Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чувственное познание.




Психика начинается с ощущений.

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмета, явления, внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии материальный раздражителей на соответствующие рецепторы. Это наши источники информации о мире и самом себе. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, где она обрабатывается, и дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире.

Ощущения человека осознаваемы; раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм, вызывая реакцию. Раздражимость – основа для ощущений; в результате воздействия раздражителя возникает реакция.

Классификация ощущений

1. интероцептивные – рецепторы находятся во внутренних органах и тканях, отражают состояние внутренних органов.

2. проприоцептивные (кинестические) – рецепторы расположены в связках и мышцах, дают информацию о движении и положении нашего тела.

3. экстероцептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды, имеют рецепторы на поверхности тела.

a. контактные – передают раздражение при непосредственном контакте (осязательные, вкусовые).

b. дистантные – реагируют без контакта (зрительные, звуковые, обонятельные).

Восприятие – осмысленный синтез разнообразных ощущений, связанный с речью.

Ощущения отражают отдельные свойства раздражителя, а восприятие – совокупность.

Это взаимодействие, направленная на исследование и построение образа, для которого необходимо участие высших когнитивных механизмов, которые обрабатывают сенсорную информацию.

Отличие ощущения от восприятия: результат ощущения – чувство, результат восприятия – образ.

Свойства восприятия:

1) Характеризуют восприятие как психический познавательный процесс.

a. Объем восприятия = количество объектов, которые человек может воспринять за единицу времени.

b. Точность = соответствие образа объекту.

c. Полнота = степень соответствия.

d. Быстрота = время, нужное для восприятия объекта или явления.

2) Присущи всем познавательным процессам, характеризуют сущность процесса восприятия

a) Константантность восприятия = свойство воспринимать объекты в изменяющихся условиях.

b) Осмысленность = свойство придавать объекту смысл, обозначать словами.

c) Структурность = свойство объединять разные стимулы в определенные структуры.

d) Целостность = способность мысленно достраивать некоторые элементы образа до его цельности.

e) Предметность = отнесение образа к определенным предметам внешнего мира.

f) Обобщенность = отражение единичных объектов, связанных по какому-либо признаку, и отнесение их к определенному классу.

g) Избирательность = преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Организация восприятия:

1. Любой образ воспринимается как фигура на каком-то фоне (менее структурированном). То, что наделено большим смыслом, выделяется, является более структурированным (например, услышать свою фамилию среди ряда других).

2. Заполнение пробелов: любой предмет, образ, могут быть представлены разрозненными элементами. Мозг пытается собрать и добавить недостающие элементы (например, достроить фразу при помехах).

3. Объединение элементов, группировка схожих образов, предметов.

 

Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

1) Устойчивость

2) Сосредоточенность – концентрирование внимания на определенном предмете или явлении

3) Переключение – скорость переключения может быть произвольной и непроизвольной

4) Распределение – способность параллельно выполнять несколько разных действий

5) Объем – количество информации, способной одновременно сохраняться в сфере внимания человека.

Виды внимания

I. Природное – дано нам с рождения, способность реагировать на что-то новое.

II. Социально обусловленное – складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения и избирательным реагированием на объекты.

III. Непосредственное – управляется только тем объектов, на который оно направленно, соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

IV. Опосредованное – регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, знаков)

V. Непроизвольное – воля не принимает участия, не требуется усилий для концентрации внимания, нет борьбы мотивов и целей.

VI. Чувственное – связано с эмоциями и работой органов чувств (объект внимания – впечатление)

VII. Интеллектуальное – связано со сосредоточенностью и направленностью мысли (объект внимания – мысль)

Память

= условие приобретения знаний, формирование умений и навыков

= способность получения, хранения и воспроизведения жизненного опыта, информации.

 

Дочеловеческим организмам присуща генетическая и механическая память.

Виды продуктивной памяти:

А) Произвольная – связана с волевым контролем запоминания

Б) Логическая

В) Опосредованная – запоминание происходит с помощью разнообразных средств, представленных в виде материальной и духовной культуры.

Функции памяти:

1. Запоминание

2. Хранение информации

3. Воспроизведение информации

 

В памяти участвуют различные операции по переработке информации:

o анализ

o систематизация

o синтез

o обобщение и др.

Эти мыслительные операции обеспечивают смысловую организацию материала, который определяет его запоминание и воспроизведение. Большую роль в запоминании играют повторения.

Память – процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его жизненного опыта. Память бывает:

1) По целевой установке:

§ - непроизвольная - без усилий

§ - произвольная - с волей

§ - механическая - повторение материала без его осмысливания

§ - смысловая - осмысливание запоминаемого материала, понимание логических связей

2) По временной установке:

§ - кратковременная - до 20 сек., обобщенный образ воспринимаемого работает без установки на последующее воспроизведение

§ - оперативная - хранится от секунд до дней, нацелена на решение одной задачи

§ - долговременная - неограниченный срок хранения информации стратегического знания

3) По материалу:

§ - когнитивная - сохраняет знания, которые поначалу воспринимаются человеком как внешние по отношению к нему, а затем переходят в его жизненный опыт и убеждения

§ - эмоциональная – сохранение в сознании переживаний, чувств

§ - личностная – обеспечивает единство самосознания личности и хранит цели, поступки, отношения и убеждения

4) По модальности сохраняемых образов

§ - словесно-логическая

§ - образная (зрительная, слуховая, осязательная, двигательная, обонятельная, вкусовая)

Запоминание:

· Закон осмысления (анализ, синтез, систематизация, обобщение)

· Закон интереса (основа формирования – цель)

· Закон установки (установка на запоминание по времени и восприятие материала по содержанию)

· Закон усиления первоначального впечатления (чем ярче впечатление, тем лучше запомнится), рационально (записать, нарисовать, обсудить, пропеть) и эмоционально

· Закон контекста (информация запоминается легче, если она соотнесена с контекстом)

· Закон объема знаний (чем больше знаний по теме, тем проще запомнить новое)

· Закон оптимальной длины запоминаемого ряда (если информация превышает объем кратковременной памяти)

· Закон торможения (всякое последующее запоминание тормозит предыдущее)

· Закон края (лучше запоминается сказанное в начале и в конце)

· Закон повторения

Использование мнемотехнических приемов, т.е. приемов структурирования материала определенным образом.

· рифмование

· ассоциации

· связывание элементов в единую целостную систему

Эмоции и чувства

Форма проявления отражательной функции мозга. Кант делил эмоции на стенические, повышающие жизнедеятельность организма, и астенические, ослабляющие её. Эмоции делят также на положительные и отрицательные. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выражен­ное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоцио­нальное состояние, вызываемое сильным стиму­лом. Он всегда проявляется бур­но и сопровождается сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аф­фект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

Эмоции появились раньше чувств. Особая категория – высшие чувства – отражает духовный мир человека и его социальную сущность.

Внешние чувства бывают

° нравственные – отражают степень привязанности к обществу и себе (дружба, любовь, товарищество; зависть, ревность, жалость)

° эстетические – отношение к прекрасному, связаны с пониманием красоты, искусства, реализуются через эмоции (чувство юмора)

Снятие эмоционального напряжения нужно, чтобы избежать дезорганизации деятельности человека:

· физическая деятельность

· обсуждение

· придание меньшей значимости проблемы

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных