Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Межбюджетные отношения




Межбюджетные отношения – это отношения, возникающие между органами государственной власти и органами местного государственного управления в процессе по формированию и исполнению соответствующих бюджетов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан межбюджетными отношениями являются отношения между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в бюджетном процессе:

– между республиканским, областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения);

– между республиканским бюджетом и Национальным фондом Республики Казахстан.

При определении межбюджетных отношений за основу принимаются следующие принципы:

- разграничение функций и полномочий между различными уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность функционирования каждого бюджета;

- разграничение на постоянной основе доходных источников между уровнями бюджетной системы;

- прозрачность межбюджетных отношений, основанная на понятных и приемлемых для всех регионов республики подходах, определения финансовой помощи, выделяемой нуждающимся в ней регионам в целях выравнивания уровней их бюджетной обеспеченности.

Реализация в бюджетной практике этих принципов направлена на обеспечение снижения финансовой зависимости местных органов управления от центра.

Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управления, едином распределении поступлений и расходов между республиканским, областным бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы, районов (городов областного значения), а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений.

В бюджетном процессе не допускаются взаимоотношения между следующими уровнями бюджета:

- республиканского бюджета с бюджетами районов (городов областного значения);

- областного бюджета, бюджета города республиканского значения, столицы - с другими областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения;

- бюджетов районов (городов областного значения) друг с другом.

Кроме того, передача расходов или отдельных видов поступлений из одного уровня бюджета в другой осуществляется только при внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс.

В соответствии со статьей 43 Бюджетного кодекса Республики Казахстана межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

1) равенство областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;

2) эффективное распределение поступлений, учитывающее одновременное соблюдение следующих критериев их разграничения:

за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

налоги, имеющие перераспределительный характер, а также неравномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетов бюджетной системы;

при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3) выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц Республики Казахстан;

4) обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5) эффективность и результативность предоставления государственных услуг - закрепление государственных услуг за тем уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное оказание государственных услуг;

6) максимальное приближение уровня предоставления государственной услуги к ее получателям - передача исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества государственных услуг.

Распределение и перераспределение бюджетных ресурсов осуществляется с помощью бюджетного регулирования.

Бюджетное регулирование – это процесс, осуществляемый органами государственной власти с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств бюджета одного уровня в бюджет другого при недостатке доходного потенциала на соответствующих территориях.

В казахстанской бюджетной практике применяются следующие формы регулирования межбюджетных отношений: трансферты, бюджетные кредиты и нормативы распределения доходов.

Межбюджетные отношения между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы регулируются трансфертами и бюджетными кредитами.

Рисунок 34. Взаимодействие бюджетов разных уровней

 

Межбюджетные отношения между областным и районными (городов областного значения) бюджетами регулируются трансфертами, бюджетными кредитами и нормативами распределения доходов.

Трансферты – это безвозмездные и невозвратные поступления в бюджет или затраты из бюджета. Трансферты подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты и целевые трансферты на развитие.

Механизмы регулирования доходов различных уровней бюджетной системы Республики Казахстан определяются налоговой политикой и закреплены в Налоговом и Бюджетном кодексах. Для самостоятельной реализации всеми уровнями власти их полномочий и ответственности за каждым из них закрепляются налоговые и неналоговые источники доходов и определены соответствующие формы регулирования межбюджетных отношений. Перечень налогов и сборов, поступления от которых передаются в распоряжение местных бюджетов, был определен с учетом практики стран с рыночной экономикой. В число этих налогов и неналоговых платежей входят налог на имущество, земельный налог, налог на транспортные средства, сборы за регистрацию, пользование водой и т.п.

В 1997 году из числа налогов, доходы по которым делятся между республиканским и местными бюджетами, был исключен налог на добавленную стоимость. В 2001 году были внесены изменения в бюджетное законодательство, после чего индивидуальный подоходный налог и социальный налог стали поступать в местные бюджеты. Но это не повлияло на доходы в республиканский бюджет, так как в 2002 году было принято решение о полном зачислении в республиканский бюджет поступлений по корпоративному подоходному налогу.

Произошедшие изменения в структуре формирования республиканского и местного бюджетов наглядно изображены на рисунках 35 и 36: большую часть поступлений республиканского бюджета составляют налоговые поступления (в 2007 году они составили 73% всех поступлений в республиканский бюджет), в поступлениях в местные бюджеты доля налоговых поступлений сократилась с 82% в 2001 г. до 47,8% в 2007 г.

 

Рисунок 35. Структура формирования поступлений в республиканский бюджет

Рисунок 36. Структура формирования поступлений в местный бюджет

 

Доходная структура регионального бюджета формируется преимущественно из местных налогов и в значительной мере контролируется властями соответствующего уровня.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных