ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Чувственное познание.Психика начинается с ощущений. Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмета, явления, внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии материальный раздражителей на соответствующие рецепторы. Это наши источники информации о мире и самом себе. Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, где она обрабатывается, и дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Ощущения человека осознаваемы; раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм, вызывая реакцию. Раздражимость – основа для ощущений; в результате воздействия раздражителя возникает реакция. Классификация ощущений 1. интероцептивные – рецепторы находятся во внутренних органах и тканях, отражают состояние внутренних органов. 2. проприоцептивные (кинестические) – рецепторы расположены в связках и мышцах, дают информацию о движении и положении нашего тела. 3. экстероцептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды, имеют рецепторы на поверхности тела. a. контактные – передают раздражение при непосредственном контакте (осязательные, вкусовые). b. дистантные – реагируют без контакта (зрительные, звуковые, обонятельные). Восприятие – осмысленный синтез разнообразных ощущений, связанный с речью. Ощущения отражают отдельные свойства раздражителя, а восприятие – совокупность. Это взаимодействие, направленная на исследование и построение образа, для которого необходимо участие высших когнитивных механизмов, которые обрабатывают сенсорную информацию. Отличие ощущения от восприятия: результат ощущения – чувство, результат восприятия – образ. Свойства восприятия: 1) Характеризуют восприятие как психический познавательный процесс. a. Объем восприятия = количество объектов, которые человек может воспринять за единицу времени. b. Точность = соответствие образа объекту. c. Полнота = степень соответствия. d. Быстрота = время, нужное для восприятия объекта или явления. 2) Присущи всем познавательным процессам, характеризуют сущность процесса восприятия a) Константантность восприятия = свойство воспринимать объекты в изменяющихся условиях. b) Осмысленность = свойство придавать объекту смысл, обозначать словами. c) Структурность = свойство объединять разные стимулы в определенные структуры. d) Целостность = способность мысленно достраивать некоторые элементы образа до его цельности. e) Предметность = отнесение образа к определенным предметам внешнего мира. f) Обобщенность = отражение единичных объектов, связанных по какому-либо признаку, и отнесение их к определенному классу. g) Избирательность = преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Организация восприятия: 1. Любой образ воспринимается как фигура на каком-то фоне (менее структурированном). То, что наделено большим смыслом, выделяется, является более структурированным (например, услышать свою фамилию среди ряда других). 2. Заполнение пробелов: любой предмет, образ, могут быть представлены разрозненными элементами. Мозг пытается собрать и добавить недостающие элементы (например, достроить фразу при помехах). 3. Объединение элементов, группировка схожих образов, предметов.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: 1) Устойчивость 2) Сосредоточенность – концентрирование внимания на определенном предмете или явлении 3) Переключение – скорость переключения может быть произвольной и непроизвольной 4) Распределение – способность параллельно выполнять несколько разных действий 5) Объем – количество информации, способной одновременно сохраняться в сфере внимания человека. Виды внимания I. Природное – дано нам с рождения, способность реагировать на что-то новое. II. Социально обусловленное – складывается в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения и избирательным реагированием на объекты. III. Непосредственное – управляется только тем объектов, на который оно направленно, соответствует актуальным интересам и потребностям человека. IV. Опосредованное – регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов, знаков) V. Непроизвольное – воля не принимает участия, не требуется усилий для концентрации внимания, нет борьбы мотивов и целей. VI. Чувственное – связано с эмоциями и работой органов чувств (объект внимания – впечатление) VII. Интеллектуальное – связано со сосредоточенностью и направленностью мысли (объект внимания – мысль) Память = условие приобретения знаний, формирование умений и навыков = способность получения, хранения и воспроизведения жизненного опыта, информации.
Дочеловеческим организмам присуща генетическая и механическая память. Виды продуктивной памяти: А) Произвольная – связана с волевым контролем запоминания Б) Логическая В) Опосредованная – запоминание происходит с помощью разнообразных средств, представленных в виде материальной и духовной культуры. Функции памяти: 1. Запоминание 2. Хранение информации 3. Воспроизведение информации
В памяти участвуют различные операции по переработке информации: o анализ o систематизация o синтез o обобщение и др. Эти мыслительные операции обеспечивают смысловую организацию материала, который определяет его запоминание и воспроизведение. Большую роль в запоминании играют повторения. Память – процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его жизненного опыта. Память бывает: 1) По целевой установке: § - непроизвольная - без усилий § - произвольная - с волей § - механическая - повторение материала без его осмысливания § - смысловая - осмысливание запоминаемого материала, понимание логических связей 2) По временной установке: § - кратковременная - до 20 сек., обобщенный образ воспринимаемого работает без установки на последующее воспроизведение § - оперативная - хранится от секунд до дней, нацелена на решение одной задачи § - долговременная - неограниченный срок хранения информации стратегического знания 3) По материалу: § - когнитивная - сохраняет знания, которые поначалу воспринимаются человеком как внешние по отношению к нему, а затем переходят в его жизненный опыт и убеждения § - эмоциональная – сохранение в сознании переживаний, чувств § - личностная – обеспечивает единство самосознания личности и хранит цели, поступки, отношения и убеждения 4) По модальности сохраняемых образов § - словесно-логическая § - образная (зрительная, слуховая, осязательная, двигательная, обонятельная, вкусовая) Запоминание: · Закон осмысления (анализ, синтез, систематизация, обобщение) · Закон интереса (основа формирования – цель) · Закон установки (установка на запоминание по времени и восприятие материала по содержанию) · Закон усиления первоначального впечатления (чем ярче впечатление, тем лучше запомнится), рационально (записать, нарисовать, обсудить, пропеть) и эмоционально · Закон контекста (информация запоминается легче, если она соотнесена с контекстом) · Закон объема знаний (чем больше знаний по теме, тем проще запомнить новое) · Закон оптимальной длины запоминаемого ряда (если информация превышает объем кратковременной памяти) · Закон торможения (всякое последующее запоминание тормозит предыдущее) · Закон края (лучше запоминается сказанное в начале и в конце) · Закон повторения Использование мнемотехнических приемов, т.е. приемов структурирования материала определенным образом. · рифмование · ассоциации · связывание элементов в единую целостную систему Эмоции и чувства Форма проявления отражательной функции мозга. Кант делил эмоции на стенические, повышающие жизнедеятельность организма, и астенические, ослабляющие её. Эмоции делят также на положительные и отрицательные. Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты. Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе. Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления. Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние, вызываемое сильным стимулом. Он всегда проявляется бурно и сопровождается сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект). При аффекте мало продумываются последствия совершаемого. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Эмоции появились раньше чувств. Особая категория – высшие чувства – отражает духовный мир человека и его социальную сущность. Внешние чувства бывают ° нравственные – отражают степень привязанности к обществу и себе (дружба, любовь, товарищество; зависть, ревность, жалость) ° эстетические – отношение к прекрасному, связаны с пониманием красоты, искусства, реализуются через эмоции (чувство юмора) Снятие эмоционального напряжения нужно, чтобы избежать дезорганизации деятельности человека: · физическая деятельность · обсуждение · придание меньшей значимости проблемы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|