Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель речевой коммуникации




Ситуация общения

 
 

 


Обстановка общения

 

Общаясь между собой, люди передают друг другу сообщения при помощи слов – это вербальная коммуникация, – и посредством особых значимых действий, таких, например, как вставание, поклон, рукопожатие, дружеские объятия или поцелуи – это невербальная коммуникация. Среди подобных несловесных средств общения принято различать жестикуляцию и мимику.

Жестикуляция (от франц. Gesticuler – «жестикулировать») – это значимые телодвижения, главным образом движения головы или рук. Всем известны такие жесты, как указательный жест руки, пожимание плечами в знак недоумения или незнания, кивок головой, выражающий согласие, или, наоборот, повороты головы из стороны в сторону, означающие отрицание.

Мимика – (от греч. Mimikos – «подражательный») – это значимые движения мышц лица, такие, например, как улыбка, поднятие бровей в знак удивления или нахмуренные брови, означающие недовольство.

 

Основные единицы общения – речевая ситуация, речевое взаимодействие и речевое событие.

Речевой ситуацией называется всякая ситуация, на которую человек реагирует вербальным действием.

Речевое взаимодействие представляет собой, с одной стороны, порождение речи субъектом, с другой – восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценку полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т. д.)

Речевое событие складывается из двух основных составляющих.

Во-первых, это поток речевого поведения - то, что говорится, сообщается, и то, чем сопровождается речь (мимика, жесты и пр.); во-вторых, это условия, обстановка, в которой происходит общение.

Поток речевого поведения состоит из:

1) собственно речи – «того, что можно записать на бумагу»;

2) звучания речи (акустики): громкости, высоты изменения голоса и т. д.

3) мимики и жестикуляции;

4) того, как партнеры, разговаривая с друг другом, используют пространство.

 

В науке разграничиваются понятия язык и речь.

Язык как система знаков принадлежит определенному общественному коллективу и составляет важнейшую часть речевой деятельности, но не совпадает с ней. «Язык не деятельность говорящего», – писал Ф. де Соссюр.

Любой человеческий язык состоит из элементов, которые являются знаками для передачи внеязыковой информации. Это языковые знаки. Языковой знак – основной из всех существующих в человеческом обществе знаков. Однако язык – это не перечень единиц разного уровня, а их система, предполагающая их внутреннюю организацию. Система – совокупность элементов, образующих нечто целое и находящихся друг с другом в отношениях взаимной обусловленности. При изучении системы исследователь выявляет отношения, существующие между элементами этой системы. Через эти отношения он определяет те элементы, которые входят в систему. Если тот или иной элемент не обнаруживает никаких отношений к другим, он находится вне системы.

Каждая единица языка входит в систему как часть в целое и связана с другими единицами и частями системы или непосредственно или опосредованно через различные категории (рода, одушевленности-неодушевленности, вида, переходности – непереходности и т.д.). Языковая система является сложной, многоаспектной и в плане строения, и в плане функционирования, т.е. использования и развития, а также открытой и динамичной. Язык как структура состоит из подсистем, которые называются уровнями языковой системы. Таким образом, язык – это система знаков и способов их соединения.

Все функции языка проявляются в коммуникации. Основной функцией языка является коммуникативная (от лат. соттиnicatio “общение”), т.к. основное назначение языка – служить орудием общения, т.е. в первую очередь обмена мыслями. С коммуникативной функцией языка неразрывно связана вторая его центральная функция – мыслеформирующая. Имея в виду эту функцию, крупнейший языковед-мыслитель первой половины XIX в. Вильгельм Гумбольдт называл язык «образующим органом мысли».

Выделяют также ряд более частных функций: констатирующую – служить для простого «нейтрального» сообщения о факте, вопросительную – служить для запроса о факте, апеллятивную (от лат. appello «обращаюсь к кому-л.») – служить средством призыва, побуждения к тем или иным действиям, экспрессивную – выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроения и эмоции, контактоустанавливающую – функцию создания и поддержания контакта между собеседниками, метаязыковую – функцию истолкования языковых фактов (например, объяснение значения слова, непонятного для собеседника), эстетическую – функцию эстетического воздействия. Особое место занимает функция индикатора (показателя) принадлежности к определенной группе людей (к нации, народности, к той или иной профессии и т.д.). Частные функции языка обычно выступают в разнообразных сочетаниях друг с другом.

