Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие политической элиты




 

Ответ на этот вопрос, кто конкретно осуществляет власть в обществе, дает изучение теории элиты.

Как известно, субъектами политики являются классы, группы, организации, индивиды, осуществляющие сознательное и активное участие в политической жизни. Но все ли в одинаковой степени участвуют в политике, в распределении и реализации власти? Практика даже самых демократических стран показывает, что власть всегда и везде осуществляет узкий круг людей - меньшинство, которое заставляет массы признать себя. Это политическое неравенство обосновывается с помощью теории элиты.

В переводе с французского «элита» означает «лучшее», «отборное». По началу, этот термин не носил сколько-нибудь антигуманного или антидемократического содержания. Так, нередко говорят об элитном зерне, животном или растении. Поскольку люди неравны по своим биологическим и социальным характеристикам, это понятие стали применять и к людям. Это слой или группа людей, обладающая личностными особенностями или профессиональными качествами, которые позволяют им выделяться в той или иной сфере общественной жизни. Бывает экономическая, спортивная, художественная, военная, научная, и конечно, политическая элита. Фрагментарные идеи о правомерности деления общества на избранное меньшинство, господствующее над остальной массой, высказывались еще в древности Конфуцием и Платоном.

Целостная концепция политической элиты была создана итальянскими социологами Гаэтано Моска (1858-1941) и Вильфредо Парето (1876-1936). Элитарная теория явилась реакцией на марксистско-ленинскую теорию классовой борьбы. Если «Манифест коммунистической партии» утверждал, что история всех до сих пор существовавших обществ была борьбой классов, то кредо элитаристов заключается в том, что она была историей борьбы элит, а неэлиты (массы) были пассивными наблюдателями этой борьбы.

Среди социологов можно выделить два основных подхода к понятию элита. Первый подход - ценностный - видит основание и критерий принадлежности к элите в наличие у представителей элиты особых интеллектуальных, моральных и иных качеств. В этом случае - элита собрание смелых, мудрых и дальновидных людей. Подобный подход является идеальным, нормативным. В реальности — политические лидеры часто циничные, корыстолюбивые и аморальные люди.

Второй подход - структурно-функциональный. Он выводит элиту из объективной необходимости функции управления, которая предполагает и особую группу людей, выполняющую эту функции. Данный подход игнорирует классовый характер правящей элиты, грешит абсолютизацией формального механизма власти.

В политологии термин «элита» потребляется чаще всего в функциональном смысле, безотносительно к моральным, деловым и иным качествам элиты. Можно дать следующее определение политической элиты. Политическая элита - это небольшая, сплоченная, привилегированная группа, влияние которой проявляется в непосредственном участии в принятии важнейших политических решений, связанных с распределением ценностей и ресурсов.

Для всех классиков теории элит и их последователей характерен ряд общих черт:

1. Общество закономерно делиться на правящее меньшинство и управляемое большинство. В основе этого деления лежит естественное неравенство между людьми по талантам и способностям, интеллекту и богатству.

2. Элитаристы отрицают взаимосвязь элиты с отношениями классов по поводу собственности, с интересами экономически господствующих групп.

3. Развитие любого общества направляется и зависит от политической элиты. Характерно явное принижение роли народных масс в истории, которые пассивны и разобщены и нуждаются в руководстве.

4. Отрицание демократии как фикции. Если и можно говорить о демократии, как только о демократии для меньшинства, для элиты.

5. Отрицание революции (результатом революции является только смена одной элиты другой) и представление исторического процесса в виде «циркуляции элит» (круговорота элит). Например, по мнению В.Парето в обществе сменяют друг друга две элиты: «элита лис» и «элита львов». «Элита лис» отличается изворотливостью, хитростью, стремлением поддержать свою власть пропагандой и манипулированием. «Лисы» находятся у власти в эпоху социальной нестабильности. Их качества позволяют им быстро приспосабливаться к меняющей обстановке. Напротив, «элита львов» характеризуется смелостью, решительностью, отдает предпочтение средствам насилия. Она правит во время социальной стабильности. Сохранение равновесия социальной системы требует постоянной замены одной элиты другой. Общество с «элитой львов» во главе застойно, «лис» — динамично. При переворотах к власти приходит «элита лис», но со временем она перерождается во львов. Наступает застой, политический кризис, который ведет к перевороту и так далее.

Таким образом, источник общественного развития элитаристы видят не в развитии экономики и общественного производства и не в классовой борьбе, а в первую очередь в политической сфере, в конкуренции правящей элиты и контрэлиты, абсолютизируют сферу политической надстройки.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных