ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Унитарные государства и унитарные государства с законодательно-территориальными автономиямиУнитарное государство — государство, территория которого разделена на административно-территориальные единицы (области, районы, коммуны, иные), факт существования и границы которых зависят от воли унитарного государственного центра. Унитарное государство независимо от кого-либо проводит административно-территориальное деление своей территории, в одностороннем порядке задает характер связей между собою и внутренними территориями, определяя правовое положение последних, устройство и компетенцию их органов власти. Характер отношений между административно-территориальными единицами в унитарном государстве для определения типа государственного устройства самостоятельного значения не имеет. Однако унитаризм вовсе не исключает введения начал территориальной децентрализации. Главное различие в статусе органов власти административно-территориальных единиц и действующих здесь же органов государственного центра заключается в порядке формирования состава названных органов. Если органы центра формируются общегосударственными органами, то органы административно-территориальных единиц избираются местным населением или формируются иными органами соответствующих административно-территориальных единиц. Сообразно этому строится и ответственность сравниваемых органов. Хотя практика государственного строительства знает и институт двойного подчинения, когда, например, местный орган специальной компетенции подчиняется по вертикали вышестоящему органу соответствующего общегосударственного министерства, ведомства, в структуре которого он создан, а по горизонтали — исполнительному органу общей компетенции той административно-территориальной единицы, в пределах которой он действует. Институт двойного подчинения был одним из основополагающих в организации местных исполнительно-распорядительных органов нашей страны в советский период ее истории. При внедрении унитарным государством начал децентрализации самостоятельность его административно-территориальных единиц не распространяется на сферу законодательной и судебной власти, а охватывает частично только область административной (исполнительно-распорядительной) деятельности. Указанная самостоятельность административно-территориальных единиц оформляется путем закрепления за ними и их органами собственных предметов ведения я полномочий. При этом в административно-территориальных единицах создаются представительные органы, которые, как исполнительные органы данных единиц, могут наделяться нормотворческими полномочиями в пределах собственной компетенции. Однако нормативные правовые акты административно-территориальных единиц принимаются в порядке делегированного нормотворчества. Унитарный центр вправе изымать нормотворческие полномочия, ранее переданные им на места; пересматривать и отменять нормативные правовые акты административно-территориальных единиц, их органов. Право отмены, пересмотра названных актов в зависимости от избранного унитарным государством подхода может осуществляться его представительными, исполнительными или только судебными органами. Иногда унитарное государство предоставляет своим отдельным территориям статус автономий, расширяя их права по сравнению с обычными административно-территориальными единицами. Как и субъекты федерации, автономии (области, республики) часто наделяются признаками государственности. Они создают собственные законодательные органы, получают право на принятие законодательных актов; в них наряду с общегосударственным языком используются в качестве официальных иные языки. Следовательно, автономные образования по воле государственного центра наделяются не только административной, но и определенной политической (законоустанови-тельной) самостоятельностью. По своему статусу они приближаются к субъектам федерации, поэтому унитарные государства с наличием законодательно-территориальных автономий следует рассматривать как переходную форму от классического унитарного государства к федерации. К унитарным государствам с наличием законодательно-территориальных автономий относятся, например, Грузия, Испания, Италия, Узбекистан. РСФСР, будучи провозглашенной федерацией, в советский период все же фактически относилась к унитарным государствам с автономиями, а ее автономные республики не только имели высшие органы власти, законодательство, но и принимали собственные конституции, их территория не могла быть изменена без их согласия. Создание автономных образований обусловливается, как правило, двумя основными причинами: экономической отсталостью отдельных территорий государства и необходимостью разрешения национального (религиозного) вопроса. Так, проведенная несколько лет назад автономизация в Испании одной из своих задач имела обеспечение больших возможностей для удовлетворения национальных запросов проживающим в стране национальностям: кастильцам, каталонцам, баскам, галисийцам. В Италии ряд автономных областей являются местом проживания укорененных национальных меньшинств, другие (например, Сицилия и Сардиния) получили особый статус в связи с экономической отсталостью. § 3. Федерация: понятие, виды Федерация — государство сложносоставное, объединяющее в себе несколько других государств или государственных образований. Федерацию можно уподобить двухэтажному зданию. На первом этаже располагаются входящие в федерацию государства (государственные образования), обладающие государственными атрибутами (учредительным актом высшей юридической силы, системой высших и центральных органов, территорией, государственными символами, др.) и именуемые субъектами федерации. На втором этаже находится собственно федеративное государство, являющееся, таким образом, государством надстроечным. Федеративные государства возникают двояким образом: 1) путем объединения нескольких суверенных государств в одно новое без утраты ими государственного статуса. Здесь федерация возникает как бы снизу; 2) путем придания унитарным государством статуса государственности своим первичным политико-территориальным частям с сохранением за собой государственного суверенитета. В данном случае унитарное государство само преобразует себя в федерацию, т.е создание последней идет сверху. Федеративной форме государственного устройства близка конфедерация — межгосударственное объединение. Обычно говорят: федерация — это союзное государство, а конфедерация — союз государств. Как и федерация, конфедерация имеет два этажа. На первом — объединившиеся в конфедеративный союз государства, а на втором — конфедеративная надстройка в лице общеконфедеративных органов. Конфедерация отличается от федерации тем, что конфедеративная надстройка не превращается в самостоятельное государство, не получает государственного суверенитета. Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет, полную международную правосубъектность. К объединениям конфедеративного типа можно отнести складывающийся союз Российской Федерации и Белоруссии. В этом же направлении способна продолжать свое развитие такая региональная международная организация, как Содружество Независимых Государств, возникшая на месте распавшегося Союза ССР. В конфедерациях законодательное, территориальное, управленческое верховенство остается за субъектами конфедерации. Они вправе отменять на своей территории действие актов конфедеративных органов, даже принятых в пределах их компетенции. Субъекты федерации таким правом не обладают. Близкой к федерации формой государственного устройства является унитарное государство с наличием законодательно-территориальных автономий. Федерация отличается от унитарного государства, включающего в свой состав законодательно-территориальные автономии, разным правовым статусом субъектов федерации и законодательно-территориальных автономий. Широкая самостоятельность автономий проистекает из воли унитарного государства, которое вправе в одностороннем порядке преобразовывать свои автономии в обычные административно-территориальные единицы или вообще упразднять территориальные образования. В федерациях федеративный центр не вправе в одностороннем порядке без согласия субъектов федерации изменять не только отдельные элементы их статуса, но и вообще любые элементы их конституционного правоположения. К федеративным относится 21 государство, в которых проживает около трети населения земли1. Широкое распространение федеративного устройства не случайно. Сложносоставной характер федерации как государства произволен от многоэлементного состава общества, цементируемого данным государством. К такой форме организации тяготеют страны, состоящие из множества регионов, отличающихся природно-экономическими, культурными, этническими и другими условиями, и в то же время заинтересованные друг в друге, прежде всего в духовно-идеологическом и экономическом планах. Этим странам федеративная форма позволяет увязать коренные интересы отдельных регионов и их совместные интересы, выражаемые федеративной надстройкой, поскольку федерация дополняет суверенитет государственного центра государственной самостоятельностью отдельных регионов. Здесь общегосударственные интересы не довлеют над региональными и местными интересами, потому что последние достаточно эффективно могут отстаиваться субъектами федерации. В то же время существуют и действенные рычаги отстаивания общегосударственных интересов. Федеративный центр сохраняет за собой законодательное, территориальное, управленческое верховенство на всей территории федерации, вправе проводить в жизнь собственные решения на территории субъектов федерации не только через органы субъектов, но и через свои органы, создаваемые и действующие в субъектах. Таким образом, федерация дает возможность соединять преимущества единого управления в масштабах всей страны с многообразием региональных особенностей субъектов федерации, реализуя принцип единства в многообразии. Существуют разные виды федеративных государств. Взглянем на видовое многообразие федераций с точки зрения положения их субъектов. Симметричные и асимметричные федерации. Все федерации, исходя из соотношения статуса разных субъектов федерации и их отношений с федеративным центром, принято делить на симметричные и асимметричные. Симметричными называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере взаимоотношений субъектов федерации с федеративным центром. Напротив, асимметричные федерации — это федерации с разным правовым статусом субъектов, с особенностями правоположения отдельных субъектов (групп субъектов). Как отмечает В.Е. Чиркин, симметричных федераций, даже с юридической точки зрения, не говоря уже о неодинаковой фактической роли их различных субъектов, не существует. Тем не менее различение симметричных и асимметричных федераций имеет определенное методологическое значение1. Разделение симметричных и асимметричных федераций показывает совпадение (несовпадение) основных, в первую очередь конституционных, прав, обязанностей субъектов федеративных государств. Симметричная и асимметричная модели федерации также выступают определенными конечными целями, которые в их полном виде, наверное, никогда не достижимы, однако способны ориентировать политическую практику, государственное строительство и направлять их в ту или иную сторону. Скажем, во многих федерациях существует определенная конкуренция между разными группами субъектов: одни стремятся к получению для себя особого статуса, отличного от статуса иных субъектов (отстаивают идею асимметризма), другие возражают против укрепления асимметричных начал или добиваются для себя прав, ранее полученных иными субъектами (являются сторонниками симметричного федерализма). Таковы, например, взаимоотношения в Канаде между франкоязычным Квебеком и большинством остальных канадских провинций. Территориальные и национально-территориальные федерации. Федеративные государства делят на территориальные и национально-территориальные исходя из этнической окраски субъектов федерации. Территориальные федерации — государства, состоящие из субъектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями и не имеющих особых прав, этнических по природе. К территориальной федерации относится, например, США. Национально-территориальные федерации — государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отражают своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса). В национально-государственных субъектах наряду с государственным языком федерации вводится, как правило, еще один официальный язык, являющийся национальным языком большинства местного населения данных территорий. Иногда такие языки получают статус официальных языков соответствующих федеративных государств. Так, п. 2 ст. 16 Конституционного акта Канады 1982 г. провозгласил официальными языками Канады английский и французский языки. хотя франкоговорящее население из всех провинций доминирует только в Квебеке и составляет значительную долю населения провинции Нью-Брансуик1. Национально-территориальные федерации включают федеративные государства двух видов: одни полностью состоят из национально-государственных субъектов (таковыми были Союз ССР, СФРЮ, Чехословацкая федерация); другие включают в свой состав национально-государственные образования наряду с территориальными субъектами, или не имеющими национальной окраски, или являющимися способом государственной организации национального большинства соответствующих федеративных государств (таковой является современная Российская Федерация). От национально-территориальных федераций необходимо отличать национальные государства, организованные как территориальные федерации. Здесь отдельные субъекты федерации не имеют существенного национального своеобразия по сравнению с другими субъектами, а национальным государством является сама федерация, будучи формой национально-государственного самоопределения национального большинства (Германия, США, др.). Федерации с суверенными и несуверенными субъектами. Государственная самостоятельность субъектов федерации в разных федерациях различна. По этому основанию возможно выделение федераций с суверенными и с несуверенными субъектами. Выделение федераций с суверенными субъектами принимается не всеми авторами. Так, Р.А. Мюллерсон утверждает, что субъекты федеративных государств, даже обладающие широкими полномочиями, не являются суверенными образованиями. Суверенитетом в федерации обладает только сама федерация2. Государственный суверенитет — интегральное политико-правовое свойство, выражающееся в возможности государства быть полноправным субъектом международного права и обладать верховной властью внутри страны. Действительно, в федерациях данным свойством обладают только они сами. Однако государственный суверенитет имеет две формы: проявляющуюся вовне и внешне скрытую. Суверенитет государства реален и в случае, если внешне оно выступает частью большего государства, ибо неполная внешняя самостоятельность, подчиненность могут быть обусловлены его свободной волей. Субъект федерации остается суверенным до тех пор, пока сохраняет за собой право свободно в одностороннем порядке изменить наличный статус, например восстановлением своего полного законодательно-территориального верховенства. Следовательно, государственный суверенитет — это не только полная международная правосубъектность и верховенство, но в первую очередь способность в одностороннем порядке менять свой внешний и внутренний статус, что предполагает возможность приобретения (возвращения) полной международной правосубъектности и законодательно-территориального верховенства. Юридическим опосредованием государственного суверенитета субъектов федерации выступает их конституционное право на односторонний выход из федерации (право на сецессию), а также на одностороннее изменение статуса субъекта федерации на статус свободно присоединившегося государства (ассоциированного государства). Ассоциированное государство — государство, входящее в состав другого государства на основе двустороннего международно-правового договора между ними и сохраняющее за собой право свободного выхода. Пример ассоциированного образования — Пуэрто-Рико в составе США. Субъекты федерации, обладающие одним из этих прав, должны рассматриваться как обладающие государственным суверенитетом. Союзные республики в составе Союза ССР обладали правом на сецессию, а значит и государственным суверенитетом, пусть долгое время лишь де-юре. Субъекты федерации, наделенные широкой самостоятельностью, но не имеющие права на сецессию и на одностороннее провозглашение себя ассоциированными государствами, должны рассматриваться как несуверенные образования. Конституционные и договорные федерации. Статус субъектов в конституционных и договорных федерациях различен. В конституционных федерациях основными учредительными актами выступают общегосударственные конституции (иные общегосударственные законодательные акты), а в договорных федерациях — федеративные договоры, заключаемые между субъектами федерации. Если в конституционных федерациях статус самих федеративных государств и их субъектов закладывается и изменяется федеральными органами или населением страны без учета его деления по субъектам федерации, то в договорных федерациях названные вопросы решаются субъектами федерации (их политико-государственными элитами) во взаимном договорном процессе. Во втором случае силы, отстаивающие общефедеральные интересы, остаются как бы в стороне от решения наиважнейших для государства вопросов. Поэтому даже теоретические споры о выборе между конституционным и договорным федерализмом имеют политическую подоплеку и значение. Большинство федераций в мире — конституционные федерации. В федерации может одновременно иметься и договор, и конституция, как это было в Союзе ССР, что иногда дает основание для выделения наряду с конституционными и договорными федерациями так называемых конституционно-договорных федераций. Однако не любой федеративный договор носит учредительный характер. Например, не являются учредительными договоры, заключаемые в Российской Федерации между субъектами федерации, федерацией и ее субъектами — они носят вспомогательный характер по отношению к общероссийской Конституции. Поэтому в конституционно-договорной федерации речь идет не о равной юридической силе и роли конституции и договора, а о наличии того и другого инструментов правового оформления федеративных связей. Федерации с единым и разделенным законодательным верховенством. В федерациях законодательную деятельность осуществляют как сама федерация, так и ее субъекты, поэтому возникает проблема соотношения законодательных, иных актов федерации и субъектов федерации по их юридической силе. Прежде всего эта проблема решается путем разграничения сфер законодательной (нормотворческой) деятельности федерации и субъектов. Законодательные (нормотворческие) полномочия федерации, ее субъектов ограничиваются их предметами ведения и полномочиями, закрепляемыми за ними федеральным конституционным законодательством. При соотношении компетенции федерации и субъектов федерации можно выделить три сферы: а) собственных полномочий федерации; б) собственных полномочий субъектов федерации; в) совместного ведения федерации и субъектов или, как еще ее иногда называют, сферу конкурирующей компетенции. Федерация законодательствует либо во всех трех сферах, либо в двух первых. Субъекты федерации принимают законодательные акты в сфере собственных полномочий, а иногда еще и в сфере совместного ведения. Однако конституционное разграничение правотворческих полномочий не способно полностью снять проблему четкого разведения сфер законотворчества федеративных государств и их субъектов, к тому же наличие сферы совместного ведения (конкурирующей компетенции) предполагает, что по ряду нормативные правовые акты вправе принимать и федерация, и ее субъекты. Поэтому в конституционном законодательстве многих федераций введены коллизионные нормы, указывающие на то, чьи нормы — федеральных актов или актов субъектов федерации — пользуются приоритетом и подлежат применению в случае их столкновения между собою. Заложенный в таких коллизионных нормах подход и позволяет делить все федеративные государства на федерации с единым или разделенным законодательным верховенством. Если федеральное законодательство определяет, что во всех случаях при столкновении федеральных актов и актов субъектов федерации подлежат применению нормы федеральных актов, то перед нами федерация с единым законодательным верховенством. Если же, например, приоритет федеральных актов в сферах собственных полномочий федерации и совместного ведения федерации, ее субъектов дополнен приоритетом актов субъектов федерации, принимаемых ими в сфере собственных полномочий, над федеральными актами, то налицо федерация с разделенным законодательным верховенством. Российская Федерация — суверенное федеративное государство Статья 4 Конституции РФ определяет Россию как суверенное государство, указывая, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Суверенитет страны выражается в совокупности ее суверенных прав, имеющих целью закладку всех необходимых и достаточных признаков самостоятельного, независимого государства, осуществляющего на своей территории верховную власть. К числу составляющих государственный суверенитет прав относятся: установление и изменение конституционно-законодательных основ жизнедеятельности государства и общества; свободный выбор собственного наименования; учреждение собственной системы высших, центральных, иных органов государственной власти; территориальное верховенство; одностороннее регулирование отношений гражданства; установление и регулирование федеральной экономики; полная международная правосубъектность; обладание собственной государственной символикой. Конституция и федеральное законодательство. Российская Федерация как суверенное государство самостоятельно разрабатывает, принимает, изменяет собственную конституцию, являющуюся основным законом не только государства, но и общества, а также самостоятельно осуществляет законодательную деятельность в пределах собственной компетенции. В принятии конституционных поправок участвуют и субъекты Федерации. Так, изменения ст. 65 Конституции в части наименования субъектов Федерации производятся Российской Федерацией после принятия ее субъектами решений об изменении собственных наименований. В соответствии со ст. 136 Конституции РФ поправки к ее гл. 3—8 вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. Однако наиболее важные положения, содержащиеся в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ и закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции, устанавливаются и изменяются исключительно самой Российской Федерацией посредством созыва Конституционного собрания или проведения обще российских референдумов. Субъекты Федерации участвуют в данном процессе, но правом юридически значимого одобрения конституционных изменений не обладают. Например, результаты общероссийских референдумов устанавливаются не по субъектам Федерации, а в целом по стране. Конституции (уставы) субъектов Федерации, иные их законодательные акты должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству. Согласно п. «а» ст. 71 Конституции РФ к ведению Федерации относятся наряду с принятием и изменением Конституции и федеральных законов контроль за их соблюдением. Это означает право Российской Федерации принимать необходимые и достаточные меры для приведения законодательства субъектов Федерации в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Наименование государства. Российская Федерация как суверенное государство обладает исключительным правом на установление, изменение собственного наименования, его защиту, определение порядка использования. Причем право на установление и изменение своего наименования государство осуществляет только в рамках конституционного процесса. Наименование государства «Российская Федерация» присутствует в наименовании федеральной Конституции. Особо наименование государства оговорено в ст. 1 Конституции РФ, в которой введено двойное наименование «Российская Федерация — Россия» как равнозначные понятия. Это означает, что они могут использоваться для наименования государства, например, в его нормативных правовых актах, международных договорах, как вместе через дефис в соответствии с формулировкой ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, так и по отдельности. Желательно, чтобы в рамках одного и того же документа использовался один вариант наименования из трех конституционно допустимых. В настоящее время наиболее широко используется наименование «Российская Федерация», содержащее не только историческое имя страны, но и современную форму государственного устройства. Видимо, указание на федеративное устройство имеет целью обеспечение приоритета задачам федеративного строительства, хотя такой подход может быть оценен критически. Дело в том, что в наименовании государства в концентрированном виде отражаются все элементы государства, а не только форма государственного устройства. Кроме того, наименование государства — не столько формально-юридический термин, сколько государственно-общественная святыня, вбирающая в себя многовековую историю российского государства, имевшего в прошлом не только федеративную форму государственного устройства. Для выделения федеративного строительства в качестве приоритетной конституционной цели достаточно содержащегося в ст. 1 Конституции определения-страны как федеративного государства. Наименование «Российская Федерация» введено с 25 декабря 1991 г. и пришло на смену прежнему наименованию — «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР)». После Октябрьской революции до принятия Конституции РСФСР 1918 г. большевики именовали государство «Российская Советская Республика», «Российская Социалистическая Советская Республика». До этого наше государство именовалось «Российская Империя». Наименование «Российская Федерация» употребляется в официальных актах и других документах, в текстовом оформлении государственных символов, а также в названиях государственных органов, их печатях, штампах и бланках. В постановлении Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. установлено, что наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания в названиях государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и других структур (за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений) используются только с согласия Правительства РФ1. Данный вопрос регулируется также постановлением Правительства РФ «Об использовании в названиях организаций наименований «Россия», «Российская Федерация» от 7 декабря 1996 г., которым утвержден состав комиссии по выдаче разрешений на использование наименований «Россия», «Российская Федерация». В ряде случаев порядок использования указанных наименований закреплен на законодательном уровне. Так, п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.2 определяет порядок использования слов «Россия», «российский» и производных от них в наименовании религиозных объединений. Государственные органы. Пункт «г» ст. 71 Конституции РФ относит к числу собственных полномочий Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. На основе данного полномочия в стране создана система высших, центральных и территориальных федеральных органов государственной власти. Государственная территория. Территория Российской Федерации простирается от Балтийского моря на северо-западе до Японского моря на юго-востоке; от Черного моря на юго-западе до Чукотского и Берингова морей на северо-востоке. Она охватывает площадь более чем в 17 075 тыс. кв. км. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория страны включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Это определение состава государственной территории дополняет Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. (в ред. от 19 июля 1997 г. и от 24 декабря 2002 г.), который в качестве составляющих государственную территорию элементов называет сушу, воды, недра и воздушное пространство, очерчиваемые Государственной границей Российской Федерации — линией и проходящей по этой линии вертикальной поверхностью. Прохождение государственной границы устанавливается (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации): 1) на суше — по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; 2) на море — по внешнему пределу территориального моря Российской Федерации; 3) на судоходных реках — по середине главного фарватера или тальвегу реки; 4) на несудоходных реках, ручьях — по их середине или по середине главного рукава реки; 5) на озерах и иных водоемах — по равноотстоящей, серединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема; 6) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах — в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; 7) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы — по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону. Вся территория Российской Федерации находится в ее полном ведении (п. «б» ст. 71 Конституции РФ). Поэтому она обладает исключительным правом определять правовой режим своей территории и границ, принимая законы, иные нормативные акты, заключая межгосударственные договоры, соглашения об установлении, изменении государственной границы страны, передаче части своей территории другому государству или о приобретении части территории другого государства, об экономическом, военном, транспортном, ином использовании части своей территории. Суверенный статус Российской Федерации на своей территории имеет определенные ограничения. Так, в соответствии с международным правом иностранные торговые суда и военные корабли обладают правом мирного прохода в территориальном море государства без захода в его внутренние морские воды или с целью прохода во внутренние воды, порты (на рейды) либо выхода из них в открытое море. Ряд суверенных прав Российская Федерация осуществляет за пределами своей государственной территории. Часть 2 ст. 67 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Если ограничения суверенных прав Российской Федерации в пределах ее государственной территории исчерпывающим образом закрепляются общероссийским и международным законодательством, то применительно к континентальному шельфу и исключительной экономической зоне четко нормативно закрепляются уже сами суверенные права Российской Федерации. К суверенным правам России в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе относятся: 1) поиск, разведка, разработка, промысел и сохранение живых и неживых ресурсов и управление такими ресурсами, а также иные виды деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны и континентального шельфа; 2) регулирование деятельности по разведке, разработке (промыслу) живых и неживых ресурсов и их охрана; 3) разрешение и регулирование буровых работ на морском дне и в его недрах для любых целей; 4) создание, эксплуатация и использование искусственных островов, установок, сооружений а также выдача разрешений на их создание; 5) регулирование создания, эксплуатации, использования таких островов, установок и сооружений; 6) осуществление юрисдикции на искусственных островах, установках, сооружениях в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и пра-вил, касающихся безопасности; 7) юрисдикция в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды от загрязнения от любых источников, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов; 8) другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами Российской Федерации. Однако, осуществляя суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, Россия не вправе препятствовать осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Гражданство. Одним из государственных институтов Российской Федерации является институт гражданства, закрепленный ст. 6 Конституции РФ и отнесенный к ведению ее самой п. «в» ст. 71 Конституции РФ. Российская Федерация как суверенное государство в одностороннем порядке определяет круг лиц, признаваемых российскими гражданами, порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовое положение на своей территории иностранцев и лиц без гражданства. Экономический суверенитет. Опорой верховной власти является ее финансово-экономическая самостоятельность. Российская Федерация имеет собственную экономическую систему, включающую финансовую и кредитно-денежную подсистемы. На всей своей территории она обеспечивает единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддерживает конкуренцию и свободу экономической деятельности как государственных, так и негосударственных организаций (ч. 1 ст. 8, ст. 74 Конституции РФ). К собственной компетенции Российской Федерации отнесены установление правовых основ единого рынка в стране; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, установление основ ценовой политики; учреждение федеральных экономических служб, включая федеральные банки. В Российской Федерации единой национальной денежной единицей является рубль. Введение и эмиссия других денег не допускаются, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Российская Федерация устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов для всех уровней публичной власти в стране. Российская Федерация самостоятельно определяет правовой режим имущества, находящегося в федеральной государственной собственности, и управляет им через федеральные органы и организации либо через иных назначаемых ею лиц. Международная правосубъектность. Российская Федерация обладает полной международной правосубъектностью. В ее исключительном ведении находятся внешняя политика и международные отношения; международные договоры РФ; вопросы войны и мира. Российская Федерация вправе состоять в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя страны. В настоящее время Российская Федерация является постоянным членом Совета Безопасности ООН — главного межгосударственного союза суверенных государств. В исключительном ведении Российской Федерации находятся и ее внешнеэкономические связи. Кроме того, Российская Федерация сохраняет за собой функцию координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Отсюда вытекает право Российской Федерации закреплять правовые основы международной деятельности субъектов Федерации. Государственная символика и язык. Российская Федерация самостоятельно и в одностороннем порядке устанавливает символы своего государственного суверенитета. В соответствии с ч. 1 ст. 70 Конституции РФ государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Приняты федеральные конституционные законы о Государственном гербе Российской Федерации, о Государственном флаге Российской Федерации, о Государственном гимне Российской Федерации. Государственным символом страны является и ее столица. Государственный суверенитет Российской Федерации проявляется и в ее исключительном праве устанавливать общегосударственный язык. В качестве такового установлен русский язык.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|