Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы избирательного права РФ.




В науке конституционного права укоренилась точка зрения о двух значениях понятия «избирательное право».

В объективном значении избирательное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих порядок формирования выборных органов государства, муниципальных органов. В зависи­мости от предпочтений специалистов-государствоведов данную сово­купность норм именуют подотраслью конституционного права либо ее правовым институтом. Отдельные авторы, принимая во внимание значение и объем нормативного массива о выборах, склонны полагать, что избирательное право есть самостоятельная отрасль национального права России1.

Будучи полновесным нормативным образованием, избирательное право обладает разветвленной внутренней структурой. Ее элементами являются самостоятельные институты, нацеленные на регулирование различных этапов выборного процесса и определение юридического статуса его участников. Первая группа — этапные институты регла­ментируют процедуру избирательного процесса (от назначения выбо­ров до порядка голосования и установления результатов). Вторая группа — статусные институты раскрывают определение право­субъектности участников выборного процесса (статус избирателей, кандидатов, избирательных объединений и блоков, избирательных ко­миссий, доверенных лиц и т.д.)2.

В субъективном значении избирательное право распадается на право избирать (активное избирательное право), открывающее граж­данину возможность голосовать за кандидата, которого он считает до­стойным, либо голосовать против всех; право быть избранным (пас­сивное избирательное право), предоставляющее лицу возможность участия в выборах в качестве кандидата.

Один и тот же человек на выборах определенного уровня может одновременно реализовать свое право избирать и быть избранным. Сентенция «гражданином быть нелегко» как нельзя лучше подходит для целей осуществления активного и пассивного избирательного права. Одного желания здесь недостаточно. Нужно, что называется, соответствовать требованиям. Конституция РФ формулирует их: на­личие гражданства (ч. 1, 2 ст. 32); достижение возраста, с которым связывается возможность осуществлять права и обязанности (ст. 60). Иначе говоря, обладание активным и пассивным избирательным пра­вом допустимо только при наличии законодательно установленных оснований.

Практическое применение норм о выборах побудило более глубо­ко взглянуть на некоторые нюансы права избирать и быть избранным, определить, по выражению судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря, баланс между ценностями активного и пассивного из­бирательного права1.

Вот один из этих нюансов. Никогда прежде индивидуальный ха­рактер избирательного права не подвергался сомнению. Как известно, это право сугубо индивидуальное, строго персонифицированное. Но всегда ли это правило действует безотказно? В споре по поводу п. 11 ст. 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.2 Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК) попыталась опровергнуть этот постулат, настаивая на том, что при определенных условиях избирательное право носит коллективный характер. Речь идет о праве, содержащемся в оспариваемой норме, согласно которому ЦИК отказывал в регистрации федерального списка кандидатов либо отменял эту регистрацию в случае выбытия одного или более канди­датов, занимавших три первые места в общефедеральной части спис­ка. Доказывая правомерность такого подхода, ЦИК выдвинула систе­му аргументов, главным из которых стал следующий: члены феде­рального списка кандидатов обладают коллективными правами и несут коллективную ответственность. Каждый из участников списка выступает как представитель политического целого (избирательного объединения или блока), приобретая тем самым не индивидуальные, а . коллективные права. Именно при таких «нестандартных» условиях, считает Председатель ЦИК А.А. Вешняков, «судьба федерального списка кандидатов должна быть единой, а не отстраненной от персо­налий кандидатов, входящих в него»1.

Еще одна особенность касается баланса активного и пассивного избирательного права. Ограничение пассивного избирательного права одного из кандидатов не должно повлечь ущемление избирательных прав других кандидатов, что очень важно для активного избиратель­ного права граждан. Эта точка зрения стала доминирующей. Она не­однократно встречается в решениях Конституционного Суда РФ по делам, касающимся избирательной тематики. Например, в названном постановлении от 15 января 2001 г. отмечается, что незаконное лише­ние гражданина возможности участвовать в выборах в качестве канди­дата приводит к искажению характера выборов как свободных не только для кандидата, но и для избирателей. Здесь примечательны два момента. Первый — незаконное ограничение пассивного избиратель­ного права неизбежно ведет к умалению свободы волеизъявления из­бирателей, поскольку они в этом случае лишены права голосовать за любого из законно выдвинутых кандидатов. Второй — восстановление нарушенного пассивного избирательного права не может быть интер­претировано как нарушение активного избирательного права граждан, принявших участие в голосовании, а напротив, служит его защитой. Такая защита, по мнению Конституционного Суда, должна быть эф­фективной, когда нарушения права быть избранным выявляются не только до начала голосования, но и впоследствии. Защита избиратель­ного права не исключает также в качестве способа восстановления права — отмену итогов голосования, результатов выборов, с тем чтобы обеспечивались подлинно свободные выборы. Всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голо­совании — универсальные принципы участия граждан в выборах. К принципам этой группы можно также отнести свободное и добро­вольное участие гражданина в избирательной кампании. К числу принципов, характеризующих организацию и проведение выборов, от­носятся их обязательность, периодичность, альтернативность, состя­зательность и гласность. Такая классификация принципов избира­тельного права в различных вариантах встречается в литературе. По нашему мнению, современное избирательное законодательство ориен­тирует в большей степени на то, что свободные выборы выражают характер участия гражданина в избирательной кампании1.

Всеобщее избирательное правоозначает участие в выборах всех граждан Российской Федерации при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию. Для раскры­тия содержания названного принципа законодатель использует метод негативного определения: в законодательстве о выборах формулиру­ются ограничительные избирательные цензы.

1. Иностранные граждане и лица без гражданства.Начиная с 1997 г. избирательное законодательство России содержит право ино­странных граждан, постоянно проживающих на территории муници­пального образования, избирать и быть избранными в органы местно­го самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на муниципальных выборах на условиях, идентичных для граждан Рос­сии. Такое право реализуется иностранными гражданами на основа­нии международных договоров Российской Федерации. Во все иные уровни власти путь для иностранцев, лиц без гражданства закрыт. Более того, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. запрещает им осу­ществлять деятельность, способствующую или препятствующую вы­движению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистриро­ванных кандидатов, достижению определенного результата на выбо­рах (п. 6 ст. 3).

Активным и пассивным избирательным правом обладают гражда­не Российской Федерации, имеющие гражданство другого государст­ва, что следует из ч. 2 ст. 62 Конституции РФ. Двойное или множест­венное гражданство не служит препятствием для участия их носите­лей в выборах.

2. Возрастной ценз.Федеральный законодатель, определяя в каче­стве условия обладания активным избирательным правом для выбо­ров любого уровня достижение 18-летнего возраста, применительно к пассивному избирательному праву вводит лишь минимальные возрастные пределы, которые субъекты Федерации превышать не могут. В соответствии с п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. допускаемый минимальный возраст кандидата не может пре­вышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный орган государственной власти субъекта Федерации; 30 лет на выборах высшего должностного лица региона; 21 год на выборах в органы местного самоуправления. Вместе с тем субъектам Федерации разре­шено устанавливать дополнительные условия реализации права быть избранным, связанные с достижением гражданином определенного - возраста. Это означает, что минимальные возрастные пределы, опре­деленные законами субъектов Федерации, могут быть менее 21 года и 30 лет соответственно, но ни в коем случае не более этих пределов. Федеральное законодательство запрещает установление максималь­ного возраста кандидата.

Применительно к активному избирательному праву никаких рас­хождений с указанной конституционной нормой нет. Что касается пассивного избирательного права, то законодательное установление возрастных цензов продиктовано требованиями жизненного опыта, зрелости взглядов и мышления претендентов на выборные должнос­ти. На наш взгляд, такая мера себя полностью оправдывает, тем более что речь идет о самых минимальных возрастных ограничениях права быть избранным. Хотя, Возможно, что ради юридической чистоты со­ответствующие оговорки в Основном Законе страны и должны были быть сделаны. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. разрешил еще один вопрос, не единожды возникавший в избирательной практике. Вправе ли гражданин, которому на день голосования исполняется 18 лет, участ­вовать в сборе подписей в поддержку кандидата или распространять агитационные материалы? Прежде однозначного решения подобная ситуация не находила. Однако сейчас эта категория граждан вправе участвовать во всех предусмотренных законом и проводимых закон­ными методами избирательных действиях.

3. Факт постоянного или преимущественного проживания на оп­ределенной территории.Он не имеет значения при реализации права быть избранным. Согласно закону ограничения пассивного избира­тельного права, связанные с нахождением места жительства гражда­нина, включая требования к продолжительности и сроку его прожива­ния, устанавливаются только Конституцией РФ. В данном отношении речь идет исключительно о ч. 2 ст. 81 Основного Закона, позволяю­щей баллотироваться на должность Президента РФ гражданам, посто­янно проживающим в России не менее 10 лет. Вот почему подобные ограничения применительно к кандидатам на иные выборные долж­ности, в депутаты органов государственной власти и местного самоуп­равления расцениваются как противоречащие Конституции РФ. Правда, при этом встречаются оценки, идущие вразрез с доминирую­щей точкой зрения. Вновь сошлемся на мнение судьи Н.В. Витрука, высказанное им по делу о проверке конституционности положений ст. 74 (ч. 1) и 90 Конституции Республики Хакасия. По его мнению, установление дополнительного условия для кандидатов, связанного со сроком их проживания на территории субъекта Федерации, не яв­ляется нарушением принципа равенства избирательных прав и, самое главное, входит в исключительную компетенцию субъектов Федера­ции1. Таким образом, Н.В. Витрук оставляет за региональными изби­рательными системами право оставаться оригинальными.

Совсем иное значение факт постоянного или преимущественного проживания имеет для реализации активного избирательного права. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является нахождение его места жительства на территории этого участка. Факт временного пребыва­ния на участке либо наличие у гражданина открепительного удос­товерения также служат поводом для включения в список избира­телей (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Для сравнения приведем соответствующие положения из Федерального закона от 19 сентября 1997 г. — основанием для включения граж­данина в список избирателей является факт его постоянного, пре­имущественного или временного проживания на территории участ­ка. Разница между двумя редакциями данного Закона имеет принци­пиальное значение при составлении списков избирателей. Прежняя формулировка Закона допускала возможность неоднозначных ин­терпретаций. В спорах с избирательными комиссиями, в судебных заседаниях неудовлетворенные исходом выборов кандидаты неодно­кратно апеллировали к тому, что постоянное или преимущественное проживание гражданина должно подтверждаться не только реги­страционной отметкой в его паспорте, но и фактическим прожива­нием лица на территории участка. По их мнению, документально подтвержденное включение гражданина в список представляло собой формальный момент, нередко ведущий к искажению досто­верной картины об общей численности избирателей.

В настоящее время формирование списков избирателей ставится в зависимость от нахождения места жительства граждан, а не от факта проживания. Первое условие устанавливается органами регистраци­онного учета граждан (органами внутренних дел и местной админи­страцией). В соответствии с Законом РФ «О праве граждан Россий­ской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.1 регистрационный учет ведется по месту пребывания и по месту жи­тельства. Правила регистрации и снятия гражданина с учета утверж­даются Правительством РФ.

Нельзя обойти вниманием положение, действующее в избиратель­ном законодательстве с 1997 г., исключающее военнослужащих сроч­ной службы, курсантов военных образовательных учреждений из списков избирателей, из их общего количества при подведении ре­зультатов выборов. Два условия сопровождают данное положение. Оно действует только на муниципальных выборах. За рамками изби­рательной кампании остаются те военнослужащие, место жительства которых до призыва не было расположено на территории соответствующего муниципального образования. Эта норма ограни­чивает права граждан, выполняющих конституционный долг по защи­те Отечества. Данное обстоятельство, безусловно, должно перевеши­вать другую чашу весов, на которой располагаются различного рода опасности, связанные с использованием на выборах в чью-либо поль­зу хорошо организованной массы военных.4. Недееспособные граждане,признанные таковыми по суду (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ; п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Недееспособными признаются лица, которые вследствие пси­хического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Признание недееспособным производится в по­рядке, установленном гражданским процессуальным законодательст­вом (ч. 1 ст. 29 ГК РФ). Соответствующая терминология — «недееспо­собные граждане» сложилась в избирательном законодательстве лишь в последние годы. Прежде использовалась другая лексика: душевно­больные или умалишенные. К примеру, Закон РСФСР «О выборах в Верховный Совет РСФСР» от 8 августа 1978 г. устанавливал, что в списки избирателей не включаются граждане, признанные умалишен­ными не иначе как по решению суда либо по заключению врачебной комиссии, создаваемой органом здравоохранения1. Истоки этой нормы находились в прошлых конституционных актах России.

5. Лица, содержащиеся в местах лишения свободыпо приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это ограничение всеобщего избирательного права не всегда прежде имело конституционное выражение. Российские кон­ституции советского периода, за исключением Конституции РСФСР 1918 г., не содержали его. Между тем осужденные были лишены права голоса. До 1958 г. была распространена практика лишения избира­тельных прав по суду в качестве факультативной мере уголовного на­казания2.

Конституция РФ 1993 г., назвав лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, как не имеющих права изби­рать и быть избранными, сохраняет это право за гражданами, нахо­дящимися в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания под следствием, привлеченных к уголовной ответствен­ности, задержанных. В целях практического осуществления данного права в указанных учреждениях образуются избирательные участки. Нередким стало участие лиц, привлеченных к уголовной ответст­венности, арестованных, в качестве кандидатов в депутаты, на вы­борные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. К этому надо добавить, что избирательное законо­дательство наделяет активным и пассивным избирательным правом лиц, у которых судимость не снята или не погашена. При осущест­влении права быть избранным на это обстоятельство требуется ука- го избирательного права, как это делает федеральный законодатель, поскольку она ограничивает право быть избранным.

8. Лишение права занимать выборные государственные и муни­ципальные должности(п. 7 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Это новелла, согласно которой наличие в отношении гражда­нина вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать указанные должности в течение определенного срока не дает ему воз­можность быть зарегистрированным в качестве кандидата. Такое огра­ничение действует на выборах в органы государственной власти, му­ниципальные органы, если голосование на этих выборах состоится до истечения указанного срока.

Равное и прямое избирательное право.Данный принцип означа­ет, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными. Все избирате­ли имеют равное число голосов по отношению друг к другу, и это число совпадает с числом распределяемых мандатов. Применительно к выборам в одномандатных округах принцип равенства воплощается в формуле «один избиратель — один голос». В многомандатных окру­гах с разным числом мандатов каждый избиратель имеет равное число голосов. В полной мере принцип равного избирательного права каса­ется кандидатов в депутаты на выборные должности в органы государ­ственной власти и местного самоуправления. По общему правилу, они участвуют в выборах на равных основаниях, обладая равными права­ми, обязанностями. Конституционный Суд РФ трактует установление субъектами Федерации дополнительных условий осуществления пас­сивного избирательного права, расходящегося с федеральным регули­рованием, как нарушение равенства избирательных прав граждан1.

Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов (списков канди­датов) непосредственно (ст. 6 Федерального закона от 12 июня 2002 г.). Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается (п. 4 ст. 64).

Тайное голосованиекак принцип избирательного права исключа­ет возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждани­на. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой воле изъявления избирателей, которая во всех нюансах регулируется изби­рательным законодательством. Один из ключевых моментов этой процедуры — заполнение избирательного бюллетеня в специально предназначенной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования. Заполнение бюллетеня, не заходя в кабину для голо­сования, не является нарушением закона, поскольку тайное голосова­ние для гражданина есть право, а не обязанность. Нарушением будет другая ситуация, исключающая возможность голосования в кабинах, когда, например, избирательный участок не оборудован такими каби­нами.

Конституция РФ закрепляет принципы всеобщего, равного и пря­мого избирательного права при тайном голосовании только примени­тельно к выборам Президента РФ (ч. 1 ст. 81). В отношении иных выборных органов власти эти принципы находят выражение в специальном избирательном законодательстве. Тем не менее это не снижает их высокой ценности. Их соблюдение, как отмечается в постановле­нии Конституционного Суда РФ от 22 января 2002 г., делает выборы подлинным народным волеизъявлением, а законодательный орган — действительно представительным. Эти принципы имеют универсальный характер и обязательны при формировании как представительно­го органа Российской Федерации, так и представительных органов ее субъектов.

Свободный и добровольный характер участия граждан в выбо­рах— важная составная часть принципов избирательного права в Рос­сии. Законодательство о выборах раскрывает его содержание следую­щим образом: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо вос­препятствовать его свободному волеизъявлению (п. 3 ст. 3 Федераль­ного закона от 12 июня 2002 г.). Это право проистекает из соответст­вующих положений международных правовых документов: Междуна­родного пакта о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Декларации о критериях свободных и справедливых выборов, ратифицированных или поддержанных Российской Федерацией в разные годы. Ряд евро­пейских государств (Бельгия, Италия, Люксембург, Греция) рассмат­ривают право избирать в качестве обязанности граждан своих стран. Так, в ст. 48 Конституции Италии сказано, что осуществление голосо­вания является гражданским долгом. Однако европейское сообщество нашло этому оправдание, указав на то, что свободные выборы означа­ют не выборы, участие в которых носит добровольный характер, а вы­боры, при которых (обязательный) акт голосования дает возможность свободного выбора.

Ко второй группе принципов российского избирательного права, раскрывающих организацию и проведение выборов, отнесены обяза­тельность и периодичность выборов, их альтернативность и состяза­тельность, гласность.

Обязательность и периодичность выборовв качестве принципов их организации закреплена в ст. 9 Федерального закона от 12 июня 2002 г. Их отражение в Законе очень органично, ибо выборы являются единственным демократическим способом формирования властных органов. Источником этих принципов служат также международные документы. Например, Европейская конвенция о защите прав челове­ка и основных свобод, принимая во внимание различную продолжи­тельность сроков полномочий выборных органов, осторожно говорит о необходимости разумной периодичности выборов. Кроме того, появ­ление указанных положений в нашем законодательстве является реак­цией на имевшие неоднократно место случаи уклонения от проведе­ния выборов.

Альтернативность и состязательность выборовобеспечивают из­бирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кан­дидатов посредством свободного волеизъявления. По мнению Кон­ституционного Суда РФ, альтернативность, как необходимое условие свободных выборов, относится к.самому существу избирательного права. Вот почему без проведения голосования по нескольким канди­датурам оно теряет реальное содержание. Вместе с тем повторное го­лосование может проводиться по одной кандидатуре. Конституцион­ный суд РФ считает проведение повторного голосования по одной кандидатуре вполне оправданным в целях обеспечения результатив­ности выборов «первого тура» голосования1.

Состязательность выборов предполагает конкуренцию, соперниче­ство кандидатов, избирательных объединений и блоков, что обеспечи­вается многими нормами избирательного законодательства.

Гласность выборов— неотъемлемая черта российских избира­тельных кампаний последних лет с точки зрения правового обеспече­ния соответствующего режима. Он поддерживается огромным коли­чеством норм. Во избежание их повтора, сошлемся на новшества Федерального закона об основных гарантиях. Он содержит несколько новых статей об информационном обеспечении выборов, информиро­вании избирателей, опросах общественного мнения, совокупность ко­торых призвана способствовать осознанному волеизъявлению граж­дан, гласности выборов.

 

 

27. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства в РФ (по новому законодательству).

 

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. под иностранным гражданином понимает лицо, не яв­ляющееся гражданином России и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3). Закон об иностранцах дает несколь­ко иное определение: иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без граж­данства (или апатрид) определяется как физическое лицо, не являю­щееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказа­тельств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Таким образом, если иностранец не имеет доказательств принадлеж­ности к гражданству (подданству) иностранного государства, он допредставления таких доказательств должен рассматриваться компе­тентными российскими органами как лицо без гражданства. Очевид­но, что правоприменителям необходимо исходить из определений специального Закона об иностранцах.

Закон об иностранцах выделяет несколько категорий иностранных граждан.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации.К данной категории относятся лица, которые временно находятся На российской территории, при этом срок их пребывания определяется сроком действия выданных им виз. В том случае, когда у России с иностранным государством существует безвизовый режим, то срок временного пребывания иностранца не может превышать 90 суток. Этот срок может быть продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельст­ва, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Феде­рацию.

При наличии у иностранного государства договора о безвизовом въезде в Россию ее граждан последние, заключившие трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) в России, могут находиться на ее территории в течение срока действия указанного договора, но не более одного года, исчисляемого со дня въезда иностранца в Россию. Основным документом, подтверждаю­щим отношение иностранного гражданина к этой категории, служит миграционная карта.

Иностранные граждане, находящиеся на территории Россий­ской Федерации— иностранцы, временно проживающие в Россий­ской Федерации. Документом, дающим право на нахождение на ее территории, является разрешение на временное проживание. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. раскрыт механизм подачи заявлений на получение разрешения на проживание на терри­тории России. Этот механизм связан с квотами, ежегодно утверждае­мыми Правительством РФ. При определении квоты Правительство должно учитывать предложения исполнительных органов власти субъектов Федерации, демографическую ситуацию в соответствую­щем субъекте и его возможности по обустройству иностранцев на своей территории. При выдаче разрешения на временное проживание в России в рамках квот срок такого проживания может составлять до трех лет. Закон об иностранцах предусматривает и получение разре­шения на временное проживание вне квот. Этот порядок, в частности, распространяется на иностранцев:

1) родившихся на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве СССР или родившихся на территории Российской Феде­рации;

2) признанных недееспособными и имеющих дееспособного сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации;

3) имеющих хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоя­щего в гражданстве Российской Федерации;

4) состоящих в браке с гражданином России, имеющих место жи­тельства в этой стране;

5) осуществляющих инвестиции в Российской Федерации в раз­мере, установленном Правительством РФ.

Компетентные органы после подачи иностранцем заявления о вре­менном проживании выдают разрешение на такое проживание после проведения необходимой проверки. В случае отказа в выдаче разре­шения, он вправе повторно подать в том же порядке заявление не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.

Основания отказа или аннулирования ранее выданного разреше­ния на временное проживание строго регламентированы. Они могут быть разделены по группам.

Посягательства на конституционный строй:выступление ино­странца за насильственное изменение основ конституционного строя, иные действия, создающие угрозу безопасности России или ее граж­данам; финансирование, планирование террористических (экстре­мистских) актов, совершение их, оказание содействия в их совершении, иные действия по поддержке террористической (экстремистской) дея­тельности; осуждение вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо пре­ступления, рецидив которого признан опасным.

Нарушения законодательства:выдворение, либо депортация ино­странца за пределы России в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о разрешении на проживание; представление поддельных или подложных документов, сообщение о себе заведомо ложных сведений; наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории России либо за ее пределами, признаваемого таковым в России; не­однократное (два или более раза) в течение одного года привлечение к административной ответственности за нарушение законодательства в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан.

Экономические основания:отсутствие у иностранца доказа­тельств возможности содержать себя и членов своей семьи в России в пределах прожиточного минимума, без помощи государства (за ис­ключением случаев признания иностранца нетрудоспособным); отсут­ствие у иностранца жилого помещения на основаниях, предусмотрен­ных законодательством, по истечении трех лет со дня въезда в Россий­скую Федерацию.

Социальные основания:иностранный гражданин выехал в ино­странное государство для постоянного проживания и находится за пределами России более шести месяцев; заключил брак с граждани­ном России, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, и этот брак признан судом недействительным.

Тяжкие заболевания:иностранец является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызыва­емого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. (Перечень названных заболеваний и по­рядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Пра­вительством РФ.)

При оформлении разрешения на временное проживание иностра­нец подлежит обязательной дактилоскопической регистрации с целью учета иностранных граждан, находящихся на территории России.

Иностранный гражданин, постоянно проживающий на террито­рии Российской Федерации.Иностранный гражданин, временно • проживающий на территории России и имеющий разрешение на вре­менное проживание, может получить вид на жительство и право на постоянное проживание, если он прожил на ее территории не менее одного года с момента получения разрешения. Заявление о выдаче вида на жительство подается в компетентные органы не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на времен­ное проживание. Вид на жительство выдается иностранцу сроком на пять лет. По окончании срока действия вид на жительство может быть продлен еще на пять лет. Число продлений срока действия вида на жительство не ограниченно. Вид на жительство не выдается, а ранее выданный аннулируется при наличии оснований, аналогичных осно­ваниям отказа во временном проживании.

Иностранные граждане не вправе по собственному желанию изме­нять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого им разрешено проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта.

К группе иностранных граждан, временно проживающих в Рос­сийской Федерации, относятся главы и сотрудники иностранных дип­ломатических представительств и консульских учреждений, члены их семей, а также другие лица, имеющие особый правовой режим пребы­вания на территории нашей страны. Их правовой статус складывается из привилегий и иммунитетов, установленных российским законода­тельством и международными договорами (Венская конвенция о дип­ломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. «Об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой инфор­мации на территории Российской Федерации» особым статусом пользуются аккредитованные в соответствующем порядке иностранные корреспонденты. К этой категории относятся также высокого ранга деятели иностранных государств, работники ООН. Время пребыва­ния иностранных граждан - дипломатических представителей опре­деляется с момента вручения ими своих верительных грамот Прези­денту РФ и заканчивается фактом вручения верительных грамот заменяющими их представителями. Федеральные органы власти вы­дают данным категориям дипломатические, служебные или консуль­ские карты, порядок использования которых устанавливается между­народными актами и постановлениями Правительства РФ.

Иностранный гражданин, въехавший в Россию, обязан зареги­стрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в стра­ну. Дети, не достигшие 18-летнего возраста и въехавшие в Россию вместе с родителями, регистрируются одновременно с ними. Реги­страция иностранных граждан производится по письменному заяв­лению лица как лично, так и через приглашающую организацию. В случае допустимой перемены места пребывания иностранного гражданина в России он обязан перерегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания. Временно и постоянно проживающие в России иностранные граж­дане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в компетентном органе по месту жительства. Законодательство о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее закрепляет еще одну категорию иностранцев — транзит­ные иностранные граждане.

Иностранцев, находящихся на территории России транзитом, за­конодатель делит на две категории: 1) не обладающих правом на ос­тановку на ее территории; 2) обладающих правом на остановку на ее территории. Нахождение на территории России проездом (тран­зитом) иностранцев оформляется соответствующими документами. В их числе — российская транзитная виза, а в случае следования автомобильным, железнодорожным и морским транспортом по ма­ршруту следования через сопредельное с Россией государство в го­сударство своего следования — виза на въезд в сопредельное госу­дарство. При следовании авиационным транспортом иностранец должен иметь визу государства назначения при условии, что в пути небудет промежуточных остановок. Во всех случаях лицо должно иметь действительные для выезда из России проездные документы или подтвержденную гарантию приобретения таковых в пункте пересадки на российской территории. Иностранцу вместо транзит­ной визы, которая дает право проезда без остановки, может по пред­ставлению им мотивированной просьбы и документов, подтвержда­ющих необходимость остановки, быть выдана виза с правом на ос­тановку.

Транзитный проезд через территорию России по транзитной визе, т.е. без права на остановку, разрешается иностранцам в случаях, если они: 1) совершают беспосадочный полет воздушным транспортом через территорию России; 2) следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории России и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в го­сударство назначения, авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории России в течение 24 часов с мо­мента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Российская Фе­дерация имеет соответствующий договор.

Иностранец считается транзитным пассажиром, если его нахожде­ние в России не превышает 24 ч, но этот срок может быть увеличен ввиду вынужденной обстановки. Вынужденной обстановкой считает­ся нахождение лица более 24 ч в пределах населенного пункта вслед­ствие наступления одного из следующих обстоятельств:

1) стихийного бедствия, задержавшего движение поезда, авто­транспортного средства, судна или самолета;

2) болезни, если дальнейшее следование, по заключению врачей, больного представляется опасным для его жизни и здоровья; 3) необходимого ремонта соответствующего транспортного средст­ва, поврежденного в результате порчи его частей или транспортного происшествия;

4) не предусмотренной задержкой при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки. Иностранец по визе с пра­вом на остановку считается таковым, если его нахождение не превы­шает срок, указанный в визе, в противном случае он будет находиться на территории России незаконно и к нему могут применяться меры ответственности.

Иностранные граждане по правовому положению приравнивают­ся к российским гражданам, если иное не предусмотрено законом (ограниченный национальный режим). Лица без гражданства по правовому положению приравниваются к иностранным гражданам, если законом не предусмотрено иное. На территории России в от­ношении граждан тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав и свобод российских граждан, соответствующими органами России могут быть установлены ответные ограничения (реторсия).

В подавляющем большинстве случаев на иностранцев и лиц без гражданства не распространяются права, закрепленные за российски­ми гражданами избирательным законодательством, законодательст­вом о статусе государственных органов, воинской и государственной службе. Названные ограничения можно разделить на три группы.

Первую группу составляют нормы, исключающие участие ино­странцев и лиц без гражданства в референдумах и выборах путем осу­ществления активного и пассивного избирательного права — на госу­дарственном уровне. Иностранные граждане не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти. Однако они вправе избирать и быть избранными в органы местного самоуправле­ния, участвовать в местных референдумах тех муниципальных обра­зований, на территории которых постоянно проживают на законных основаниях. Для возникновения данных прав необходимо наличие со­ответствующего международного договора Российской Федерации и установленного законом порядка осуществления иностранцами этих прав.

Вторую группу составляют нормы, исключающие участие ино­странцев и лиц без гражданства в органах судебной власти, в том числе и в качестве присяжных заседателей. Эти запреты касаются только российских судов. Закон РФ «О международном коммерчес­ком арбитраже» от 7 июля 1993 г. не исключает для иностранцев воз­можность быть арбитрами по спорам, рассматриваемым в соответст­вии с этим Законом. Третью группу составляют нормы, запрещающие или ограничи­вающие допуск иностранцев и лиц без гражданства к государствен­ной и муниципальной службе. Иностранец (лицо без гражданства) не вправе: находиться на муниципальной службе; замещать долж­ности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом России; быть членом экипажа военного корабля России или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воздушного судна гражданской авиации; быть принятым на -работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России (перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ); заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, до­пуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным за­коном.

Названные лица лишены возможности выполнять функции нота­риусов и адвокатов. Нотариусы, адвокаты не являются государствен­ными служащими, но значение их деятельности для решения государ­ственных задач столь велико, что право заниматься нотариальной практикой и адвокатской деятельностью предоставляется лишь рос­сийским гражданам. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале кото­рых более 50% акций или долей принадлежат России, устанавливает­ся Правительством РФ.

Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в нашей стране, вправе работать в качестве рабочих и служащих в орга­низациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан России. Закон об иностран­цах ввел квотирование приглашений на въезд указанной категории иностранцев, разрешительный порядок на трудовую деятельность иностранных граждан, выполняющих работы или услуги по граждан­ско-правовым договорам, обязал работодателей вносить средства, не­обходимые для обеспечения выезда иностранного работника из Рос­сии, и др.

Квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельнос­ти ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям ис­полнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте и возможностей последнего по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения исполнительных органов формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудо­вых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного ра­ботника в целях осуществления трудовой деятельности выдается фе­деральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.

По Договору между Российской Федерацией и Республикой Бе­ларусь от 8 декабря 1999 года «О создании Союзного государства» для граждан сторон договора установлены равные права в трудоу­стройстве, оплате труда, предоставлении других социальных гаран­тий. В связи с этим общий порядок выдачи разрешений работода­телям, привлекающим рабочую силу из Беларуси, не применяется, а белорусские работники освобождаются от получения подтвержде­ний на право трудовой деятельности в России.

Конституционное право на охрану здоровья, социальное обеспече­ние, в том числе и на получение пособий, пенсий и других форм соци­ального обеспечения для иностранцев и лиц без гражданства, постоян­но проживающих в России, равно аналогичному праву российских граждан. Для временно пребывающих в России иностранцев, лиц без гражданства порядок осуществления названных прав устанавливается российским законодательством особо. Например, между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном заключено Со­глашение о взаимном предоставлении гражданам перечисленных стран равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи, согласно которому граждане указанных государств имеют равные права на получение бесплатной скорой и неотложной меди­цинской помощи наравне с гражданами государства, где оказывается помощь.

Согласно Порядку приема в государственные образовательные уч­реждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства принимаются в государственные высшие учебные заведе­ния на обучение по основным общеобразовательным программам выс­шего профессионального образования наряду с гражданами России. Граждане иностранных государств (включая граждан республик быв­шего СССР) принимаются в высшие учебные заведения в соответст­вии с: международными договорами в пределах контрольных цифр приема по направлениям Министерства образования РФ; прямыми договорами высшего учебного заведения на места в пределах числен- ности, определяемой лицензией, с оплатой стоимости обучения на ус­ловиях, устанавливаемых правилами приема.

Право на свободу и личную неприкосновенность имеют в равной мере как граждане России, так и иностранцы и лица без гражданства. Их арест, заключение под стражу и содержание под стражей допуска­ются только по судебному решению. Основания и порядок их админи­стративного задержания, а также административного ареста урегули­рованы законодательством об административных правонарушениях. При этом необходимо иметь в виду, что административная юрисдикция не распространяется на иностранцев, пользующихся соответствую­щим иммунитетом.

Иностранцам и лицам без гражданства в России гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права. Право на свободу передвижения и выбор места жительства регламентирует­ся законодательством о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее, о закрытых административно-территориальных образо­ваниях, о порядке регистрации иностранных граждан на территории отдельных субъектов Федерации.

Конституция РФ (ст. 53) закрепила право каждого на возмеще­ние государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их долж­ностных, лиц. Это право принадлежит равным образом как россий­ским гражданам, так и иностранцам и лицам без гражданства. Они обладают правом на юридическую защиту: правом подавать иск в суд, получать помощь адвокатов, обществ по защите прав потреби­телей, других негосударственных организаций, правом на админи­стративную жалобу.

Государство возлагает на иностранцев, лиц без гражданства ряд обязанностей, закрепленных конституционно: обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятни­ки истории и культуры (ст. 44); платить законно установленные нало­ги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) и др.

Традиционной обязанностью, возлагаемой государством на граж­дан, является несение военной службы и защита Отечества. На иностранцев и лиц без гражданства данная обязанность не распро­страняется. Они не могут призываться на военную службу (альтер­нативную гражданскую службу), проходить службу в органах внеш­ней разведки, федеральной службы безопасности, внутренних дел. налоговой полиции. Однако иностранцы могут поступать на воен­ную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы в качестве гражданского персонала в установленных случаях.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательст­ва Российской Федерации, привлекается к ответственности. Россий­ское законодательство устанавливает административную и уголовную ответственность для иностранцев и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания в России (проживание без документов или по не­действительным Документам на право жительства; несоблюдение ус­тановленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства; уклонение от выезда по истечении определенного лицу срока пребывания; несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России).

Указанным лицам может быть сокращен срок пребывания в Рос­сии за совершение действий, направленных на нарушение правил пре­бывания иностранцев в России, а также в том случае, если отпали основания для дальнейшего пребывания в стране. Они подлежат вы­дворению за пределы России, если их действия противоречат интере­сам обеспечения государственной безопасности, охраны общественно­го порядка.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных