Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие «вненаходимость» М.Бахтина.




Перейдем к другому понятию, сопряженному с понятием доминанты на собеседнике, но еще более трудному для освоения. Оно встречается в работах Бахтина о диалоге – это понятие «вненаходимость».У Бахтина центральной идеей всех его литературоведческих трудов является тема другости другого. Как пишет этот ученый, другой «радикально вненаходим» по отношению ко мне, т. е. я не могу понять и познать эту индивидуальность методом вчувствования, эмпатии, эмоциональным способом, на которые ссылаются традиционная и гуманистическая психология. Бахтин говорит, что мы не можем путем вчувствования, сопереживания понять другость другого. Я могу чувствовать только то, что есть во мне самом, могу лишь удвоить свою собственную действительность, но мне не понять особенности другого, отличные от меня, Бахтин пишет об этом в своих литературоведческих трудах в контексте проблемы «автора и героя». Герой – не самовыражение автора, а особая индивидуальность, особая личность. Чтобы понять эту особенность, нужно быть как бы вне его, соблюдать некую дистанцию по отношению к своему герою. Чтобы увидеть целостный, эстетически завершенный образ другого, автор должен быть «вненаходимым».

Эту позицию можно сравнить с позицией бесстрастности. Когда мы пристрастны, эмоционально вовлечены в ситуацию другого – мы не объективны. Мы видим какие-то фрагменты, но не видим целого объективного образа другого человека. Вненаходимость – это эстетически завершенная позиция. Когда мы смотрим на живописное произведение, то стараемся найти верные позицию и дистанцию, чтобы увидеть целостный образ, картину в целом, а не какие-то части и детали. То же самое по отношению к человеку. Надо найти правильную позицию, правильную дистанцию. Если художник хочет написать свой образ, он должен стать по отношению к себе в позицию вненаходимости, посмотреть на себя со стороны. Важно эту позицию найти и по отношению к себе самому, и по отношению к другому человеку, т. е. быть беспристрастным.

Идеи А.Ухтомского о «доминанте на собеседнике» и М.Бахтина о «вненаходимости» как координаты диалога.

Бахтин и Ухтомский – представители разных наук. Ухтомский работал в области физиологии, Бахтин – в искусствознании, и они разными путями, в разных понятиях пришли к одному и тому же явлению: для того чтобы увидеть человека как он есть, нужно освободиться от себя. Истинность этой позиции доказывается тем, что в разных системах понятий, в разных науках прорабатывается эта тема, тема обретения способности объективного видения другой индивидуальности как другой, благодаря тому что мы побеждаем себя. Бахтин пишет очень хорошие слова о «напряженной и любящей вненаходимости»: для того чтобы быть вненаходимым, надо быть любящим другого как другого в его неповторимой уникальности. Это действительно очень трудная установка. Я должен освободиться от своей корысти по отношению к этому человеку, не ждать эмоциональной подпитки, не проецировать себя на него, не навязывать ему своих установок. Я должен видеть его как он есть, беспристрастно и объективно. И при том, что Бахтин как бы настаивает на радикальной вненаходимости каждого человека по отношению к другому, а Ухтомский подчеркивает доминанту как полную отдачу себя и растворение себя в другом, по сути речь идет об одном и том же. Эти два понятия – координаты диалога, они перекрещиваются. Внешне эти понятия противоположны: одно говорит о другости и способности быть вне другого, а другое о том, что важно быть в другом. Но при внешней противоположности, они говорят об одном и том же: для того чтобы быть в другом и видеть его как такового, объективно, себя надо устранить, себя победить, свою пристрастность преодолеть. Не вчувствованием, не эмоциями, а совершенно другим способом видения. Это именно духовный способ видения.

И понятие доминанты на собеседнике, и понятие вненаходимости могут быть осмыслены только на духовном уровне при признании реальности духовного «Я». Иначе они теряют смысл и не имеют под собой никакой почвы.

Для врача особенно важно, чтобы позиция вненаходимости не переросла в равнодушие. Оно опасно, когда есть момент охраны себя – самозащиты. Когда мы уходим от боли другого и защищаем, бережем себя, тогда вненаходимость перерастает в равнодушие и далее в черствость. Для врачей черствость – это довольно характерное профессиональное качество; черствость и даже жестокость. Врачи часто встречаются с болью, и у них может притупляться чувство сострадания.

Но если врач часто встречается с болью, какую позицию ему следует занять, чтобы не саморазрушиться и чтобы не впасть в эту черствость? Как тут быть?

Л.: Видеть в страдании смысл.

А.: Я бы с этим согласилась. В страдании надо видеть смысл и понимать его

целительность для души. Действительно, эту боль можно вынести, если ты одновременно находишься и в душевном, и в духовном планах. Страдание можно вынести только тогда, когда ты его духовно можешь поднять, преобразить и осмыслить. Ты только тогда можешь помочь больному, когда не теряешь сострадания, но и не увязаешь в нем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных