Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 7. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ПРАВО




УКРАИНЫ В XIX В.

_____________________________________________________________________________

План

Общественный строй.

Государственный строй.

Правовая система.

_____________________________________________________________________________

 

 

Общественный строй

Дворянство. Процесс уравнивания украинской шляхты в правах с российским дворянством, начатый еще во второй половине XVII в., продолжался и в XIX в. Кроме общероссийского законодательства принимается ряд законов, которые непосредственно адресовались украинскому дворянству и были направлены на подтверждение его прав. В 1835 г. принимается указ "О Малороссийских чинах, дающих право на действительное или потомственное дворянство". Он подтверждал сословные привилегии и льготы казацкой старшине и ее потомкам.

Закон 1827 г. предоставлял дворянам право организовывать фабрики, заводы и мастерские не только в селах, как это было предусмотрено раньше, но и в городах.

В 30-50-х годах количество дворян, которые воспользовались этим законом, возрастает. Преимущественно их деятельность сосредотачивалась в сахароварении и винокурении. Помещики были также организаторами больших винокуренных предприятий, которые действовали на коммерческой основе. Занимаясь предпринимательством, часть дворянства Украины все более обуржуазивалась, хотя ее связи с устаревшими структурами общества оставались еще прочными. После крестьянской реформы 1861 г. дворянство Украины, как и все дворянство Российской империи, вступило в период кризиса и беспорядка. Неспособность большей части дворянства перестроиться в новых экономических условиях привела к утрате им в конце XIX в. значительного количества земель. Однако этот факт еще не дает оснований сделать вывод о полном упадке дворянства. За ним сохраняются все права и привилегии, которыми оно пользовалось до реформы. Более того, принимаются новые нормативные акты, которые укрепляют привилегированное положение дворянства. Так, дворянам было предоставлено право кредита в Дворянском банке и частных земельных банках под залог земель, устанавливались премии за реализацию сельскохозяйственной продукции и др. Господствующее положение занимало дворянство также в государственном механизме. В созданных по земской 1864 г. и городской 1870 г. реформах органах земского и городского самоуправления дворянству отводилась главенствующая роль. Дворяне возглавляли училищные советы, определяли личный состав мировых судов.

Закон 1889 г. о земских начальниках, которые назначались только из потомственных дворян, передавал им всю судебную и административную власть на местах. Расширяется сеть дворянских привилегированных учебных заведений. Дворянство составляло большинство в земских учреждениях.

Следовательно, можно сделать вывод, что правовое положение дворянства Украины, за исключением утраты им власти над личностью крестьянина, не изменилось. Преимущества дворянства, установленные еще законодательством при Екатерине II, не утратили силы, и в XIX в. дворянство продолжает оставаться наиболее привилегированным сословием в стране.

Буржуазия. В условиях становления товарного производства происходило зарождение новой социальной группы населения - буржуазии. Буржуазная прослойка формировались из разных социальных групп: дворян, крестьян, мещан, купцов, которые занимались предпринимательством.

Сразу же после крестьянской реформы 1861 г. начинается быстрый рост фабрично-заводской промышленности, которая ликвидирует мелкотоварное и мануфактурное производство. Реформа создала источник дешевой рабочей силы, что привело к чрезвычайно высокой степени ее эксплуатации. Это привлекало в Украину иностранные капиталы, вследствие чего капитализм развивался здесь ускоренными темпами, что, в свою очередь, способствовало преобразованию Украины, особенно ее Юга, в один из наиболее промышленно развитых районов Российской империи.

Особенностью экономического развития Украины в пореформенный период было двустороннее развитие капитализма - вширь и вглубь - при условии осуществления так называемой внутренней колонизации, быстрого роста населения степной полосы Украины.

В последней четверти XIX в. произошли изменения в структуре промышленности Украины - возрастает значение добывающей промышленности, усиленно развиваются металлургия, машиностроение. Все это привело к образованию различных прослоек буржуазии. Буржуазию с этого времени условно можно разделить на три прослойки: крупная, средняя и мелкая.

Ведущее положение в этой социальной группе принадлежало крупной буржуазии, которую составляла, прежде всего, промышленная и банковская буржуазия.

К средней буржуазии условно можно отнести буржуазную интеллигенцию - адвокатов, врачей, землемеров, инженеров. Мелкая буржуазия (владельцы небольших предприятий) отступала на задний план. Однако в отличие от других стран в Украине прослойка мелкой буржуазии была довольно значительной.

Буржуазия, как и дворянство, занимала привилегированное положение. И если дворянство было политическим, то буржуазия - экономическим фундаментом общества. Российское правительство поддерживало промышленность и создавало все условия для капиталистической эволюции Российской империи.

Городское население (городские обыватели). В первой половине XIX в. городское население Украины увеличилось в 2,5 раза. Мещане составляли наиболее многочисленную группу жителей городов - 71,5%. Кроме них здесь проживали купцы, духовенство, помещики и работные люди.

Мещане оплачивали большую часть налогов. В 1832 г. им было предоставлено право перехода в купечество. Купечество, в свою очередь, постепенно освобождалось от сословных ограничений. Сохранялось деление на гильдии.

Реформы второй половины XIX в. привели к качественным изменениям в составе городского населения. Значительную его часть теперь составляли буржуазия и рабочие, правовое положение которых будет рассматриваться отдельно. Процесс становления рабочего сословия неразрывно связан с основными этапами перехода от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному.

Главным источником пополнения рабочих рядов было обнищавшее крестьянство, которое, вливаясь в крупную машинную промышленность, полностью порывало связи с землей.

Окончательный и полный отрыв рабочих от земли, их концентрация в промышленных центрах способствовали формированию рабочих как отдельного сословия. Однако царизм настойчиво не признавал существования рабочего сословия как социально-правовой категории.

Под давлением рабочих забастовок был издан закон "Правила о надзоре за учреждениями фабричной промышленности и об обоюдных отношениях фабрикантов и работников" от 3 июня 1886 г., который обязывал владельцев регулярно платить заработную плату рабочим. Другим важным законом фабрично-заводского законодательства стал закон "О сокращении рабочего дня" от 2 июня 1897 г.

Фактически до начала XX в. рабочие, как и буржуазия, оставались политически бесправными. Они зачислялись в податное сословие, были обязаны оплачивать разнообразные налоги, выкупные платежи, исполнять воинскую повинность. Им запрещалось организовывать собрания, объединяться в профессиональные организации, принимать участие в забастовках и демонстрациях. Созданная законом от 2 июня 1882 г. фабричная инспекция должна была осуществлять надзор за выполнением фабричных законов, выполнять скорее полицейские, чем контрольные функции.

Крестьянство (сельские обыватели). Наибольшие изменения в рассматриваемый период произошли в правовом положении крестьянства.

Крепостные крестьяне. То, что в XVIII в. после указа Екатерины II 1783 г. с юридической точки зрения было закреплением крестьянина за землей, которую он не имел права оставить, в XIX в. обернулось полным рабством. Крестьянин превратился в объект, в полную собственность помещика, с ним последний мог делать все, что ему вздумается: перевести на другое место, продать вместе с землей или без земли, с семьей или отдельно, обменять, подарить, сослать в Сибирь.

Помещик был судьей крепостного и даже мог рассматривать дела между крепостными и посторонними лицами. Помещики имели право наказывать своих крестьян розгами, а некоторые из них имели свои тюрьмы. Хозяин вершил жизнь и смерть крепостного.

Преобладающей формой эксплуатации крепостных крестьян была панщина.

Для того чтобы еще более закабалить крестьян, помещики переводили их на месячину, поселяли в бараках, заставляли выполнять беспрерывную панщину и платили им только месячным пайком и одеждой.

Панщина дополнялась разнообразными натуральными и денежными поборами: крестьяне вынуждены были возить помещикам дрова из леса прокладывать и ремонтировать дороги, мосты, собирать ягоды, грибы и др. Чрезвычайно тяжелым видом панщины была работа на помещичьих промышленных предприятиях. Кроме того, крепостные должны были платить налоги государству.

Царское правительство понимало, что крестьянам тяжело нести такое бремя крепостного гнета, и чтобы как-то улучшить их положение, в 1847-1848 гг. оно проводит в Правобережной Украине инвентарную реформу. Здесь крепостной гнет был самым тяжелым. Согласно "Инвентарным правилам" в Киевской, Волынской и Подольской губерниях были введены инвентари - описи помещичьих имений. На основе инвентарей были определены размеры земельных наделов крепостных, устанавливались размеры панщины и другие повинности. Земля, которой пользовались крестьяне, оставалась в их вечном пользовании, панщина устанавливалась в размере трех дней для мужчины и одного дня для женщины. Все другие виды повинностей отменялись. Запрещалось использовать женщин на тяжелой работе. Ограничивался произвол помещиков по отношению к браку среди крестьян, сдачи в рекруты, отправки в Сибирь.

Государственные крестьяне составляли вторую значительную часть украинского крестьянства. Основной формой эксплуатации государственных крестьян была денежная рента и налоги государству, размер которых постоянно увеличивался. Несмотря на это их правовое положение было лучшим, чем положение крепостных. Государственные крестьяне были лично свободными, пользовались казенной землей.

Правовое положение крестьян Украины после реформы 1861 г. Главные принципы крестьянской реформы были изложены в царском Манифесте от 19 февраля 1861 г. и в "Общем положении о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости". По этим документам крестьяне становились лично свободными, однако право собственности на землю оставалось за помещиками. В пользовании крестьян оставались усадьба и полевой надел, за которые они обязаны были отбывать панщину или платить оброк. Такое положение считалось временным. Между помещиками и крестьянами заключалось соглашение о выкупе земли. До перехода на выкуп отношения между ними регламентировались уставными грамотами. На составление и введение в действие уставных грамот отводилось два года. Для решения разных спорных вопросов создавались "губернские в крестьянских делах присутствия" и институт мировых посредников, которые назначались из дворянства.

На крепостных крестьян распространялись экономические права, которые признавались за свободными лицами: они могли покупать недвижимость, заниматься торговлей и промыслами, организовывать предприятия и др. Кроме того, крестьяне получили право собираться на собрания и создавать на три года органы крестьянского самоуправления.

За крестьянами закреплялись также права в сфере судопроизводства - они могли предъявлять иски и отвечать в суде, выступать как представители сторон.

Крепостнический характер реформы проявился в Положении об условиях выхода крестьянина за выкуп. Было установлено, что приусадебный участок крестьянин вправе выкупить в любое время; полевые наделы при согласии помещика могли перейти в собственность крестьян даже против желания общины. Если помещик желал продать полевой надел крестьянину, последний не имел права отказаться от его покупки.

Порядок и правила выкупной операции означали фактически выкуп не земли, а личности крестьянина. За основу определения размера выкупа брали не продажную цену земли, а размер денежных повинностей, которые уплачивали крестьяне.

Выйти из общины крестьянин мог только выкупив надел полностью. После этого он мог воспользоваться большей частью личных прав, которые предоставлялись реформой.

Условия выхода из крепостной зависимости дворовых людей были регламентированы положением об устройстве этой социальной группы общества. Как правило, дворовые крестьяне полевыми и приусадебными участками не наделялись. За предоставленную им личную свободу они были обязаны в течение двух лет добросовестно работать на своих панов или оплачивать оброк. Помещик мог освободиться от дворовых крестьян досрочно и даже вопреки их желанию. По окончании двухгодичного срока дворовые крестьяне отпускались на волю без права получения земельного надела и вообще без какого-либо вознаграждения.

Основные положения реформы распространялись также на удельных и государственных крестьян. В соответствии с Положением от 26 июня 1863 г. все удельные крестьяне в течение двух лет переводились в разряд крестьян-собственников.

Законы, которые касались государственных крестьян, были изданы 18 января и 24 ноября 1866 г. По первому из них крестьяне выводились из-под юрисдикции министерства государственного имущества и подчинялись в административном отношении общим губернским, уездным и местным крестьянским учреждениям, созданным согласно реформе 1861 г. По второму закону, который определял порядок поземельного устройства государственных крестьян, за ними закреплялись в основном те земли, которые ранее находились в их пользовании, но не больше 8 десятин на ревизскую душу в малоземельных и 15 десятин - в многоземельных районах.

Реформа 1861 г. дала толчок социальной дифференциации крестьянства, созданию сельской буржуазии. Этот процесс усилился после проведения столыпинской аграрной реформы. Ее юридической основой стал указ от 9ноября 1906г. (подтвержден законом от 14 июня 1910г.) "О дополнении некоторых постановлений действующего закона относительно крестьянского землевладения и землепользования". Содержанием реформы были ускорение развала сельской общины, укрепление частной собственности на землю, ликвидация ограничений в отчуждении надельных земель.

В результате аграрной реформы на Правобережной Украине, на ее Юге и на Полтавщине почти вся земля, которой пользовалось крестьянство, перешла в его частную собственность.

Составной частью аграрной реформы была политика переселения крестьян. За период с 1906 по 1912 г. только в Сибирь из Украины выехало почти 1 млн крестьян.

Столыпинская аграрная реформа способствовала развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве. В результате ее проведения большую часть крестьянства Украины стали составлять зажиточные крестьяне (фермеры), которые применяли в своих хозяйствах наемный труд.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных