ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1 РИТОРИКА КАК НАУКА
Соотношение понятий «риторика», «ораторское искусство», «красноречие», «мастерство публичного выступления»... Генезис дефиниции риторики, связанный с историческим изменением ее задач. Определение предмета риторики. Многозначность термина «риторика»: прикладная (практическая) риторика как система методов организации эффективной коммуникации и как ораторское искусство; теоретическая риторика как теория речевого дискурса (текста) и инструментарий для анализа текстов; философская риторика как наука о способах убеждения, преимущественно языкового воздействия на аудиторию, с учетом особенностей данной аудитории и в целях достижения желаемого эффекта. Традиционная (классическая) риторика и ее предмет. Классическая риторика, классическая философия, классическая наука (физика): незнание «идеи неопределенности». Агональная (воздействующая) риторика; риторика как общая теория аргументации; риторика как пропаганда науки и философии; риторика педагогическая как методика обучения; риторика как теория текста. Современный подход к определению предмета риторики. Понятие риторической коммуникации. Структура риторической ситуации: информационное воздействие (влияние), аргументация, компетенция и мотивация коммуникантов (оратора и аудитории). Риторика как наука о топиках, или «общих местах» (компетентностный подход). Риторика как наука о способах убеждения (аргументационный подход). Характеристика основных направлений в истории риторики. Значимость и необходимость этих направлений велика: теоретического – для развития самой науки, догматического – для возможности поэтической и художественной передачи материала.
Классификация способов убеждения: логических (дедукции, индукции, аналогии буквальной или фигуральной), психологических (воздействия на чувства слушателей с помощью рассмотрения тех вопросов, которые всегда могут заинтересовать и «завести» аудиторию), силовых (их использование является некорректным в риторике, но очень часто используется для формирования определенного имиджа особенно политиков). Значение вербальных и невербальных способов воздействия на аудиторию: выбор и применение основных положений, которые могут использоваться в славянском обществе Д. Карнеги, Н. Козлова; использование знаний видов актуализаторов и манипуляторов Э. Шострома; оценка и анализ совокупности жестов, телодвижений, мимики. Способы восстановление внимания аудитории: повысить или понизить громкость звучания голоса; сделать паузу; пристально посмотреть; задать неожиданный вопрос; создать громкий звук; попросить удалиться из аудитории… Субъективные (пол, возраст, профессионализм, образованность) особенности аудитории и объективные (время суток, время года, погодные условия, размеры помещения, в котором проходит выступление) особенности, учитываемые оратором во время выступления, для достижения максимального эффекта. Внешний вид оратора (гармония внешняя и внутренняя): внешность, манеры, поза, жесты. Динамика предмета риторики в зависимости от социального контекста. Риторика как «искусство убеждения» (древнегреческая традиция). Риторика как «искусство оптимального рассуждения» (древнеримская традиция). Греческий синкретизм рассуждения и языка. Разделение мысли (гносеология) и слова (филология) в древнеримской культуре. Риторика как «искусство украшения речи» (гомилетика). Современные тенденции в интерпретации и исследовании предмета риторики: американская традиция, включая «новую критику»; аргументативная риторика; общая риторика; герменевтическая риторика; метариторика; парариторика; деконструктивистская риторика; фрактальная риторика. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|