Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционные гарантии местного самоуправления в РФ




 

Осуществление местного самоуправления в Российской Феде­рации имеет конституционные гарантии. Они представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправ­ления, и являются важнейшим условием полного и эффективного выполнения им своих задач и функций.

Согласно Конституции РФ (ст. 133), местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту. Защита прав местного самоуправления в судебном порядке осуществляется в ряде случа­ев, предусмотренных законодательством. Так, в суде рассматрива­ются дела об административных правонарушениях, ответствен­ность за которые наступает при невыполнении решений органов местного самоуправления. На должностных лиц и граждан в судеб­ном порядке может быть наложен штраф в размере от одного до пяти установленных законом размеров минимальной месячной оп­латы труда в порядке административной ответственности за невыполнение решений представительного органа местного самоуправ­ления и местной администрации, принятых в пределах их компе­тенции. Такого рода дела рассматриваются судьей единолично в семидневный срок. Постановление судьи может быть отменено или изменено председателем вышестоящего суда, а также самим судьей по протесту прокурора.

Граждане, проживающие на территории муниципального об­разования, органы местного самоуправления вправе обращаться в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недей­ствительными актов государственных органов, предприятий, уч­реждений, организаций, общественных объединений, нарушаю­щих права и законные интересы граждан, проживающих на тер­ритории, подведомственной этим органам местного самоуправле­ния, или права самих органов местного самоуправления. До при­нятия судебными органами решения исполнение опротестован­ных актов может быть приостановлено органами местного само­управления.

В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления. Они рассматриваются арбит­ражными судами. Если по спорам между органами местного само­управления создается согласительная комиссия, то ее решение тоже может быть обжаловано в суд.

. Органы местного самоуправления вправе обжаловать в суд отказ органа государственной власти зарегистрировать положение (устав) о местном самоуправлении.

Судебная защита местного самоуправления осуществляется и тогда, когда граждане обращаются с исками в суды о восстановле­нии нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое-либо ограничение прав граждан по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлеж­ности, социальному происхождению, полу, социальному или иму­щественному положению, языку, отношению к религии и т.д.

Только в судебном порядке, согласно Указу Президента Россий­ской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного само­управления в Российской Федерации», могут быть отменены ре­шения органов местного самоуправления1.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 4 авгус­та 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, принявший (издавший) нормативный правовой акт, который признан судом противоречащим Конституции РФ, федеральному конституцион­ному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образо­вания, обязаны в установленный решением суда срок отменить такой нормативный правовой акт или отдельные его положения, г также опубликовать информацию о решении суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в силу.

В случае/если представительным органом местного самоуправ­ления, главой муниципального образования не отменены норма­тивный правовой акт или отдельные его положения, которые при­знаны судом противоречащими Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Российской Федерации, уставу муници­пального образования и при этом повлекли признанные судом на­рушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или на­ступление иного вреда, то представительный орган местного само­управления может быть распущен, полномочия главы муници­пального образования могут быть досрочно прекращены путем отрешения его от должности.

В случае, если представительным органом местного самоуправ­ления, главой муниципального образования не отменены норма­тивный правовой акт или отдельные его положения в соответствии с решением суда, вступившим в силу, то законодательный (пред­ставительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по собственной инициативе или по обращению высше­го должностного лица субъекта Российской Федерации (руководи­теля высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) письменно предупреждает пред­ставительный орган местного самоуправления, а высшее долж­ностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель выс­шего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) письменно предупреждает главу муници­пального образования о возможности принятия мер в соответствии с действующим законодательством.

В случае, если представительный орган местного самоуправле­ния, глава муниципального образования в течение месяца со дня вынесения (объявления) письменного предупреждения не приня­ли мер по исполнению решения суда, то представительный орган местного самоуправления может быть распущен, а глава муници­пального образования может быть отрешен от должности не позд­нее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда, являю­щегося основанием для роспуска представительного органа мест­ного самоуправления, отрешения главы муниципального образо­вания от должности.

Представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, распускается законом субъек­та Российской Федерации, либо федеральным законом, а глава муниципального образования отрешается от должности указом (постановлением) высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта Российской Федерации, за исключением глав муниципальных образований — столиц и административных центров субъектов Российской Федерации, либо указом Президен­та Российской Федерации.

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда представительным органом местного самоуправле­ния не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а законодательным (представительным) органом госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации не приняты предусмотренные законодательством меры, то Президент Россий­ской Федерации вправе внести в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске представительного органа местно­го самоуправления.

В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда главой муниципального образования не отменены нормативный правовой акт или отдельные его положения, а выс­шим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руко­водителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не приняты предусмот­ренные законом меры, то Президент Российской Федерации впра­ве отрешить главу муниципального образования от должности.

Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта Российской Федерации либо федеральным законом назначаются новые выборы.

Отрешение главы муниципального образования от должности и одновременное назначение новых выборов (если он избирался населением муниципального образования) осуществляются ука­зом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного ор­гана государственной власти субъекта РФ) либо указом Президен­та РФ.

В случае отрешения главы муниципального образования от должности высшее должностное лицо субъекта Российской Феде­рации (руководитель высшего исполнительного органа государст­венной власти субъекта Российской Федерации) либо Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности главы муни­ципального образования на период до вступления в должность вновь избранного главы муниципального образования, если иной порядок не установлен уставом муниципального образования.

Предложения об отрешении Президентом РФ главы муници­пального образования от должности могут быть внесены законода­тельным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руково­дителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), Правительством РФ, Генеральным прокурором РФ.

Граждане, права и законные интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправ­ления, отрешением главы муниципального образования от долж­ности, вправе обжаловать роспуск представительного органа мест­ного самоуправления, отрешение главы муниципального образо­вания от должности в соответствующий суд (Верховный Суд рес­публики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа) либо Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня официального опубликования закона, указа (постановления).

Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд города Федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, Верховный Суд Российской Федерации должны рассмот­реть жалобу и принять решение не позднее десяти дней со дня ее подачи.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 133) местное самоуправ­ление в Российской Федерации гарантируется правом на компен­сацию дополнительных расходов, возникших в результате реше­ний, принятых органами государственной власти.

Местное самоуправление, несмотря на свою самостоятельность и независимость, обязано выполнять решения органов государст­венной власти. При этом органы местного самоуправления вынуж­дены нести дополнительные затраты, связанные либо с возложени­ем на них дополнительных полномочий, либо в связи с неправомерными действиями органов государственной власти. Конститу­ция закрепляет принцип восполнимости этих затрат. Компенса­ция дополнительных расходов, возникших в результате выполне­ния решений, принятых органами государственной власти, осу­ществляется за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Органы местного самоуправления имеют право на по­лучение полной компенсации за ущерб и в случаях, когда отчуж­даются в государственную собственность объекты муниципальной собственности.

Конституцией РФ (ст. 133) установлено, что местное самоуп­равление в Российской Федерации гарантируется запретом на ог­раничение прав местного самоуправления, установленных Кон­ституцией РФ и федеральными законами. Правовой статус орга­нов местного самоуправления, определенный Конституцией Рос­сии и федеральными законами, не может быть ограничен органами государственной власти. Акты этих органов, нарушающие права органов местного самоуправления, подлежат отмене.

Органы государственной власти не могут рассматривать и ре­шать вопросы, отнесенные законодательством к ведению органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда эти во­просы связаны с обеспечением государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населе­ния, защиты прав и свобод граждан.

Конституционные гарантии — ядро правовых гарантий мест­ного самоуправления, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации.

К числу других правовых гарантий местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обязатель­ность решений, принятых путем прямого волеизъявления граж­дан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 44), а также рассмотрение обра­щений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (ст. 45).

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на террито­рии муниципального образования предприятиями, учреждения­ми и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недейст­вительными по решению суда.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления влечет ответствен­ность в соответствии с законами.

Обращения органов и должностных лиц местного самоуправле­ния подлежат обязательному рассмотрению органами государст­венной власти, государственными должностными лицами, пред­приятиями, учреждениями и организациями, которым эти обра­щения направлены.

Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (предста­вительном) органе субъекта Российской Федерации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных