ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Решение и анализ психологических задач.Задача 1. Определите, к какой категории эмоциональных явлений (настроение, аффект, эмоции, чувство, страсть, Стресс, фрустрация, депрессия и т. д.) относится описываемое в каждом примере переживание. По каким признакам можно это установить? А.Получив в свои ворота гол, игроки стали неузнаваемы — куда девались их задор и одержимость. Б. Во время сдачи вступительного экзамена по математике сильный ученик, отличник, не может справиться с простенькой задачей. Говорит, что у него какое-то странное состояние: все забыл. Ученик VI класса рассказывает, что когда он очень расстроен, то всегда начинает всем говорить грубости. Злоба так его захватывает, что он хочет ее вылить на других. Из-за этого возникают ссоры, драки и всякие недоразумения. Позже он жалеет о случившемся и раскаивается. (По В. А. Крутецкому, Н. С. Лукину, 1965.) Г. Добросовестная и прилежная ученица была спрошена учителем. В это время в класс вошел директор школы. Девочка растерялась, сразу замолчала. На наводящие вопросы отвечала сбивчиво. Создалось впечатление, что она не знает урока. После того как директор вышел из класса, девочка бойко и уверенно ответила по тому материалу, который безуспешно пыталась воспроизвести ранее. Д. При обучении прыжкам с парашютом некоторые новички не находят в себе силы покинуть борт самолета. Иных только повторным приказом удается заставить сделать шаг за борт самолета. Страх и волнение не оставляют их и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними, они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного действия. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках. Е. Графиня Ростова после получения известия о гибели сына Пети «лежала на кресле, странно - неловко выпячиваясь, и билась головой об стену... «Наташу! — кричала она, отталкивая от себя окружающих. — Подите прочь все, неправда! Убили!.. Ха-ха-ха-ха!.. неправда!» (Л. Н. Толстой. Война и мир. Собр. соч. в 20-ти т., т. 7. М., Гослитиздат, 1963, стр. 201.) Ж. Отмечалось, что к концу полета космического корабля «Аполлон-7» космонавты все чаще проявляли раздражительность и нетерпение. Они иногда начинали вступать в спор с операторами наземных наблюдательных станций. Дело кончилось тем, что космонавты сняли с себя все биодатчики. Космонавт Эйзел отказался даже обсуждать данный инцидент с руководителями полета и обвинил наземный центр в том, что там наговорили космонавтам «красивые слова» о снаряжении, хотя оно никуда не годится. 3. В условиях аварийной ситуации у оператора Ч. наблюдается учащенное мигание, сухость во рту, усиленная двигательная активность, напряженность голоса, блокирование процесса восприятия: Ч. слушает и не слышит, смотрит и не видит. Объем восприятия узок, показания приборов воспринимаются с ошибками, мыслительная деятельность заметно затруднена. Нарушается инструкция об определенном порядке действий. Наблюдаются сенсорные и двигательные отвлечения: оператор смотрит в окно, переходит с места на место, дает без надобности сигнализацию. Все это приводит к выпадению ряда необходимых операций и прямо ошибочным действиям И. В условиях нерешенной задачи у испытуемого чрезмерно повысилась двигательная активность. В течение всего опыта он насвистывал, напевал, постукивал по столу пальцами, тер руки и лицо. Движения, прежде осторожные и точные, стали сильными и размашистыми. Испытуемый стал необычайно говорлив: к звуковому сигналу за ошибку отнесся резко отрицательно. Затруднения высказывал вслух. Работа прерывалась залпами озвученных вздохов: «Ух! Ой, ой, ой!» В конце опыта появилась одышка. Но сознательный контроль за ходом выполнения деятельности не был нарушен. Испытуемый использовал логические выкладки при определении допущенных ошибок. К. В начале задания испытуемый забыл сделать одно из существенных вспомогательных действий, дальше произошла ошибка — выпадение действий. Испытуемый забывал последовательность действий, хорошо освоенную прежде, и часто допускал действия, неадекватные пусковым сигналам. В процессе работы он сидел в скованной позе, низко склонив голову к столу или даже опустив ее к себе на колени. Сознательный контроль нарушался. После опыта долго и бесцельно смотрел в свою записную книжку, не понимая, зачем это делает. Задача 2. Определите виды чувств. А. «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину». (Из письма П. И. Чайковского.) Б. После долгих усилий ученику удалось решить трудную задачу, что привело его в состояние восторга. В. Мальчик-староста был совершенно подавлен тем, что ребята назвали его «предателем», так как он сообщил классному руководителю, кто разбил стекло. Г. Ученица X класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на нее потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным, впечатлением. Задача 3. Перечислены примеры различных чувств: 1. Удивление 2. Товарищество 3. Чувство прекрасного 4. Восхищение 5. Чувство долга 6. Ирония 7. Злорадство 8. Чувство комического 9. Юмор 10. Уверенность 11. Чувство справедливости 12. Сомнение 13. Стыд 14. Зависть 15. Чувство трагического 16. Недоумение • Определите, какие из них относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным. Задача 4. Приведены примеры эмоциональных переживаний: 1. Устойчивая любовь к искусству 2. Грусть 3. Гнев 4. Горе 5. Ужас 6. Раздражение 7. Печаль 8. Страх 9. Увлечение наукой 10. Злость 11. Подавленность · Определите, к какому виду эмоциональных состояний (настроение, аффект, страсть, депрессия) относятся названные переживания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|