Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика Мюнстерберга.




Цель: определение избиральности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а так же выхокой помехоустойчивости.

Инструкция студентам: среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача как можно быстрее считывать текст, подчеркнуть эти слова.

Пример: рюклбюстрадостьфркнп

Время работы – 2 минуты.

Стимульный материал

бсолнцевтргщоуэрайонзнучновостьъхьуэкзаментрочягщ шгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйагхт телевизорболджщзфюэлгшогхэюжипдргщхщнздвосприятие йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфьтрплоспектакльячинтьбюн бюерадостьвуфциежцдоррпнародшалдьхэппцгиеркуыфйщрепортажэк джорлафьвюфбьконкурссйфнячьгузскарпооичностьзжэьеюдшщглоджин эцрплаваньедтлжэзбьтэрдшнпркывкомедияшлдкуйфотчаяньейфрлнь ячвтлджэьгфтасенлабороториягщдщноуцтргщчтлроснованиезхжьб щдэркентаопрукгвсмтпсихиатриябплнстчьйфясмтщзайэъягнзхтм

Фамилия испытуемого

Методика 4 «Расстановка чисел»

Цель: Особенности произвольного внимания, развития функций внимания.

Инструкция студентам: «В течении двух минут Вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка.

Числа записываются построчно, никаких пометок в верхнем квадрате делать нельзя». Студентам раздаются карточки стимульного материала. Оценка производится по количеству правильных записанных чисел. Средняя норма 22 числа и выше.

 

 

         
         
         
         
         

Бланк для заполнения

           
           
           
           
           

 

Методика 5

Таблица Шульте.

Цель: Оценка переключения внимания

Инструкция студентам: на таблице 25 цифр от 1 до 25. Нужно показывать и называть их в возрастающем или убывающем порядке. Выполнять задание необходимо быстро и безошибочно работаете с таблицами в парах – испытуемый – экзаменатор. Экспериментатор фиксирует ошибки и время выполнения опыта. Обсуждение результатов проведенных методик.

Анализ и интерпретация результатов самодиагностики, обсуждение.

4.Решение и анализ психологических задач:

Задача 1.

1. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?

2. По каким признакам можно это установить?

Ученик музыкальной школы однажды утром услышал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг, он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была закончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.

Задача 2.

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?

В отделе технического контроля работали два контролера - опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный - сразу две, правой и левой руками.

Задача 3.

1. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?

2. По каким признакам можно это установить?

Начинающий художник - реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка - фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, и их детали переплетались между собой. Художник восстановил только одно изображение, но многие отрезки линий, относящиеся к изображению телеги, входили в изображение человека.

Задача 4.

1. Какое свойство внимания проявляется в игре?

2. По каким признакам можно это установить?

В течении одной минуты ребенок должен увидеть вокруг себя возможно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздается сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнает, кто насчитал больше предметов, предлагает ему вслух перечислить увиденное. То, что он не заметил. Дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.

Задача 5.

Развитию каких свойств внимания способствовали используемые учительницей приемы организации урока в 1 классе?

В начале урока дети вместе с учительницей вспоминают, как надо вставать и держать себя при ответах и беседе с учителем. Затем учительница молча. Не торопясь вывешивает приготовленные картинки. Увидев картинки, многие дети не могут удержаться и восклицают вслух: «Волк! Медведь! Мышка! Ой, лиса!» Несколько минут отводится на рассматривание картинок. Затем учительница переходит к беседе, причем она разрешает и хоровые ответы: они дают возможность втянуть всех детей в беседу. После этого коротко выясняет, что знают дети о каждом животном. Когда ученики рассмотрят картинки и выскажутся, учительница сообщает детям, что им будет рассказана сказка про этих животных. Рассказ идет медленно, ясно и четко. (Из материалов А.И. Гебоса.)

Задача 6.

Найдите решение следующих задач:

а) Ребенку задали на дом 3 задачи по математике. После их решения ребенок выполнил 2 упражнения по русскому языку. После этого ребенок начал переводить текст по английскому и допустил в тексте множество ошибок, так как часто отвлекался. С чем это связано? Как избежать подобной ситуации?

б) Дети посмотрели фильм «Белый Бим, черное ухо». Дети плакали, долго обсуждали фильм. Во время просмотра дети ни разу не отвлеклись от экрана. Чем это можно объяснить?

в) Дети на уроке 10 минут слушали объяснение учителя, затем выполняли самостоятельное задание, затем еще 10 минут работали в парах и затем снова слушали учителя. Правильно ли выстроил урок учитель с точки зрения активизации внимания учеников? Объясните свой ответ.

г) Ваня хорошо учился. Лучше всего ему давалась математика. Однажды учитель по математике дал задание для всего класса. Ваня мог решить задачу, но почему-то начал отвлекаться. В чем ошибка учителя?

д) На уроке географии в 6 классе дети изучали измерительные приборы: компас и барометр. Учитель рассказывал, как они выглядят и показывал рисунки с изображениями приборов. Однако дети отвлекались и так и не смогли объяснить, как приборы работают. Почему?

е) Перед началом рассказа темы «Экологические проблемы большого города» учитель ставит детям следующую задачу: нужно будет сделать выводы о причинах загрязнения окружающей среды после объяснения нового материала. Далее педагог приводит примеры загрязнений окружающей среды. Дети внимательно слушают новую тему. Почему?

ж) По физике на дом было задано разобраться в параграфе учебника про правило буравчика. На уроке дети молча напряженно ждут, кого вызовут к доске пересказывать параграф. Когда вызывают Машу, все остальные отвлекаются, занимаются своими делами, Машу никто не слушает. В чем ошибка учителя в данной ситуации?

з) Один учитель рассказывает материал очень быстро, другой очень медленно. Дети отвлекаются. Почему?

и) На уроке преподаватель говорит детям: «Сейчас мы с вами будем изучать тему «Глаголы совершенного и несовершенного вида». Сначала мы прочитаем правило». После того, как правило объяснено, учитель говорит: «Далее мы будем вместе делать упражнение, а затем напишем самостоятельную работу». Зачем учитель рассказывает детям свои шаги?

 

5.Проведение тестового контроля по теме: «внимание»

1. Сопоставьте разные точки зрения определения внимания. Подумайте, в чем Вы видите сходство и различие этих определений?

1) Внимание – направленность и сосредоточенность человека на определённых предметах при одновременном отвлечении от других

2) Внимание – представляет собой контроль… в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия

Ответы:

a) Общепринятое определение внимания Н.Ф. Добрынина

b) Гипотеза П.Я. Гальперина о сущности внимания

2. Определите вид внимания.

1)сознательно ставя какую-нибудь цель, человек активно направляет свою деятельность с помощью усилий воли.

2)предметность сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется.

3)Внимание, возникающее без усилий воли для его сохранения уже не требуется.

Ответы:

a) Произвольное внимание

b) Непроизвольное внимание

c) Прослепроизвольное внимание

3. Какие из свойств внимания обладают следующими признаками?

1) Возможность выполнения двух работ одновременно, если одна из них полностью или частично автоматизирована, а другая не требует сосредоточенности сознания.

2) Возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

3) Непроизвольный переход от данной деятельности к другой, хотя первая еще должна продолжаться.

4) Количество объектов, которые могут быть охвачены, внимаем одновременно.

5) Длительность сосредоточения внимания на объекте.

6) Состояние, когда человек не может ни на чем достаточно долго сосредаточиться и переключаться с одного объкта на другой, что мешает ему решать поставленную перед ним задачу.

Ответы:

a) Отвлечение

b) Рассеянность

c) Объем

d) Распределение

e) Переключение

f) Устойчивость

4. Внимание – это:

a) Направленность сознания человека на определенные объекты;

b) Сосредоточенность человека на отдельных предметах или явлениях действительности;

c) Направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других;

d) Все ответы верны

5. Условием возникновения непроизвольного внимания является:

a) Принятие решения;

b) Постановка цели;

c) Действие сильного, контрастного или значимого вызывающего эмоциональный отклик раздражителя;

d) Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес.

6. Основными характеристиками послепроизвольного внимания являются:

a) Непроизвольность, легкость возникновения и переключения;

b) Целенаправленность, интерес, снятие напряжения;

c) Направленность в соответствии с задачей, применение волевых усилий, утомляемость;

d) Ни один ответ не верен

7. К свойствам внимания можно отнести:

a) Концентрацию, объем, переключение, устойчивость, распределение;

b) Индукцию, доминанту;

c) Рассеянность, отвлекаемость, колебание, длительность.

d) Нет верных ответов.

8. Внимание человека имеет:

a) Социальную природу;

b) Физиологическую природу;

c) Передается по наследству;

d) Все ответы верны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных