![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы исследования. - приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения теорий.- приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения теорий. Методы психологии – это способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической инфы и получения знаний. Группы методов: 1. Организационные: · сравнительный · лонгитюдный (одна группа людей изучается в течение долгого времени) · комплексный 2. Эмпирические: · методы сбора информации о психических особенностях отдельного человека/группы · обсервационные (наблюдение) · экспериментальные (в лабораторных условиях, естественный) · психодиагностические (тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа) · праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности, например: оценка работ, циклография, хронометрия) · метод моделирования · биографический (анализ жизненных фактов) 3. Методы обработки данных: · количественный · качественный анализ 4. Интерпретационные · объективные · субъективные (основанные на самооценке, самоотчетах испытуемых) Наблюдение в психологии предполагает точное и полное описание явлений и их толкование. Необходимые условия наблюдения: 1) постановка цели 2) разработка плана 3) поддержание естественных условий 4) невмешательство 5) объективность 6) систематичность 7) фиксация результатов Наблюдение бывает включенное (исследователь взаимодействует с изучаемой группой или человеком) и невключенное (без взаимодействия), самонаблюдение; сплошное (одновременно несколько сторон поведения) и выборочное (одна сторона в определенное время в определенных условиях), по условиям организации лабораторное и естественное. Опрос – получение информации с помощью вопросов. Бывают: устный и письменный (анкета), свободный (перечень вопросов на задан заранее) и социометрический (наценен на получение информации о взаимоотношениях в малой группе). Эксперимент – способ получения объективной информации. Основная задача: сделать доступными для объективного внешнего наблюдения особенности внутреннего психического процесса. Бывает лабораторный и естественный (испытуемые не знают об эксперименте), констатирующий (на выявление информации на данный момент) и формирующий (искусственное моделирование процессов психического развития, задача – новые способности испытуемого). Тесты: § опросники, цель – статистические данные о наличии психологических/психических явлений. § задания, цель – успешное выполнение заданий (тест на IQ) § проективные, цель – определить эмоциональное состояние испытуемых.
Метод анализа продукта деятельности – рассматривание образцов музыкального, литературного, художественного творчества для диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей у детей и взрослых. Метод анализа документов – обработка текстовой информации. Метод моделирования – кибернетическое, логическое, техническое. Сравнительные методы: · Близнецовый – роль наследственности/среды/воспитания в психическом развитии. · Метод сравнения нормы и патологии. · Кросс-культурный метод – сравнение и выявление особенностей поколений в различных культурах. · Биографический – исследование факторов развития личности. Все эти методы относятся к основным тестам, применяемым для сбора первичных данных. За методами по сбору информации следуют способы обработки этих данных, их логический и математический анализ. Методы математической статистики и качественного анализа Этические принципы создания тестов: минимизация риска, информированное согласие испытуемых (добровольное согласие), право испытуемых на конфиденциальность. Исследуемые – полноценные партнеры процесса исследования. Отрасли психологии: 1. фундаментальная психология дает знания, необходимые для понимания и объяснения поведения людей независимо от того, кто они и какой деятельностью занимаются, общая психология исследует познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) и психологию личности, индивида, его эмоции, характер, темперамент и волю. 2. прикладные науки – достижения используются в жизни, специальные: медицинская психология, юридическая, социальная, генетическая и др. Психика и организм 1) Психика невозможна без наличия высокоразвитой нервной системы и специфических органов. 2) Психика есть там, где имеется способность объективно отражать мир. 3) Обладатель психики способен реагировать на изменение внешней среды и на воздействие объектов окружающей среды. 4 уровня психики: 1. Раздражимость 2. Чувствительность (от отличие от раздражимости: ощущения позволяют реагировать не только на биологически важные, но и на нейтральные события). 3. Поведение (реакция на внешнюю среду) у человека целенаправленно мотивированно, осознанно. 4. Сознание (самодетерминированное поведение) присуще лишь человеку, это способность регулировать поведение без воздействия окружающей среды. Сознание формируется и развивается индивидуально, оно обусловлено генетическими факторами и социальными. Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность человека осознанна, сознательно поставленные цели достигаются на основе общечеловеческого опыта. Психику человека отличает то, что внешнее действие человека с материальными объектами преобразуется в мысленные, человек может моделировать ситуации и предвидеть результаты своих действий. Источники происхождения психики 1) Идеалистический (психика=душа) 2) В человеке сочетаются биологическое и идеалистическое начала. 3) Материалистическое
Выготский решил проблему психики человека иначе: человек обладает особым видом психических функций, которых нет у животных – высшими психическими функциями. Они составляют высший уровень психики человека, которые называют сознанием, формируются в ходе социальных взаимодействий. § произвольная память § произвольное внимание § логическое мышление 3 части концепции Выготского: 1. Человек и природа: человек, в отличие от животного, видоизменял природу для себя. 2. Человек и психика: видоизменяя природу, человек приобрел произвольные формы деятельности. Человек овладел природой и своим поведением с помощью психологических орудий. 3. Человек и генетические аспекты: в процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Пусковыми механизмами высших психических процессов были знаки. Психологические функции в отличие от психологии животного опосредованы, произвольны и социальны. Психика – продукт мозговой деятельности человека, но социально опосредованный продукт.
Уровни психики: экзопсихика – часть психики, отражающая внешнюю, по отношению к организму, реальность. эндопсихика – та часть психики, которая отражает состояние организма. интропсихика – часть психической реальности, включающая мысли, волевые усилия, фантазии, сны. Функции психики: · отражение окружающей действительности · сохранение целостности организма · регуляция поведения · способствует жизнедеятельности и выживанию человека Сознание В психологии Л.Выготского: рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дается изначально, не порождается природой, оно – продукт деятельности общества, которое его производит. Б. Ананьев: сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность. ° активность сознания – способность действия, обусловленная наличием цели и устойчивой деятельностью по достижению этой цели. ° направленность на какой-либо объект, осознание чего-либо. ° способность к рефлексии и самонаблюдению. ° мотивационно-ценностный характер сознания, наличие жизненных ценностей, мотивируемых наше поведение. ° сознание всегда в динамике и трудно поддается изучению, его нельзя изучить психологическими методами. ° сознание присуще не только индивиду, существует также социальное сознание – сознание целой социальной системы. Сознание всегда рефлексирует. Первый этап становления рефлексивного сознания – самопознание. Самопознание – осознание себя, своих целей и задач. Формы самопознания: § самооценка = наличие шкалы ценностей, по которым человек себя оценивает. § самоконтроль = регуляция своих действий. § самовосприятие Состояния сознания: · наивное · рациональное · обыденное · мистическое · рефлексивное · Способы нормализации психики: o отдых o спорт o метод Ребёфинга (самопомощи, поиска и вскрытия очагов) o гипноз o частичное НЛП o самоанализ, психоанализ o пересмотр ценностей Механизмы психологической защиты: a. Вытеснение – неприятные мысли вытесняются из сознания в бессознательное, но влияют на наше поведение, проявляясь в виде тревог и страхов. b. Замещение – чувства, вызывающие тревогу, переносятся на другой объект (вымещение гнева не на начальника, а на семью) c. Идентификация – человек видит в себе другого, переносит на себя качества, мотивы, присущие другому лицу. d. Отрицание – «позиция страуса». e. Проекция – чувства, черты характера, желания, неприятные человеку, переносятся на другое лицо (ты – жадина, а я экономный). f. Рационализация – скрывает от сознания истинные мотивы действий. g. Реактивные образования – трансформация травмирующего события в противоположное. h. Регрессия – инфантилизм, возврат личности от высших форм поведения к низшим, к действиям, которые «прокатывали» раньше. Нужны для формирования адекватной самооценки и самосовершенствования личности, помогают работать со своим сознание. Уровни психики по Фрейду: 1. Бессознательное – не доступно сознанию, включает ценностные установки, ориентации, мотивы. 2. Подсознательное – эмоционально-нагруженные воспоминания, которые могут быть осознанны при помощи психоанализа. 3. Досознательное – может стать осознанным (например, автоматизация действий). 4. Сознание – поддается произвольной регуляции.
Состояния сознания (современная психология): 1) Бессознательное состояние (психовегетативные реакции, эмоциональные и познавательные процессы отсутствуют). 2) Сон (осознанный сон). 3) Бодрствование (состояние осознания окружающего мира и себя, доступно самонаблюдению, включает весь спектр психических проявлений). 4) Измененное состояние сознания, сокр. ИСС (гипноз, состояние, возникающее под влиянием психоактивных веществ и психических техник). ИСС бывают спонтанно возникающие (в экстремальных условиях, например безотчетный страх), искусственно вызываемые (алкоголь, наркотики), вызванные психотехникой (медитации, молитвы, мантры, фанатизм). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|