Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционные основы судебной системы РФ.




В России сложилась разветвленная судебная система, которая пред­ставляет собой совокупность судов, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих соответствующей компетенцией. И хотя все судебные учреждения преследуют одну цель — осуществление правосудия, их можно разде­лить на три самостоятельных системы:

1) система общих судов (включая подсистему военных судов);

2) система арбитражных судов;

3) конституционная юстиция, представленная на федеральном уровне Конституционным Судом РФ.

В Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.1 все судебные учреждения делятся еще и по территории действия. По этому критерию разли­чают:

1) федеральные суды — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных ок­ругов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбит­ражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации;

2) суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

Конституционный Суд РФ, общие суды, арбитражные суды — это три самостоятельных подсистемы судебной системы страны. Их объ­единяют общие задачи (охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и интересов граждан). Все судебные органы единообразно финансируются, обязаны применять Конституцию и федеральные законы. Решения всех судебных органов имеют обязательное значение. Вместе с тем каждый вид судебных ор­ганов наделяется собственной компетенцией и не вправе вмешиваться в деятельность других судов.

Некоторые авторы критически комментируют разделение судеб­ной власти на три самостоятельные, не связанные друг с другом структуры1. Однако представляется, что при большом объеме и разно­образии правоотношений, на которые распространяется судебная власть, рассредоточение полномочий между специализированными органами просто необходимо.

Говоря о структуре судебной власти, следует отметить, что сама Конституция учреждает только высшие звенья федеральной судебной системы — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбит­ражный Суд. Кроме того, Конституция не характеризует компетен­цию судебной власти в целом и ее отдельных институтов (за исключе­нием Конституционного Суда). Конституция предоставляет право устанавливать полномочия, порядок образования и деятельности выс­ших и иных федеральных судов парламенту России путем принятия соответствующих федеральных законов (ст. 128). Однако исключи­тельный характер полномочий судебной власти, позволяющий судам непосредственно затрагивать сферу прав человека или вторгаться в нее, говорит о том, что эти вопросы следовало бы (хотя бы кратко) урегулировать в Конституции.

Конституционные принципы правосудия

Одной из разновидностей государственной власти является су­дебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направлен­ной на рассмотрение и разрешение различных социальных кон­фликтов, связанных с действительным или предполагаемым нару­шением норм права. Правосудие имеет ряд специфических при­знаков: оно осуществляется от имени государства, специальными государственными органами — судами, посредством рассмотре­ния в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового госу­дарства и закрепленных в Конституции РФ (гл. 7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной систе­ме Российской Федерации»1.

Один из важнейших принципов — осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции). Это означает, что в Россий­ской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, госу­дарственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом — главная гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Этот принцип находит свое выражение и в установ­лении в Конституции (ч. 2 и 3 ст. 118) рамок осуществления судеб­ной власти, которая реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводст­ва, а также рамок судебной системы Российской Федерации, кото­рая определяется Конституцией Российской Федерации и Феде­ральным конституционным законом «О судебной системе Россий­ской Федерации».

Судебная система Российской Федерации включает федераль­ные суды; конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Рос­сийской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, вер­ховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, со­ставляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Выс­ший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные ар­битражные суды округов, арбитражные суды субъектов Россий­ской Федерации, составляющие систему федеральных арбитраж­ных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: консти­туционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации1.

Отсюда следует, что действующие в нашей стране различного рода товарищеские, третейские, не предусмотренные Конститу­цией и Федеральным конституционным законом всевозможные арбитражные суды, а также созданная Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в судебную систему нашей страны не входят и судебной властью не обладают.

В Конституции РФ (ч. 3 ст. 118) особо устанавливается недо­пустимость создания в Российской Федерации чрезвычайных судов.

Носителями судебной власти в Российской Федерации являют­ся прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции (ст. 119), судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юри­дическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Феде­рации.

Эти дополнительные требования к судьям изложены в ст. 3 и 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»1, согласно которым судьей может быть гражданин Российской Федерации, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получив­ший рекомендацию квалификационной коллегий судей.

При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Рос­сийской Федерации — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы; судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вы­звать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности; судья не вправе быть депутатом; судья не должен принадлежать к политическим партиям и движениям; судья не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой рабо­той, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Согласно Конституции (ст. 128), судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном фе­деральным законом.

В Конституции РФ (ст. 120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Независимость судей — важнейшее условие само­стоятельности и авторитетности судебной власти; независимость судей позволяет объективно и беспристрастно осуществлять пра­восудие, защищать права и законные интересы граждан.

Действующее законодательство Российской Федерации (Закон «О статусе судей в Российской Федерации» и др.) предусматривает следующие правовые гарантии независимости судей:

установленная законом процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут нахо­диться только судьи, входящие в состав суда по данному делу, и т.д.);

преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста;

предоставление судье за счет государства материального и со­циального обеспечения, соответствующего его статусу;

особая защита государством судьи, членов его семьи и их иму­щества.

Судья имеет право на хранение и ношение служебного огне­стрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению.

Принцип подчинения судей только Конституции и Федераль­ному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст. 120 Кон­ституции положением, согласно которому суд, установив при рас­смотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с зако­ном. Действие этой конституционной нормы распространяется на любые акты любого органа или должностного лица.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость судьи означает ста­бильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия этого судьи, полученного по его доброй воле. Понятно, что несменяемость служит одной из су­щественных гарантий независимости судьи.

Согласно Конституции (ст. 121), полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Эти порядок и основания предусмотрены Законом «О статусе судей в Россий­ской Федерации».

Полномочия судьи приостанавливаются решениями квалифи­кационной коллегии судей в случаях, если:

судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

было дано согласие соответствующей квалификационной кол­легией судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение его под стражу;

судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандида­та в состав органа законодательной (представительной) власти Рос­сийской Федерации или органа законодательной (представитель­ной) власти ее субъекта;

судья избран в состав органа законодательной (представитель­ной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Наличие оснований для приостановления полномочий судьи определяется решением соответствующей квалификационной коллегии судей.-

Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии по следующим основаниям:

письменное заявление судьи об отставке;

ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным ува­жительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи. Квалификационная коллегия судей может прекратить полномочие судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей;

письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

увольнение судьи военного суда с военной службы по достиже­нии предельного возраста пребывания на военной службе;

прекращение гражданства Российской Федерации;

занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти;

вступление в законную силу решения суда об ограничении дее­способности судьи либо о признании его недееспособным;

смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

В Конституции РФ (ст. 122) указывается, что судьи неприкос­новенны. Неприкосновенность судей — одна из наиболее сущест­венных гарантий их независимости. Неприкосновенность распро­страняется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и докумен­ты, используемые им транспорт и средства связи.

Неприкосновенность судьи в значительной мере обеспечивает­ся тем, что он, согласно Конституции (ст. 122), не может быть при­влечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, опреде­ляемом федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Россий­ской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификаци­онной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуж­дение дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Лишь с ее согласия судья может быть подвергнут приводу, заклю­чен под стражу, привлечен к участию в деле в качестве обвиняемо­го. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязаннос­ти, или по решению суда.

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявлен­ному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмот­рено только Верховным Судом Российской Федерации. Это создает для судьи дополнительную гарантию вынесения ему обоснованно­го и справедливого приговора.

Надо сказать, что обеспечение неприкосновенности судей не сводится лишь к особому порядку привлечения их к уголовной ответственности. Судья не подлежит административной ответст­венности, и к нему не может быть применена ни одна из мер адми­нистративного взыскания. К судье неприменимо также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.

Конституция РФ (ст. 123) закрепляет ряд принципов, связан­ных непосредственно с реализацией судебной власти, иначе гово­ря, с отправлением правосудия.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. От­крытое разбирательство — один из важнейших принципов судо­производства. Дела во всех судах разбираются открыто, за исклю­чением случаев, когда это противоречит интересам охраны госу­дарственной или коммерческой тайны.

Конституция РФ устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Помимо целей охраны государственной и коммерческой тайн, закрытое судебное разбирательство допускается по мотивирован­ному определению суда или постановлению судьи по делам о пре­ступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, а также по другим уголовным делам для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в этих делах лиц.

На закрытое судебное заседание не допускаются публика, пред­ставители средств массовой информации. Однако слушание дела ведется с соблюдением всех правил судопроизводства, включая и публичное провозглашение во всех случаях приговора и решения суда.

В Конституции РФ указывается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмот­ренных федеральным законом. Согласно действующему законода­тельству, разбирательство дела в заседании суда первой инстанции происходит, как правило, с участием подсудимого, явка которого в суд обязательна. Однако закон предусматривает возможность разбирательства дела и в отсутствие подсудимого. Такая возмож­ность допускается лишь в исключительных случаях и только при обязательном условии, что разбирательство не будет препятство­вать установлению истины: когда, во-первых, подсудимый нахо­дится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд, и, во-вто­рых, по делу о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в его отсутствие. Однако и в этих случаях суд вправе признать явку подсудимого обязательной.

Конституция РФ устанавливает, что судопроизводство осу­ществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Осуществление судопроизводства на основе состязательности означает, что судебное разбирательство может быть начато только при наличии заявления истца, запроса органа или должностного лица, обвинительного акта прокурора или жалобы потерпевшего, настаивающих перед судом на удовлетворении их требований. При этом истец и ответчик, орган или должностное лицо, издавшие этот акт, обвинитель и обвиняемый выступают в суде в качестве сторон, т.е. таких участников судебного разбирательства, у которых имеет­ся определенный процессуальный интерес и которым закон предо­ставил равные права для обоснования своих утверждений и выво­дов и для оспаривания утверждений и выводов другого участника судебного разбирательства (противной стороны). Решение всех воз­никающих в деле вопросов принадлежит только суду (судье), кото­рый не связан доводами сторон, свободен в оценке представленных ими доказательств, независим от любых посторонних влияний и действует исключительно как орган правосудия.

Принцип состязательности и равноправия сторон — важней­шее демократическое и процессуальное начало, которое создает максимально благоприятные условия для отыскания истины и вы­несения справедливого судебного решения.

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном феде­ральным законом.

Согласно Конституции РФ, в случаях, предусмотренных феде­ральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В соответствии со ст. 36 и 421 УПК Рос­сийской Федерации суд присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее тяжких преступлениях: государственная измена, терроризм, призывы к насильственному изменению конституци­онного строя, разглашение государственной тайны, бандитизм, массовые беспорядки, нарушение правил международных поле­тов, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, похище­ние человека, изнасилование, повлекшее особо тяжкие последст­вия, или изнасилование малолетней, хищение предметов или до­кументов, имеющих особую историческую, научную или культур­ную ценность, заведомо незаконный арест или задержание, при­нуждение к даче показаний, посягательство на жизнь работника милиции, угон воздушного судна и ряд других.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, област­ном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных заседате­лей в краевом, областном, городском суде, обжалуются и опротес­товываются в кассационную палату Верховного Суда Российской Федерации. Помимо присяжных, к осуществлению правосудия привлека­ются народные и арбитражные заседатели1.

Участие граждан в осуществлении правосудия является их гражданским долгом. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным зако­ном. За время участия в осуществлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграж­дение из федерального бюджета.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюд­жета и должно обеспечивать возможность полного и независимо­го осуществления правосудия в соответствии с федеральным за­коном. Это положение Конституции имеет цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их подлинной независи­мости, поставить все суды в равные материально-технические ус­ловия, обеспечивающие осуществление правосудия2.

При Верховном Суде Российской Федерации создан Судебный департамент, который является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятель­ности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализиро­ванных судов, органов судейского сообщества, а также финансиро­вание мировых судей. Он осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, на­правленные на создание условий для полного и независимого осу­ществления правосудия3.

Правосудие — главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет су­дебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью при­менения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ог­раничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.п.); толкование правовых норм (толкование Конституционным Судом Российской Федерации норм ее Конституции, руководящие разъ­яснения Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлениях его Пленума); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутст­вующим лицом и т.п.); ограничение конституционной и иной пра­восубъектности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); судебный надзор за решением судов и др.

В судебной системе Российской Федерации имеется феде­ральный суд, организация и деятельность которого регулиру­ются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд Российской Фе­дерации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных