Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Система органов государственной власти. Принцип разделения властей в Конституции РФ 1993 г.




В своей совокупности государственные органы Российской Фе­дерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11), в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов.

Единство системы государственных органов Российской Феде­рации обусловлено тем, что эта система основывается на государ­ственной целостности Российской Федерации, на единстве систе­мы государственной власти.

Единство системы государственных органов Российской Феде­рации проявляется в разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаи­мосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы единой системы избираются или назначаются други­ми органами, одни из них руководят другими, одни подконтроль­ны или подотчетны другим. Между всеми органами государствен­ной власти существует тесная организационно-правовая связь.

Единство системы государственных органов Российской Феде­рации усиливается еще и тем, что ее составные части сами образу­ют системы органов. Так, согласно Конституции РФ (ст. 77), в пре­делах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов Российской Федерации федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Россий­ской Федерации.

Как уже ранее отмечалось, государственная власть в Россий­ской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также на ос­нове разделения на законодательную, исполнительную и судеб­ную. В соответствии с этим и система органов Российской Федера­ции состоит из органов нескольких видов. Конституция РФ (ст. 10, 11) предусматривает наличие органов, президентской, законода­тельной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации, кото­рая в свою очередь может быть по различным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Президент Российской Федерации является главой государст­ва. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент, согласно ст. 80 Конститу­ции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.

Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные собрания, государственные со­брания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собра­ния и другие законодательные органы власти краев, областей, го­родов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти Рос­сийской Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные орга­ны государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощае­мые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Ре­шения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми ниже­стоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и реги­ональные (субъектов Федерации). Федеральным законодатель­ным и представительным органом Российской Федерации являет­ся Федеральное Собрание РФ. Это общегосударственный, общерос­сийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, явля­ются региональными, действующими в пределах соответствующе­го субъекта Федерации.

К органам исполнительной власти относятся прежде всего высший орган федеральной исполнительной власти — Правитель­ство РФ; другие федеральные органы исполнительной власти — министерства, государственные комитеты и ведомства при Прави­тельстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные ко­митеты и другие ведомства. Они составляют единую систему орга­нов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Для органов исполнительной власти характерно, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями ис­полнительной власти — президентами или главами администра­ций, либо избираются непосредственно населением. Так, Прави­тельство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с со­гласия Государственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства — заместителей Пред­седателя Правительства и федеральных министров. Главы адми­нистраций занимают эту должность в результате всеобщих, рав­ных, прямых выборов при тайном голосовании.

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид госу­дарственной деятельности, которая носит исполнительный и рас­порядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Прези­дента Российской Федерации, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их исполнение. Свои акты органы исполнительной власти издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов ее субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъ­ектов Федерации, нормативных указов Президента и норматив­ных актов руководителей глав администраций субъектов Федера­ции, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти делятся по территории дея­тельности на федеральные и субъектов Федерации. Федераль­ные — это Правительство РФ, федеральные министерства, госу­дарственные комитеты и другие ведомства. Органы субъектов Фе­дерации — президенты и главы администраций субъектов, их пра­вительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

По характеру полномочий органы исполнительной власти под­разделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы спе­циальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Феде­рации, ко вторым — министерства, государственные комитеты и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Органы исполнительной власти специальной компетенции по характеру последней могут быть подразделены на органы отрасле-зые, руководящие определенными отраслями управления, и орга­ны, осуществляющие межотраслевое управление. Первые, — как правило, министерства, вторые — главным образом государствен­ные комитеты.

Следует различать также коллегиальные и единоначалъные ор­ганы исполнительной власти. Коллегиальные —,это Правитель­ство РФ и правительства ее субъектов. Единоначальными органа­ми являются министерства и ряд других органов исполнительной власти.

Органы судебной власти — Конституционный Суд РФ, Верхов­ный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систе­му Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством кон­ституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осу­ществляющим судебную власть посредством конституционного су­допроизводства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, адми­нистративным и иным делам, подсудным судам общей юрисдик­ции, осуществляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является, согласно Конституции РФ (ст. 126), Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим су­дебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, который осущест­вляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Российской Федерации.

Особую группу государственных органов, не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации, согласно Конституции (ст. 129), составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Основной видовой особенностью органов прокуратуры являет­ся осуществление ими надзора за исполнением законов федераль­ными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Особую функцию прокуратуры образует участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Прокуратура осуществляет также функцию расследования преступлений, является формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства. Прокуратура участвует в правотворческой деятельности государства. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129), Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Федерации назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации»1. Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные и другие такого рода функции, которые определяются органами государственной власти, при ко­торых, обычно состоят эти государственные органы. |

В число этих органов входят, например, Администрация Пре­зидента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Россий­ской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных