Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСНОВАНИЕ ГОРОДА ШРИ ХАР ГОБИНДПУР




И ВТОРОЕ СРАЖЕНИЕ

 

Услышав о гибели Мукхлис Хана и поражении его армии, Шах Джахан созвал своих приближенных на совет, где было решено, что Гуру нужно убить или заставить сдаться, иначе он захватит правление империей. Вазир Хан, последователь Гуру, защищал его. Он говорил: “Государь, Гуру не мятежник и не строит планов относительно твоей империи. Если бы он когда-нибудь возымел такой замысел, он бы стремился к победе, захватывал бы крепости, занял бы какую-то территорию или пытался бы отнять у тебя твои сокровища. Не чудо ли, что, имея всего лишь семьсот человек, он разбил семитысячную армию?” Эти и многие другие аргументы Вазир Хана поддержали друзья Гуру при дворе. Они убедили императора, и он согласился забыть прошлое.

После битвы Гуру поехал в Картарпур. Паинд Хан вскоре стал докучать Гуру, так как начал хвастаться: “Это я победил полчища врагов, противостоявших Гуру при Амритсаре. Я нанизывал их на стрелы как связанных петухов. Если бы меня там не было, ни у кого бы не хватило храбрости с ними сражаться. Все сикхи бы обратились в бегство.” Гуру все это слушал. Он приказал Паинд Хану, который обычно прислуживал ему целый день и уходил в свои апартаменты только спать, оставаться дома и посещать его лишь изредка. Так Паинд Хан был наказан за свое хвастовство.

Был сезон дождей, и Гуру, переправившись через реку Биас, оказался на правой стороне берега, который был высоким. Он заметил, что только в одном направлении земля заселена, а остальная часть земли — не занята. Гуру решил, что это хорошее место для закладки города. Народ встретил его с распростертыми объятиями, однако землевладелец и чаудхри Бхагван Дас Гхерар ему не обрадовался. Он стал врагом Гуру и разговаривал с ним в оскорбительных выражениях. Произошла стычка, во время которой Гхерар был убит. Заручившись поддержкой народа, Гуру начал необходимые приготовления для закладки города. Он собственноручно срыл верхний слой почвы и нанял каменщиков и строителей из близлежащих деревень. В честь Гуру город получил название Шри Хар Гобиндпур.

Сын Гхерара, Раттан Чанд, поклялся отомстить за смерть своего отца. Он поехал к сыну Чанду, Карам Чанду, и предложил ему объединиться с ним против общего притеснителя (Гуру). Потом они вместе явились к Абдулла Хану, субедару* Джаландхара. Раттан Чанд изложил свои жалобы и дал понять, как доволен был бы император, если бы Гуру был передан ему в руки, и какое высокое вознаграждение получил бы субедар. Аргументы Раттан Чанда показались убедительными субедару и его советникам, и против Гуру был немедленно спланирован и организован поход. Когда Гуру услышал об этом, он просто сказал: “Все, что Бог ни делает, к лучшему.”

Субедар имел десятитысячное войско. Он разделил его на восемь дивизионов: пять из них возглавили его генералы, два — его сыновья, и последний — он сам. Гуру назначил командирами Бхаи Джатту, Бхаи Бидхи Чанда, Бхаи Джати Мала, Бхаи Матхура, Бхаи Джаганатха, Бхаи Нано и других.

Под благожелательным присмотром Гуру сикхи, прежде слабые как зайцы, стали могучими, как львы. Невзирая на свое происхождение и прежний род занятий, все они показали себя на поле битвы отважными героями. Когда все генералы Абдуллы пали в бою, он решил или победить, или умереть. Карам Чанд, Раттан Чанд и Абдулла Хан втроем подступили к Гуру. Он обратился к Карам Чанду и Раттан Чанду: “Что вы раздумываете? Отомстите за своих отцов. Не убегайте как трусы. Будьте храбрыми и встаньте передо мной; или отправляйтесь туда, куда ушли ваши отцы.” Гуру ударил Карам Чанда своим щитом; тот зашатался и упал. Раттан Чанд бросился ему на помощь, но был застрелен. Абдулла нанес несколько ударов, которые Гуру принял на свой щит. Собрав все силы, он обрушил свой меч на субедара и отделил его голову от тела. В этот момент к Карам Чанду вернулось сознание, и он бросился на Гуру. Между ними начался сабельный поединок, который продолжался до тех пор, пока сабля Карам Чанда не оказалась сломанной. Гуру как святой человек не хотел иметь преимущества перед своим противником. Он вложил свою саблю в ножны и сошелся с Карам Чандом врукопашную. В конце концов Гуру, обхватив Карам Чанда обеими руками, поднял его и ударил головой о землю. Субедар и все его генералы были убиты, его армия бежала. Битва завершилась; победа была у ног Гуру.

 

ТРЕТЬЕ СРАЖЕНИЕ

 

Двое масандов, Бакхат Мал и Тара Чанд, были посланы в Кабул для сбора средств в пользу Гуру. Они возвращались с группой сикхов, везших пожертвования, и с двумя необычайно красивыми и быстроногими конями которых звали Диль Багх и Гюль Багх. Императорские чиновники забрали обоих коней и подарили императору. Сикхи очень огорчились, увидев, что у них отняли лошадей, которых они специально купили для Гуру.

Бхаи Бидхи Чанд до того, как он поступил на службу к Гуру Арджану, был знаменитым разбойником и грабителем. Некоторые из его подвигов в этом качестве были даже описаны. Позже он стал последователем Гуру. Сикхи считали, что, как в мире нет коней, подобных Диль Багху и Гюль Багху, так и никто в мире не сможет лучше Бидхи Чанда добиться их возвращения. В конце концов Бидхи Чанд решился на это дело. Он сделал все приготовления, прочел молитву и отправился в Лахор выручать лошадей. В Лахоре жил плотник-сикх по имени Дживан, и Бидхи Чанд остановился у него.

Он стал работать “касьяра” — косильщиком травы. Он косил красивую мягкую траву, связывал ее в снопы и носил продавать на базар. Трава была красивой, и Бидхи Чанд запрашивал за нее очень высокую цену. В конце концов он добрался до Сондха Хана, начальника императорской конюшни, который, взглянув на траву, сказал, что никогда прежде такой травы не видел. Эта трава была подходящей для Диль Багха и Гюль Багха, и Сондх Хан приказал своим людям заплатить требуемую цену и купить траву для лошадей. Он отвел Бидхи Чанда, несущего на голове траву, туда, где содержались кони. Они ели с такой жадностью, как будто были некормлены целый день. Бидхи Чанд делал так несколько дней, а потом его назначили косильщиком травы при знаменитых императорских конях с жалованием в одну рупию ежедневно. Он так усердно работал и показал себя таким вежливым и приятным в обращении, что Сондха Хан поручил ему запрягать и распрягать коней. Однажды император зашел посмотреть на лошадей, был очень доволен, увидев, в каком они отличном состоянии, и похвалил за это Бидхи Чанда.

Как-то один из конюхов, служивших вместе с Бидхи Чандом на конюшне, сказал ему, что он получает больше денег, чем любой из них, но никогда не устраивает вечеринок. Бидхи Чанд согласился устроить праздник. Он пошел на базар и купил самого крепкого вина. Был устроен обед. Бидхи Чанд так часто наливал своим друзьям вино, и оно было таким крепким, что к ночи все опьянели и он мог делать что угодно. Он вскочил на Диль Багха и с помощью кнута погнал его к стене ограждения, желая, чтобы конь перескочил через нее. Конь, к которому прежде никто не смел прикоснуться, получив удар кнута, возбужденный непривычным требованием, собрал все силы, решительно перескочил одним прыжком высокую стену и погрузился вместе с седоком в реку (рядом с конюшней протекала река). Бидхи Чанд, будучи умелым наездником, твердой рукой направлял лошадь в реке и, благополучно достигнув берега, прибыл в деревню Бхаи Рупа, где находился Гуру.

Сикхи заметили, что Диль Багх ест вяло и скучает за своим товарищем Гюль Багхом. Тогда Бидхи Чанд отправился выручать и Гюль Багха. Прибыв в Лахор, он услышал, что за нахождение Диль Багха обещана награда. Изменив свою наружность и переодевшись, Бидхи Чанд подошел к воротам крепости и заявил: “Я — опытный следопыт и астролог, и могу отыскать любую пропажу.” Под вымышленным именем Ганака он предстал перед императором и убедил его, что он умеет истолковывать знамения, находить след и читать по звездам и планетам. Император пообещал ему лакхи рупий, если он укажет, где находится похищенная лошадь. Бидхи Чанд ответил императору: “Я знаю, где лошадь, но хочу взглянуть на то место, откуда она была похищена. После этого я все расскажу.” Тогда император, взяв с собой только своих адъютантов, отвел его в конюшню. Некоторые пытались предостеречь императора, чтобы он не доверял страннику, но император не внял совету.

По рекомендации Бидхи Чанда все лошади были оседланы и стояли в конюшне. Установили полную тишину и спокойствие. Всем обитателям замка было запрещено въезжать и выезжать. Все это было сделано для того, чтобы Бидхи Чанд мог абсолютно спокойно делать свои умозаключения. Маколиф пишет, что Бхаи Бидхи Чанд обратился к императору с такими словами: “Выслушай все, не думай, что вора можно забыть. Твой отец в свое время силой оружия захватил отличную лошадь, предназначавшуюся для святого и достойного поклонения Гуру Хар Гобинда, величием подобного солнцу. И ты сейчас в подражание своему неправедному отцу захватил этих коней, специально предназначавшихся набожными сикхами для их возлюбленного Гуру. Я силой и хитростью захватил одного из коней. Меня зовут Бидхи Чанд; я слуга Гуру. Это я забрал домой Диль Багха, коня, которого ты разыскиваешь. Вернувшись, он плакал обильными слезами от разлуки с товарищем, и лишь с трудом можно было заставить его есть и пить. И тогда, в любви к бессловестным животным, я под видом следопыта явился сюда, чтобы забрать его товарища и отвести к нему. Я вор, истинный Царь — мой Учитель. Ты только что отдал мне Гюль Багха уже оседланного. Я вполне оценил мудрость твоего суда. Я скажу тебе, где лошадь; делая это, я снимаю с себя всю вину. Гуру раскинул свой шатер в новой деревне Бхаи Рупа. Знай, что Диль Багх находится там. А теперь к нему присоединится Гюль Багх.”[38]

Сказав это, Бидхи Чанд развязал веревки, привязывавшие коня к столбу, и помчался на нем в Бхаи Рупа, где находился лагерь Гуру. Имя Диль Багха сменили на Джан Бхаи (драгоценный как жизнь), а Гюль Багха стали звать Сухела (товарищ). Император пришел в ярость и воскликнул: “Найдется ли смельчак, который отправится в поход на Гуру?” Встал Лала Бег, старший офицер имперской армии, и сказал, что он возглавит поход против Гуру и в течение нескольких дней представит императору украденных лошадей. Брат Лала Бега, Камар Бег, с двумя своими сыновьями — Казим Бегом и Шамс Бегом, и его племянник Кабули Бег тоже вызвались в поход. Лала Бег и его товарищи получили под свое командование войско численностью в тридцать пять тысяч всадников. Имперское войско двинулось к Бхаи Рупа. Не обнаружив там Гуру, армия прошла к Лехра — его новому месту пребывания, находившемуся в нескольких милях в сторону от Бхаи Рупа. Гуру выбрал это место, потому что оно не было связано ни с одним из городов и здесь враг не мог получить подкрепления и обеспечения, необходимого для ведения боевых действий. В Лехра был только один колодец с питьевой водой, который тщательно охранялся солдатами Гуру.

Войском Гуру командовали Бхаи Бидхи Чанд, Бхаи Джетха, Бхаи Джати Мал и Бхаи Рай Джодх. В нем было около четырех тысяч солдат.

Рай Джодх с тысячей людей вышел сражаться с Камар Бегом. Шквал ружейного огня проредил строй имперской армии. Были пущены в ход сабли и ружья. Отряды Гуру учинили великое опустошение в стане врага. Уловив момент, Рай Джодх пронзил Камар Бега своим копьем. Камар Бег упал и вскоре умер. Увидев, что его военачальники убиты и армия потеряла боевой дух, Лала Бег сам поспешил дать отпор Бхаи Джати Малу и пустил стрелу, которая попала Джати Малу в грудь. Потеряв сознание, тот упал наземь. Гуру, видя, что Джати Мал упал, рванулся на поле битвы и пригласил Лала Бега помериться с ним силой. Он застрелил лошадь Лала Бега, и она упала вместе со своим седоком. Гуру увидел, что военачальник стоит на земле, и сам спрыгнул с коня, чтобы не иметь нечестного преимущества над своим противником. Лала Бег принял вызов и нанес своей саблей несколько ударов Гуру. Последний уклонился от всех ударов. Затем Гуру собрал все силы и нанес Лала Бегу удар, который полностью отделил его голову от тела. Племянник командующего, Кабули Бег, оказался последним имперским командиром, оставшимся на поле боя. Увидев, что Лала Бег упал, он бросился на Гуру. Он вновь и вновь наносил ему удары, но Гуру увернулся от всех ударов. Затем Гуру обратился к своему противнику: “Теперь моя очередь; берегись.” И он нанес врагу такой удар, что его голова отлетела. Битва была окончена. Оставшиеся в живых солдаты имперской армии убегали, спасая свою жизнь. Тысяча двести человек из войска Гуру были убиты или ранены.

Эта битва началась в полночь шестнадцатого Магхара Самбата 1688 (1631 года по Р.Х.) и продолжалась восемнадцать часов. Некоторые датируют эту битву 1634 годом. Гуру высоко оценил мужество, проявленное Бхаи Бидхи Чандом, Бхаи Джати Малом и Бхаи Рай Джодхом. В целях увековечения победы на этом месте был сооружен водоем, который получил название Гуру Сар.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных