Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный строй. Во главе государства стоял Великий князь (господарь)




Во главе государства стоял Великий князь (господарь). Он был монархом, но власть передавал на смешанных основаниях наследования: выбирали одного из сыновей Великого князя. В его руках была высшая законодательная, исполнительная и судебная власть, он возглавлял вооруженные силы, объявлял войну и мир, назначал и освобождал государственных служащих, поддержи вал дипломатические отношения с другими государствами.

Важным органом был совет при князе, который получил название "паны-рада". Сначала в него входили только вассалы князя. После Кревской унии в состав рады вошли католические епископы, позднее и высшие должностные лица центрального управления: канцлер, подканцлер, гетман, маршалки и другие.

Сначала паны-рада был консультативным органом, как когда-то совет при киевском князе, со временем его роль усиливается, и в 1492 г. выдается привилей, которым несколько ограничивается власть Великого князя. Так, он не мог без паны-рады назначать послов в иностранные государства, высших чиновников на украинской земле, принимать и отменять законы. Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики он также должен был решать с паном-радой.

Прототипом феодальных съездов Киевской Руси был Великий вальный сейм, который репрезентовал панов и шляхту всего государства. Впервые он собрался в 1507 г. в связи с намерением Великого князя получить средства от панов и шляхты на войну с Московским княжеством. Со временем Великие вальные сеймы стали собираться также для рассмотрения других важных государственных дел. Сеймы породили привилегии шляхты, которые освобождали это сословие от уплаты налогов. I Статут 1529 г. уже признал Великий вальный сейм государственным учреждением.

Центральная администрация состояла из урядников Великого князя (господаря). Первым лицом был маршалок земский, который в отсутствие Великого князя председательствовал на заседаниях паны-рады. Его заместителем был маршалок дворский. Государственной канцелярией заведовал канцлер, а его заместителем был подканцлер. Финансами ведал земский подскарбий и его заместитель - дворский подскарбий. Войском командовали гетман земский и гетман дворский. Местная администрация появилась после ликвидации удельных князей, которых заменили в крупных волостях наместники - старосты. В крупных городах, например Киеве, были не старосты, а воеводы. В меньшие города были назначены державны. Воеводства делились на староства или уезды. Территория уездов не была одинаковой: меньшие уезды были в Литве, большие - в Украине. Староста был не только урядовцем, который выполнял государственные функции, но и управителем великокняжеских хозяйств, которые находились на территории старосте. Старосты собирали налоги, отправляли правосудие, отвечали за оборону подвластной территории. Помощниками старост были возные, которые выполняли судебные решения, осуществляли привод в суд. В каждом уезде были хорунжие и городничие, осуществляющие надзор за положением великокняжеских хозяйств, дорогами и прочим.

 

 

Правовая система

Основными источниками права были Русская Правда, обычное право, каноническое право, международные договоры, великокняжеское законодательство (привилеи - общеземские, областные, городские), грамоты (городские, волостные), сеймовые постановления, Судебник Казимира IV 1468 г., статуты.

Большое значение в правовой системе государства имели сборники законодательства.

В Статуте 1529г. юридически закреплялись основы общественного и государственного строя, правовое положение населения, порядок создания, состав и полномочия некоторых органов государственного управления.

В 30-40-х годах XVI в. в Великом княжестве Литовском произошли значительные социально-политические изменения. Укрепилось правовое положение шляхты в его борьбе с магнатами. Значительную часть шляхты не удовлетворял Статут 1529 г. Наиболее настойчивой в требованиях принять новый Статут была волынская шляхта. На Виленском сейме 1551 г. Сигизмунд II обязался "с советом панов-рад своих" создать для исправления действующего Статута комиссию из пяти католиков и пяти православных.

Статут 1566г. был правовой системой независимого государства, связанного с Польшей только совместным правителем. На повестке дня стояла более тесная уния двух государств. Ее поддерживали уездные сеймики, которые желали шляхетского судопроизводства по польскому примеру. Высказывалось требование равенства всей шляхты перед законом, что связывалось с ликвидацией судебных привилеев магнатов.

Статут 1588г. состоял из 14 разделов, которые насчитывали 488 статей. В первый раздел были включены нормы, которые можно подразделить на две группы: нормы, касающиеся основных положений, и нормы, определяющие наказания за государственные преступления. Второй раздел охватывает нормы, регулирующие выполнение воинской обязанности шляхтой. В третьем разделе изложены нормы государственного права. В других разделах нашли отражение нормы гражданского, уголовного и процессуального права.

Гражданское право. В статутах довольно подробно регламентировался институт частной собственности. Статуты предусматривали неприкосновенность права собственности. Шляхетская собственность, в частности, не могла быть конфискована без судебного решения. Значительное развитие получило обязательственное право. В нем детально регламентировались права и обязанности по договорам купли-продажи, мены, залога, поклажи, найма имущества и т.д.

В праве залога были свои особенности, которые выражались в том, что заложенное имение переходило во владение и пользование кредитора до полного его выкупа должником. В залог могли передаваться земли-выслуги и даже должности. Широкое применение и регламентацию получил договор аренды.

Значительное место в законодательстве было уделено оформлению договоров. Так, договор купли-продажи имений оформлялся только в письменном виде в присутствии свидетелей, принадлежащих к шляхте, с обязательной регистрацией в судах.

Наследственное право. Статуты знали наследование по закону и по завещанию. По закону сначала наследовали дети, затем внуки и правнуки. При отсутствии таковых наследственное имущество переходило к боковым родственникам (братьям, сестрам и др.).

Мещане городов, которые не имели права на самоуправление, могли передавать по завещанию только одну треть имущества, две трети переходили к детям, а при отсутствии детей - в собственность владельца города.

Брачные и семейные отношения регулировались нормами, которые сложились еще в Киевской Руси и были перенесены в статуты. Заслуживает внимания повышение брачного возраста по Статуту 1566 г. Для женщин он составлял 15 лет, для мужчин - 18. Впоследствии III Статут снова понизил брачный возраст женщины до 13 лет. Браку предшествовало согласие родителей сторон. Нормы права предусматривали согласие вступающих в брак, внесение супругой приданого и запись вена в пользу супруги со стороны мужа. Веном называлась часть имущества, которую выделял муж своей будущей супруге. В арт. 1 четвертого раздела Статута 1529 г. установлено, что сумма вена должна быть двойной в отношении к приданому, но не превышать 1/3 стоимости имущества мужа. После смерти мужа вено становилось собственностью супруги.

Уголовное право. Под влиянием социально-экономического развития изменилось понятие преступления. Вместо "обиды" под преступлением стали понимать вред, причиненный собственнику или общине.

Понятие преступления все больше смещается к сфере нарушения правовой нормы. Преступление стало называться "выступом", а преступник - "выступцем". Субъектом преступления признавался свободный или полузависимый человек, который достиг 14 лет по II Статуту и 16 лет по III Статуту. Не всегда привлекались к ответственности душевнобольные. Необходимая оборона или положение крайней необходимости признавались обстоятельствами, которые освобождали от наказания. С субъективной стороны различали умышленные и неумышленные преступления. Преступления делились также на законченные и незаконченные, совершенные лично и в соучастии, которое в статутах определялось довольно детально.

Нормы уголовно-правового характера составляли сложную систему преступлений, которая включала шесть главных видов.

К преступлениям против религии относились богохульство, отступничество, подстрекательство, переход в нехристианскую веру и др.

К политическим преступлениям были отнесены побег к врагу, бунт, сношение с противником, сдача замка.

Государственные преступления делились на преступления по службе и против порядка управления. К ним относились взяточничество, подделка документов, самовольная чеканка монеты и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных