Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика основных стадий интервью (модель консультирования 5 стадий, методы воздейтсвия и директивы).




1 часть вопроса
Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира. Прежде всего интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает построение предмета взаимодействия психологом и клиентом. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, а модальности, в которых он будет описан, составят тему взаимодействия психолога и клиента.

Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий, раскрывающих актуальные и потенциальные возможности клиента. Вопросы - основной способ воздействия психолога на клиента в ходе интервью.

Стадии интервью:
Первая стадия интервью - структурирование, достижение взаимопонимания или как ее часто маркируют - "Привет!". Психолог структурирует ситуацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возможностях. При этом психолог решает проблемы установления контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конкретные варианты решения этих проблем зависят от индивидуальных и культурных особенностей клиента. Клиент на этой стадии интервью решает задачи достижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога. Эта стадия интервью заканчивается, когда достигнуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формулировке: "Я его чувствую, понимаю" (психолог), "Меня слушают, я доверяю этому человеку" (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается со сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы; решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей клиента. Маркировка этой стадии интервью: "В чем проблема?". Психолог решает следующие вопросы: зачем клиент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материале заявленной темы психолог уясняет позитивные возможности клиента в решении проблемы. Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый результат. Маркировка этой стадии интервью - "Чего вы хотите добиться?". Психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуждается также вопрос о том, что произойдет, когда желаемый результат будет достигнут. Некоторые клиенты начинают именно с этого этапа. Если психологу уже ясны цели клиента, то рекомендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - "Что еще мы можем сделать по этому поводу?". Психолог и клиент работают с различными вариантами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным. Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие директивные рекомендации.

Пятая стадия интервью - обобщение предыдущих этапов, переход от обучения к действию. Маркировка этого этапа - "Вы будете делать это?". Психолог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью.

2 часть вопроса.
Рассмотрим самую общую модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической. Эта системная модель, охватывающая пять тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования.
1. Установление контакта с клиентом. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
2. Уяснение проблемы клиента. На этой стадии консультант стремится понять и точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая ее связь с проблемной ситуацией, контекстом проблемы. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента понять свою роль в возникновении проблемы, однако не навязывает своих решений.
3. Осознание желаемого состояния. Данная стадия является своего рода переломным моментом в ситуации консультирования. Она характеризует перевод запроса клиента, адресованный консультанту в виде просьбы о помощи, в позицию активного присоединения клиента к выработке возможных вариантов решения проблемы. Для клиента становится очевидным невозможность оставаться в “прошлом”, так сказать, пассивном качестве заказчика на решение его собственных проблем. Он начинает занимать активную рефлексивную позицию не только по отношению к новой, будущей модели жизни, но и процессу своего возможного участия в ее реализации.
4. Выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи. Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Осуществляется их критическая оценка. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Психолог должен объяснить, что некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение. Клиент должен усвоить, что частичная неудача в самостоятельной реализации выбранного плана - еще не катастрофа, и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
5. Обобщение результатов взаимодействия. На этой стадии консультант предпринимает усилия по изменению мыслей и чувств клиента в плане усиления позитивного настроя на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, т.е. в повседневной жизни. При необходимости возможно уточнение плана решения. Может определяться конкретное домашнее задание, а также обсуждаться вопрос о необходимости обращения и к другим специалистам.

3 часть вопроса.
Направленное воздействие на клиента осуществляется следующими приемами: ссылкой на авторитет, апелляцией к литературным источникам, обращением к научным данным как к форме мифологии, которую использует консультант. Кроме того, возможна опора на обыденную жизнь, которая может быть использована в виде информации для клиента. Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, используя для этого следующую таблицу:

Методы воздействия

метод описание метода функция метода во время беседы
интерпретация новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога. Это основа методов воздействия альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента
директива (указание) может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ
совет (информация) домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя давать полезную информацию
самораскрытие психолог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет нынешние чувства клиента связан с приемом обратной связи, построен на "Я-предложениях" психолога. Способствует установлению раппорта.

 

метод описание метода функция метода во время беседы
обратная связь дает возможность понять, как его воспринимают психолог и окружающие дает конкретные данные для самовосприятия
логическая последовательность объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения: "Если, то..." дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий
воздействующее резюме часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента проясняет, чего психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь
открытые вопросы "Кто?" - факты, "Как?" - чувства. "Почему?" - причина, "Можно ли?" - общая картина выяснение основных фактов, облегчающих разговор
закрытые вопросы содержат частицу "ли", отвечают кратко сокращают длинный монолог
пересказ повторение сути слов клиента и его мыслей с использованием его ключевых слов активизирует обсуждение, показывает уровень понимания
отражение чувств обращает внимание на эмоциональное содержание интервью поясняет эмоциональную подоплеку ключевых фактов, помогает раскрывать чувства
резюме в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента полезно повторять периодически во время интервью. Указывает направление беседы.

Психолог, работая с альтернативными решениями, должен постоянно рефлексировать над содержанием своей профессиональной позиции и помнить о том, что "правильное" для него решение не обязательно является таковым для клиента, а некоторым клиентам нужны четкие директивные рекомендации.

Остановимся на примерах директив, используемых психологами различных теоретических направлений:

Вид директивы Содержание директивы
Конкретное пожелание "Я предлагаю вам сделать следующее..."
Парадоксальная инструкция "Продолжайте делать то, что вы делаете... Повторите свои действия (мысли) по крайней мере три раза".
Фантазии "Представьте себе... Закройте глаза и опишите, что вы видите, что слышите, что чувствуете. Опишите ваш идеальный день, идеальную работу, партнера. Представьте себе, что вы путешествуете внутрь своего тела".
Ролевое указание "А сейчас вернитесь к этой ситуации и вновь проиграйте ее. Если вы не против, пусть роль останется прежней, но измените небольшой фрагмент поведения".
Гештальт-метод (базальное поведение) "Я заметил, что одна ваша рука сжата, а другая - раскрыта. Пусть одна рука поговорит с другой".
Свободные ассоциации "Запомните это чувство и расскажите о связанных с ним ассоциациях из воспоминаний детства. Перейдите к тому, что происходит в вашей повседневной жизни".
Переоценка (концентрация Гендлина) "Установите для себя негативные чувства, мысли. Теперь найдите для себя негативные переживания. А теперь отыщите в этом что-то положительное и сконцентрируйтесь в этом направлении. Объедините это с проблемой".
Релаксация "вакройте глаза и "плывите", сожмите покрепче кулаки, а теперь отпустите..."
Систематическое снятие напряжения а) Глубокая мышечная релаксация; б) построение иерархии беспокойств; в) увязывание объектов тревоги с релаксацией.
Языковые замены "Замените "хотелось бы" на "хочу", "нельзя" на "желательно"". Любые новые словесные изменения.
Принятие чувств, "эмоциональный потоп" "Вернитесь к этому чувству, останьтесь с ним, примите его полностью".

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных