ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принципы избирательного права РФ.В науке конституционного права укоренилась точка зрения о двух значениях понятия «избирательное право». В объективном значении избирательное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства, муниципальных органов. В зависимости от предпочтений специалистов-государствоведов данную совокупность норм именуют подотраслью конституционного права либо ее правовым институтом. Отдельные авторы, принимая во внимание значение и объем нормативного массива о выборах, склонны полагать, что избирательное право есть самостоятельная отрасль национального права России1. Будучи полновесным нормативным образованием, избирательное право обладает разветвленной внутренней структурой. Ее элементами являются самостоятельные институты, нацеленные на регулирование различных этапов выборного процесса и определение юридического статуса его участников. Первая группа — этапные институты регламентируют процедуру избирательного процесса (от назначения выборов до порядка голосования и установления результатов). Вторая группа — статусные институты раскрывают определение правосубъектности участников выборного процесса (статус избирателей, кандидатов, избирательных объединений и блоков, избирательных комиссий, доверенных лиц и т.д.)2. В субъективном значении избирательное право распадается на право избирать (активное избирательное право), открывающее гражданину возможность голосовать за кандидата, которого он считает достойным, либо голосовать против всех; право быть избранным (пассивное избирательное право), предоставляющее лицу возможность участия в выборах в качестве кандидата. Один и тот же человек на выборах определенного уровня может одновременно реализовать свое право избирать и быть избранным. Сентенция «гражданином быть нелегко» как нельзя лучше подходит для целей осуществления активного и пассивного избирательного права. Одного желания здесь недостаточно. Нужно, что называется, соответствовать требованиям. Конституция РФ формулирует их: наличие гражданства (ч. 1, 2 ст. 32); достижение возраста, с которым связывается возможность осуществлять права и обязанности (ст. 60). Иначе говоря, обладание активным и пассивным избирательным правом допустимо только при наличии законодательно установленных оснований. Практическое применение норм о выборах побудило более глубоко взглянуть на некоторые нюансы права избирать и быть избранным, определить, по выражению судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря, баланс между ценностями активного и пассивного избирательного права1. Вот один из этих нюансов. Никогда прежде индивидуальный характер избирательного права не подвергался сомнению. Как известно, это право сугубо индивидуальное, строго персонифицированное. Но всегда ли это правило действует безотказно? В споре по поводу п. 11 ст. 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.2 Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК) попыталась опровергнуть этот постулат, настаивая на том, что при определенных условиях избирательное право носит коллективный характер. Речь идет о праве, содержащемся в оспариваемой норме, согласно которому ЦИК отказывал в регистрации федерального списка кандидатов либо отменял эту регистрацию в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших три первые места в общефедеральной части списка. Доказывая правомерность такого подхода, ЦИК выдвинула систему аргументов, главным из которых стал следующий: члены федерального списка кандидатов обладают коллективными правами и несут коллективную ответственность. Каждый из участников списка выступает как представитель политического целого (избирательного объединения или блока), приобретая тем самым не индивидуальные, а. коллективные права. Именно при таких «нестандартных» условиях, считает Председатель ЦИК А.А. Вешняков, «судьба федерального списка кандидатов должна быть единой, а не отстраненной от персоналий кандидатов, входящих в него»1. Еще одна особенность касается баланса активного и пассивного избирательного права. Ограничение пассивного избирательного права одного из кандидатов не должно повлечь ущемление избирательных прав других кандидатов, что очень важно для активного избирательного права граждан. Эта точка зрения стала доминирующей. Она неоднократно встречается в решениях Конституционного Суда РФ по делам, касающимся избирательной тематики. Например, в названном постановлении от 15 января 2001 г. отмечается, что незаконное лишение гражданина возможности участвовать в выборах в качестве кандидата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидата, но и для избирателей. Здесь примечательны два момента. Первый — незаконное ограничение пассивного избирательного права неизбежно ведет к умалению свободы волеизъявления избирателей, поскольку они в этом случае лишены права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов. Второй — восстановление нарушенного пассивного избирательного права не может быть интерпретировано как нарушение активного избирательного права граждан, принявших участие в голосовании, а напротив, служит его защитой. Такая защита, по мнению Конституционного Суда, должна быть эффективной, когда нарушения права быть избранным выявляются не только до начала голосования, но и впоследствии. Защита избирательного права не исключает также в качестве способа восстановления права — отмену итогов голосования, результатов выборов, с тем чтобы обеспечивались подлинно свободные выборы. Всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании — универсальные принципы участия граждан в выборах. К принципам этой группы можно также отнести свободное и добровольное участие гражданина в избирательной кампании. К числу принципов, характеризующих организацию и проведение выборов, относятся их обязательность, периодичность, альтернативность, состязательность и гласность. Такая классификация принципов избирательного права в различных вариантах встречается в литературе. По нашему мнению, современное избирательное законодательство ориентирует в большей степени на то, что свободные выборы выражают характер участия гражданина в избирательной кампании1. Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан Российской Федерации при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию. Для раскрытия содержания названного принципа законодатель использует метод негативного определения: в законодательстве о выборах формулируются ограничительные избирательные цензы. 1. Иностранные граждане и лица без гражданства. Начиная с 1997 г. избирательное законодательство России содержит право иностранных граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на муниципальных выборах на условиях, идентичных для граждан России. Такое право реализуется иностранными гражданами на основании международных договоров Российской Федерации. Во все иные уровни власти путь для иностранцев, лиц без гражданства закрыт. Более того, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. запрещает им осуществлять деятельность, способствующую или препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах (п. 6 ст. 3). Активным и пассивным избирательным правом обладают граждане Российской Федерации, имеющие гражданство другого государства, что следует из ч. 2 ст. 62 Конституции РФ. Двойное или множественное гражданство не служит препятствием для участия их носителей в выборах. 2. Возрастной ценз. Федеральный законодатель, определяя в качестве условия обладания активным избирательным правом для выборов любого уровня достижение 18-летнего возраста, применительно к пассивному избирательному праву вводит лишь минимальные возрастные пределы, которые субъекты Федерации превышать не могут. В соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. допускаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный орган государственной власти субъекта Федерации; 30 лет на выборах высшего должностного лица региона; 21 год на выборах в органы местного самоуправления. Вместе с тем субъектам Федерации разрешено устанавливать дополнительные условия реализации права быть избранным, связанные с достижением гражданином определенного - возраста. Это означает, что минимальные возрастные пределы, определенные законами субъектов Федерации, могут быть менее 21 года и 30 лет соответственно, но ни в коем случае не более этих пределов. Федеральное законодательство запрещает установление максимального возраста кандидата. Применительно к активному избирательному праву никаких расхождений с указанной конституционной нормой нет. Что касается пассивного избирательного права, то законодательное установление возрастных цензов продиктовано требованиями жизненного опыта, зрелости взглядов и мышления претендентов на выборные должности. На наш взгляд, такая мера себя полностью оправдывает, тем более что речь идет о самых минимальных возрастных ограничениях права быть избранным. Хотя, Возможно, что ради юридической чистоты соответствующие оговорки в Основном Законе страны и должны были быть сделаны. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. разрешил еще один вопрос, не единожды возникавший в избирательной практике. Вправе ли гражданин, которому на день голосования исполняется 18 лет, участвовать в сборе подписей в поддержку кандидата или распространять агитационные материалы? Прежде однозначного решения подобная ситуация не находила. Однако сейчас эта категория граждан вправе участвовать во всех предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. 3. Факт постоянного или преимущественного проживания на определенной территории. Он не имеет значения при реализации права быть избранным. Согласно закону ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина, включая требования к продолжительности и сроку его проживания, устанавливаются только Конституцией РФ. В данном отношении речь идет исключительно о ч. 2 ст. 81 Основного Закона, позволяющей баллотироваться на должность Президента РФ гражданам, постоянно проживающим в России не менее 10 лет. Вот почему подобные ограничения применительно к кандидатам на иные выборные должности, в депутаты органов государственной власти и местного самоуправления расцениваются как противоречащие Конституции РФ. Правда, при этом встречаются оценки, идущие вразрез с доминирующей точкой зрения. Вновь сошлемся на мнение судьи Н.В. Витрука, высказанное им по делу о проверке конституционности положений ст. 74 (ч. 1) и 90 Конституции Республики Хакасия. По его мнению, установление дополнительного условия для кандидатов, связанного со сроком их проживания на территории субъекта Федерации, не является нарушением принципа равенства избирательных прав и, самое главное, входит в исключительную компетенцию субъектов Федерации1. Таким образом, Н.В. Витрук оставляет за региональными избирательными системами право оставаться оригинальными. Совсем иное значение факт постоянного или преимущественного проживания имеет для реализации активного избирательного права. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является нахождение его места жительства на территории этого участка. Факт временного пребывания на участке либо наличие у гражданина открепительного удостоверения также служат поводом для включения в список избирателей (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Для сравнения приведем соответствующие положения из Федерального закона от 19 сентября 1997 г. — основанием для включения гражданина в список избирателей является факт его постоянного, преимущественного или временного проживания на территории участка. Разница между двумя редакциями данного Закона имеет принципиальное значение при составлении списков избирателей. Прежняя формулировка Закона допускала возможность неоднозначных интерпретаций. В спорах с избирательными комиссиями, в судебных заседаниях неудовлетворенные исходом выборов кандидаты неоднократно апеллировали к тому, что постоянное или преимущественное проживание гражданина должно подтверждаться не только регистрационной отметкой в его паспорте, но и фактическим проживанием лица на территории участка. По их мнению, документально подтвержденное включение гражданина в список представляло собой формальный момент, нередко ведущий к искажению достоверной картины об общей численности избирателей. В настоящее время формирование списков избирателей ставится в зависимость от нахождения места жительства граждан, а не от факта проживания. Первое условие устанавливается органами регистрационного учета граждан (органами внутренних дел и местной администрацией). В соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.1 регистрационный учет ведется по месту пребывания и по месту жительства. Правила регистрации и снятия гражданина с учета утверждаются Правительством РФ. Нельзя обойти вниманием положение, действующее в избирательном законодательстве с 1997 г., исключающее военнослужащих срочной службы, курсантов военных образовательных учреждений из списков избирателей, из их общего количества при подведении результатов выборов. Два условия сопровождают данное положение. Оно действует только на муниципальных выборах. За рамками избирательной кампании остаются те военнослужащие, место жительства которых до призыва не было расположено на территории соответствующего муниципального образования. Эта норма ограничивает права граждан, выполняющих конституционный долг по защите Отечества. Данное обстоятельство, безусловно, должно перевешивать другую чашу весов, на которой располагаются различного рода опасности, связанные с использованием на выборах в чью-либо пользу хорошо организованной массы военных. 4. Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ; п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Недееспособными признаются лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Признание недееспособным производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством (ч. 1 ст. 29 ГК РФ). Соответствующая терминология — «недееспособные граждане» сложилась в избирательном законодательстве лишь в последние годы. Прежде использовалась другая лексика: душевнобольные или умалишенные. К примеру, Закон РСФСР «О выборах в Верховный Совет РСФСР» от 8 августа 1978 г. устанавливал, что в списки избирателей не включаются граждане, признанные умалишенными не иначе как по решению суда либо по заключению врачебной комиссии, создаваемой органом здравоохранения1. Истоки этой нормы находились в прошлых конституционных актах России. 5. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это ограничение всеобщего избирательного права не всегда прежде имело конституционное выражение. Российские конституции советского периода, за исключением Конституции РСФСР 1918 г., не содержали его. Между тем осужденные были лишены права голоса. До 1958 г. была распространена практика лишения избирательных прав по суду в качестве факультативной мере уголовного наказания2. Конституция РФ 1993 г., назвав лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, как не имеющих права избирать и быть избранными, сохраняет это право за гражданами, находящимися в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания под следствием, привлеченных к уголовной ответственности, задержанных. В целях практического осуществления данного права в указанных учреждениях образуются избирательные участки. Нередким стало участие лиц, привлеченных к уголовной ответственности, арестованных, в качестве кандидатов в депутаты, на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. К этому надо добавить, что избирательное законодательство наделяет активным и пассивным избирательным правом лиц, у которых судимость не снята или не погашена. При осуществлении права быть избранным на это обстоятельство требуется ука- го избирательного права, как это делает федеральный законодатель, поскольку она ограничивает право быть избранным. 8. Лишение права занимать выборные государственные и муниципальные должности (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это новелла, согласно которой наличие в отношении гражданина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать указанные должности в течение определенного срока не дает ему возможность быть зарегистрированным в качестве кандидата. Такое ограничение действует на выборах в органы государственной власти, муниципальные органы, если голосование на этих выборах состоится до истечения указанного срока. Равное и прямое избирательное право. Данный принцип означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Все избиратели имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов. Применительно к выборам в одномандатных округах принцип равенства воплощается в формуле «один избиратель — один голос». В многомандатных округах с разным числом мандатов каждый избиратель имеет равное число голосов. В полной мере принцип равного избирательного права касается кандидатов в депутаты на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. По общему правилу, они участвуют в выборах на равных основаниях, обладая равными правами, обязанностями. Конституционный Суд РФ трактует установление субъектами Федерации дополнительных условий осуществления пассивного избирательного права, расходящегося с федеральным регулированием, как нарушение равенства избирательных прав граждан1. Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов (списков кандидатов) непосредственно (ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п. 4 ст. 64). Тайное голосование как принцип избирательного права исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой воле изъявления избирателей, которая во всех нюансах регулируется избирательным законодательством. Один из ключевых моментов этой процедуры — заполнение избирательного бюллетеня в специально предназначенной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования. Заполнение бюллетеня, не заходя в кабину для голосования, не является нарушением закона, поскольку тайное голосование для гражданина есть право, а не обязанность. Нарушением будет другая ситуация, исключающая возможность голосования в кабинах, когда, например, избирательный участок не оборудован такими кабинами. Конституция РФ закрепляет принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании только применительно к выборам Президента РФ (ч. 1 ст. 81). В отношении иных выборных органов власти эти принципы находят выражение в специальном избирательном законодательстве. Тем не менее это не снижает их высокой ценности. Их соблюдение, как отмечается в постановлении Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 г., делает выборы подлинным народным волеизъявлением, а законодательный орган — действительно представительным. Эти принципы имеют универсальный характер и обязательны при формировании как представительного органа Российской Федерации, так и представительных органов ее субъектов. Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах — важная составная часть принципов избирательного права в России. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следующим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это право проистекает из соответствующих положений международных правовых документов: Международного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, ратифицированных или поддержанных Российской Федерацией в разные годы. Ряд европейских государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Греция) рассматривают право избирать в качестве обязанности граждан своих стран. Так, в ст. 48 Конституции Италии сказано, что осуществление голосования является гражданским долгом. Однако европейское сообщество нашло этому оправдание, указав на то, что свободные выборы означают не выборы, участие в которых носит добровольный характер, а выборы, при которых (обязательный) акт голосования дает возможность свободного выбора. Ко второй группе принципов российского избирательного права, раскрывающих организацию и проведение выборов, отнесены обязательность и периодичность выборов, их альтернативность и состязательность, гласность. Обязательность и периодичность выборов в качестве принципов их организации закреплена в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Их отражение в Законе очень органично, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Источником этих принципов служат также международные документы. Например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принимая во внимание различную продолжительность сроков полномочий выборных органов, осторожно говорит о необходимости разумной периодичности выборов. Кроме того, появление указанных положений в нашем законодательстве является реакцией на имевшие неоднократно место случаи уклонения от проведения выборов. Альтернативность и состязательность выборов обеспечивают избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Конституционного Суда РФ, альтернативность, как необходимое условие свободных выборов, относится к.самому существу избирательного права. Вот почему без проведения голосования по нескольким кандидатурам оно теряет реальное содержание. Вместе с тем повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре. Конституционный суд РФ считает проведение повторного голосования по одной кандидатуре вполне оправданным в целях обеспечения результативности выборов «первого тура» голосования1. Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперничество кандидатов, избирательных объединений и блоков, что обеспечивается многими нормами избирательного законодательства. Гласность выборов — неотъемлемая черта российских избирательных кампаний последних лет с точки зрения правового обеспечения соответствующего режима. Он поддерживается огромным количеством норм. Во избежание их повтора, сошлемся на новшества Федерального закона об основных гарантиях. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информировании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность которых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов.
27. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ (по новому законодательству ).
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. под иностранным гражданином понимает лицо, не являющееся гражданином России и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3). Закон об иностранцах дает несколько иное определение: иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства (или апатрид) определяется как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Таким образом, если иностранец не имеет доказательств принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства, он до представления таких доказательств должен рассматриваться компетентными российскими органами как лицо без гражданства. Очевидно, что правоприменителям необходимо исходить из определений специального Закона об иностранцах. Закон об иностранцах выделяет несколько категорий иностранных граждан. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации. К данной категории относятся лица, которые временно находятся На российской территории, при этом срок их пребывания определяется сроком действия выданных им виз. В том случае, когда у России с иностранным государством существует безвизовый режим, то срок временного пребывания иностранца не может превышать 90 суток. Этот срок может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. При наличии у иностранного государства договора о безвизовом въезде в Россию ее граждан последние, заключившие трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в России, могут находиться на ее территории в течение срока действия указанного договора, но не более одного года, исчисляемого со дня въезда иностранца в Россию. Основным документом, подтверждающим отношение иностранного гражданина к этой категории, служит миграционная карта. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации — иностранцы, временно проживающие в Российской Федерации. Документом, дающим право на нахождение на ее территории, является разрешение на временное проживание. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. раскрыт механизм подачи заявлений на получение разрешения на проживание на территории России. Этот механизм связан с квотами, ежегодно утверждаемыми Правительством РФ. При определении квоты Правительство должно учитывать предложения исполнительных органов власти субъектов Федерации, демографическую ситуацию в соответствующем субъекте и его возможности по обустройству иностранцев на своей территории. При выдаче разрешения на временное проживание в России в рамках квот срок такого проживания может составлять до трех лет. Закон об иностранцах предусматривает и получение разрешения на временное проживание вне квот. Этот порядок, в частности, распространяется на иностранцев: 1) родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Федерации; 2) признанных недееспособными и имеющих дееспособного сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; 3) имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; 4) состоящих в браке с гражданином России, имеющих место жительства в этой стране; 5) осуществляющих инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ. Компетентные органы после подачи иностранцем заявления о временном проживании выдают разрешение на такое проживание после проведения необходимой проверки. В случае отказа в выдаче разрешения, он вправе повторно подать в том же порядке заявление не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления. Основания отказа или аннулирования ранее выданного разрешения на временное проживание строго регламентированы. Они могут быть разделены по группам. Посягательства на конституционный строй: выступление иностранца за насильственное изменение основ конституционного строя, иные действия, создающие угрозу безопасности России или ее гражданам; финансирование, планирование террористических (экстремистских) актов, совершение их, оказание содействия в их совершении, иные действия по поддержке террористической (экстремистской) деятельности; осуждение вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным. Нарушения законодательства: выдворение, либо депортация иностранца за пределы России в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о разрешении на проживание; представление поддельных или подложных документов, сообщение о себе заведомо ложных сведений; наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории России либо за ее пределами, признаваемого таковым в России; неоднократное (два или более раза) в течение одного года привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан. Экономические основания: отсутствие у иностранца доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в России в пределах прожиточного минимума, без помощи государства (за исключением случаев признания иностранца нетрудоспособным); отсутствие у иностранца жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством, по истечении трех лет со дня въезда в Российскую Федерацию. Социальные основания: иностранный гражданин выехал в иностранное государство для постоянного проживания и находится за пределами России более шести месяцев; заключил брак с гражданином России, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным. Тяжкие заболевания: иностранец является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. (Перечень названных заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.) При оформлении разрешения на временное проживание иностранец подлежит обязательной дактилоскопической регистрации с целью учета иностранных граждан, находящихся на территории России. Иностранный гражданин, постоянно проживающий на территории Российской Федерации. Иностранный гражданин, временно • проживающий на территории России и имеющий разрешение на временное проживание, может получить вид на жительство и право на постоянное проживание, если он прожил на ее территории не менее одного года с момента получения разрешения. Заявление о выдаче вида на жительство подается в компетентные органы не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранцу сроком на пять лет. По окончании срока действия вид на жительство может быть продлен еще на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограниченно. Вид на жительство не выдается, а ранее выданный аннулируется при наличии оснований, аналогичных основаниям отказа во временном проживании. Иностранные граждане не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого им разрешено проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта. К группе иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации, относятся главы и сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, члены их семей, а также другие лица, имеющие особый правовой режим пребывания на территории нашей страны. Их правовой статус складывается из привилегий и иммунитетов, установленных российским законодательством и международными договорами (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. «Об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации» особым статусом пользуются аккредитованные в соответствующем порядке иностранные корреспонденты. К этой категории относятся также высокого ранга деятели иностранных государств, работники ООН. Время пребывания иностранных граждан - дипломатических представителей определяется с момента вручения ими своих верительных грамот Президенту РФ и заканчивается фактом вручения верительных грамот заменяющими их представителями. Федеральные органы власти выдают данным категориям дипломатические, служебные или консульские карты, порядок использования которых устанавливается международными актами и постановлениями Правительства РФ. Иностранный гражданин, въехавший в Россию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в страну. Дети, не достигшие 18-летнего возраста и въехавшие в Россию вместе с родителями, регистрируются одновременно с ними. Регистрация иностранных граждан производится по письменному заявлению лица как лично, так и через приглашающую организацию. В случае допустимой перемены места пребывания иностранного гражданина в России он обязан перерегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания. Временно и постоянно проживающие в России иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в компетентном органе по месту жительства. Законодательство о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее закрепляет еще одну категорию иностранцев — транзитные иностранные граждане. Иностранцев, находящихся на территории России транзитом, законодатель делит на две категории: 1) не обладающих правом на остановку на ее территории; 2) обладающих правом на остановку на ее территории. Нахождение на территории России проездом (транзитом) иностранцев оформляется соответствующими документами. В их числе — российская транзитная виза, а в случае следования автомобильным, железнодорожным и морским транспортом по маршруту следования через сопредельное с Россией государство в государство своего следования — виза на въезд в сопредельное государство. При следовании авиационным транспортом иностранец должен иметь визу государства назначения при условии, что в пути не будет промежуточных остановок. Во всех случаях лицо должно иметь действительные для выезда из России проездные документы или подтвержденную гарантию приобретения таковых в пункте пересадки на российской территории. Иностранцу вместо транзитной визы, которая дает право проезда без остановки, может по представлению им мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, быть выдана виза с правом на остановку. Транзитный проезд через территорию России по транзитной визе, т.е. без права на остановку, разрешается иностранцам в случаях, если они: 1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию России; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения, авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий договор. Иностранец считается транзитным пассажиром, если его нахождение в России не превышает 24 ч, но этот срок может быть увеличен ввиду вынужденной обстановки. Вынужденной обстановкой считается нахождение лица более 24 ч в пределах населенного пункта вследствие наступления одного из следующих обстоятельств: 1) стихийного бедствия, задержавшего движение поезда, автотранспортного средства, судна или самолета; 2) болезни, если дальнейшее следование, по заключению врачей, больного представляется опасным для его жизни и здоровья; 3) необходимого ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи его частей или транспортного происшествия; 4) не предусмотренной задержкой при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки. Иностранец по визе с правом на остановку считается таковым, если его нахождение не превышает срок, указанный в визе, в противном случае он будет находиться на территории России незаконно и к нему могут применяться меры ответственности. Иностранные граждане по правовому положению приравниваются к российским гражданам, если иное не предусмотрено законом (ограниченный национальный режим). Лица без гражданства по правовому положению приравниваются к иностранным гражданам, если законом не предусмотрено иное. На территории России в отношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод российских граждан, соответствующими органами России могут быть установлены ответные ограничения (реторсия). В подавляющем большинстве случаев на иностранцев и лиц без гражданства не распространяются права, закрепленные за российскими гражданами избирательным законодательством, законодательством о статусе государственных органов, воинской и государственной службе. Названные ограничения можно разделить на три группы. Первую группу составляют нормы, исключающие участие иностранцев и лиц без гражданства в референдумах и выборах путем осуществления активного и пассивного избирательного права — на государственном уровне. Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Однако они вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местных референдумах тех муниципальных образований, на территории которых постоянно проживают на законных основаниях. Для возникновения данных прав необходимо наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и установленного законом порядка осуществления иностранцами этих прав. Вторую группу составляют нормы, исключающие участие иностранцев и лиц без гражданства в органах судебной власти, в том числе и в качестве присяжных заседателей. Эти запреты касаются только российских судов. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. не исключает для иностранцев возможность быть арбитрами по спорам, рассматриваемым в соответствии с этим Законом. Третью группу составляют нормы, запрещающие или ограничивающие допуск иностранцев и лиц без гражданства к государственной и муниципальной службе. Иностранец (лицо без гражданства) не вправе: находиться на муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом России; быть членом экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на -работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России (перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ); заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Названные лица лишены возможности выполнять функции нотариусов и адвокатов. Нотариусы, адвокаты не являются государственными служащими, но значение их деятельности для решения государственных задач столь велико, что право заниматься нотариальной практикой и адвокатской деятельностью предоставляется лишь российским гражданам. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежат России, устанавливается Правительством РФ. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, вправе работать в качестве рабочих и служащих в организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России. Закон об иностранцах ввел квотирование приглашений на въезд указанной категории иностранцев, разрешительный порядок на трудовую деятельность иностранных граждан, выполняющих работы или услуги по гражданско-правовым договорам, обязал работодателей вносить средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из России, и др. Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей последнего по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда. Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника в целях осуществления трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. По Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 года «О создании Союзного государства» для граждан сторон договора установлены равные права в трудоустройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гарантий. В связи с этим общий порядок выдачи разрешений работодателям, привлекающим рабочую силу из Беларуси, не применяется, а белорусские работники освобождаются от получения подтверждений на право трудовой деятельности в России. Конституционное право на охрану здоровья, социальное обеспечение, в том числе и на получение пособий, пенсий и других форм социального обеспечения для иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в России, равно аналогичному праву российских граждан. Для временно пребывающих в России иностранцев, лиц без гражданства порядок осуществления названных прав устанавливается российским законодательством особо. Например, между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном заключено Соглашение о взаимном предоставлении гражданам перечисленных стран равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи, согласно которому граждане указанных государств имеют равные права на получение бесплатной скорой и неотложной медицинской помощи наравне с гражданами государства, где оказывается помощь. Согласно Порядку приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства принимаются в государственные высшие учебные заведения на обучение по основным общеобразовательным программам высшего профессионального образования наряду с гражданами России. Граждане иностранных государств (включая граждан республик бывшего СССР) принимаются в высшие учебные заведения в соответствии с: международными договорами в пределах контрольных цифр приема по направлениям Министерства образования РФ; прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах числен- ности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на условиях, устанавливаемых правилами приема. Право на свободу и личную неприкосновенность имеют в равной мере как граждане России, так и иностранцы и лица без гражданства. Их арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. Основания и порядок их административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. При этом необходимо иметь в виду, что административная юрисдикция не распространяется на иностранцев, пользующихся соответствующим иммунитетом. Иностранцам и лицам без гражданства в России гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права. Право на свободу передвижения и выбор места жительства регламентируется законодательством о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее, о закрытых административно-территориальных образованиях, о порядке регистрации иностранных граждан на территории отдельных субъектов Федерации. Конституция РФ (ст. 53) закрепила право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных, лиц. Это право принадлежит равным образом как российским гражданам, так и иностранцам и лицам без гражданства. Они обладают правом на юридическую защиту: правом подавать иск в суд, получать помощь адвокатов, обществ по защите прав потребителей, других негосударственных организаций, правом на административную жалобу. Государство возлагает на иностранцев, лиц без гражданства ряд обязанностей, закрепленных конституционно: обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44); платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) и др. Традиционной обязанностью, возлагаемой государством на граждан, является несение военной службы и защита Отечества. На иностранцев и лиц без гражданства данная обязанность не распространяется. Они не могут призываться на военную службу (альтернативную гражданскую службу), проходить службу в органах внешней разведки, федеральной службы безопасности, внутренних дел. налоговой полиции. Однако иностранцы могут поступать на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала в установленных случаях. Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности. Российское законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность для иностранцев и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания в России (проживание без документов или по недействительным Документам на право жительства; несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; уклонение от выезда по истечении определенного лицу срока пребывания; несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России). Указанным лицам может быть сокращен срок пребывания в России за совершение действий, направленных на нарушение правил пребывания иностранцев в России, а также в том случае, если отпали основания для дальнейшего пребывания в стране. Они подлежат выдворению за пределы России, если их действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|