 

Языковая система имеет уровневую структуру, куда входят фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис. Эти уровни изучаются в соответствующих разделах языкознания.

Фонетика занимается фонетической, или звуковой, стороной языка. Словообразование изучает законы образования слов, лексика – значение слова, морфология – законы, присущие слову как представителю той или иной части речи. Словообразование, морфология и синтаксис вместе составляют грамматику, предметом которой являются законы образования слов, словосочетаний и предложений.

Каждому уровню языковой системы соответствуют определенные языковые единицы: фонема, морфема, лексема (слово), словосочетание, предложение.

Фонема – неделимая и сама по себе незначимая звуковая единица, служащая для опознавания, различения и разграничения минимальных значимых единиц – морфем, а через них и слов. Например, глаголы пил, пел, пал отличаются только одной фонемой, которая различает корни, а через них – слова. Фонема – обобщенная языковая единица, которые может быть представлена в устной речи звуком (или несколькими звуковыми вариантами: вАда – вОду – вЪдяной), а в письменной речи – буквой (или тоже несколькими вариантами букв: иЗлечить - иСчезать).

Морфема – минимальная часть слова, которая может иметь какое-либо значение. В русском языке шесть типов морфем – приставка, корень, суффикс, окончание, соединительная гласная (интерфикс), постфикс (или возвратный суффикс -ся, -сь).

Слово – важнейшая единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, признаков или указывающая на них. Оно состоит из морфем и представляет собой строительный материал для словосочетаний и предложений. Слово обязательно принадлежит к какой-нибудь части речи.

Словосочетание – два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически. Оно состоит из главного слова и зависимого: бартерная сделка, баланс интересов, выразить недоверие, заведомо ложный. Словосочетание, подобно слову, называет предметы, их действия и признаки, но только более конкретно, так как зависимое слово уточняет смысл главного: общество, акционерное общество, акционерное общество закрытого типа.

Различают свободные и несвободные словосочетания. В свободном словосочетании все слова сохраняют свое лексическое значение: неотъемлемое право, получить грант. В несвободном словосочетании (их называют еще устойчивыми, фразеологизмами) семантическая самостоятельность всех или одного из компонентов утрачена или ослаблена; по характеру значения такие словосочетания приближаются к отдельному слову: плыть по течению, генная инженерия, встреча без галстуков.

Предложение – основная синтаксическая единица, которая содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащее и сказуемое) или одного из них. Предложение может иметь одну грамматическую основу и в этом случае оно называется простым. Степь. Начинает светать. Над лесом появился краешек солнца. Предложение может иметь не одну грамматическую основу, а две и более, и в этом случае называется сложным: С ветает, начинается клев.

 

Задание 1. Ответьте на вопросы. Ответы аргументируйте.

1. Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?

2. Вспомните рассказ А. Конан-Дойля «Пляшущие человечки». С помощью каких средств – вербальных или невербальных – осуществлялась коммуникация в этом случае?

3. Известно, что попугаи могут произносить человеческие слова. Является ли разговор с говорящим попугаем коммуникацией?

4. Словосочетание «уважаемые товарищи» употребляется, как правило, в фатической функции, т. е. для установления контакта с окружающими. Приведите другие подобные примеры.

5. Прочитайте предложение: «Человек состоит из трех слогов». Скажите, в какой функции употребляется слово «человек» в данном предложении?

6. Какое значение имеет слово «речь» в предложении: «Его речь была нелогичной»? Конкретизируйте это предложение, выразив разные значения термина «речь»: а) речевая деятельность, б) продукт деятельности.

7. Известно, что человек, хорошо владеющий одним иностранным языком, гораздо легче осваивает второй, чем человек, не знающий никакого иностранного языка. Как вы думаете, чем можно объяснить этот факт?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных