объединяющее в себе не­сколько других государств или государственных образований. Феде­рацию можно уподобить двухэтажному зданию. На первом этаже рас­полагаются входящие в федерацию государства (государственные образования), обладающие государственными атрибутами (учреди­тельным актом высшей юридической силы, системой высших и цент­ральных органов, территорией, государственными символами, др.) и именуемые субъектами федерации. На втором этаже находится соб­ственно федеративное государство, являющееся, таким образом, го­сударством надстроечным.

Федеративные государства возникают двояким образом: 1) путем объединения нескольких суверенных государств в одно новое без ут­раты ими государственного статуса. Здесь федерация возникает как бы снизу; 2) путем придания унитарным государством статуса госу­дарственности своим первичным политико-территориальным частям с сохранением за собой государственного суверенитета. В данном слу­чае унитарное государство само преобразует себя в федерацию, т.е создание последней идет сверху.

Федеративной форме государственного устройства близка кон­федерация — межгосударственное объединение. Обычно говорят: федерация — это союзное государство, а конфедерация — союз го­сударств. Как и федерация, конфедерация имеет два этажа. На пер­вом — объединившиеся в конфедеративный союз государства, а на втором — конфедеративная надстройка в лице общеконфедератив­ных органов. Конфедерация отличается от федерации тем, что кон­федеративная надстройка не превращается в самостоятельное го­сударство, не получает государственного суверенитета. Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет, полную международную пра­восубъектность. К объединениям конфедеративного типа можно отнести складывающийся союз Российской Федерации и Белорус­сии. В этом же направлении способна продолжать свое развитие такая региональная международная организация, как Содружество Независимых Государств, возникшая на месте распавшегося Союза ССР.

В конфедерациях законодательное, территориальное, управлен­ческое верховенство остается за субъектами конфедерации. Они впра­ве отменять на своей территории действие актов конфедеративных ор­ганов, даже принятых в пределах их компетенции. Субъекты федера­ции таким правом не обладают.

Близкой к федерации формой государственного устройства явля­ется унитарное государство с наличием законодательно-территори­альных автономий. Федерация отличается от унитарного государства, включающего в свой состав законодательно-территориальные автоно­мии, разным правовым статусом субъектов федерации и законода­тельно-территориальных автономий. Широкая самостоятельность автономий проистекает из воли унитарного государства, которое вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административно-территориальные единицы или вообще упразднять территориальные образования. В федерациях федератив­ный центр не вправе в одностороннем порядке без согласия субъектов федерации изменять не только отдельные элементы их статуса, но и вообще любые элементы их конституционного правоположения. К федеративным относится 21 государство, в которых проживает около трети населения земли1. Широкое распространение федератив­ного устройства не случайно. Сложносоставной характер федерации как государства произволен от многоэлементного состава общества, цементируемого данным государством. К такой форме организации тяготеют страны, состоящие из множества регионов, отличающихся природно-экономическими, культурными, этническими и другими ус­ловиями, и в то же время заинтересованные друг в друге, прежде всего в духовно-идеологическом и экономическом планах. Этим странам федеративная форма позволяет увязать коренные интересы отдель­ных регионов и их совместные интересы, выражаемые федеративной надстройкой, поскольку федерация дополняет суверенитет государст­венного центра государственной самостоятельностью отдельных реги­онов. Здесь общегосударственные интересы не довлеют над регио­нальными и местными интересами, потому что последние достаточно эффективно могут отстаиваться субъектами федерации. В то же время существуют и действенные рычаги отстаивания общегосударственных интересов. Федеративный центр сохраняет за собой законодательное, территориальное, управленческое верховенство на всей территории федерации, вправе проводить в жизнь собственные решения на терри­тории субъектов федерации не только через органы субъектов, но и через свои органы, создаваемые и действующие в субъектах. Таким образом, федерация дает возможность соединять преимущества еди­ного управления в масштабах всей страны с многообразием регио­нальных особенностей субъектов федерации, реализуя принцип един­ства в многообразии.

Существуют разные виды федеративных государств. Взглянем на видовое многообразие федераций с точки зрения положения их субъ­ектов.

Симметричные и асимметричные федерации. Все федерации, исходя из соотношения статуса разных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром, принято делить на симметрич­ные и асимметричные. Симметричными называют федерации, у ко­торых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федератив­ным центром. Напротив, асимметричные федерации — это фе­дерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов (групп субъектов). Как отмечает В.Е. Чиркин, симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Тем не менее различение сим­метричных и асимметричных федераций имеет определенное методо­логическое значение1. Разделение симметричных и асимметричных федераций показывает совпадение (несовпадение) основных, в пер­вую очередь конституционных, прав, обязанностей субъектов феде­ративных государств.

Симметричная и асимметричная модели федерации также высту­пают определенными конечными целями, которые в их полном виде, наверное, никогда не достижимы, однако способны ориентировать по­литическую практику, государственное строительство и направлять их в ту или иную сторону. Скажем, во многих федерациях существует определенная конкуренция между разными группами субъектов: одни стремятся к получению для себя особого статуса, отличного от статуса иных субъектов (отстаивают идею асимметризма), другие возражают против укрепления асимметричных начал или добиваются для себя прав, ранее полученных иными субъектами (являются сторонниками симметричного федерализма). Таковы, например, взаимоотношения в Канаде между франкоязычным Квебеком и большинством остальных канадских провинций.

Территориальные и национально-территориальные федерации. Федеративные государства делят на территориальные и национально-территориальные исходя из этнической окраски субъектов федера­ции. Территориальные федерации — государства, состоящие из субъ­ектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями и не имеющих особых прав, этнических по природе. К территориальной федерации относится, например, США. Нацио­нально-территориальные федерации — государства, состоящие из на­ционально-государственных субъектов (отражают своеобразие нацио­нального состава населения, являются способом решения националь­ного вопроса).

В национально-государственных субъектах наряду с государствен­ным языком федерации вводится, как правило, еще один официаль­ный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения данных территорий. Иногда такие языки получают статус официальных языков соответствующих федеративных государств. Так, п. 2 ст. 16 Конституционного акта Канады 1982 г. провозгласил официальными языками Канады английский и французский языки. хотя франкоговорящее население из всех провинций доминирует только в Квебеке и составляет значительную долю населения провин­ции Нью-Брансуик1.

Национально-территориальные федерации включают федератив­ные государства двух видов: одни полностью состоят из национально-государственных субъектов (таковыми были Союз ССР, СФРЮ, Чехословацкая федерация); другие включают в свой состав нацио­нально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, или не имеющими национальной окраски, или являющи­мися способом государственной организации национального боль­шинства соответствующих федеративных государств (таковой является современная Российская Федерация). От национально-территориаль­ных федераций необходимо отличать национальные государства, ор­ганизованные как территориальные федерации. Здесь отдельные субъекты федерации не имеют существенного национального своеоб­разия по сравнению с другими субъектами, а национальным государ­ством является сама федерация, будучи формой национально-госу­дарственного самоопределения национального большинства (Герма­ния, США, др.).

Федерации с суверенными и несуверенными субъектами. Госу­дарственная самостоятельность субъектов федерации в разных феде­рациях различна. По этому основанию возможно выделение федера­ций с суверенными и с несуверенными субъектами.

Выделение федераций с суверенными субъектами принимается не всеми авторами. Так, Р.А. Мюллерсон утверждает, что субъекты феде­ративных государств, даже обладающие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями. Суверенитетом в федерации обладает только сама федерация2. Государственный суверенитет — ин­тегральное политико-правовое свойство, выражающееся в возможнос­ти государства быть полноправным субъектом международного права и обладать верховной властью внутри страны. Действительно, в феде­рациях данным свойством обладают только они сами. Однако госу­дарственный суверенитет имеет две формы: проявляющуюся вовне и внешне скрытую. Суверенитет государства реален и в случае, если внешне оно выступает частью большего государства, ибо неполная внешняя самостоятельность, подчиненность могут быть обусловлены его свободной волей. Субъект федерации остается суверенным до тех пор, пока сохраняет за собой право свободно в одностороннем порядке изменить наличный статус, например восстановлением своего полно­го законодательно-территориального верховенства. Следовательно, государственный суверенитет — это не только полная международная правосубъектность и верховенство, но в первую очередь способность в одностороннем порядке менять свой внешний и внутренний статус, что предполагает возможность приобретения (возвращения) полной международной правосубъектности и законодательно-территориаль­ного верховенства.

Юридическим опосредованием государственного суверенитета субъектов федерации выступает их конституционное право на одно­сторонний выход из федерации (право на сецессию), а также на одностороннее изменение статуса субъекта федерации на статус сво­бодно присоединившегося государства (ассоциированного государ­ства). Ассоциированное государство — государство, входящее в состав другого государства на основе двустороннего международно-правового договора между ними и сохраняющее за собой право сво­бодного выхода. Пример ассоциированного образования — Пуэрто-Рико в составе США. Субъекты федерации, обладающие одним из этих прав, должны рассматриваться как обладающие государствен­ным суверенитетом. Союзные республики в составе Союза ССР обладали правом на сецессию, а значит и государственным сувере­нитетом, пусть долгое время лишь де-юре. Субъекты федерации, на­деленные широкой самостоятельностью, но не имеющие права на сецессию и на одностороннее провозглашение себя ассоциированны­ми государствами, должны рассматриваться как несуверенные образования.

Конституционные и договорные федерации. Статус субъектов в конституционных и договорных федерациях различен. В конститу­ционных федерациях основными учредительными актами выступа­ют общегосударственные конституции (иные общегосударственные законодательные акты), а в договорных федерациях — федератив­ные договоры, заключаемые между субъектами федерации. Если в конституционных федерациях статус самих федеративных госу­дарств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления по субъек­там федерации, то в договорных федерациях названные вопросы ре­шаются субъектами федерации (их политико-государственными элитами) во взаимном договорном процессе. Во втором случае силы, отстаивающие общефедеральные интересы, остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов. По­этому даже теоретические споры о выборе между конституционным и договорным федерализмом имеют политическую подоплеку и значение. Большинство федераций в мире — конституционные феде­рации.

В федерации может одновременно иметься и договор, и конститу­ция, как это было в Союзе ССР, что иногда дает основание для выде­ления наряду с конституционными и договорными федерациями так называемых конституционно-договорных федераций. Однако не любой федеративный договор носит учредительный характер. Напри­мер, не являются учредительными договоры, заключаемые в Россий­ской Федерации между субъектами федерации, федерацией и ее субъ­ектами — они носят вспомогательный характер по отношению к обще­российской Конституции. Поэтому в конституционно-договорной федерации речь идет не о равной юридической силе и роли конститу­ции и договора, а о наличии того и другого инструментов правового оформления федеративных связей.

Федерации с единым и разделенным законодательным верхо­венством. В федерациях законодательную деятельность осуществля­ют как сама федерация, так и ее субъекты, поэтому возникает проб­лема соотношения законодательных, иных актов федерации и субъ­ектов федерации по их юридической силе. Прежде всего эта проблема решается путем разграничения сфер законодательной (нормотворческой) деятельности федерации и субъектов. Законода­тельные (нормотворческие) полномочия федерации, ее субъектов ограничиваются их предметами ведения и полномочиями, закрепля­емыми за ними федеральным конституционным законодательством. При соотношении компетенции федерации и субъектов федерации можно выделить три сферы: а) собственных полномочий федерации; б) собственных полномочий субъектов федерации; в) совместного ведения федерации и субъектов или, как еще ее иногда называют, сферу конкурирующей компетенции. Федерация законодательствует либо во всех трех сферах, либо в двух первых. Субъекты федерации принимают законодательные акты в сфере собственных полномо­чий, а иногда еще и в сфере совместного ведения.

Однако конституционное разграничение правотворческих полно­мочий не способно полностью снять проблему четкого разведения сфер законотворчества федеративных государств и их субъектов, к тому же наличие сферы совместного ведения (конкурирующей компе­тенции) предполагает, что по ряду нормативные правовые акты вправе принимать и федерация, и ее субъекты. Поэтому в кон­ституционном законодательстве многих федераций введены коллизи­онные нормы, указывающие на то, чьи нормы — федеральных актов или актов субъектов федерации — пользуются приоритетом и подле­жат применению в случае их столкновения между собою. Заложенный в таких коллизионных нормах подход и позволяет делить все федера­тивные государства на федерации с единым или разделенным законо­дательным верховенством.

Если федеральное законодательство определяет, что во всех случа­ях при столкновении федеральных актов и актов субъектов федера­ции подлежат применению нормы федеральных актов, то перед нами федерация с единым законодательным верховенством. Если же, на­пример, приоритет федеральных актов в сферах собственных полно­мочий федерации и совместного ведения федерации, ее субъектов до­полнен приоритетом актов субъектов федерации, принимаемых ими в сфере собственных полномочий, над федеральными актами, то налицо федерация с разделенным законодательным верховенством.

Российская Федерация — суверенное федеративное государство

Статья 4 Конституции РФ определяет Россию как суверенное государ­ство, указывая, что суверенитет Российской Федерации распространя­ется на всю ее территорию. Суверенитет страны выражается в совокуп­ности ее суверенных прав, имеющих целью закладку всех необходимых и достаточных признаков самостоятельного, независимого государст­ва, осуществляющего на своей территории верховную власть. К числу составляющих государственный суверенитет прав относятся:

установление и изменение конституционно-законодательных основ жизнедеятельности государства и общества;

свободный выбор собственного наименования;

учреждение собственной системы высших, центральных, иных ор­ганов государственной власти;

территориальное верховенство;

одностороннее регулирование отношений гражданства;

установление и регулирование федеральной экономики;

полная международная правосубъектность;

обладание собственной государственной символикой.

Конституция и федеральное законодательство. Российская Фе­дерация как суверенное государство самостоятельно разрабатывает, принимает, изменяет собственную конституцию, являющуюся основным законом не только государства, но и общества, а также самостоятельно осуществляет законодательную деятельность в пределах собственной компетенции. В принятии конституционных поправок участвуют и субъекты Федерации. Так, изменения ст. 65 Конституции в части на­именования субъектов Федерации производятся Российской Федера­цией после принятия ее субъектами решений об изменении собствен­ных наименований. В соответствии со ст. 136 Конституции РФ поправки к ее гл. 3—8 вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федера­ции. Однако наиболее важные положения, содержащиеся в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ и закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок принятия конститу­ционных поправок и пересмотра Конституции, устанавливаются и изменяются исключительно самой Российской Федерацией посредст­вом созыва Конституционного собрания или проведения обще российских референдумов. Субъекты Федерации участвуют в данном процессе, но правом юридически значимого одобрения конституцион­ных изменений не обладают. Например, результаты общероссийских референдумов устанавливаются не по субъектам Федерации, а в целом по стране. Конституции (уставы) субъектов Федерации, иные их законодательные акты должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. Согласно п. «а» ст. 71 Конституции РФ к ведению Федерации относятся наряду с принятием и изме­нением Конституции и федеральных законов контроль за их соблюде­нием. Это означает право Российской Федерации принимать необхо­димые и достаточные меры для приведения законодательства субъек­тов Федерации в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Наименование государства. Российская Федерация как суверен­ное государство обладает исключительным правом на установление, изменение собственного наименования, его защиту, определение по­рядка использования. Причем право на установление и изменение своего наименования государство осуществляет только в рамках кон­ституционного процесса.

Наименование государства «Российская Федерация» присутству­ет в наименовании федеральной Конституции. Особо наименование государства оговорено в ст. 1 Конституции РФ, в которой введено двойное наименование «Российская Федерация — Россия» как равно­значные понятия. Это означает, что они могут использоваться для на­именования государства, например, в его нормативных правовых актах, международных договорах, как вместе через дефис в соответст­вии с формулировкой ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, так и по отдельнос­ти. Желательно, чтобы в рамках одного и того же документа использо­вался один вариант наименования из трех конституционно допу­стимых.

В настоящее время наиболее широко используется наименование «Российская Федерация», содержащее не только историческое имя страны, но и современную форму государственного устройства. Ви­димо, указание на федеративное устройство имеет целью обеспече­ние приоритета задачам федеративного строительства, хотя такой подход может быть оценен критически. Дело в том, что в наимено­вании государства в концентрированном виде отражаются все эле­менты государства, а не только форма государственного устройства. Кроме того, наименование государства — не столько формально-юридический термин, сколько государственно-общественная святы­ня, вбирающая в себя многовековую историю российского государ­ства, имевшего в прошлом не только федеративную форму государ­ственного устройства. Для выделения федеративного строительства в качестве приоритетной конституционной цели достаточно содер­жащегося в ст. 1 Конституции определения-страны как федератив­ного государства.

Наименование «Российская Федерация» введено с 25 декабря 1991 г. и пришло на смену прежнему наименованию — «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)». После Октябрьской революции до принятия Конституции РСФСР 1918 г. большевики именовали государство «Российская Советская Республика», «Российская Социалистическая Советская Республи­ка». До этого наше государство именовалось «Российская Империя». Наименование «Российская Федерация» употребляется в официаль­ных актах и других документах, в текстовом оформлении государст­венных символов, а также в названиях государственных органов, их печатях, штампах и бланках.

В постановлении Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. установлено, что наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях госу­дарственных и негосударственных предприятий, учреждений, органи­заций и других структур (за исключением политических партий, про­фессиональных союзов и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства РФ1. Данный вопрос регулируется также постановлением Правительства РФ «Об использовании в на­званиях организаций наименований «Россия», «Российская Федера­ция» от 7 декабря 1996 г., которым утвержден состав комиссии по выдаче разрешений на использование наименований «Россия», «Рос­сийская Федерация».

В ряде случаев порядок использования указанных наименований закреплен на законодательном уровне. Так, п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сен­тября 1997 г.2 определяет порядок использования слов «Россия», «российский» и производных от них в наименовании религиозных объединений.

Государственные органы. Пункт «г» ст. 71 Конституции РФ отно­сит к числу собственных полномочий Российской Федерации установ­ление системы федеральных органов законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; фор­мирование федеральных органов государственной власти. На основе данного полномочия в стране создана система высших, центральных и территориальных федеральных органов государственной власти.

Государственная территория. Территория Российской Федера­ции простирается от Балтийского моря на северо-западе до Японского моря на юго-востоке; от Черного моря на юго-западе до Чукотского и Берингова морей на северо-востоке. Она охватывает площадь более чем в 17 075 тыс. кв. км. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория страны включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Это определение состава государственной территории до­полняет Закон РФ «О Государственной границе Российской Федера­ции» от 1 апреля 1993 г. (в ред. от 19 июля 1997 г. и от 24 декабря 2002 г.), который в качестве составляющих государственную террито­рию элементов называет сушу, воды, недра и воздушное пространство, очерчиваемые Государственной границей Российской Федерации — линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью.

Прохождение государственной границы устанавливается (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Фе­дерации):

1) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;

2) на море — по внешнему пределу территориального моря Рос­сийской Федерации;

3) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки;

4) на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середи­не главного рукава реки;

5) на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, серединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема;

6) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водо­емах — в соответствии с линией государственной границы, проходив­шей на местности до ее затопления;

7) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государ­ственной границы на воде.

Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их бе­регов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону.

Вся территория Российской Федерации находится в ее полном ве­дении (п. «б» ст. 71 Конституции РФ). Поэтому она обладает исключительным правом определять правовой режим своей территории и границ, принимая законы, иные нормативные акты, заключая межгосударственные договоры, соглашения об установлении, изменении государственной границы страны, передаче части своей территории другому государству или о приобретении части территории другого государства, об экономическом, военном, транспортном, ином исполь­зовании части своей территории. Суверенный статус Российской Фе­дерации на своей территории имеет определенные ограничения. Так, в соответствии с международным правом иностранные торговые суда и военные корабли обладают правом мирного прохода в территориаль­ном море государства без захода в его внутренние морские воды или с целью прохода во внутренние воды, порты (на рейды) либо выхода из них в открытое море.

Ряд суверенных прав Российская Федерация осуществляет за пре­делами своей государственной территории. Часть 2 ст. 67 Конститу­ции РФ гласит, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяе­мом федеральным законом и нормами международного права.

Если ограничения суверенных прав Российской Федерации в пре­делах ее государственной территории исчерпывающим образом за­крепляются общероссийским и международным законодательством, то применительно к континентальному шельфу и исключительной экономической зоне четко нормативно закрепляются уже сами суве­ренные права Российской Федерации.

К суверенным правам России в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе относятся:

1) поиск, разведка, разработка, промысел и сохранение живых и неживых ресурсов и управление такими ресурсами, а также иные виды деятельности по экономической разведке и разработке исключи­тельной экономической зоны и континентального шельфа;

2) регулирование деятельности по разведке, разработке (промыс­лу) живых и неживых ресурсов и их охрана;

3) разрешение и регулирование буровых работ на морском дне и в его недрах для любых целей;

4) создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок, сооружений а также выдача разрешений на их создание;

5) регулирование создания, эксплуатации, использования таких островов, установок и сооружений;

6) осуществление юрисдикции на искусственных островах, уста­новках, сооружениях в отношении таможенных, фискальных, сани­тарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и пра-вил, касающихся безопасности;

7) юрисдикция в отношении морских научных исследований, за­щиты и сохранения морской среды от загрязнения от любых источни­ков, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов;

8) другие права и обязанности, предусмотренные международны­ми договорами Российской Федерации.

Однако, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключи­тельной экономической зоне и на континентальном шельфе, Россия не вправе препятствовать осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с об­щепризнанными принципами и нормами международного права.

Гражданство. Одним из государственных институтов Российской Федерации является институт гражданства, закрепленный ст. 6 Кон­ституции РФ и отнесенный к ведению ее самой п. «в» ст. 71 Конституции РФ. Российская Федерация как суверенное государство в одно­стороннем порядке определяет круг лиц, признаваемых российскими гражданами, порядок приобретения и прекращения российского граж­данства, правовое положение на своей территории иностранцев и лиц без гражданства.

Экономический суверенитет. Опорой верховной власти является ее финансово-экономическая самостоятельность. Российская Федерация имеет собственную экономическую систему, включающую финансовую и кредитно-денежную подсистемы. На всей своей территории она обес­печивает единство экономического пространства, свободное переме­щение товаров, услуг и финансовых средств, поддерживает конкурен­цию и свободу экономической деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (ч. 1 ст. 8, ст. 74 Конституции РФ).

К собственной компетенции Российской Федерации отнесены ус­тановление правовых основ единого рынка в стране; финансовое, ва­лютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, установление основ ценовой политики; учреждение федеральных эко­номических служб, включая федеральные банки. В Российской Феде­рации единой национальной денежной единицей является рубль. Вве­дение и эмиссия других денег не допускаются, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Россий­ская Федерация устанавливает систему налогов, взимаемых в феде­ральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов для всех уровней публичной власти в стране.

Российская Федерация самостоятельно определяет правовой режим имущества, находящегося в федеральной государственной соб­ственности, и управляет им через федеральные органы и организации либо через иных назначаемых ею лиц.

Международная правосубъектность. Российская Федерация обла­дает полной международной правосубъектностью. В ее исключительном ведении находятся внешняя политика и международные отношения; международные договоры РФ; вопросы войны и мира. Российская Фе­дерация вправе состоять в межгосударственных объединениях и переда­вать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя страны. В настоящее время Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности ООН — главного межгосударственного союза суве­ренных государств. В исключительном ведении Российской Федерации находятся и ее внешнеэкономические связи.

Кроме того, Российская Федерация сохраняет за собой функцию координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Отсюда вытекает право Российской Федерации за­креплять правовые основы международной деятельности субъектов Федерации.

Государственная символика и язык. Российская Федерация само­стоятельно и в одностороннем порядке устанавливает символы своего государственного суверенитета. В соответствии с ч. 1 ст. 70 Конститу­ции РФ государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливают­ся федеральным конституционным законом. Приняты федеральные конституционные законы о Государственном гербе Российской Феде­рации, о Государственном флаге Российской Федерации, о Государст­венном гимне Российской Федерации. Государственным символом страны является и ее столица.

Государственный суверенитет Российской Федерации проявляет­ся и в ее исключительном праве устанавливать общегосударственный язык. В качестве такового установлен русский язык.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных