Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диалогический контакт как резонанс с человеком (Т.А.Флоренская).




Л.: Почему принцип «не навреди!» осуществляется именно благодаря диалогическому общению? Почему монологический способ общения нарушает этот принцип?

А.: Мы говорили об уникальной индивидуальности всякого человека. Монологическое общение может вредить этой неповторимой индивидуальности, навязывая человеку свою схему, свое понимание. Если и вырастают творческие люди, то не благодаря такому обучению, а вопреки ему. В педагогике монологический способ общения идет мимо индивидуальности, в медицине – мимо исцеления злостного человека. Вы знаете, что в гомеопатии очень важен принцип резонанса: назначаемое лекарство должно резонировать с индивидуальностью данного человека. Именно резонансность назначения является целительным фактором. И если мы вступаем в диалогический контакт с человеком, то осуществляем подобный резонанс. Если мы находим правильное слово – это и есть факт резонанса на духовном уровне. Если врач действует на телесном и душевном уровнях, то в диалоге мы находим духовный резонанс. Отец Павел Флоренский говорил, что слово воспринимается и понимается именно по принципу резонанса, когда духовные энергии резонируют друг с другом. Резонанс усиливает действие слова. Как бы ни была тяжела ситуация, если наступил диалогический контакт, чувствуется радость созвучия резонанса. Это мощный целебный фактор. Я не берусь это утверждать, но, может быть, он окажется более действенным, чем само назначение определенного лечения. И, может быть, когда врач-гомеопат находит это назначение, он уже вступил в резонанс с человеком? Он настолько вник в индивидуальность человека, вступил в резонирование с ним, что этим больше вылечивает, чем назначением соответствующего лекарства? Это вопрос.

Т.: Иногда в ходе беседы с человеком вдруг он сам начинает что-то понимать и как-то духовно преображается: «Боже мой! Ведь я не так жил. Не то делал!» Тогда помогает не столько само лекарство, сколько это пробуждение.

А.: Да, часто пациенту в состоянии резонанса самому открывается смысл проблемы, или, когда ему высказываешь свое понимание, он радостно соглашается: «Вот это самое! Вы как будто читаете мои мысли». Наступает состояние согласия, единогласия, которое является критерием истинности разрешения ситуации. Таким образом, слово может оказаться очень сильно действующим лечащим фактором, а лекарство – это может быть уже вторичное средство. Если мы всерьез поймем, что такое слово, то можно горы переставлять. Мы должны осознать силу, глубину и таинственность слова. Интеллектом невозможно исчерпать, что оно такое, как оно действует, какое сильное таинственное духовное влияние на человека через слово может оказываться. Отец Павел Флоренский написал работу о строении слова. Это серьезное научное исследование. Он писал: «Книга творится или сочиняется, изобретается, но выражения и слова не творятся и не сочиняются, а находятся или отыскиваются, обретаются». То есть глубокие сильно действующие слова нами обретаются в процессе творчества.

 

 

Мы уже говорили о проблеме понимания. И о том, как мы понимаем уникальную индивидуальность человека. По аналогии с этим мы можем ответить на вопрос: «Как мы понимаем уникальное значение слова?» Итак, как же мы понимаем уникальность индивидуальности? Что для этого нужно?

О.: Мы вводили понятия доминанта на собеседнике и вненаходимость.

А.: Собеседник должен быть на первом месте, а мое «Я» должно быть отодвинуто. Без доминанты на собеседнике невозможно понять уникальность другого лица и самим обрести индивидуальность. Эти качества должны формироваться как способ психологического познания.

То же самое относится и к слову, потому что слово – это индивидуальность, живой субъект. Флоренский писал, что строение слова соответствует строению человека. В человеке есть уровни: духовный, душевный и телесный. И те же уровни мы находим в строении слова. Телесный уровень – это звучание, в котором заключена энергия, сила слова. Если записать звучание слова техническими способами, то получается своеобразное музыкальное произведение. Нотная запись слова возможна. Слово звучит как музыкальное произведение, но у нас недостаточно развит слух, чтобы услышать это. Слово произносится всем телом, а не только языком. Так, слово «улыбка» заставляет нас улыбаться, «гром» действительно гремит. Слово в своем звучании несет то, что оно выражает. Это тело слова.

У слова есть и душевная сторона – это его значение. И более глубокая, духовная сторона – это смысл слова. Таким образом, слово является живым субъектом, имеющим тело, душу и дух.

Гумбольдт писал, что слово «рождается на глубине духовной индивидуальности человека». Если мы говорим о языке, то язык нации, народа также выражает индивидуальность этого народа, нации. Приобщиться к другому языку в полной мере – это значит приобщиться к духовной сути этой нации. Как нелегко понять индивидуальность другого человека, войти в его мир, так же трудно войти и в другой язык как носитель духовной культуры, индивидуальности народа.

Понимание уникального смысла слова, как мы уже говорили, возможно потому, что сначала устанавливается духовный контакт между людьми, а потом уже родится слово, которое прямо идет к этому человеку без специального усилия и осознания. Так, у нас часто бывает, что мы говорим языком собеседника. Это духовная способность, которая присуща каждому человеку: говорить на языке собеседника, говорить языком, который понятен, доступен, нужен этому человеку. Я сейчас прочитаю несколько высказываний, чтобы словами авторов передать идеи, которым посвящена наша беседа.

Гумбольдт: «Всякое разумение между разговаривающими в то же время есть и недоразумение, и согласие в мыслях и чувствах – в то же время и разногласие».

Павел Флоренский: «Мы верим и признаем, что не от разговора мы понимаем друг друга, а силою внутреннего общения, и что слова способствуют обострению сознания, уже происшедшего духовного обмена, но не сами по себе производят этот обмен. Мы признаем взаимное понимание и тончайших, часто вполне неожиданных отрогов смысла, но это понимание устанавливается на общем фоне уже происходящего духовного соприкосновения. Таким образом, духовное общение первично по отношению к высказываемому нами слову».

Гумбольдт в связи с этим говорит: «Язык может принадлежать только существу, одаренному самосознанием и свободой, и происходит в нем из глубины его индивидуальности, для него самого неисследимой, и из деятельности дарованных ему сил. Он вполне зависит от энергии и формы того толчка, которому человек без участия его самосознания дает движение всей своей духовной индивидуальностью».

Слово, рождающееся в душе человека, рождается его духовной индивидуальностью, так как понимание индивидуальности человека и понимание уникальности значения слова связаны. Слово настолько выражает индивидуальность человека, что это дает основание сказать: «Мы уверены, что слово – есть сам говорящий» (Флоренский).

Мы говорили, что понимание слова происходит благодаря резонансу, который устанавливается между людьми. В гомеопатии этот принцип резонанса играет ведущую роль: резонанс создает такую энергию, которая действительно является исцеляющей. Но когда мы говорим о понимании слова, то речь идет не о биоэнергетике, а о духовной энергии. Чтобы лучше это понять, вновь вспомним схему, поясняющую слова Аввы Дорофея: круг и точка в центре. Истинное, действенное, творческое слово рождается на этой глубине в центральной точке. И в этой области человек сам править не может: он не способен ни получать эту энергию, ни пользоваться ею. Это не во власти человека, не зависит от его усилий и неизмеримо превосходит его возможности. Если человек может воспитывать, совершенствовать наличное «Я», то над своим духовным «Я» он не властен. Он может прислушиваться к голосу духовного «Я», может сливаться с ним, но владеть им не может. Даже если речь пойдет об управлении наличным «Я» – это управление, по большому счету, принадлежит духовному «Я». Прислушиваясь к духовному «Я», мы можем за ним следовать и, таким образом, менять свое наличное состояние, следовать своему призванию.

Слово рождается на духовной глубине, потому что речь идет о духовном контакте, а не о душевном. Это, конечно, происходит, когда речь идет об истинном слове.

Но не всякое слово приобщает к духовному. Некоторые слова, наоборот, засоряют душевный мир человека, а не исцеляют его. В Евангелии сказано, что за всякое праздное слово человек даст ответ на Страшном суде. Велика ответственность за слова. Именно в слове выражается свободная воля человека: к чему он стремится – к истине или ко лжи, к любви или ненависти. Есть слова злые, убивающие, слова гнилые и мертвые – в них нет души и духа: «дурно пахнут мертвые слова». Надо воспитывать в себе это различение – «совесть ушей», как говорил Павел Флоренский, – совесть ушей по отношению к слову, воспринимаемому и произносимому.

Насколько же важно истинное поэтическое слово, умение точно назвать, выразить в поэтическом слове то явление, о котором говорит поэт. Это – духовный дар. Поэтому Пушкин действительно пророк. Его слово преобразует мир и природу, очищает души людей. Дар слова – пророческий дар. Поэтическое слово очищает природу. В пушкинских местах возникает изумительное ощущение, что природа там живет, что она одухотворена.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных