Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура политических систем




Современным политическим системам присуща структурная дифференциация -

относительно высокая степень расслоения между структурами по функциональному

признаку, т.е. имеются и законодательные собрания, и административные и

исполнительные органы, и судебные институты, и политические партии, и группы

интересов, и органы информации, причем каждая структура должна выполнять

какую-то функцию.

Сильная структурная дифференциация необходима политической системе, чтобы

своевременно реагировать на новые требования, обращенные к ней извне или

изнутри, а также, чтобы удовлетворять новые потребности.

Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами.

Структурные изменения в системе вызывают изменения свойств самих элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого.

Типы политических систем.

. Алмонд и Пауэлл предлагают классифицировать политические системы по

трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации. Это: примитивные, традиционные и современные политические системы.

Примитивные системы обладают минимум структурной дифференциации,

национальное целое для них остается без внимания;

Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую

структуру. Традиционные структуры подразделяются на

патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные

бюрократические и феодальные политические системы.

Современные системы знаменуют собой дальнейший прогресс и в структурном, и в

культурном плане. Они обладают и развитыми политическими структурами, и

политическими инфраструктурами.

 

Функции политических систем.

Все социальные системы, согласно Т. Парсонсу, имеют четыре общих основных

функции:

- система должна соответствовать своей "модели", особенно в аспекте

управления и контроля над обществом;

- она должна адаптировать и регулировать свои отношения с внешней средой и

другими системами;

- она должна интегрировать свои функции и задачи, т. е. определять

отношение между составляющими ее элементами;

- система, имея конкретные цели, должна делать все для достижения этих

целей, а именно: формулировать их, осуществлять соответствующие ме­ры,

ориентировать на них население.

В связи с этим основными функциями политической системы как целого являются

следующие:

- определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в

соответствии с интересами граждан страны. Цели могут быть: ближай­шими,

промежуточными и конечными; экономическими, социальными, политическими,

идеологическими.

- мобилизация ресурсов и организация деятельности общества на

осуществление целей и задач;

- укрепление единства общества;

- распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и

отдельных социальных групп, наций, каждого человека;

- урегулирование конфликтов.

Функционирование политической системы затрагивает также вопросы: кто должен

управлять, каким должно быть управление, каковы законные пределы

государственных усилий.

18. Тоталитаризм — политический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.
ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ — крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия. Т.р. возник в XX в. Его характеризуют: господство одной официальной идеологии, преследование инакомыслия; ограничение политических свобод, запрещение политических партий и легализация деятельности партии власти, сращивание государственного и партийного аппарата; жесткая централизация государственного управления, подавление региональной самостоятельности и упразднение местного самоуправления; разжигание социальной и национальной розни; развязывание террора по отношению к собственному народу; тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни, ее огосударствление; подавление экономической свободы, сферы частных интересов, неоправданное вмешательство государства в экономику; милитаризация; утверждение тоталитарной "законности" и др. Тоталитаризм существует в виде таких государственных режимов, как расистский, фашистский, военно-диктаторский. Т.р. сохраняются в некоторых государствах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки. Крайним проявлением тоталитаризма, характеризующегося агрессивностью, склонностью к развязыванию войн и базирующегося на националистической и расовой идеологии, возведенной в ранг официальной (государственной), является фашистский режим.

Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме подавляются государством. Тем самым создается иллюзия одобрения обществом действий тоталитарной власти.

 

Авторитарный режим - означает властный, основанный на жестком подчинении; в экономике - осуществление правительством в широких масштабах регламентации и регулирования экономической жизни.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией.

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.

Сущностно значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.

 

19.Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства. Функции делятся на внутренние и внешние.

Внутренние функции:

Охранительная. Экономическая.Социальная.Культурно-воспитательная.

Природоохранительная.

Внешние функции:

Защита государства от вооруженных нападений других государств.

Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей.

Борьба с международной преступностью.

Участие в международной охране окружающей Среды.

Реализация функций осуществляется различными государственными организациями. Их количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства.

Существуют два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими.

Для осуществления этих функций созданы специальные государственные органы, в совокупности образующие структуру государства. Итак, в структуру государства входят:

1. Органы государственной власти – законодательной и исполнительной. Часто говорят о триаде властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть (в лице министерства юстиции) входит в структуру исполнительной власти. Выделение судебной власти из структуры исполнительной обусловлено тем значением, которое придается в либерально-демократической традиции судебной власти: она рассматривается как один из важнейших механизмов обеспечения контроля со стороны общества над государством.

2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура.

3. Органы, обеспечивающие внутреннюю безопасность страны. Сегодня в нашей стране это ФСБ – Федеральная служба безопасности.

4. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба).

20. Демокра́тия (греч «власть народа»- политический режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Современные концепции демократии

Любая демократия имеет свои ограничения и нередко свобода одних социальных групп существенно ограничивает жизненное пространство других. Поэтому существуют различные концепции демократии Рассмотрим некоторые из них.

Концепция либеральной демократии является одной из наиболее ранних. Некоторые из ее основополагающих принципов были заложены в трудах; Т.Гоббса, Дж.Локка и Ш.-Л.Монтескье. В целом же либеральная демократия предполагает следующий принципы общественного устройства: признание народа субъектом власти; приоритет свободы личности перед обществом и государством; свобода частной собственности и предпринимательства; невмешательство государства в личную жизнь граждан; форма государственного устройства - республика или конституционная монархия; парламентаризм и разделение властей; эффективный контроль со стороны представительных органов над правительством.

Концепция коллективистской демократии. Теоретиками коллективистской демократии можно считать Ж.-Ж.Руссо, К.Маркса, В.И.Ленина. Эта концепция противопоставляет либеральному индивидуализму коллективистские формы жизнедеятельности и понимания прав и свобод; приоритет государства и общества над личностью; всеобщая политическая мобилизация и участие всех граждан в политическом процессе, даже если они этого не желают; декларативный характер прав и свобод; ограничение индивидуальной жизнедеятельности.

Разновидностью коллективистской демократии является «социалистическая демократия», имевшая место в СССР и других странах «социалистического лагеря».

Концепция плюралистической демократии. Эта концепция унаследовала от либеральной

разделение властей, соблюдение прав человека, свободу личности. Но вместе с тем, плюралистическая демократия в значительной степени корректирует некоторые принципы либеральной и коллективистской концепции. В плюралистической концепции уже не личность и не народ, а группа является центральным элементом политического процесса; общая политическая воля является результатом конфликтного взаимодействия различных групп и нахождением компромисса; либеральный «эгоизм» частично ограничивается групповыми и общественными интересами; государство берет на себя часть функций по защите интересов личности и социальных меньшинств; власть рассредоточивается по различным институтам и тем самым создается система сдержек и противовесов, предотвращающая ее монополизацию.

Плюралистической демократии отдают предпочтение большинство наиболее развитых стран мира.

Концепция элитарной демократии заключается в том, что власть в стране осуществляют конкурирующие между собой элиты, а участие народа в управлении государством ограничивается правом отдать предпочтение той или иной претендующей на власть или находящейся у власти элите.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных