ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Признаки субъектов Российской ФедерацииСтатус субъектов Российской Федерации обладает следующей совокупностью признаков. 1. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают свои конституции (уставы). Утверждения этих учредительных документов со стороны федеральных органов не требуется. Статус субъектов определяется не только собственным конституционным законодательством, но и федеральным конституционным законодатель-ством. Причем конституции (уставы) субъектов не должны противоречить Конституции РФ. Конституционный Суд РФ наделен правом признавать недействительными положения региональных конституций (уставов) в случае обнаружения противоречий между ними, с о дной стороны, и федеральной Конституцией, с другой. Статус того или иного субъекта может быть изменен только по взаимному согласию с Российской Федерацией в соответствии с фе-деральным конституционным законом (ч. 5 ст. 66 Конституции). 2. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственное наименование. Причем новое наименование субъекта должно быть внесено в Конституцию РФ. В 1996 г. указами Президента РФ в ст. 65 Конституции РФ были включены три новых наименования российских республик: Республика Ингушетия (старое наименование — Ингушская Республика), Республика Северная Осетия — Алания (старое наименование — Республика Северная Осетия) и Республика Калмыкия (старое наименование — Республика Калмыкия — Хальм Тангч). 3. Субъекты Федерации являются самоуправляющимися территориями. В пределах своих полномочий органы государственной власти субъектов самостоятельно реализуют государственную власть на своей территории, обеспечивают ее экономическое и социальное развитие. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют правовое регулирование и управление вместе с федеральными органами государственной власти. Все проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с региональными органами государственной власти. Субъекты Федерации также принимают участие в реализации федеральных предметов ведения, так как они соответствующим образом представлены в Федеральном Собрании. Каждый субъект в лице его законодательного (представительного) органа обладает правом законодательной инициативы в парламенте России. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти осуществляется посредством Конституции РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. 4. Территория субъектов Федерации является составной частью российского государства. В то же время территории субъектов неприкосновенны и могут быть изменены только с их согласия. Если субъект Федерации имеет границу с иностранным государством, то она совпадает с Государственной границей Российской Федерации. 5. Субъекты Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают собственное законодательство, иные нормативные акты в пределах своих полномочий. Причем в соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае такого противоречия действует федеральный закон. В то же время в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта, принятым по предметам ведения субъекта, действует нормативный акт субъекта. 6. Интересы субъектов Федерации представлены на федеральном уровне. В частности, от них избираются депутаты в Государственную Думу Федерального Собрания. В Совет Федерации Федерального Собрания каждый регион направляет двух представителей. Для учета региональных интересов при Правительстве РФ могут учреждаться их представительства. Например, при Правительстве РФ функционируют представительства Брянской, Магаданской, Тульской, Самарской, Ивановской областей1. В свою очередь в самих субъектах в соответствии с ч. 1 ст. 78 Конституции РФ предусматривается возможность создания территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц федеральными органами исполнительной власти для осуществления ими своих полномочий. Новым институтом, созданным в целях повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений, является институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Основными задачами полномочного представителя являются: организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений2. 7. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают и формируют собственную систему органов законодательной, исполнительной, судебной власти. Есть лишь один ограничитель этой самостоятельности, а именно: соответствие региональных актов, устанавливающих такую систему, основам конституционного строя России, а также принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом. В рамках федерального закона субъекты вправе сами определять систему органов государственной власти, их структуру, полномочия и т.д. 8. Субъекты Федерации обладают ограниченной международной правосубъектностью. Это означает, что они в пределах полномочий, предоставленных им федеральной Конституцией, федеральным законодательством и договорами, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. С согласия Правительства РФ субъекты Федерации вправе осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Субъекты Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с федеральным Министерством иностранных дел вправе открывать свои представительства за пределами Российской Федерации, а также давать разрешение на открытие на территории данного субъекта представительств субъектов иностранных федеративных государств и административно-территориальных образований иностранных государств. Данные представительства не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации отнесена к предметам совместного ведения. Она возлагается на федеральные органы исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Президентом РФ по предложению Правительства РФ. Федеральные органы государственной власти также оказывают региональным государственным органам необходимую правовую и экспертно-консультативную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, в выработке текстов соглашений, в их выполнении, а также обеспечивают защиту прав и законных интересов субъектов в иностранных государствах. 9. Субъекты Федерации имеют собственную символику: герб, гимн, флаг, а также столицу или административный центр. # закон Свердловской области от 14 апреля 1997 г. «О гербе и флаге Свердловской области». Наличие символов субъектов Российской Федерации не является признаком, свидетельствующим о их суверенитете. В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г., в частности, проверялось положение Конституции Республики Алтай, в которой было закреплено, что государственные символы Республики Алтай — герб, флаг, гимн выражают не только самобытность и традиции ее многонационального народа, но и суверенитет Республики Алтай. 10. Субъекты Федерации не обладают правом сецессии (одностороннего выхода из состава Российской Федерации). Действующая Конституция РФ не фиксирует такого права за субъектами. Между тем первая российская Конституция 1918 г. косвенно признавала такое право. В ее ст. 49 устанавливалось право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК на принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных ее частей. В конституциях Союза ССР, в состав которого с 1922 по 1991 гг. входила Россия, право на выход традиционно закреплялось, хотя и не было дополнено механизмом реализации. К примеру, в Конституции СССР 1977 г. в ст. 72 устанавливалось: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР». 11. Субъекты Федерации равноправны. Статья 5 Конституции дает структурную характеристику Российской Федерации и устанавливает принцип равноправия ее субъектов. Равноправие не следует смешивать с равенством субъектов. Наличие множества различий исторического, экономического, географического и других не позволяет.говорить о фактическом равенстве всех субъектов Федерации. Конституция же закрепляет равноправие, что означает обладание российскими регионами конституционно-правовым статусом субъекта Федерации, в который включается право иметь конституцию или устав, законодательство, свою территорию, собственные органы государственной власти, представительство в Федеральном Собрании, собственную и совместную с федеральными органами власти компетенцию и т.п. Равноправие также означает, что все субъекты Федерации в равной' мере пользуются гарантиями, предоставляемыми им со стороны федерального центра в соответствии с Конституцией РФ. К числу таких гарантий можно отнести: обеспечение обороны, безопасности, защиты внешних границ субъектов; невозможность изменения их территории без их согласия; закрепление за субъектами таких прав, как право утверждать поправки в федеральную Конституцию, право законодательной инициативы в федеральном парламенте, право обращения в Конституционный Суд РФ и др. Принцип равноправия субъектов Федерации закреплен на конституционном уровне впервые, что представляется крайне важным для гармоничного развития федеративных отношений. 12. Субъекты Федерации — несуверенные государственные образования. Сувереном выступает сама Российская Федерация, тогда как составные ее части располагают определенной степенью самостоятельности в сферах, определенных федеральной Конституцией. Это Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации В силу множественности и разнородности субъектов Российской Федерации отдельные их виды обладают рядом особенностей, которыми они отличаются от основной массы регионов. Республики в составе Российской Федерации. Они выступают в качестве государств. Такая дефиниция используется как федеральной Конституцией (ст. 5), так и республиканскими конституциями. Отсюда отличительные признаки, свойственные лишь данной категории российских регионов. Республики принимают конституции, тогда как остальные субъекты принимают уставы. Причем Конституция РФ не регламентирует порядок принятия республиканских конституций, в то время как остальные субъекты должны принимать собственные уставы посредством своих законодательных (представительных) органов (ч. 2 ст. 66). И республиканские конституции, и уставы иных регионов выступают в качестве основных законов соответствующих субъектов, в силу чего они находятся на одном уровне по своему функциональному назначению и по юридической силе в рамках собственных правовых систем. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В то же время в соответствии с Федеральным законом «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями) алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами. Государственные языки республик употребляются в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ). Другие субъекты Федерации, построенные по национально-этническому принципу (автономная область, автономные округа), таким правом не обладают. Наличие конституций служит основанием для формирования в республиках собственных конституционных судов. Другие субъекты Федерации вправе учреждать уставные суды. Оба вида судебных органов выполняют однотипные функции и поэтому различия в их наименованиях не являются решающими. Республикам свойствен институт президентства. Высшими должностными лицами остальных субъектов Федерации, как правило, являются губернаторы. В качестве атрибутивного признака государства можно расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов. Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими. Конституционный Суя РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности ихконституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Автономная область, автономные округа в составе Российской Федерации. Автономии — национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. — национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока. В условиях конституционного закрепления принципа равноправия всех субъектов Федерации сохранение в наименовании данных субъектов термина «автономный» не представляется логичным. Статус всех субъектов Федерации, как известно, определяется федеральной Конституцией и в зависимости от вида субъекта — его конституцией или уставом. Однако, согласно Конституции РФ, статус автономной области и автономного округа, кроме того, может регламентироваться федеральным законом о соответствующей автономии. Такой закон может быть принят по представлению законодательных и исполнительных органов названных субъектов (ч. 3 ст. 66). К настоящему времени ни одна из автономий не представила в федеральный парламент соответствующего законопроекта. Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Действующая Конституция права автономий на выход из состава области не предусматривает, закрепляя лишь возможность договорного решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Теоретически предметом такого договора может стать и вопрос о непосредственном вхождении в Федерацию автономного округа, т.е. о фактическом выходе округа из состава области. Здесь, однако, требуется взаимное согласие таких субъектов, а также юридическое «оформление» такого решения на федеральном уровне. В соответствии с Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 15 декабря 1990 г., все автономные области были выведены из состава краев и включены в Российскую Федерацию непосредственно. Таким образом, в настоящее время 9 автономий из 11 входят в Российскую Федерацию и одновременно в состав краев или областей. Края, области в составе Российской Федерации. Некоторые российские регионы являются сложносоставными, т.е. включают в свой состав другие субъекты — автономные округа. В условиях закрепления равноправия всех субъектов необходимы определенные юридические формы регулирования статуса таких субъектов, их взаимоотношений, разрешения возможных споров и т.п. Конституция РФ в качестве таких форм называет внутренние договоры о разграничении предметов ведения и полномочий. Например, такие договоры заключены между органами государственной власти Иркутской области и органами государственной власти входящего в ее состав Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, между органами государственной власти Тюменской области и органами государственной власти входящих в ее состав Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Предыдущая российская Конституция предусматривала для автономных округов и автономных областей возможность самостоятельного решения вопроса о том, находиться ли им в составе края, области или войти в Российскую Федерацию непосредственно. Тогда правом выхода из состава области воспользовался лишь один автономный округ — Чукотский, что было закреплено Законом РФ «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации»1 от 17 июня 1992 г. Конституционность этого Закона была проверена Конституционным Судом РФ. Суд пришел к выводу, что выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области и непосредственное его вхождение в состав Российской Федерации не влияют на национально-государственное устройство и состав Федерации, а также на конституционно-правовой статус автономного округа. Закон был признан конституционным2. В составе Российской Федерации имеются две области, которые отделены от основной части территории государства: Сахалинская область отделена от материковой части России Татарским проливом, а Калининградская область — территорией иностранных государств. Естественно, что последняя область имеет гораздо больше особенностей по сравнению со всеми остальными регионами страны. С учетом этого был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996 г.3 Города федерального значения в составе Российской Федерации. Эти города занимают анклавное положение, т.е. их территория окружена территорией другого субъекта — области (Московской и Ленинградской). В Конституции ничего не сказано по поводу взаимоотношений этих городов и соответствующих областей. Думается, что по аналогии с областями и входящими в их состав автономными округами эти взаимоотношения могут быть урегулированы договорами, а в случае крайней необходимости также федеральными законами при обязательном учете интересов обеих сторон. Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных членов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта — города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя по меньшей мере четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта — города; субъекта Федерации — города федерального значения; административного центра другого субъекта — Московской области; столицы Российской Федерации. Статус столицы, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 70), устанавливается федеральным законом. § 4. Классификация субъектов Российской Федерации В настоящее время в Российской Федерации насчитываются 89 субъектов. Деление их на виды возможно по различным основаниям. В отличие от федераций, построенных по чисто территориальному принципу (США, ФРГ, Австралия), Российская Федерация включает в свой состав как территориальные, так и национальные субъекты. Причем национальный принцип был превалирующим с момента провозглашения федерации до недавнего времени, поэтому национальный критерий в разных своих ипостасях присутствует при группировании российских регионов гораздо больше. С включением в число членов федеративного объединения крупных административно-территориальных единиц (краев, областей, городов федерального значения) национальный принцип был дополнен территориальным. Национальные республики, кроме того, можно поделить по способу образования: 1) непосредственно учрежденные в качестве республик (Башкирская, Татарская, Дагестанская, Бурятская и Якутская); 2) трансформированные из других автономных единиц (Карельская Республика была преобразована из Карельской Трудовой Коммуны, Чувашская, Удмуртская, Марийская и другие республики были преобразованы из автономных областей1); 3) выделенные из состава других республик (Ингушская Республика выделилась из состава Чечено-Ингушской Республики в 1992 г.). Национальный критерий позволяет дифференцировать республики и автономии по двум основаниям. 1. По национальному составу населения названные субъекты можно разделить на следующие три группы: 1) субъекты, где корен ная нация составляет абсолютное большинство, т.е. более 50% m сравнению со всем населением. 2) субъекты, где коренная нация имеет относительное большинство, т.е. большинстве по сравнению с каждой другой национальностью в данном субъекте. 3) субъекты, где коренная нация составляет меньшинство (Карелия, Удмуртия, Еврейская автономная область). 2. По числу преобладающих наций (по численности) в национальной структуре республик и автономий можно выделить следую щие три группы: 1) субъекты с преобладанием одной нации. Причем эта нация может быть как титульной, т.е. давшей наименование субъекту, так и не титульной; 2) субъекты с преобладанием двух наций. Двойное название некоторых национальных субъектов -по названию двух коренных наций — не дает оснований для отнесения их в данную группу, так как анализ реальной национальной структуры этих субъектов показывает, что две титульные нации в них не занимают превалирующего положения. 3) многонациональные субъекты. Российские регионы Можно сгруппировать по географическому признаку: континентальные или материковые субъекты Федерации (основная часть регионов) и отделенные от основной части государства субъекты (Калининградская и Сахалинская области). По количественным показателям (размер территории, количество населения) также можно дифференцировать субъекты Федерации. К крупным (по размеру территории) регионам можно отнести Республику Саха (Якутия), Таймырский и Эвенкийский автономные округа, Хабаровский край, Республику Бурятия и др. К примеру, территория последней составляет 351,3 тыс. кв. км. К числу компактных по территории субъектов относятся Агинский Бурятский и Усть-Ордынский Бурятский автономные округа, республики Адыгея, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и др. К примеру, территория последней составляет всего 8 тыс. кв. км. По численности населения российские регионы подразделяются на многонаселенные (Москва, Свердловская область, Республика Татарстан и др.) и малонаселенные (Эвенкийский, Корякский, Ненецкий автономные округа, Республика Тыва и др.). Население Москвы составляет более 9 млн чел., а население Эвенкийского автономного округа — менее 20 тыс. чел. По внутренней структурной организации возможно деление субъектов на сдожносоставные и обычные. Такая дифференциация свойственна только российскому федерализму. К сложносоставным субъектам относятся области и края, включающие в свой состав иные субъекты Федерации — автономные округа. Это Архангельская, Иркутская, Камчатская, Пермская, Тюменская, Читинская области и Красноярский край. Все остальные субъекты можно считать обычными, т.е. не включающими в свой состав каких-либо государственных образований.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|