Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика основных стадий интервью (модель консультирования 5 стадий, методы воздейтсвия и директивы).
1 часть вопроса Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира. Прежде всего интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, а модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента.
Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.
Стадии интервью: Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют - "Привет!". Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента. Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога. Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: "Я его чувствую, понимаю" (психолог), "Меня слушают, я доверяю этому человеку" (клиент).
Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: "В чем проблема?". Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.
После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью - "Чего вы хотите добиться?". Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут. Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.
Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - "Что еще мы можем сделать по этому поводу?". Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным. Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.
Пятая стадия интервью - обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа - "Вы будете делать это?". Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.
2 часть вопроса. Рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической. Эта системная модель, охватывающая пять тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования. 1. Установление контакта с клиентом. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение. 2. Уяснение проблемы клиента. На этой стадии консультант стремится понять и точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая ее связь с проблемной ситуацией, контекстом проблемы. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента понять свою роль в возникновении проблемы, однако не навязывает своих решений. 3. Осознание желаемого состояния. Данная стадия является своего рода переломным моментом в ситуации консультирования. Она характеризует перевод запроса клиента, адресованный консультанту в виде просьбы о помощи, в позицию активного присоединения клиента к выработке возможных вариантов решения проблемы. Для клиента становится очевидным невозможность оставаться в “прошлом”, так сказать, пассивном качестве заказчика на решение его собственных проблем. Он начинает занимать активную рефлексивную позицию не только по отношению к новой, будущей модели жизни, но и процессу своего возможного участия в ее реализации. 4. Выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи. Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Осуществляется их критическая оценка. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Психолог должен объяснить, что некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение. Клиент должен усвоить, что частичная неудача в самостоятельной реализации выбранного плана - еще не катастрофа, и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью. 5. Обобщение результатов взаимодействия. На этой стадии консультант предпринимает усилия по изменению мыслей и чувств клиента в плане усиления позитивного настроя на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, т.е. в повседневной жизни. При необходимости возможно уточнение плана решения. Может определяться конкретное домашнее задание, а также обсуждаться вопрос о необходимости обращения и к другим специалистам.
3 часть вопроса. Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими приемами: ссылкой на авторитет, апелляцией к литературным источникам, обращением к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для клиента. Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, используя для этого следующую таблицу:
Методы воздействия
метод
| описание метода
| функция метода во время беседы
| интерпретация
| новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Это основа методов воздействия
| альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента
| директива (указание)
| может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории
| ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ
| совет (информация)
| домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя
| давать полезную информацию
| самораскрытие
| психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента
| связан с приемом обратной связи, построен на "Я-предложениях" психолога. Способствует установлению раппорта.
|
метод
| описание метода
| функция метода во время беседы
| обратная связь
| дает возможность понять, как его воспринимают психолог и окружающие
| дает конкретные данные для самовосприятия
| логическая последовательность
| объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения: "Если, то..."
| дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий
| воздействующее резюме
| часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента
| проясняет, чего психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
| открытые вопросы
| "Кто?" - факты, "Как?" - чувства. "Почему?" - причина, "Можно ли?" - общая картина
| выяснение основных фактов, облегчающих разговор
| закрытые вопросы
| содержат частицу "ли", отвечают кратко
| сокращают длинный монолог
| пересказ
| повторение сути слов клиента и его мыслей с использованием его ключевых слов
| активизирует обсуждение, показывает уровень понимания
| отражение чувств
| обращает внимание на эмоциональное содержание интервью
| поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает раскрывать чувства
| резюме
| в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента
| полезно повторять периодически во время интервью. Указывает направление беседы.
| Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что "правильное" для него решение не обязательно является таковым для клиента, а некоторым клиентам нужны четкие директивные рекомендации.
Остановимся на примерах директив, используемых психологами различных теоретических направлений:
Вид директивы
| Содержание директивы
| Конкретное пожелание
| "Я предлагаю вам сделать следующее..."
| Парадоксальная инструкция
| "Продолжайте делать то, что вы делаете... Повторите свои действия (мысли) по крайней мере три раза".
| Фантазии
| "Представьте себе... Закройте глаза и опишите, что вы видите, что слышите, что чувствуете. Опишите ваш идеальный день, идеальную работу, партнера. Представьте себе, что вы путешествуете внутрь своего тела".
| Ролевое указание
| "А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее. Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения".
| Гештальт-метод (базальное поведение)
| "Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая - раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой".
| Свободные ассоциации
| "Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассоциациях из воспоминаний детства. Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни".
| Переоценка (концентрация Гендлина)
| "Установите для себя негативные чувства, мысли. Теперь найдите для себя негативные переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой".
| Релаксация
| "вакройте глаза и "плывите", сожмите покрепче кулаки, а теперь отпустите..."
| Систематическое снятие напряжения
| а) Глубокая мышечная релаксация; б) построение иерархии беспокойств; в) увязывание объектов тревоги с релаксацией.
| Языковые замены
| "Замените "хотелось бы" на "хочу", "нельзя" на "желательно"". Любые новые словесные изменения.
| Принятие чувств, "эмоциональный потоп"
| "Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью".
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|