Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственный строй. После принятия Акта провозглашения независимости Украины и проведения Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 г




После принятия Акта провозглашения независимости Украины и проведения Всеукраинского референдума 1 декабря 1991 г. Украина твердо встала на самостоятельный путь государственного развития.

Формирование независимой государственности осуществлялось мирным путем. Провозглашение независимости требовало формирования юридической базы, способной обеспечить суверенное существование Украины. Утверждению независимости способствовало дружеское отношение к Украине мировой общественности. За декабрь 1991 г. независимость Украины признали 68 государств мира. 25 декабря 1991 г. Украину признали США. На протяжении 1992 г. Украину признали еще 64 государства.

Очередным шагом стала разработка концепции обороны и строительства

Принятый 6 декабря Закон "О Вооруженных Силах Украины" запретил применение армии без решения Верховной Рады для выполнения задач, не связанных с обороной государства. Этим же Законом устанавливалось использование в Вооруженных Силах Украины государственного языка,осуществление военно-патриотического воспитания на национально-исторических традициях народа, запрещалась деятельность в войсках любых политических партий и движений.

Первым этапом реализации Закона "О Вооруженных Силах Украины" стало добровольное принятие военной присяги на верность народу Украины в частях и объединениях, дислоцированных на территории республики, которое началось с января 1992 г.

Принятым 4 ноября 1991 г. Законом "О Национальной гвардии Украины" на базе внутренних войск был образован вооруженный отряд для защиты суверенитета и территориальной целостности государства, а также жизни, достоинства, конституционных прав и свобод граждан.

Среди других нормативных актов, которые обеспечивали суверенитет Украины, следует назвать Законы "О гражданстве Украины" от 8 октября 1991 г., "О государственной границе Украины" и "О пограничных войсках Украины" от 4 ноября 1991 г., указ "О создании государственного таможенного комитета Украины" от 12 декабря 1991 г.

Основой формирования многоукладной экономики стали Законы "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4 марта 1992 г., "О приватизации малых государственных предприятий" от 6 марта 1992 г., "О приватизационных бумагах" от 6 марта 1992 г.

Экономический кризис привел к острому политическому кризису. 24 сентября 1993 г. Верховная Рада приняла решение о назначении на 24 марта 1994 г. досрочных выборов парламента. Одновременно на 26 июня 1994 г. были назначены выборы Президента.

Во втором туре выборов, который состоялся 10 июля 1994 г. Леонид Кучма стал вторым всенародно избранным Президентом Украины.

С избранием нового парламента и Президента борьба между законодательной и исполнительной властью усилилась.

В октябре 1999 г. состоялись очередные выборы Президента Украины. В первом туре наибольшее количество голосов получили Л. Кучма и П. Симоненко. 14 ноября 1999 г. состоялся второй тур выборов. Убедительную победу, а вместе с ней и право на второй срок президентства одержал Л. Кучма.

После провозглашения независимости Украина сформировалась как парламентско-президентская республика. Президент Украины являлся как главой государства, так и главой исполнительной власти. Согласно Конституции Украины 1996 г. Украина по форме правления становится президентско-парламентской республикой.

По государственному устройству Украина является унитарным государством. Административно-территориальными единицами Украины являются область, район, город, поселок и сельсовет. Особый статус имеет Автономная Республика Крым, которая является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.

По государственному режиму Украина является демократическим, социальным, правовым государством. Конституционный строй Украины строится по принципу приоритета прав и свобод человека и гражданина.

Государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

По Конституции Украины 1996 г. единым органом законодательной власти в Украине является Верховная Рада.

Конституционный состав Верховной Рады составляют 450 народных депутатов Украины, которые избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года. Выборы в Верховную Раду осуществляются на основе Закона

"О выборах народных депутатов Украины" от 24 сентября 1997 г. Верховная Рада правомочна рассматривать и решать любые вопросы, не отнесенные к компетенции органов исполнительной или судебной власти.

Порядок работы Верховной Рады Украины определяется ее Регламентом, принятым 27 июля 1994 г. Верховная Рада Украины работает сессионно.

Верховная Рада избирает из своего состава Председателя Верховной Рады Украины, который ведет заседания парламента; организует подготовку вопросов для рассмотрения на заседаниях Верховной Рады Украины; подписывает акты, принятые Верховной Радой, представляет Верховную Раду Украины в сношениях с другими органами государственной власти Украины и органами власти других государств, организует работу аппарата Верховной Рады Украины.

Верховная Рада Украины утверждает перечень комитетов, которые осуществляют законопроектную работу, готовят и предварительно рассматривают вопросы, выносящиеся на рассмотрение Верховной Рады.

Полномочия Верховной Рады определены Конституцией Украины (ст. 85).

Верховная Рада Украины принимает законы, постановления и другие акты большинством от его конституционного состава.

Президент Украины является главой государства и выступает от его имени. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Украины является звеном, которое связывает законодательную и исполнительную власть. Президентом Украины может быть гражданин Украины, который достиг тридцати пяти лет, имеет право голоса, проживает в Украине в течение десяти последних перед днем выборов лет и владеет государственным языком.

Одно и то же лицо не может быть Президентом Украины более чем два срока подряд.

Полномочия Президента определены Конституцией Украины (ст. 106). Президент Украины может быть смещен с поста Верховной Радой Украины в порядке импичмента в случае совершения им государственной измены или другого преступления (ст. 111).

Президент Украины на основе и во исполнение Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения.

Высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который ответствен перед Президентом Украины и подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины. Возглавляет Кабинет Министров премьер-министр Украины.

Полномочия Кабинета Министров предусмотрены Конституцией Украины (ст. 116). Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые являются обязательными для выполнения. Согласно Конституции Кабинет Министров Украины объединяет и направляет работу министерств и других центральных органов исполнительной власти. Управление отдельными областями и сферами жизни республики осуществляют министерства и другие центральные органы исполнительной власти - государственные комитеты, ведомства и службы. Они действуют на основании "Общего положения о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти Украины", утвержденного Указом Президента Украины от 12 марта 1996 г. Центральный орган государственной исполнительной власти осуществляет свою деятельность через подчиненные ему областные и районные отделы и управления.

Конституция Украины отдельный раздел посвятила местному самоуправлению. Положения Конституции о местном самоуправлении получили развитие в Законе "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 г.

Местное самоуправление осуществляется территориальной общиной как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские Советы и их исполнительные органы.

Органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, являются районные и областные Советы. Вопрос организации управления районами в городах относится к компетенции городских советов. Сельские, поселковые и городские советы могут позволить по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения.

Выборы депутатов и председателей местных советов осуществляются согласно Закону Украины "О выборах депутатов и председателей сельских, поселковых, районных, городских, районных в городах, областных Советов" от 24 февраля 1994 г.

Компетенция органов местного самоуправления определена Конституцией Украины (ст. 143) и Законом "О местном самоуправлении в Украине".

Правовая система

Неотъемлемой составной частью построения демократического правового государства является проведение судебной реформы.

В апреле 1992 г. Верховная Рада одобрила Концепцию судебно-правовой реформы. Судопроизводство в Украине должно было осуществляться Конституционным Судом и судами общей юрисдикции. Организация, порядок деятельности и компетенция судов общей юрисдикции определялись Конституцией Украины, Законами Украины

Высшим судом этой системы является Верховный Суд Украины, который осуществляет надзор за судебной деятельностью судов республики.

Второе звено судебной системы составляют Верховный Суд Автономной Республики Крым (АРК), областные, Киевский и Севастопольский городские суды.

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Украины и других военных формированиях. В Украине созданы военные суды гарнизонов, регионов и Военно-Морских Сил.

С принятием Основного Закона образована качественно новая институция в системе государственных органов - Конституционный Суд. Его деятельность направлена на усиление конституционного контроля во всех без исключения сферах, стабилизацию и укрепление конституционного строя, утверждение принципа верховенства права и высшей юридической силы Конституции, прямого действия ее норм, обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Конституционный Суд Украины действует на основе положений о нем, закрепленных в разделе XII Конституции, Законе Украины "О Конституционном Суде Украины" от 16 октября 1996 г., и утвержденного им регламента.

Конституционный Суд является отдельным, независимым от судов общей юрисдикции, единым в Украине органом конституционной юрисдикции. Его функция заключается в решении вопросов о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины, а также официальной трактовке Конституции и законов.

Основные положения организации и функционирования прокурорской системы регламентированы в Конституции и Законе Украины "О прокуратуре" от 5 ноября 1991 г. Прокурорская система Украины состоит из Генеральной прокуратуры Украины, прокуратуры Автономной Республики Крым, областных, городов Киева и Севастополя (на правах областных), городских, районных, межрайонных, специализированных прокуратур.

К специализированным прокуратурам относятся военные, транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за соблюдением уголовно-исполнительного законодательства.

Возглавляет систему Генеральный прокурор Украины.

Одним из главных подразделений органов внутренних дел, которые осуществляют охрану общественного порядка и борьбу с преступностью в Украине, является милиция. Правовая основа ее деятельности представлена в Законе Украины "О милиции" от 20 декабря 1990 г. В этом Законе впервые комплексно регламентирован правовой статус милиции, которая определяется как государственный вооруженный орган исполнительной власти, защищающий жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную окружающую среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств.

Милиция выполняет административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранную функции.

Она состоит из следующих подразделений: уголовная милиция, милиция общественной безопасности, транспортная милиция, госавтоинспекция, милиция охраны, специальная милиция. В своей деятельности милиция подчинена Министерству внутренних дел Украины. На улучшение работы органов милиции направлен Закон Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18 февраля 1992 г.

Государственным правоохранительным органом специального назначения является Служба безопасности Украины (СБУ). Ее главная задача - обеспечить государственную безопасность Украины. СБУ подчинена Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде Украины. Организация и деятельность Службы безопасности Украины регламентирована Законом Украины "О Службе безопасности Украины" от 25 марта 1992 г.

Адвокатура не является государственным органом, не входит в систему органов государства и ее отношение к системе правоохранительных органов объясняется только логикой ее функциональной деятельности, направленной на содействие защите прав, свобод и представление законных интересов физических и юридических лиц, предоставление им другой юридической помощи. Адвокатура - это добровольное профессиональное общественное объединение, независимое от органов государства.

Деятельность адвокатуры регламентируется Законом Украины "Об адвокатуре" от 19 декабря 1992 г.

Закон выделяет различные организационные формы и виды деятельности адвокатуры. В частности, адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, открывать свое адвокатское бюро, объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы, конторы и другие адвокатские объединения.

Провозглашение независимости поставило перед Украиной задачу реформирования правовой системы. Во-первых, необходимо было отказаться от догм социалистического права, во-вторых, - в короткие сроки внедрить элементы так называемого буржуазного права. Процесс создания нового права развивался в трех направлениях: путем приспособления части норм советского права; принятием нормативных актов в тех сферах отношений, которые не урегулированы действующим законодательством; проведение широкомасштабной кодификации права, при которой реформируются все отрасли права.

В октябре 1990 г. Верховная Рада образовала конституционную комиссию, которая должна была разработать проект концепции Основного Закона. Концепция новой Конституции была утверждена в июне 1991 г., и комиссия занялась разработкой проекта Основного Закона. Изучались и использовались Конституции многих демократических государств мира, международные конвенции и пакты. Учитывался исторический опыт конституционного строительства в Украине. К октябрю 1993 г. было выработано четыре варианта проекта Основного Закона. Но из-за политического кризиса, который охватил властные структуры, конституционный процесс затормозился.

Учитывая ситуацию, которая сложилась, Верховная Рада как единственный законодательный орган, с одной стороны, и Президент как глава государства и исполнительной власти - с другой, т. е. стороны, которые получили свои полномочия непосредственно от народа, заключили Конституционный договор "Об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины". Этот договор вступил в силу с момента подписания его Президентом и Председателем Верховной Рады Украины 8 июня 1995 г. В ст. 61 договора говорилось, что он действует до принятия новой Конституции. Что касается положений действующей Конституции Украины 1978 г., то согласно Конституционному договору они признаны действующими только в части, которая согласовывается с указанным договором. Таким образом, Конституционный договор был основным правовым актом, который на то время должен был обеспечить организацию и деятельность государственного аппарата Украины.

Угроза роспуска.Верховной Рады заставила народных депутатов в ночь с 27 на 28 июня 1996 г. принять Конституцию Украины.

Она состоит из преамбулы и пятнадцати разделов: общие принципы; права, свободы и обязанности человека и гражданина; выборы, референдум; Верховная Рада Украины; Президент Украины; Кабинет Министров Украины, другие органы исполнительной власти; прокуратура; правосудие; территориальный строй Украины; Автономная Республика Крым; местное самоуправление; Конституционный Суд Украины; внесение изменений в Конституцию Украины; заключительные положения; переходные положения.

Принятие Конституции Украины имело огромное историческое значение, поскольку была подведена юридическая база под государственность украинского народа. По оценкам отечественных и зарубежных экспертов, Основной Закон Украины принадлежит к наиболее демократическим в мире.

Конституция Украины дала толчок разработке и принятию ряда конституционных законов. Одним из наиболее важных является Закон Украины "О местных государственных администрациях" от 9 апреля 1999 г. Он определил организацию, полномочия и порядок деятельности местных государственных администраций.

Значительную роль в регулировании имущественных отношений сыграли декреты и постановления Кабинета Министров Украины.

Трудовое право. Переход к рыночным отношениям заставил законодателя обратить внимание на защиту трудовых прав рабочих. 14 октября 1992 г. был принят Закон " Об охране труда". Законом от 19 декабря 1993 г. в Кодекс Законов о труде Украины были внесены изменения и дополнения, которые касались охраны труда. На социальную защиту населения направлен Закон Украины "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста" от 16 декабря 1993 г. В развитие положений Конституции Украины 14 января 1998 г. приняты Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, которые определяют виды, принципы, а также общие правовые, финансовые и организационные принципы общеобязательного государственного социального страхования граждан Украины.

Дальнейшее развитие получил институт контракта. В марте 1993 г. Кабинет Министров утвердил Положение о порядке заключения контрактов руководителем предприятия, которое находится в общегосударственной собственности, при приеме на работу, а 19 марта 1994 г. - Положение о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работника.

Государственные гарантии права на отпуск установил Закон Украины "Об отпусках" от 15 ноября 1996 г.

Важное значение для урегулирования коллективных трудовых споров (конфликтов) имеет Закон Украины "О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)" от 3 марта 1998 г. Установленные этим Законом нормы распространяются на наемных рабочих и организации, образованные ими в соответствии с законодательством для представительства и защиты их интересов, и на владельцев предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также на организации владельцев.

Аграрное право. В принятом в 1990 г. Земельном Кодексе УССР уже закладывались основные положения аграрной реформы. Чтобы наполнить эти положения реальным содержанием, необходимо было создать законодательную и нормативную базу. В октябре 1991 г. была утверждена концепция разгосударствления и приватизации земли. Предусматривалось, что с 1992 г. колхозы будут превращены в свободные хозяйственные общества. При этом обеспечивалось право каждого колхозника на выход из колхоза и создание собственного частного хозяйства.

Исходя из этой концепции Верховная Рада принимает ряд нормативных актов. 20 декабря 1991 г. был принят Закон " О крестьянском (фермерском) хозяйстве", который предусматривал создание специального земельного фонда путем изъятия части земель колхозов и совхозов. Фонд предназначался для предоставления участков всем гражданам, которые изъявили желание организовать фермерское хозяйство. 30 января 1992 г. Верховная Рада приняла Закон "О формах собственности на землю", который провозгласил, что наряду с государственной могут существовать коллективная и частная формы собственности на землю.

В настоящее время имеются возможности для формирования в аграрном секторе нового земельного строя, который базируется на частной собственности на землю и другое сельскохозяйственное имущество и персональной ответственности за результаты работы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных