ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления. Воспитание как процесс, как средство, как результат.Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем. Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным знаниям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель. Важнейшие общие закономерности воспитания: § воспитание детерминировано культурой общества; § воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания; § эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание; § эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу. § воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних воздействий во внутренние процессы личности; § действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости; § результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов. В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Мн., 2001) цель воспитания и его принципы сформулированы с учетом состояния воспитательной работы на современном этапе. Цель воспитания – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина. Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются: § п ринцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке; § п ринцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями; § принцип купьтуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры; § принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия; § принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников; § принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждении открытого тина, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов; § принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности; § принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности. Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития воспитанника в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.
28 Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и обусловлненноть. Естественным продолжением воспитания является самовоспитание. Самовоспитание – это сознательная, направленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности. Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте, поскольку для работы над собой человеку необходима определенная готовность, наличие таких качеств, как целеустремленность, самокритичность, требовательность к себе, восприимчивость к воспитательным воздействиям. Самостоятельная работа над собой требует четкого представления о своих сильных и слабых сторонах – самопознания. Основными приемами самопознания являются самонаблюдение, самокритика, самоанализ. Самонаблюдение как прием самопознания основывается на общей наблюдательности и предполагает точное воспроизведение того, что случилось в течение дня. Обработка результатов наблюдения осуществляется в процессе самокритики, в основе которой лежит критичность ума, умение видеть положительное и отрицательное в окружающей действительности. Самоанализ предполагает оценку результатов своей деятельности: что сделано, как сделано, можно ли было сделать больше и лучше, что этому помешало. Необходимым условием самовоспитания является выработка плана работы над собой. План самовоспитания органически вытекает из образа жизни человека и служит дополнением к нему. Основными приемами самостоятельной работы над собой являются: самоубеждение, самовнушение, аутотренинг. Самоубеждение – это управление собой с помощью слова. Самоубеждение – это выбор линии поведения на основе борьбы мотивов, из которых выделяются два главных, нередко противоположных по значению, и тщательно взвешиваются. Самовнушение предполагает воздействие словом на психику без всякого практического анализа (мысль принимается на веру). Самовнушение дает уверенность в себе, выступает в качестве предпосылки успеха в любых начинаниях. Поскольку самовоспитание – волевой процесс, то ведущим его приемом является аутотренинг, предполагающий самоуправление поведением, обеспечивающий развитие сил и способностей личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|