Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Законодательная деятельность Федерального Собрания РФ. 2 страница




одобрить закон в ранее принятой редакции.

Получив заключение ответственного комитета, Совет Думы вклю­чает вопрос о повторном рассмотрении закона во внеочередном по­рядке в проект порядка работы Думы.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Пре­зидентом, начинается с выступления полномочного представителя Президента либо иного официального его представителя. Затем изла­гается заключение ответственного комитета и принимается одно из перечисленных выше решений, которые могут быть рекомендованы ответственным комитетом (палата может поддержать позицию коми­тета, но вправе принять и иное решение).

Если палата принимает решение о проведении обсуждения перед голосованием, то в обсуждении участвуют только представители депу­татских объединений. Заключительное слово предоставляется полно­мочному представителю Президента либо иному официальному его представителю.

По окончании обсуждения первым ставится на голосование пред­ложение одобрить федеральный закон в редакции, предложенной Президентом, либо согласиться с мотивами решения Президента и снять закон с дальнейшего рассмотрения. Решение считается приня­тым, если за него проголосовало большинство от общего числа депута­тов Думы.

Если федеральный закон в редакции, предложенной Президен­том, не набрал необходимого для принятия числа голосов, то палата по предложению полномочного представителя Президента либо иного его официального представителя может принять решение о продолжении работы над законом, начиная с процедуры первого чтения.

В случае принятия постановления Думы о создании специаль­ной комиссии закон передается данной комиссии для выработки со­гласованной редакции. Комиссия действует по принципу: «одна сто­рона — один голос», при этом решение принимается большинством голосов. Решение комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента стороны пришли к единому мнению. По окончании работы комиссия представляет на повторное рассмотре­ние палаты закон в согласованной редакции с протоколом и сопо­ставительной таблицей. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы.

По предложению ответственного комитета на голосование пала­ты может быть поставлен вопрос об одобрении закона в ранее при­нятой Думой редакции. Решение в этом случае принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Думы.

Если палата принимает решение принять федеральный закон с учетом некоторых предложений Президента, то на голосование ста­вится каждое предложение (поправка) Президента. Перед каждым го­лосованием слово предоставляется полномочному представителю Президента либо иному его официальному представителю, а затем представителю ответственного комитета. Решение в каждом конкрет­ном случае считается принятым, если за него проголосовало большин­ство от общего числа депутатов Думы.

Если предложения Президента не сформулированы в виде кон­кретных поправок, то Дума может большинством голосов от общего числа депутатов Думы отложить принятие закона и обратиться к Пре­зиденту с предложением о предоставлении текста поправок к данному закону.

Принятый или одобренный в ранее принятой редакции федераль­ный закон в течение пяти дней направляется председателем Думы в Совет Федерации.

2. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Прежде всего, ст. 80 обращена к деятельности самого Президента, которая должна строго соответствовать Конституции и быть направлена на обеспече­ние прав и свобод человека и гражданина. Выполняя названную функ­цию, Президент имеет право требовать от всех федеральных органов и органов власти субъектов Федерации неуклонного соблюдения Кон­ституции, прав и свобод человека и гражданина. Если же Президент считает акты Совета Федерации, Государственной Думы, представи­тельных органов власти субъектов Федерации неконституционными, он не может их отменить или приостановить действие. Он вправе об­ратиться в Конституционный Суд с ходатайством о признании таких актов неконституционными и прекращении их действия. Акты органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту, он может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить (акты Правительства РФ, федеральных министерств, ведомств) либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом (акты органов исполнительной власти субъектов Федерации). Все это свидетельст­вует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контро­ля за соблюдением Конституции.

Выступая в роли гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент вправе с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов (Правительства, Совета безопасности), а также руководителей тех государственных структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначе­ниях. Например, если Президент считает, что председатель Верхов­ного Суда РФ не организовал в должной мере работу судебных ор­ганов по обеспечению, защите конституционных прав и свобод граждан, он вправе внести в Совет Федерации предложение об ос­вобождении его от должности, хотя в Конституции закреплен прин­цип независимости судебной власти. В последнем случае имеется в виду невозможность для Президента (как и для представителей ис­полнительной и законодательной власти в целом) вмешиваться в процесс осуществления судебной деятельности, в разрешение кон­кретных уголовных и гражданских дел.

Президент России обладает также рядом других правовых воз­можностей влиять на конституционную законность в стране. В посла­нии Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, феде­ральных конституционных и федеральных законов. Контролируя Правительство, Президент оказывает значительное влияние на фор­мирование проекта государственного бюджета, расходование государ­ственных средств, что непосредственно затрагивает уровень социаль­ной поддержки населения, реализацию социально-экономических ■прав граждан. В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др.

Конституция РФ связывает роль Президента как гаранта Консти­туции именно с его деятельностью по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому главное в деятельности Пре­зидента — создание условий для осуществления конституционных прав и свобод человека. Безусловно и другое: реальное положение дел с правами и свободами граждан России — основной критерий оценки деятельности Президента.

3. Президент РФ в установленном Конституцией порядке обеспе­чивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции).

Проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет как внешний (защита от агрессии), так и внутренний (защита от сепаратизма) аспекты.

На деятельность Президента по охране и защите суверенитета, не­зависимости и государственной целостности страны влияет незавер­шенный характер федеративных преобразований. С этим, в частности, были связаны конфликтные ситуации, территориальные споры, стремление ряда субъектов Федерации повысить свой статус, в том числе и с нарушением соответствующих конституционных норм и процедур (например, провозглашение Уральской и Вологодской рес­публик). Отсюда вполне оправданно закрепление за Президентом полномочий по использованию согласительных процедур для разре­шения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации, между органами власти субъектов (ч. 1 ст. 85 Конституции). Эта роль Президента на­глядно проявилась в деятельности по подготовке и подписанию Феде­ративного договора, в урегулировании разногласий между органами государственной власти Якутии и федеральными органами по поводу использования природных ресурсов первой и в других случаях.

Сейчас можно констатировать, что наиболее острый, чреватый уг­розой распада России период федеративных преобразований прошел. Вместе с тем потенциал Конституции в сфере федеративного устрой­ства не реализован. Далек от завершения процесс формирования законодательства, разграничивающего полномочия федерального центра и органов власти субъектов Федерации. В этих условиях создание ука­зом Президента семи новых территориальных образований — феде­ральных округов может существенно осложнить дальнейшее освоение конституционного потенциала федеративных отношений.

Закрепляя анализируемую функцию Президента, Конституция РФ гласит, что она реализуется «в установленном Конституцией Рос­сийской Федерации порядке». Это означает, что перечень действий главы государства в данной сфере должен основываться на конкрет­ных нормах Конституции, в том числе прямо устанавливающих его компетенцию.

4. Президент РФ в соответствии со ст. 80 Конституции обеспечи­вает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Разделение и самостоятельность властей не исключают необ­ходимости координации их усилий, тесного взаимодействия при решении вопросов экономического и социального развития. В Рос­сийской Федерации координационные функции возлагаются на Президента как на главу государства. Для этого он наделяется пол­номочиями (ст. 83, 84 Конституции), дающими ему возможность оказывать влияние на все ветви власти. Такая координация нагляд­на, например, при решении важнейших для страны кадровых во­просов. Президент взаимодействует и с Государственной Думой (в связи с назначением главы Правительства, председателя Центро­банка), и с Советом Федерации (при формировании Конституцион­ного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Верховного Суда, назначе­нии Генерального прокурора), и с председателем Правительства (при назначении и освобождении членов Правительства). Безуслов­но, соответствующие полномочия Президента — это и его обязан­ности.

Необходимость подобной координации возникает и примени­тельно к законодательной деятельности, где крайне важно исполь­зовать потенциал всех властей, соединить наработки и профессио­нализм исполнительной власти с возможностями депутатов выска­зывать решающее мнение о судьбе законопроектов. Вот почемуПрезидент не просто наделен правом законодательной инициативы; он должен вносить большую часть законопроектов в Государствен­ную Думу. Кроме того, через право вернуть Государственной Думе законопроект со своими замечаниями (право отлагательного вето) он имеет возможность отстаивать свою точку зрения по поводу его содержания.

Наличие у Президента РФ широких полномочий, рычагов воздей­ствия на все ветви власти дает основание говорить о его особом месте в общей системе разделения властей. Давая возможность обеспечить единство разделенных ветвей государственной власти, подобная орга­низация института президентства в известной мере ослабляет систему «сдержек и противовесов», контроль за деятельностью главы государ­ства со стороны других федеральных органов. Для теоретического обоснования подобного положения была предпринята попытка обо­сновать наличие специальной ветви власти — «президентской». По­добного рода идея не только формально противоречит принципу раз­деления властей, но, по сути, разрушает его.

5. В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80). Эта формулировка не означает, что Президент единолично решает вопрос о внутреннем и внешнеполити­ческом курсе России. Его выработка — результат сложного взаимо­действия различных политических сил и ветвей государственной власти.

Основные параметры, направления государственной политики России определены в ее Конституции, которая является не только юридическим, но и отправным политическим документом, выражаю­щим компромисс различных политических сил. Поэтому деятель­ность Президента, нацеленная на определение основных направлений государственной политики, ограничена Конституцией. Важным меха­низмом выработки политики государства является Федеральное Со­брание, в котором представлены не только различные политические партии и движения (Государственная Дума), но и все субъекты Феде­рации (Совет Федерации). Основной инструмент определения поли­тики российского государства парламентом — законодательная деятельность. Посредством закона решаются крупные вопросы эконо­мической, социальной политики, проблемы межнациональных отно­шений, борьбы с преступностью и др. Деятельность Президента, долж­на соответствовать законам, что тоже ограничивает его влияние на государственную политику.

Вместе с тем Президент обладает большими полномочиями в об­ласти определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации. Они касаются кадровой политики, руководства внешнеполитической деятельностью, участия в формиро­вании правовой политики, руководства текущей социально-экономи­ческой политикой..

Отмеченные черты конституционного статуса Президента РФ во многом характеризуют специфику организации и функционирования института президентства в России. Что же касается нормы ч. 4 ст. 80 Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, то она отражает общепринятую миро­вую практику.

§ 2. Порядок занятия должности Президента

Конституция РФ (ст. 81, 82) определяет срок полномочий Президен­та, условия и порядок его избрания и вступления в должность. Кон­ституционные нормы об избрании Президента РФ развиваются в Фе­деральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г.1

Конституция 1993 г. устанавливает, что Президент РФ избирается сроком на четыре года. Срок полномочий первого Президента России законодательством был установлен в пять лет. В настоящее время об­суждается вопрос о целесообразности увеличения срока президент­ских полномочий. Очевидно, что увеличение этого срока имеет как плюсы, так и минусы. Можно говорить, например, об усилении поли­тической стабильности, возможности вновь избранного Президента осуществлять долговременные экономические и социально-полити­ческие реформы. Вместе с тем при увеличении срока полномочий воз­растает цена политической ошибки избирателей, связанной с возмож­ностью избрания руководителя, не отвечающего высочайшим требо­ваниям главы государства.

Ограничение срока полномочий Президента, как и норма ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать долж­ность Президента РФ более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института пре­зидентской власти в пожизненную должность.

Конституция РФ установила ряд требований (цензов), предъявля­емых к кандидату на пост Президента. Во-первых, Президентом может быть избран только гражданин России (по Конституции США Президентом страны может быть лишь человек, ставший граждани­ном США по рождению); во-вторых, он должен постоянно проживать на территории страны не менее 10 лет (Конституция не уточняет: не­прерывно или нет); в-третьих, Президент не может быть моложе '35 лет. Последнее требование обусловлено особой важностью функ­ций этого должностного лица, для осуществления которых необходи­мы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы. Кон­ституция РФ не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).

К условиям и порядку избрания Президента примыкает вопрос о процедуре вступления его в должность.

Между подведением итогов выборов нового Президента и вступ­лением его в должность существует определенный переходный пери­од. Он необходим для организационного завершения деятельности прежнего Президента и его Правительства и подготовки к выполне­нию государственных функций вновь избранным Президентом. Обя­зательным атрибутом вступления Президента в должность является принесение им присяги. Последняя приносится в торжественной об­становке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Госу­дарственной Думы, судей Конституционного Суда РФ. Обычно на це­ремонии присяги присутствуют и другие представители федеральных органов государственной власти, деятели культуры, науки, политики.

Президент приступает к исполнению полномочий с момента при­несения присяги. С этого момента, по общему правилу, прекращаются полномочия прежнего Президента.

Однако полномочия Президента могут прекратиться и досрочно в случае его: отставки; стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия или отрешения от должности; смерти. Полномочия Президента прекращаются досрочно также при утрате им российского гражданства.

Под отставкой Президента согласно общепринятой практике по­нимается добровольный уход со своего поста. Конституция РФ не конкретизирует формулу отставки, не устанавливает мотивы приня­тия такого решения, не указывает орган, к которому должно быть об­ращено заявление об отставке, не дает ответа на вопрос, должно ли приниматься какое-либо решение, не регулирует иные аспекты про­цедуры отставки. Решение этих вопросов крайне важно для практи­ческого применения института отставки. Вот почему необходимо их детальное правовое регулирование на уровне федерального закона. Уход в отставку Президента Б. Ельцина 31 декабря 1999 г. подтвердил наличие существенных пробелов в законодательстве. Порядок переда­чи атрибутов президентской власти был определен самим уходящим Президентом и проходил без участия представителей иных ветвей власти.

В случае прекращения президентских функций по причине стой­кой неспособности Президента по состоянию здоровья осущест­влять свои полномочия в федеральном законе не определено, кто и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого рода решение, кто его об­народует. В нормах федерального закона необходимо дать ответы на все эти вопросы. В любом случае должны быть созданы правовые га­рантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации данной конституционной нормы.

Порядок отрешения Президента от должности прописан в Консти­туции детально. Отрешение Президента от должности — вид консти­туционной ответственности главы государства за совершение государ­ственной измены или иного тяжкого преступления. Помимо общей уголовной ответственности, которую несет каждый гражданин России за подобные действия, для Президента наступает ответственность в виде отрешения от должности.

Содержащиеся в ст. 93 Конституции понятия «государственная измена» и «тяжкое преступление» конкретизируются в ст. 275 УК РФ. Под государственной изменой понимаются шпионаж, выдача го­сударственной тайны либо иное оказание помощи иностранному госу­дарству, иностранной организации или их представителям в проведе­нии враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Россий­ской Федерации. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное нака­зание, предусмотренное Уголовным кодексом РФ, не превышает деся­ти лет лишения свободы. Очевидно, что под конституционное поня­тие «тяжкое преступление» подпадают и предусмотренные ст. 15 УК РФ особо тяжкие преступления, за совершение которых предусмотре­но наказание свыше десяти лет лишения свободы или более строгое наказание (например, пожизненное заключение).

Процедура отрешения от должности реализуется на основе тесно­го взаимодействия палат Федерального Собрания. Обвинение Прези­дента в совершении государственной измены или иного тяжкого пре­ступления выдвигается Государственной Думой. Инициатором возбуждения вопроса об отрешении Президента, согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, может быть группа депутатов Думы. С учетом того. что общая численность Думы — 450 человек, состав инициативней группы должен быть не менее 150 депутатов. Материалы, представ­ленные инициативной группой, подлежат рассмотрению на заседании палаты. В случае решения вопроса о продолжении процедуры отрешения Дума большинством голосов образует специальную комиссию для подготовки заключения по этому вопросу.

Основная задача комиссии — детальное изучение и обсуждение материалов, собранных инициативной группой, привлечение новых материалов и документов, подтверждающих или опровергающих вы­двинутые обвинения в совершении Президентом тяжкого преступле­ния. Комиссия вправе требовать от государственных органов доку­менты, запрашивать объяснения, получать другую нужную инфор­мацию.

Подготовленное комиссией специальное заключение передается в Думу и обсуждается на ее заседании. По смыслу ст. 93 Конституции для продолжения процедуры отрешения Президента заключение ко­миссии должно подтверждать его вину и свидетельствовать о наличии оснований для отрешения. В противном случае представление заклю­чения теряет смысл. По итогам обсуждения заключения Думой может быть принято решение о выдвижении обвинения Президента в госу­дарственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это решение принимается двумя третями голосов от общего числа депутатов.

Выдвинутое Думой обвинение направляется в Верховный Суд и Конституционный Суд РФ. Верховный Суд дает заключение о нали­чии или отсутствии в действиях Президента признаков соответствую­щего тяжкого преступления. Заключение Верховного Суда не имеет юридической силы приговора, его можно использовать только в рам­ках процедуры отрешения Президента от должности. Конституцион­ный Суд дает заключение о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения, т.е. объектом анализа являются деятельность Государственной Думы, инициативной группы и комиссии по подго­товке заключения об отрешении Президента от должности. Содержа­ние ч. 1 ст. 93 Конституции дает основание утверждать, что при выво­де Верховного Суда об отсутствии в действиях Президента признаков государственной измены или иного тяжкого преступления, а также при установлении Конституционным Судом нарушений процедуры выдвижения обвинения действие соответствующих конституционных норм должно быть прекращено.

Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации большинством в две трети голосов от общего числа его членов. Решение Совета Федерации оформляется специальным постановлением.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента от долж­ности принимается не позднее чем в трехмесячный срок после выдви­жения Государственной Думой обвинения против главы государства.

Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обви­нение против Президента считается отклоненным-(ч. 3 ст. 93 Консти­туции). Установление предельного срока исключает чрезмерную за­тяжку решения крайне важного для государственной жизни вопроса. К тому же этот срок достаточен для принятия объективного решения с соблюдением всех процедур.

Для объективного решения вопроса о судьбе президентских пол­номочий Конституция устанавливает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109 Конституции).

С момента досрочного прекращения полномочий Президента по названным выше основаниям до избрания очередного главы государ­ства соответствующие государственные функции временно исполняет председатель Правительства РФ (ч. 3 ст. 92 Конституции). Испол­няющий обязанности Президента не имеет права распускать Государ­ственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.

§ 3. Компетенция Президента

Компетенция Президента представляет собой совокупность его пол­номочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией РФ. Она реализуется в рамках предметов федерального ведения (ст. 71, 72 Конституции).

Президент наделен обширными функциями. Они закреплены в ст. 83—90 Конституции, а также в ряде иных статей, регулирующих деятельность других государственных органов. Так, ч. 3 ст. 115 Кон­ституции устанавливает право Президента отменять постановления и распоряжения Правительства.

В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность за­крепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных актах. Вместе с тем практика идет по этому пути. Веро­ятно, по мере укрепления правовой основы государственного меха­низма встанет вопрос о необходимости отказа от «саморегулирова­ния» Президентом своих полномочий.

Полномочия Президента можно объединить в несколько групп.

1. Полномочия по формированию исполнительной власти и руко­водству ею. Взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной. Объем полномочий Президента по отношению к ней, а также широко распро­страненная практика решения им конкретных управленческих вопросов дают основание говорить о Президенте как о главе не только госу­дарства, но и исполнительной власти. Обширен круг полномочий Президента по формированию Правительства и контролю за его рабо­той. Именно Президент назначает председателя Правительства. Но поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государствен­ной Думы, глава государства при этом должен учитывать расстановку политических сил.

Президент полномочен назначать остальных членов Правительст­ва. По предложению председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров. Согласия Государственной Думы на проведение кадровых перестановок не требуется.

Президент вправе председательствовать на заседаниях Правитель­ства. В отдельных случаях он может взять руководство им на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Прави­тельства.

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента и Пра­вительства является его право принять решение об отставке Прави­тельства. Как отмечалось ранее, решение о недоверии Правительству может вынести Государственная Дума. Но оно не является для Прези­дента обязательным. Таким образом, судьбу Правительства во всех случаях решает глава государства. Конституция не устанавливает причины, по которым Президент полномочен принять решение об от­ставке Правительства. Оно может быть принято в силу нерезульта­тивности проводимой Правительством социально-экономической по­литики, необходимости значительных персональных перестановок в нем, каких-либо политических соображений. Конституция не устанав­ливает временных ограничений для использования этого полномочия Президентом.

Как известно, неограниченное право главы государства отправлять в отставку Правительство может привести к нестабильности исполни­тельной власти, смене Правительства по конъюнктурным либо субъ­ективным мотивам. Во избежание каких-либо негативных последст­вий необходимо в Конституции более четко прописать основания для принятия такого решения Президентом, а в Федеральном конститу­ционном законе о Правительстве — урегулировать процедуру его об­суждения и принятия.

Роль Президента как фактического главы исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к» ст. 83 Конституции глава государства назначает и ос­вобождает своих полномочных представителей. В Конституции не уточняется, о каких именно представителях идет речь. Президент на-значает своих представителей в федеральные округа, каждый из кото­рых включает несколько субъектов Федерации. Полноценные контак­ты Президента с палатами парламента должны обеспечивать его пол­номочные представители в Федеральном Собрании. Имеется предста­витель Президента и в Конституционном Суде РФ.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов ис­полнительной власти субъектов Федерации в случаях их противоре­чия Конституции РФ и федеральным законам, международным обя­зательствам России, нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения данного вопроса соответствующим судом.

Нормальное функционирование исполнительной власти обеспечи­вает и право Президента формировать свою Администрацию, которая выполняет функции аппарата главы государства. В Администрацию входят: ее руководитель, его заместители, заведующий канцелярией Президента, руководитель протокола Президента и пресс-секретарь Президента, полномочные представители Президента. В составе Ад­министрации находятся также главные управления Президента, аппа­рат Совета безопасности РФ, иные подразделения. В Администрацию могут входить государственные органы, руководство которыми осу­ществляет непосредственно Президент. Специальный закон, регла­ментирующий функции и правовой статус Администрации Президен­та, не принят.

2. Полномочия по взаимодействию с федеральными органами за­конодательной и судебной власти. Как уже отмечалось, осуществле­ние единой государственной власти возможно при тесном сотрудни­честве, взаимодействии главы государства с парламентом. В демокра­тическом государстве законодательная и исполнительная ветви власти имеют рычаги взаимного влияния, которые получили название «сдержки и противовесы». Существование такой системы позволяет предупредить бесконтрольность власти, злоупотребление ею. В рам­ках этой системы во многом и строятся отношения между Президен­том и Федеральным Собранием.

Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятель­ность. Глава государства в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции назначает выборы Думы. Он вправе распустить ее в случае трехкрат­ного отклонения представленных Президентом кандидатур председа­теля Правительства (ч. 4 ст. 111), повторного в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству (ч. 3 ст. 117), отказа Думы в до­верии Правительству (ч. 4 ст. 117). Конституция устанавливает и условия, при которых роспуск Думы невозможен (ч. 3 ст. 92, ч, 3—5 ст. 109).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных