Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возникновение казачества




Термин "козак" впервые упоминается в источнике XIII в. (в начальной монгольской хронике 1240г.) и происходит из тюркских языков. Смысловое значение этого термина - "одинокий", "склонный к разбою, завоеванию". В словаре половецкого языка "Codex Cumanicus" (1303 г.) термин "козак" переведен как "страж, конвоир".

Восточные древние источники называют половцев "желтой ордой". Поклонялись половцы Вечно Голубому Небу. С 1055 г. половцы начали овладевать степными просторами Украины. Шли они куренями (так у половцев назывались роды), которые делились на коши (семейства), и назывались они "козаками" ("ко" - небо, "зак" - защищать). Со временем, когда половцы начали принимать христианство, поганский термин "защитники неба" стал ненужным. Корень слова "коз" (свободный человек) был понятным и актуальным. В степи на юго-восточных рубежах Руси в конце XII в. возникают военные объединения из русов и половцев, которые формировались не по родовому или этническому признаку, а как совместная сила, которая защищала границы Киевской Руси. В этой среде родилось и слово "гетман" (вожак).

Казаки, т. е. совместные пограничные отряды половцев и русов, стали силой, которая первой оказала отчаянное сопротивление монголо-татарским захватчикам.

Следовательно, корни украинского казачества проникают еще во времена половецких куреней. Период конца XII-первой половины XIII в. характеризуется как первый этап формирования и развития украинского казачества.

Со второй половины XV в. начинается возрождение украинского казачества на так называемых "пустопорожних" землях. Это была территория к югу от Белой Церкви, земли, не закрепленные за собственниками. Уже во второй половине XV - начале XVI в. на Надднепрянщине образовались общины свободных вооруженных людей, численность которых возрастала за счет недовольных общественно-политическим строем в польско-литовском государстве. Начиная со второй половины XVI в. в бескрайние просторы Дикого Поля ринулся поток крестьян-беглецов из Галиции, Волыни, Полесья, Подолья. Побеги стали основной формой социального протеста крестьян против произвола панов. Вследствие побегов крестьян и городской бедноты в степях южной Киевщины и Брацлавщины возрастала численность свободного населения -казаков. Был основан ряд казацких слобод и хуторов. Начался второй этап истории казачества.

Казаки распахивали "пустопорожние" земли, занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Их жизнь была опасной: приходилось не только обрабатывать землю, но и защищаться от нападений татар. Впоследствии казаки сами начали осуществлять походы на крымских татар. Ряд таких удачных походов был совершен в конце XV в. Крымское ханство вынуждено было построить крепости на Днепре и Перекопе. Однако казаки нападали даже на турецкие крепости. В 1521 г. они осуществили поход в Молдавию, в 1523 г. ходили в Крым и сожгли Очаков, в 1545 г. снова напали на Очаков и захватили его.

С одной стороны, появление такой опасной силы, как казачество, на границах Польско-Литовской федерации беспокоило ее правительство. В любое время эта разрушительная сила могла нанести удар по государству. Вследствие побегов крестьян паны теряли рабочую силу. С другой стороны, новоосвоенные казаками земли на Надднепрянщине привлекали панов и шляхту. Государство в лице казаков получило бесплатную силу, которая защищала границы как Литвы, так и Польши.

На новых землях сложился своеобразный казацкий строй. Казаки объединялись в общины и все важные вопросы обсуждали и решали на казацких радах. Здесь выбирали казацкую старшину: атаманов, есаулов, судей. Каждый казак имел право принимать участие в радах, пользоваться землей, ловить рыбу, охотиться на зверя.

На землях, освоенных казаками, уже никогда, как им казалось, не появятся государственные служащие, не возникнет крепостная неволя. Но в начале XVI в. король своими указами, а великие князья - грамотами начинают раздавать просторы, занятые казаками, литовским и польским панам - магнатам. Острожские, Вишневецкие, Ражинские получали документы на "окраинные" земли, строили там свои замки-имения. Значительная часть этих земель отдавалась за службу Великому князю или королю с правом собирать с местного населения чинши и облагать его повинностями в свою пользу.

Таким образом, через некоторое время казаки снова оказались в зависимости от панов и шляхты. Значительная часть из них не желала подчиняться и снова убегала далее, на юг - к днепровским порогам и за пороги. Здесь в начале XVI в. и начинается история славного запорожского казачества - третий этап в общей истории казачества.

Формирование Запорожской Сечи - третий этап в истории украинского казачества. После того как казаки были вытеснены из Переяславщины, Черкасщины и Брацлавщины, они двинулись на юг, за днепровские пороги. Впоследствии этот район становится центром казачества. С самого начала состав казачества был интернациональным. Здесь можно было встретить литовцев, белорусов, татар, поляков, представителей других национальностей.

Постоянная угроза нападений со стороны турок и крымских татар заставляла казаков заботиться о своей защите. Вследствие этого за нижними порогами Днепра появляются укрепления, которые получили название "сечь". Со временем казачество объединяется в громаду с общими для всех органами управления. В 40-60-х годах XVI в. на Запорожье уже существовала такая организация, как кош, что следует считать не чем иным, как созданием Запорожской Сечи.

С ее появлением народ Украины получил сильную опору в своем стремлении освободиться из-под гнета Речи Посполитой. Казачество становится консолидирующим центром борьбы украинского народа против социального, религиозного и национального порабощения со стороны польско-шляхетского государства.

Реестровое казачество. Создание Запорожской Сечи подрывало польско-шляхетское землевладение в Украине. Обеспокоенное непокорностью казачества, усилением национально-освободительной борьбы, польское правительство старается расколоть казаков, посеять между ними вражду. Этому способствовали некоторые объективные обстоятельства. С каждым десятилетием среди казаков укреплялась прослойка зажиточных хуторян и промышленников, часть из которых принадлежала к "благородным" казакам - выходцам из шляхты. В то же время увеличиваются богатства казацкой старшины, которая постепенно превращается в зажиточную социальную группу.

Сосредоточение значительных средств в руках зажиточного казачества» во второй половине XVI в. стало экономической и социальной базой создания реестрового казачества.

5 июня 1572 г. король Сигизмунд II Август своей грамотой поручил коронному гетману Язловецкому набрать "певний почет" (отряд ) из числа казаков, которые должны были получать плату от Речи Посполитой, и установить "постановень межа казаки низовыми", т. е. ввести контроль над Запорожьем.

Первый отряд состоял из 300 "низовых казаков", которые получали по 2,5 злотых "на квартал" и сукно на жупан. Отныне эти казаки были внесены в реестр и находились на государственной службе. Так было основано реестровое казачество. Правительство надеялось, что, опираясь на этот отборный полк, удастся установить контроль над всем казачеством. Однако этим надеждам не суждено было осуществиться, и вскоре реестр прекращает свое существование. Восстановлен он был в 1578 г. королем Стефаном Баторием, который набрал на государственную службу реестровый полк из 500 казаков. Затем реестр то увеличивался, то уменьшался, то распускался, то снова восстанавливался. В конце XVI в. в реестр входило 1000 казаков. В 1625 г. численность реестрового казачества достигла 6000 чел., которые были поделены на шесть реестровых полков: Киевский, Переяславский, Белоцерковский, Корсунский, Каневский и Черкасский. В 1630 г. реестр насчитывал уже 8000, однако сейм 1635 г. снова сократил его до 7000 чел.

Во время крестьянско-казацкого восстания 1637—1638 гг. польское правительство старается отменить права и привилегии реестрового казачества. В 1638 г. сейм одобрил постановление "Ординация Войска Запорожского реестрового, которое пребывает на службе Речи Посполитой". На "вечные времена" уничтожались права реестровцев на избрание старшин и на казацкое судопроизводство. Реестр устанавливался в 6000 чел. Казакам запрещалось поселяться в городах кроме пограничных (Черкассы, Чигирин, Корсунь). Два полка реестровцев должны были постоянно находиться на Запорожье, чтобы не допускать туда беглецов. Военная и судебная власть над реестровцами сосредотачивалась в руках комиссара, который избирался сеймом.

Реестровые казаки имели ряд привилегий. Вступая в реестр, они выходили из-под юрисдикции панов и освобождались от власти воевод и старост, если проживали на королевских землях. Реестровые казаки могли судиться в своих судах. Они освобождались от налогов, имели право покупать землю, свободно заниматься различными промыслами и торговлей. За службу они получали из государственной казны денежное жалование, сукно, порох, свинец.

Но непоследовательная политика польского правительства по отношению к реестру негативно отражалась на правовом положении рядовых реестровых казаков. В любое время администрация могла разогнать реестровое казачество, и те казаки, которые вычеркивались из списков, должны были возвратиться к прежним хозяевам.

В меньшей степени ликвидация или сокращение реестра сказалось на верхушке реестрового казачества. В нее входили казацкая старшина и зажиточное казачество. В основном это были выходцы с украинской шляхты, которые имели села и хутора, мельницы, корчмы. Эта часть казачества, как и все реестровое казачество, очень болезненно воспринимала национально-религиозный гнет, который резко усиливается в конце XVI в. Этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что в народных восстаниях конца XVI - первой половины XVII в. принимало участие все украинское казачество, в том числе и реестровое.

В первой половине XVII в. украинское казачество оформляется в отдельную социальную группу. Однако несмотря на то что запорожское казачество формировалось на принципах равноправия, братства и единства, процесс расслоения вносит свои коррективы в правовое положение казаков. По имущественному положению казаков можно разделить на зажиточных и на казацкие низы. Кроме того, они подразделялись на запорожских, реестровых и тех, которые жили в пограничных городах и не имели официально определенного статуса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных