Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Марксистская концепция политики




Марксистская концепция политики была разработана немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895). Критически осмыслив философско-политическое наследство предшественников в своих работах (назовем хотя бы «Капитал», «Диалектику природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства») они распространили принципы диалектического материализма на общество и создали «исторический материализм» - материалистическое учение об обществе. Согласно этому учению материальные процессы жизни определяют духовные: «общественное бытие определяет общественное сознание» В самом общественном бытии главным фактором является экономический: способ производства материальных благ. Кратко марксистскую концепцию политики можно представить в виде следующих положений:

1. политика как деятельность и отношения по поводу завоевания и использования власти вырастает на основе общественно – экономических отношений и ими обусловлена. Она представляет собой надстройку по отношению к экономическим структурам, «реальному базису». Маркс и Энгельс были далеки от упрощенного понимания влияния базиса на надстройку. Базис оказывает на нее решающее воздействие по общему правилу, косвенно и лишь «в конечном счете»;

2. идея детерминации тесно связана с идеей об относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты (в первую очередь, политика) тем не менее, играют активную роль в развитии социально – экономического базиса. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования, убыстряя или замедляя ход экономических процессов;

3. представление государства как продукта классовых противоречий, а те в свою очередь являются результатом развития производительных сил и производственных отношений. Государство служит интересам экономически господствующего класса, но в марксизме не отрицается и общесоциальная функция государства, в которой заинтересованы все классы и слои общества;

4. экономически господствующий класс есть одновременно политически и идеологически господствующий класс. Экономическое господство, политическое и идеологическое господство являются взаимодополняющими и усиливающими аспектами господства классового;

5. в результате такой трактовки сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение, что общественное бытие людей определяет их сознание. Анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп, а также диктуемых этим положением интересов, является исходным пунктом для понимания политического поведения масс и лидеров;

6. проанализировав сменявшие способы производства (рабовладельческий, феодальный, капиталистический), К.Маркс и Ф.Энгельс сделали вывод о неуклонном движении человечества по пути прогресса. Однако на этом пути всегда стояли господствующие классы, которые эксплуатировали большинство народа, присваивая прибавочные продукты (прибыль) для своей выгоды, что приводило к классовой борьбе. Вся цивилизованная история была представлена как борьба классов. Идея классовой борьбы есть движущая сила исторического и политического прогресса;

7. рабочий класс – носитель всеобщего политического интереса, способный во главе других трудящихся классов осуществить социалистическую революцию и создать общество, в основе которого лежит общественная собственность на средства производства, социальное равенство и справедливость, а человек может свободно и всесторонне развиваться. В перспективе – это бесклассовое общество, в котором государство как институт классового господства исчезнет.

Марксистские традиции в изучении политической жизни в конце XIX в. начале XX столетия находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение в марксизме выражает прежде всего деятельность Владимира Ильича Ленина (1870 – 1924), а также работы выдающихся теоретиков Запада и марксистской политической мысли Р. Люксембург, А. Грамши, Д. Лукача и др.

Альтернативное, реформистское направление в Западной Европе было представлено идеями немецких социал - демократов Карла Каутского (1854 -1938) и Эдуарда Бернштейна (1850 – 1932). Они критиковали классический марксизм за его классовую ограниченность, несоответствие новым условиям западного общества, которое значительно изменилось в силу интеграции в экономическую и политическую систему ранее отчужденных неимущих классов, в том числе пролетариата. По их мнению, возросший уровень жизни заметно ослабил классовые конфликты в обществе и позволил осуществлять социалистическое преобразование общества на основе реформ, а не революций. Выравнивание социально - экономических, политических различий изменяет природу государства, которое теперь выступает в роли арбитра и патрона между работодателем и наемным работником. Партии Социалистического Интернационала, взяв на вооружение идеи социального партнерства и постепенного преобразования капитализма в социализм, разработали и утверждают в своей деятельности концепцию демократического социализма. Демократический социализм как общественная система предполагает функционирование смешанной экономики, социальную справедливость, соединение свободы и справедливости, социальную защищенность членов общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных