Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменения в государственном строе. После 1654 г. государственный строй Украины определялся в соответствии с Мартовскими статьями, но недолго




После 1654 г. государственный строй Украины определялся в соответствии с Мартовскими статьями, но недолго. Со второй половины XVII в. начинается целенаправленное наступление на "права и вольности" Украины.

Вследствие сговора Москвы и Польши по Андрусовскому соглашению 1667 г. украинская территория была поделена на три части: Левобережье, Правобережье и Запорожскую Сечь. Каждая из этих частей имела свой правовой статус.

Левобережная Украина оставалась в составе Московского государства. В соответствии с Мартовскими статьями здесь сохранился аппарат власти и управления, сложившийся в годы Освободительной войны. Однако вследствие наступления царизма на автономию Украины происходит ограничение, а в конце XVIII в. и полная ликвидация ее независимости.

Центральные органы власти и управления. Возглавлял украинское государство гетман, которого избирала Генеральная Рада. Сроки пребывания на должности не устанавливались. Избирали "доживотно", т. е. до смерти.

Гетман имел широкие полномочия. Он был главой государства, ему принадлежала высшая законодательная, административная и военная власть. Гетман был высшей апелляционной инстанцией по отношению к действующим судебным органам, в его компетенцию входило утверждение судебных постановлений. Часто гетман сам назначал генеральную старшину и полковников. Он владел правом раздачи государственных земель.

Власть гетмана не распространялась на Запорожскую Сечь и Слободскую Украину, поскольку они непосредственно подчинялись органам царской администрации.

После 1709 г. гетманы утратили самостоятельность не только фактически, но и юридически. При гетманах утверждается должность царского резидента, который контролировал их деятельность. В 1727 г. министра-резидента сменяет I Малороссийская коллегия, создание которой официально мотивировалось необходимостью навести порядок в судах и администрации. И хотя коллегия утверждалась как высшая апелляционная, инстанция, фактически ей принадлежала вся полнота власти. Гетманы могли только давать советы, им запрещалось выдавать универсалы, отдавать приказы полковникам без согласия коллегии. Финансовые дела Украины также перешли в руки коллегии, отныне все налоги с Украины направлялись в Россию.

В 1727 г., опасаясь народных выступлений в Украине, царское правительство ограничивает властные полномочия коллегии, сохраняя за ней только статус апелляционной инстанции.

С 1734 до 1750 г. Украина была без гетмана, его функции были переданы Правлению гетманского уряда - коллегиальному учреждению под председательством российского старшины.

В 1750 г. на должность гетмана царское правительство назначает Кирилла Разумовского, который стал последним гетманом Украины. В1764 г. указом Екатерины II гетманство в Украине ликвидируется окончательно.

Управление Украиной было поручено II Малороссийской коллегии. В нее входили четыре представителя царского правительства и четверо украинцев. Возглавлял коллегию президент (обязательно русский), который фактически единолично управлял Украиной.

После введения в Украине системы органов власти и управления Российской империи в 1786 г. II Малороссийская коллегия была ликвидирована.

Генеральная Рада. В годы Освободительной войны ее называли Войсковой радой, и она как центральный орган власти имела огромное значение. После Переяславской Рады Генеральные Рады не созываются. Позднее гетманы, которые отстаивали республиканскую форму правления, возрождают их созыв. Так было при Выговском и Дорошенко. Генеральные Рады были традицией, которая связывала государственность Гетманщины с вековыми порядками Киевской Руси, и как анахронизм они не могли стать органом власти.

Старшинские рады. В XVIII в. сформировалась рада, которая хотя и была представительным органом, но представляла не весь народ, а только отдельные его сословия. Существовало четыре вида старшинских рад:

а) рада гетмана с коллегией генеральной старшины;

б) собрание генеральной старшины;

в) собрание генеральной старшины с участием полковников;

г) съезды старшин, в которых принимали участие все казаки, кроме рядовых.

Внешние процессы не дали возможности перерасти старшинским радам в украинский парламент, хотя уже и наметилась система двухпалатного парламента, где высшей палатой было собрание генеральной старшины, а низшей - съезды всех старшин.

Компетенция старшинских рад была весьма широкой, они конкурировали с властью гетмана и Генеральной Рады. Старшинские рады рассматривали почти все вопросы внутренней и внешней политики. Они распоряжались финансами, рассматривали судебные дела, управляли государством в отсутствие гетмана. В 1720 г. была создана Генеральная военная канцелярия. Ее возглавлял генеральный писарь. Она подразделялась на две части - коллегиальную и распорядительную (присутствие). В распорядительную часть входили поровну российские и украинские чиновники.

Как высшая палата старшинской рады коллегия генеральной старшины была постоянной радой при гетмане. Генеральную старшину или избирало собрание старшинской рады, или назначал гетман. К высшей генеральной старшине принадлежали обозный, судья, подскарбий и писарь.

Органы местной власти и управления. К ним принадлежали полковые и сотенные рады, поскольку территория Украины подразделялась на полки и сотни, своеобразные административно-территориальные единицы. Во второй половине XVII в. на Правобережной Украине было 12 полков: Белоцерковский, Брацлавский, Кальникский, Каневский, Корсунский, Кропивнянский, Овручский, Поволоцкий, Подольский, Уманский, Чигиринский, Черкасский. Левобережная Украина подразделялась на 10 полков: Гадячский, Киевский, Лубенский, Миргородский, Нежинский, Переяславский, Полтавский, Прилукский, Стародубский, Черниговский.

Автономной территориальной единицей в Украине была Запорожская Сечь.

Во главе полка стоял полковник. Его либо избирала старшинская рада, либо назначал гетман. Полковник в пределах своего полка имел широкие полномочия. Он был военачальником на войне, голосовал на полковой раде, имел судебные функции.

В своей деятельности он опирался на полковую старшину, которая по своему названию и функциям отвечала генеральной старшине, но в полковом масштабе. В нее входили полковой обозный, полковой судья, полковой писарь, полковой есаул и полковой хорунжий. Все они по должности входили в полковую раду. Решения, которые принимались на полковых радах, были обязательными для всего населения полковой территории. В XVIII в. полковые рады заменяют полковые канцелярии.

Устройство городов оставалось таким же, как и в годы Освободительной войны. Магистратские города управлялись по магдебургскому праву, ратушные - городскими атаманами.

Во второй половине XVIII в. правительство продолжало массовое наступление на права и вольности Украины, прежде всего на ее полковой строй. В 1765 г. по манифесту Екатерины II он был отменен на Слободской Украине, а в 1783 г. по всей Украине. На ее территорию была распространена система территориального деления Российской империи. Вместе с ней утверждается российская система местного управления, аппарат которого стал строиться по образцу центральной России.

В 1775 г. согласно "Учреждению о губерниях" Левобережная и Слободская Украина были поделены на наместничества. При сохранении деления на губернии в Российской империи было создано 34 наместничества, среди них в Украине — Харьковское, Киевское, Черниговское и Новгород-Северское (позднее было создано еще и Екатеринославское). Правление каждого наместничества состояло из наместника, который осуществлял административно-полицейские функции, губернатора, вице-губернатора и двух советников. Правление наместничеств ведало административными, судебными, финансовыми и другими делами.

Указом "О новом разделении государства на губернии" (1796) наместничества были ликвидированы. Харьковское наместничество вошло в состав Слободско-Украинской губернии, а Черниговское с 1797 г. - в Малороссийскую губернию вместе с Новгород-Северским, частью Киевского и Екатеринославским наместничеством. В 1802г. Малороссийская губерния была поделена на Черниговскую и Полтавскую.

Правовая система

Источники права. Мартовские статьи 1654 г. подтвердили нерушимость "прав и вольностей" Украины. Правовая система, которая сложилась в украинских землях в годы Освободительной войны, продолжала действовать и развиваться.

Главным источником этой системы было обычное право. Важными источниками государственного (конституционного) права были договорные статьи, которые заключались почти всеми гетманами с царским правительством во время избрания их на должность.

Для регулирования текущих отношений большое значение имело гетманское законодательство. Это были универсалы, декреты и грамоты. Такое законодательство главным образом регулировало административные и гражданские отношения.

Кодификация права. Первая кодификационная комиссия была создана 22 августа 1728 г. по царскому указу "Решительные пункты гетману Даниилу Апостолу". В 1743 г. комиссия заканчивает работу над Сводом "Права, по которым судится малороссийский народ". Сначала проект Свода задержал генерал-губернатор Бибиков, потом критические замечания сделал Сенат. Только в 1756 г. проект был возвращен гетману Разумовскому на доработку. После внесения некоторых изменений и дополнений в Свод в 1759 г. он выносится на утверждение Комиссии из представителей генеральной и полковой старшины. Значительная часть членов Комиссии была против принятия нового Свода и требовала сохранения действия Статута 1588 г. В 1763 г. после завершения судебной реформы гетман собирает для завершения работы над Сводом Раду из генеральной и полковой старшины. Но и на этот раз Свод не утверждается.

Свод Законов "Права, по которым судится малороссийский народ" состоял из 30 разделов, которые подразделялись на 532 артикулы и 1607 пунктов (в некоторых рукописных источниках Свода насчитывается 1714 пунктов). К Своду прилагались алфавитный указатель и "Степенный малороссийского воинского звания порядок по гетманщине".

Укреплению привилегий казацкой старшины и украинской шляхты служила частная кодификация В. Кондратьева, который в 1764 г. подготовил сборник "Книга Статут и прочия права малороссийские". Этот сборник широко использовался в судах Украины как пособие для судей.

В 1766 г. начинаются кодификационные работы в Российской империи. Наиболее полно эти стремления изложены в сборнике "Экстракт малороссийских прав" в 1767 г.

"Экстракт малороссийских прав" включал нормы государственного, административного и процессуального права. Сборник состоял из введения, 17 разделов и дополнений, в которые входили копии важнейших юридических актов.

"Экстракт малороссийских прав" 1767 г. ценен тем, что позволяет проследить развитие отдельных институтов государственного, административного, финансового, гражданского, уголовного и процессуального права в течение двух столетий. Сборник дает возможность глубже уяснить суть права Украины с момента договора 1654 г. до введения здесь крепостного права и ликвидации украинской государственности.

В 1786 г. после введения в Украине общеимперского административно-территориального деления в канцелярии малороссийской экспедиции Сената был разработан новый сборник, в основу которого были положены "Экстракт малороссийских прав", "Учреждение об управлении губерниями" 1775 г. и ряд других общероссийских актов, принятых в 1767- 1786 гг. Новый сборник получил название "Экстракт из указов, инструкций и учреждений". В него входили как нормы украинского, так и нормы общероссийского законодательства с преобладанием последнего. Сборник был утвержден Сенатом и разослан в присутственные места Украины для практического применения.

Гражданское право. Основным правовым институтом, который нуждался в пристальном внимании законодателя, было право собственности на землю.

Действующее законодательство знало две формы собственности на землю: вотчина и ранговые земли (временные владения). Вотчина, или "зупольное владение", представляло собой владение на правах полной собственности. Эта земельная собственность могла быть объектом купли, продажи, наследования, мены и др. Ранговые владения получали лица на период их государственной или военной службы.

После Освободительной войны ранговые имения постепенно вытесняют вотчины, однако с середины XVIII в. наблюдается обратный процесс - количество ранговых земель сокращается за счет их передачи в наследственное владение.

Если во второй половине XVIII в. право на землю имели все казаки и шляхта, то с середины XVIII в. это право принадлежит исключительно казацкой старшине и шляхте. Только эти социальные группы могли свободно распоряжаться землей. Рядовые казаки и крестьяне, у которых были земельные участки, имели только право дворового землепользования, которое регулировалось нормами обычного права.

Дальнейшее развитие получило обязательственное право. По Своду обязательство - это право на имущество лица, которое не выполнило договор или причинило вред. Законодательство знало обязательства из причинения вреда и обязательства из договоров. Главным способом прекращения обязательства было его исполнение. В Своде были разработаны правила исполнения обязательств и определена ответственность за их нарушения. Правовыми способами защиты обязательств были задаток, залог и поручительство. Договор являлся основной правовой формой, при помощи которой осуществлялись товарооборот и хозяйственная жизнь Украины. Система договоров была разработана довольно хорошо. Наиболее распространенными были договоры купли-продажи, займа, аренды, дарения, поручительства, имущественного найма, мены и др. Большинство договоров предусматривало их письменное оформление. Так, купля и продажа земли утверждались гетманскими универсалами или указами царя.

Семейное право. Брачно-семейные отношения регулировались нормами православного церковного права для православных, а на территории, которая оставалась под властью Речи Посполитой, - нормами униатского и католического права. В Гетманщине брачный возраст для девушек составлял 13 лет, для юношей - 18 лет. По обычному праву запрещалось вступать в брак родственникам по прямой линии до восьмого колена, а по боковой — до четвертого. Обязательным было согласие родителей на брак детей.

Брак прекращался смертью одного из супругов или разводом. Решение вопросов законности браков и официальных разводов относилось к компетенции церковных судов. Однако вопросы имущественных споров разведенных решались местными судами. Вдова или вдовец имели право заключить новый брак, для чего необходимо было соблюсти траурный срок - шесть месяцев после смерти жены или мужа. Такое ограничение уходило корнями в обычное право и было проявлением уважения к памяти умершего. Разведенные также имели право заключать новый брак только через шесть месяцев после развода.

В случае расторжения брака стороны в присутствии свидетелей и священника составляли так называемые разводные листы, в которых оговаривались права и обязанности сторон.

Дети делились на родившихся в законном браке и тех, кто родился вне брака. Первые имели всю полноту прав, другие были лишены их полностью. Важное значение для имущественных отношений родителей и детей имел институт выдела родителями сыновей на "свои хлеба". Такой выдел состоял в том, что родители, отделяя сыновей, давали им при своей жизни часть имущества, с тем, чтобы они создали собственную семью, сами себя содержали и никаких претензий на наследство после их смерти не имели даже тогда, когда бы получили меньшую часть, чем та, которую после смерти родителей получили бы невыделенные сыновья.

Наследственное право. Законодательство знало наследование по завещанию и наследование по закону. Преимущество имело завещание. Право составлять завещание принадлежало каждому человеку, который имел гражданскую правоспособность и дееспособность. Ограничивались в праве составления завещаний лица, которых считали недееспособными (несовершеннолетние, психически больные, глухие, немые, слепые от рождения); осужденные за преступления к смерти, лишению прав; политические преступники, убежавшие за границу; лица, отданные до суда под залог или под секвестр; монахи. Свод "Права, по которым судится малороссийский народ" лишал права наследования следующих лиц: евреев, отступников от христианской веры, пьяниц, внебрачных детей (бенкартов), дочерей, которые выходили замуж без согласия родителей, а после их смерти - без согласия братьев или других близких родственников. В основу наследования по закону было положено родство между наследодателем и наследниками. Все лица, которые могли стать наследниками по закону, делились на три очереди: природная (кровная), предусматривающая рождение лиц от тех же предков; швагерская (своячество) - возникала как между мужем и кровными родственниками его жены, так и между женой и кровными родственниками ее мужа; духовная (кумовство) - возникала между крестным отцом (кумом) и крестником и его родителями и кумовьями. Если законных наследников не было, имущество признавалось выморочным и переходило государству.

На украинских землях, где действовало польское законодательство, женщины были ограничены в наследовании. Так, дочь получала только четвертую часть отцовского имущества. Имущество матери сыновья и дочери наследовали равными частями.

Ограниченным было наследственное право казаков и свободных крестьян. Внебрачные дети были лишены права наследовать отцовское имущество.

Уголовное право. Понятие преступления, которое сложилось в годы Освободительной войны, носило внесословный демократический характер. Преступлением считалось действие, которое причиняло вред и приносило убытки, как отдельному лицу, так и государству.

Субъектами преступления признавались лица, достигшие 16-летнего возраста. Более четкое оформление в законодательстве получили формы вины. Психическое заболевание не освобождало от ответственности, Hо учитывалось судом как обстоятельство, смягчающее вину.

Совершение преступления в нетрезвом состоянии было отягчающим вину обстоятельством.

Преступления подразделялись на государственные, против православной веры, воинские, служебные, против порядка управления и суда, против личности, имущественные, против морали.

Государственные преступления считались наиболее опасными. Особо тяжким преступлением была измена. Со времен царствования Петра I к государственным преступлениям стали относить посягательство на жизнь и здоровье царя и его семьи, оскорбление царя и др.

К преступлениям против православной веры относились богохульство, колдовство, обращение в мусульманскую веру и т. д.

Хорошо регламентированными были воинские преступления. К ним относились дезертирство, нарушение правил воинской дисциплины, уклонение от службы.

Среди служебных преступлений особо опасными считались казнокрадство и взяточничество.

К преступлениям против порядка управления и суда относились фальшивомонетничество, подделка печатей и документов, лжеприсяга, лжесвидетельство и др.

Преступлениями против личности считались убийство и телесные повреждения. Тяжкими преступлениями были убийство родителей, служебного лица, ребенка.

К имущественным преступлениям относились кража, грабеж, разбой и пр. Кража делилась на простую и квалифицированную, совершенную при стихийных бедствиях, у товарища, из церкви и т. д.

Светское право регулировало и преступления против морали. Строго наказывалось приведение на территорию Сечи женщины. Наказанию подлежал казак, который "порочил женщину по пристойности".

Система наказаний была довольно сложной. Наказания подразделялись на основные и дополнительные. Законодательством определялись такие наказания, как смертная казнь, телесные наказания, изгнание из казацкой общины, лишение свободы, позорящие, имущественные наказания. С распространением на территорию Украины общероссийского законодательства во второй половине XVIII в. стало использоваться и такое наказание, как каторга.

Смертная казнь подразделялась на простую и квалифицированную. К простой относились расстрел, повешение, отсечение головы, утопление; к квалифицированной - четвертование, колесование, посаженне на кол, повешение за ребро на крюк, закапывание живым в землю.

Телесные наказания подразделялись на членовредительские и болезненные. К первым принадлежали отсечение конечностей, носа, уха, языка. К болезненным закон относил битье батогом, палками.

Во второй половине XVII в. чаще стали применять такое наказание, как лишение свободы. Тюрьмами служили ямы, сараи, камеры при ратушах. Срок заключения - от четырех недель до одного года. В большинстве случаев срок определялся: "до покорности". Широко использовались позорящие наказания - привязывание преступников к позорному столбу на площади, посаженне на деревянную лошадь.

К имущественным наказаниям относились штрафы и конфискация имущества. Штрафы назывались "вина" и подразделялись на "вину рядовую" и "злодейскую". За моральное оскорбление платили штраф, который назывался "навязка на муке". От наказания освобождались психически больные, люди с физическими недостатками, лица преклонного возраста. Казнь не применялась к беременным женщинам, девочкам - до 13 лет, юношам - до 16 лет, старым людям.

Огромное влияние на окончательное судебное решение по определению наказания имело общественное мнение, которое могло спасти даже от виселицы.

На украинских землях, которые остались под верховенством Польши, существовала такая же система преступлений и наказаний, как и в предыдущий период. Ее определяли Статут 1588 г. и действующее польско-шляхетское законодательство.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных