ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Правительство РФ (порядок формирования, компетенция, ответственность).Правительство Российской Федерации в системе исполнительной власти Правительство РФ является органом, осуществляющим исполнительную власть Российской Федерации (ч. 1 ст. НО Конституции). Конечно, исполнительную власть в стране осуществляет не только Правительство, но именно оно ответственно перед народом, главой государства, парламентом за надлежащее функционирование единой системы исполнительной власти, за реализацию этой властью конституционных задач, принципов, механизмов жизнедеятельности гражданского общества. Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти в стране. Возглавляя единую систему органов исполнительной власти, Правительство руководит работой федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, контролирует их деятельность. Это выражается в его полномочиях по определению структуры этих органов, назначению их руководителей, утверждению положений об этих органах, отмене или приостановлению их незаконных актов, установлению порядка создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и ведомств. В отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство также реализует полномочия высшего исполнительного органа государственной власти. Издавая общеобязательные как для федеральных, так и для региональных органов нормативные акты, Правительство обеспечивает единство системы исполнительной власти, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации, разрешает споры и устраняет разногласия между органами исполнительной власти федеральными и субъектов Федерации. Правительство вправе образовывать иные государственные органы, реализующие функции и полномочия в сфере исполнительной власти, — органы Правительства и органы при Правительстве, а также создает федеральные учреждения и предприятия, обеспечивающие исполнение полномочий федеральными исполнительными органами. Правительство РФ является федеральным органом исполнительной власти. § 3. Состав Правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Общее число членов Правительства зависит от числа должностей заместителей председателя Правительства, федеральных министерств РФ, государственных должностей министров РФ, вводимых указами Президента. Состав Правительства имеет юридическое значение для определения компетентности принимаемых им решений. Каждый член Правительства обладает правом одного решающего голоса на заседаниях Правительства. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов. Формирование Правительства. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Назначение нового Председателя Правительства и соответственно формирование нового Правительства происходят каждый раз после: а) вступления в должность вновь избранного Президента (это может быть лицо, ранее замещавшее должность Президента и переизбранное на новый срок); б) отставки Правительства. Президент не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства. Государственная Дума в течение недели обязана рассмотреть представленную кандидатуру и принять постановление о даче согласия на назначение или о ее отклонении. Порядок рассмотрения данного вопроса и принятия постановления регулируется Регламентом Государственной Думы. Президент или его полномочный представитель в Государственной Думе официально представляют кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кандидат на должность, в свою очередь, представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. Обсуждение проходит гласно, выступают представители фракций и депутатских групп, высказываясь «за» или «против» выдвинутой кандидатуры. Согласие Государственной Думы считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы. В случае отклонения представленной кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит новое предложение. Президент при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды, трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. При троекратном отклонении Государственной Думой представленных кандидатур вступает в силу специальный порядок формирования Правительства. Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. При этом Президент может назначить любую кандидатуру, как предлагавшуюся им ранее Думе, так и новую. После выборов нового состава Думы Председатель Правительства, назначенный Президентом в специальном порядке, продолжает работать без прохождения процедуры согласования. Конституция не ограничивает выбор Президента политической принадлежностью кандидата на должность Председателя Правительства, хотя учитывать расклад политических сил в парламенте он вы-нужден. Конституционная практика свидетельствует о том, что этот человек должен быть профессиональным управленцем, как правило, уже работавшим в Правительстве на других должностях. Фигура Председателя Правительства имеет высокий политический вес, конституционное и административное значение и не сводится к роли «технического директора» правительства. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Эта процедура пока не обладает достаточной степенью публичности и открытости, поскольку в обсуждении участвуют только два должностных лица. Президент не вправе игнорировать представленные ему Председателем Правительства кандидатуры или назначать каких-либо лиц вопреки позиции Председателя Правительства. Фактически это может происходить, но с учетом принципа конституционного взаимодействия властей, согласования воль Президент обязан проявлять конституционную сдержанность в отношении своих прерогатив, обеспечивая право Председателя Правительства подбирать команду единомышленников. Процедура формирования Правительства не ограничена строгими временными рамками. Часть заместителей Председателя Правительства, ключевые министры обычно назначаются в первые дни, после назначения Председателя Правительства. Вполне допустимо на первом заседании нового кабинета присутствие лиц, которые по-прежнему исполняют обязанности членов Правительства, ушедшего в отставку или сложившего полномочия.
§ 5. Компетенция Правительства Статья 114 Конституции РФ определяет важнейшие направления деятельности Правительства, составляющие основу его конституционного статуса. Поскольку речь идет об органе исполнительной власти общей компетенции, то перечень конституционных функций и полномочий не является закрытым и предполагает дальнейшее развитие в федеральных законах и указах Президента. Более того, Конституция предопределяет компетенцию всех федеральных органов исполнительной власти, полномочия которых производны от правового положения Правительства. Являясь высшим исполнительным органом государственной власти, Правительство: утверждает положения о федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти; устанавливает предельную штатную численность и размер ассигнований на содержание работников их центральных аппаратов; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, председателей государственных комитетов, федеральных комиссий, руководителей федеральных служб, генеральных директоров российских агентств, начальников федеральных надзоров, их заместителей, членов коллегий федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент. Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти, налагать дисциплинарные взыскания и применять меры поощрения к тем должностным лицам, которых оно назначает на государственную должность. К общим полномочиям Правительства относятся: 1) организация и проведение государственной политики в различных сферах и областях государственной и общественной жизни; 2) реализация права законодательной инициативы; 3) руководство работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; 4) координация деятельности всех органов исполнительной власти в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации, в том числе перераспределение на основании соглашений полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации; 5) разработка, утверждение и контроль за исполнением федеральных целевых программ, предусматривающих комплексное развитие отдельных отраслей экономики, территорий, реформирование систем государственной власти; 6) управление государственными федеральными предприятиями и учреждениями, включая утверждение уставов этих организаций, назначение их руководителей и контроль за их деятельностью; 7) принятие и установление различных правил, положений, стандартов, нормативов, иных актов, регулирующих социально-экономическое развитие государства. Специальные полномочия Правительства чрезвычайно многообразны и подразделены в Законе о Правительстве на восемь сфер. Причем они (как и общие полномочия) не являются исчерпывающими. В сфере экономики Правительство организует регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; утверждает прогнозы социально-экономического развития государства, организует реализацию экономических программ; вырабатывает государственную и инвестиционную политику, принимает меры по ее реализации; осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование оборонного производства. В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, представляет отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики; принимает меры по. реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы. В сфере науки, культуры, образования Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов России. В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования, развитию минерально-сырьевой базы России; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке, реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав, свобод граждан, охране собственности, общественного порядка, борьбе с преступностью, другими общественно опасными явлениями; разрабатывает, реализует меры по укреплению кадров, развитию, укреплению материально-технической базы правоохранительных органов. В сфере обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением, военной техникой, материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности страны; принимает меры по охране государственной границы; руководит гражданской обороной. В сфере внешней политики и международных отношений Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики; обеспечивает представительство страны в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы страны, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сферах внешнеэкономической деятельности, международного научно-технического и культурного сотрудничества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|