Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Институт неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы




Конституция РФ установила одну из важных гарантий парламент­ской деятельности — право неприкосновенности члена Совета Феде­рации и депутата Государственной Думы (ст. 98).

Институт парламентской неприкосновенности возник в средние века как средство защиты членов законодательных и представитель­ных органов от произвольных арестов и преследования со стороны монархов, нередко пользовавшихся своей бесконтрольной властью в борьбе с нарождающимися парламентами. Хотя на современном этапе значение института парламентской неприкосновенности заметно сни­зилось, он сохранился практически во всех странах, где есть парла­менты. Например, по Конституции США члены конгресса ни за какие речи или участие в дебатах не могут быть подвергнуты допросу (разд. 6, ст. 1). Конституция Франции предусматривает, что член пар­ламента не может быть подвергнут преследованию, розыску, аресту, задержанию или суду не только за высказанные им мнения, но и за голосование при исполнении своих обязанностей (ст. 26). Согласно Конституции Японии члены обеих палат не несут ответственности за свои речи, высказывания и голосование в парламенте (ст. 51). В Испа­нии законом предусмотрена также неприкосновенность парламента, а в Израиле — неприкосновенность здания парламента и т.д.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Рос­сии не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты лич­ному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено фе­деральным законом для обеспечения безопасности других людей (ст. 98 Конституции). Неприкосновенность распространяется также на жилое и служебное помещения, багаж, личные и служебные транс­портные средства, средства связи, принадлежащие депутату, их доку­менты и переписку.

Освобождение депутата от личного досмотра обусловлено тем, что он может иметь при себе материалы конфиденциального характера, например, переданные ему документы, разоблачающие факты корруп­ции высокопоставленных должностных лиц. Досмотр депутата позво­лил бы обнаружить и изъять у него такого рода материалы.

Член Совета Федерации, депутат Думы не могут привлекаться к уголовной или административной ответственности, налагаемой в су­дебном порядке, в том числе за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в своей палате, другие действия, соответст­вующие их статусу. Названная неприкосновенность действует и по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями член Совета Федерации, депутат Думы допустили публичные оскорб­ления, клевету, иные нарушения, преследуемые по федеральному закону, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предва­рительного следствия или начало производства по делу об админи­стративном правонарушении, предусматривающем административ­ную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляет­ся только в случае лишения их неприкосновенности.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представле­нию Генерального прокурора соответствующей палатой Федерального Собрания. В случае возбуждения уголовного дела, начала производст­ва по делу об административном нарушении, предусматривающем ад­министративную ответственность в судебном порядке, в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном нарушении, предусматривающем админи­стративную ответственность в судебном порядке, начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Думы, связанных с осу­ществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор в не­дельный срок после получения сообщения органа дознания или сле­дователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Думы неприкосновен­ности.

После окончания дознания, предварительного следствия или про­изводства по делу последнее не может быть передано в суд без согла­сия соответствующей палаты Федерального Собрания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных