ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема лекции 5. Прагматическая коммуникативная стратегия: стратегия и тактики самопрезентацииПлан Понятие политического дискурса. Монологические жанры политического дискурса. Стратегии самопрезентации. Стратегии борьбы за власть. Краткое содержание В типологии речевых стратегий построение имиджа отнесено к типу прагматических стратегий. Это объясняется тем, что задачи самопрезентации тесно связаны с интенцией говорящего и с коммуникативной ситуацией в целом. Однако нельзя не заметить, что создание имиджа находится в прямой зависимости от того, как складывается взаимодействие коммуникантов в диалоге, и от приемов, которые использует говорящий для оптимизации речевого воздействия. А это означает, что стратегию самопрезентации можно также рассматривать и в рамках диалоговых либо риторических стратегий. Таким образом, мы еще раз можем убедиться в условности типологических разграничений, когда речь идет о феномене человеческого общения. Тем не менее определение самопрезентации как стратегии прагматической, на наш взгляд, позволяет лучше понять и объяснить механизм создания имиджа. Имидж: к истории понятия Понятие имиджа (самоподачи, самопрезентации) активно используется в политологии, социологии, психологии - но не в лингвистике, хотя именно лингвистические средства зачастую служат базой для его конструирования Генетически феномен имиджа восходит именно к искусству речи. Точный перевод с английского – «образ» - не объясняет сути этого понятия и заставляет обратиться к истории риторики. Аристотель в своей «Риторике» перечисляет три средства убеждения: Pathos (страсти), Logos (аргументы) и Ethos (нравы). Последнее имеет непосредственное отношение к личности автора. Ethos требует, чтобы оратор предстал перед аудиторией как человек высоких моральных качеств, что позволит ему заслужить доверие слушателей. Аристотель детально анализирует составляющие Еthos - своего рода моральный кодекс ритора: здравый смысл, житейскую мудрость, мораль, благожелательность по отношению к аудитории. Мораль не дается с рождения, она формируется через добродетельное поведение, привычки. Благожелательность связана с адаптацией к аудитории, знанием ее ожиданий. Рекомендации античного ритора сводятся в основном к тому, как оратору обеспечить доверие аудитории, представить себя знающим, умным, заботящимся о благе слушателей. Римляне употребляли как синонимы понятия Ethos (elhica) и Persona. Однако persona дошло до нас не в риторической традиции, а в литературной. В латинском языке слово persona относилось к тому устройству, которое скрывало нечто на театральной сцене (значение, близкое к «театральная маска»). Затем развитие значения привело к многозначности, среди других выделилось значение «роль» (и в драматургическом смысле, и В более широком - социальном смысле). Литературная критика использует это понятие с начала XX века (именно понятие, концепцию), но сам термин не использовался до конца 40-х годов, когда он стал широко употребляться в литературной критике для того, чтобы различить реального автора и «присутствие автора» (личность автора) в литературном тексте. Остается дискуссионным вопрос, насколько допустимо и полезно использовать Persona в качестве концепта. Возражения связаны с разграничением 1-го лица повествователя и исторического «я» автора, что, по мнению критиков, может создавать дополнительный барьер между автором и читателем. Сторонники идеи Persona утверждаю, что это маска, которая помогает автору занять необходимую позиции соответствующую теме и аудитории. В. Бут, один из первых исследователей феномена Persona, вводит понятие «скрытый автор» (second self, implied author). По его мнению, это форма авторского присутствия, которая занимает промежуточную позицию между «я» автора и Persona в литературном тексте (еще не маска, но уже не исторический автор). Однако аргументы, приводимые В. Бутом в пользу этого понятия, далеко не всегда позволяют разделить «скрытого автора» и Persona. Похоже, что введенный Бутом термин относится к неосознанной самоподаче, в то время как Persona - к осознанной, целенаправленной. Это разграничение значимо для техники создания имиджа (в плане рекомендаций, как избежать нежелательных эффектов и коммуникативных неудач) Различия между Ethos и Persona прослеживаются как в литературном, так и в нелитературном тексте. В любом случае самоподача является неотъемлемой частью риторической ситуации, создаваемой автором. Через риторическую ситуацию он решает актуальную для него коммуникативную задачу. Представление о риторической проблеме ставит автора перед необходимостью моделирования риторической ситуации и ее составляющих: образа автора, образа аудитории, сообщения, канала связи, помех и т.д. Отметим прямую зависимость образа автора от образа аудитории. Автор создает свою аудиторию как некую фикцию, предполагая ее уровень знаний, отношение к предмету речи и оратору. Аудитория может определять степень свободы автора в выборе между Ethos и Persona: знакомая аудитория требует, чтобы самоподача автора определялась реальными качествами личности (иначе нарушается условие искренности), незнакомая позволяет использовать «маску», конструировать образ автора. Таким образом, и для литературы, и для риторической теории, и для анализа дискурса необходимо различать два механизма самоподачи: Ethos и Persona. Поскольку эти две концепции возникли в разных традициях, они имеют различные перспективы в речи- Ethos формирует доверие к автору, Persona моделирует для него роль, которую автор считает подходящей для аудитории, темы и других элементов риторического контекста. Когда мы оцениваем ум, искренность, компетенцию автора, мы анализируем Ethos. При этом мы предполагаем реального автора и ищем изменения, которые претерпевает он в связи с риторической ситуацией. Когда мы рассуждаем о роли (или ролях), которые автор создал для самого себя («сильная рука», «патриот», «хозяин», «душка»), мы анализируем Persona. В этом случае мы предполагаем возможность трансформации и ищем реального автора, желая определить мотивы его риторической стратегии и тактики. Вполне естественно, что оба механизма самоподачи взаимодействуют, поскольку социально обусловлены и требуют приспособления дискурса к аудитории. Поэтому нецелесообразно рассматривать Ethos и Persona как оппозицию. Понятие имиджа не исключает, а, напротив, предполагает динамику в соотношении реальных качеств личности (которые по воле автора оказываются в фокусе общественного внимания) и смоделированных (обусловленных внериторическими задачами). Опытные риторы используют широкий спектр тактик, чтобы создать образ оратора, наиболее эффективный в области воздействия на конкретную аудиторию. Семантика риторического текста, конструирующая имидж автора, формируется за счет определенных лингвистических ресурсов. Стратегия самопрезентации. Стратегия создания имиджа определяется рядом факторов, среди которых немаловажное значение имеет сфера общественной деятельности оратора. Самоподача играет значительную роль и в педагогике («авторитетный учитель», «учитель-друг», «свой парень»), и в научном общении («компетентный исследователь», «новатор», «практик»), и в религии, но есть область социальной жизни, где имидж обладает силой, приводящей в движение весь механизм. Это политика. В странах с демократической ориентацией анализ политической риторики имеет многолетнюю традицию и процесс построения имиджа (image building) является предметом специальных научных исследований. Их результаты впоследствии ложатся в основу рекомендаций, апробируемых в период предвыборных компаний, парламентских дебатов и т. д. Так, например, Эйзенхауэр пригласил кинозвезду 40-50-х гг. Роберта Монгомери в качестве советника для выступлений на TV (он был первым советником по имиджу). Американские президенты Никсон, Джонсон и Рейган имели специальных инструкторов по подготовке речей (speechmaking), В нашей стране, где право на риторическую стратегию на протяжении 70 лет было узурпировано одной партией, подобного рода исследования если и проводились, то «для служебного пользования». Тексты, озвучиваемые с политической трибуны, по определению не должны были обнаруживать образ автора (это был голос партии, и ответом ему был глас народа). Наш объект исследования - политический имидж - появился тогда, когда перед аудиторией возникли политические фигуры: М. Горбачев, А. Собчак, В, Жириновский, Б. Ельцин и др. Эти фигуры отличались не только цветом галстука или покроем костюма (сравним с советской эпохой!), но и манерой общения с аудиторией, наличием (или отсутствием) чувства юмора и многим другим. Как сообщил в 1996 г. еженедельник «Аргументы и факты», у Б. Н. Ельцина появился консультант с TV- С. Доренко. В 1997 г. советником по имиджу президента Б. Ельцина стала его дочь Татьяна Дьяченко. Экспансия TV сделала политическую жизнь театром, а политические выступления - спектаклем. Наша задача - разобраться, какие роли в этих спектаклях пользуются популярную статью и что входит в арсенал актерского мастерства. Структура речевого имиджа. Доминанта имиджа и ее языковые маркеры Известно, что имидж складывается из многих составляющих: манер, внешности, поступков и, конечно, особенностей речи. Политическая власть держится на власти воздействия, на управлении людьми разной политической ориентации, а управление осуществляется через слово. Анализируя устные выступления и интервью политиков, мы обнаруживаем два пути создания имиджа. В традициях античной риторики их можно определить через понятия Ethos и Persona. Приемы, избираемые для ее реализации, определяются нами как речевая тактика. Согласно традиции, принятой в психологии для описания ролевого поведения, мы будем присваивать ролям «ярлыки», чтобы идентифицировать их. «Ярлык» обозначает доминанту имиджа, определяющую и другие его составляющие (микророли). Постсоветская политическая сцена обнаруживает определенные предпочтения политических и государственных деятелей в выборе имиджа. Наибольшей популярностью пользуется роль Патриота и Державника (по сути говоря, это одна роль, что можно заметить по синонимическому употреблению). В большинстве случаев самоподача осуществляется эксплицитно: «Я центрист, державник и либерал» (Руцкой); «Кем же еще и быть генералу КГБ, если не патриотом» (Стерлигов). Имплицитная самоподача опознается по специфической семантике, точнее, по словам-маркерам, воплощающим для державника категории Добра и Зла. Доминанта Патриот не исключает, а, скорее, предполагает другие составляющие имиджа, или микророли. Например, Избранник народа (он же Слуга народа, Голос народа). Речевые корреляты роли: «мой избиратель, те 80%, которые за меня проголосовали» (Лукашенко), Избранник народа должен быть таким, как все, при этом социум избирателей обычно обозначается как «простые люди». Соответственно в имидже политика-избранника намечается семантический компонент Простой человек. Следующий блок микроролей определяется доминантой Хозяин или Сильная рука. Спектр ролей на политическом Олимпе не ограничивается перечисленными выше. Там можно увидеть и Реформатора-аналитика, и Возмутителя спокойствия, и других. Однако применительно к их речевым тактикам нельзя сказать об устоявшихся речевых стереотипах. Кроме того, следует отметить как факультативные составляющие имиджа следующие микророли: Мудрый вождь, Провидец, Военный, Отличный семьянин. Каждая из этих микроролей выполняет тактическую задачу придания имиджу объемности, построения достоверной модели личности (доминанта не обеспечивает восприятия личности как реальной, нужны специфические штрихи и краски, придающие портрету сходство с оригиналом). Сопоставление типовых имиджей политиков (т. е. с четко выраженной доминантой) обнаруживает отсутствие явных оппозиций (державник / космополит; бореи с коррупцией / друг мафии и т. п.) на основе одного дифференциального признака. Структура имиджа (как роли) предполагает ядро (доминанту) и периферию (факультативные микророли). Ядро может быть представлено блоком ролей — например, Патриот, Избранник народа и Простой человек. На наш взгляд, модель имиджа может быть схематично изображена в виде «древа»: Отдельные качества личности Сопутствующие доминанте роли Доминанта Факультативные роли Крону «древа имиджа» образуют отдельные качества личности, представляющие Ethos оратора: честность, работоспособность, скромность, образованность, порядочность и т.д. В большинстве случаев оратор не считает нужным прибегать к каким-либо приемам имплицитной подачи этих черт. В качестве одной из тактик самопрезентации можно рассматривать речевое моделирование личности говорящего с выделением доминанты, факультативных и сопутствующих микроролей Отметим, что усиленная прямая самоподача далеко не всегда достигает цели. Имидж формируется не только на уровне лексической семантики, но и через семантические и грамматические категории, обнаруживаемые в риторическом контексте. Семантическая категория «свой круг» Основанием для эффективной речевой манипуляции являются когнитивные категории базового уровня. В частности, к этому типу следует отнести категорию, обозначенную нами как «свой круг». Дихотомически противопоставленные концепты «свой» - «чужой» позволяют установить отношения между говорящим, его собеседником и третьими лицами. В этой системе координат автор осуществляет самопрезентацшо, очерчивая «свой круг» и каждый раз заново (в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией) разграничивая «своих», или «наших», от «чужих». Приемы формирования семантики «своего круга» весьма разнообразны.В самом общем виде можно выделить 2 тактики: 1) обозначить «чужих»; 2) обозначить «своих». Рассмотрим по порядку оба пути и определим наиболее частотные коммуникативные ходы, а также языковые средства их реализации. 1. «Чужие» могут быть «названы поименно».. 2. «Чужие» могут быть своего рода абстракцией, чучелом (strawman, как называют американцы),, позволяющим обозначить положительный и отрицательный полюсы. При этом положенные в основу поляризации признаки могут быть весьма разнообразны: Москва - провинция, теоретики - практики 3. «Чужие» могут быть маркированы при помощи ярлыка. Принцип наклеивания ярлыков - один из популярных приемов нечестной полемики. В основе техники «навешивания ярлыков» лежат ассоциативные связи - причем часто по второстепенному, несущественному признаку. В основу наименования кладется какой-либо частный признак объекта («выпускники Кембриджа»), яркая метафора («мальчики в розовых штанишках») или звуковая форма слова (паронимическая аттракция: демократы - дерьмократы). 4. «Свои», как и «чужие», могут быть названы. 5.Создание «своего круга» может осуществляться косвенно, через имплицитные компоненты высказывания, в которых содержится намек на принадлежность к определенному социуму. Положительная оценка себя как части «своего круга» - политиков-реалистов - выводится как семантическое следствие из большей посылки: «Я, без сомнения, реально вижу действительность. Следовательно, я один из тех, кто способен управлять сегодня». 6. Создание «своего круга» может осуществляться через семантику «морального большинства». Подавляющее большинство людей оценивают свою мораль, логику, здравый смысл положительно (трудно вообразить человека, который считает себя противником здравого смысла - случаи эпатажа оставим за скобками). Поэтому обозначение общих исходных посылок включает слушателя в «свой круг». В качестве «чужих» подразумевается «Чучело»: аморальное нереалистически мыслящее, алогичное меньшинство. Отметим, что прием конструирования «своего круга» с размытыми границами (так, чтобы каждый мог причислить себя к нему) есть один из типичных способов речевого воздействия. При этом «большинство» вполне может быть фикцией, а не фактом. 7. Предшествующий прием создания максимально широкого «своего круга» является близкородственным тому, который будет описан ниже. Идея в обоих случаях может быть обозначена словами: «Ты - один из нас». Один из способов проведения этой идеи «в массы» - употребление так называемых «пустых» фраз (с расплывчатым денотативным значением). Каждый может интерпретировать эти фразы по-разному: представления о «порядке» у демократа, коммуниста, агрария в значительной степени не совпадают. Фразы подобного рода не предполагают контртезис (кто против того, чтобы привести Россию в порядок?) и, следовательно, позволяют приобщить к «своему кругу» практически любого. 8. Другой способ внедрения в сознание объектов речевого воздействия идеи «ты - один из нас» заключается в следующем. Эксплицируется большая посылка: «У населения вызывают доверие те, кто...». Меньшая посылка (ты - часть населения) оказывается скрытой, таким образом навязывается семантический вывод (и у тебя вызывают доверие те, кто,). Фраза «Теряют влияние на людей традиционные политические силы сообщает реципиенту о том, что и на него - человека «нашего» круга - они, т. е. силы, теряют влияние. Подобный прием наблюдаем в новоязе Оруэлла: «Люди до 40 лет могут дотянуться до носков» (Оруэлл. 1984). Одним из способов присоединения к «своим» являются соответствующие обращения типа «коллега», «земляк» (имеется ввиду: «ты такой же, как я»). Регулярное присутствие в политическом дискурсе семантической категории «свой круг» позволяет считать данную категорию «имиджеобразующей». Репрезентирующие ее тактики представлены серией описанных выше коммуникативных ходов. Категория персонификации в аспекте создания имиджа Манипуляционные ресурсы языка позволяют выстраивать прогнозируемые ассоциативные ряды в целях речевого воздействия. В аспекте создания имиджа тактика состоит в том, чтобы какие-либо политические события, социально-экономические процессы связывались в сознании масс с определенными именами. Имя (политика, общественного деятеля) становится сигналом-стимулом к положительным или отрицательным ассоциациям. Это можно наблюдать на примере именования партий и движений. Категория персонификации оформляется не только лексически, но и грамматически, в частности грамматической категорией лица. Оппозиция «я-мы» в именовании субъекта легко обнаруживается в политических текстах и позволяет диагностировать имидж оратора как «коллективиста», «человека с командой» «индивидуалиста». Наблюдение над чередованием «я-мы» в дает основание выделить области, где политик (осознанно или неосознанно) настаивает на значимости своего личноговклада. Из интервью с президентом Белоруссии А. Лукашенко «... А вы хотите, чтобы я поднял цены на хлеб сегодня?... мы упустим время... У нас, к сожалению, уже произошел крен... % ведь могу, как вы сказали, и кулаком стукнуть. Для этого меня народ сегодня и избрал... Мы могли бы идти каким-то немножко другим путем... Я действительно... предложил и государственное регулирование процессами». Вероятно, в аспекте речевого имиджа к персонификации имеет отношение и способ автономинацни. Замена автономинативного 1 лица именем собственным является, на наш взгляд, стандартным маркером избранной роли: не Частное лицо, а Человек государственный. Подведем некоторые итоги. Современное понимание имиджа предполагает динамику в соотношения реальных качеств личности и смоделированных, обусловленных ролевой установкой. Выбор имиджа осуществляется на основе прогнозирования аудитории. Задача понравиться «своему народу» является, по сути говоря, коммуникативной стратегией. Способы и пути решения этой задачи определяются как речевые тактики создания имиджа. К ним следует отнести тактику моделирования структуры имиджа, тактики создания «своего круга» и тактику персонификации. Таким образом, здесь намечены пути анализа «имиджеобразующих» приемов и средств, список которых далеко не исчерпан настоящим исследованием.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|