Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность воспитания. Характерные признаки воспитания как педагогического явления. Воспитание как процесс, как средство, как результат.




Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с обучением и образованием. Однако точное определение понятия «воспитание» является одной из сложнейших проблем. Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важнейшим средством, так как оно способствует усвоению знаний, умений, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным знаниям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь уместно сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволяет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.

Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических принципах, ставит адекватную цель.

Важнейшие общие закономерности воспитания:

§ воспитание детерминировано культурой общества;

§ воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

§ эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

§ эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств, адекватных воспитаннику и педагогу.

§ воспитательный процесс представляет собой постоянную трансформацию внешних воздействий во внутренние процессы личности;

§ действенность воспитания обусловлена учетом потребностей, интересов и возможностей личности, отношением к ней как к целостности и самости;

§ результаты воспитания зависят от понимания и учета влияния на личность объективных и субъективных факторов.

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Мн., 2001) цель воспитания и его принципы сформулированы с учетом состояния воспитательной работы на современном этапе.

Цель воспитания – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Приоритетными принципами воспитания в современных условиях являются:

§ п ринцип научности как опора в воспитательном процессе на психологические и половозрастные особенности детей и учащейся молодежи, использование воспитателем достижений педагогической, психологической и других наук о человеке;

§ п ринцип природосообразности, определяемый не только проявлением природных задатков индивида, но и психофизиологическими возможностями человека и их обусловленностью информационными и социальными явлениями;

§ принцип купьтуросообразности, проявляющийся как совокупность всех форм духовной жизни общества, которые обусловливают формирование личности, социализацию молодого поколения, основываясь на ценностях национальной и мировой культуры;

§ принцип ненасилия и толерантности предполагает терпимость воспитателя к воспитаннику, его индивидуальности, отказ от любых форм психологического и физического насилия;

§ принцип связи воспитания с жизнью проявляется в учете воспитателем экономических, социальных, экологических, демографических и других условий жизнедеятельности воспитанников;

§ принцип открытости воспитательных систем предполагает оптимальное сочетание различных воспитательных моделей с жизненным опытом личности, ее реальной жизнедеятельностью, создание на этой основе детских дошкольных учреждении открытого тина, социально-педагогических, социально-культурных, образовательно-культурных комплексов;

§ принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности;

§ принцип эстетизации детской (молодежной) жизнедеятельности.

Воспитание как целенаправленный процесс развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития воспитанника в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.

 

28 Воспитание и самовоспитание: взаимосвязь и обусловлненноть.

Естественным продолжением воспитания является самовоспитание.

Самовоспитание – это сознательная, направленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности.

Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте, поскольку для работы над собой человеку необходима определенная готовность, наличие таких качеств, как целеустремленность, самокритичность, требовательность к себе, восприимчивость к воспитательным воздействиям.

Самостоятельная работа над собой требует четкого представления о своих сильных и слабых сторонах – самопознания. Основными приемами самопознания являются самонаблюдение, самокритика, самоанализ.

Самонаблюдение как прием самопознания основывается на общей наблюдательности и предполагает точное воспроизведение того, что случилось в течение дня.

Обработка результатов наблюдения осуществляется в процессе самокритики, в основе которой лежит критичность ума, умение видеть положительное и отрицательное в окружающей действительности.

Самоанализ предполагает оценку результатов своей деятельности: что сделано, как сделано, можно ли было сделать больше и лучше, что этому помешало.

Необходимым условием самовоспитания является выработка плана работы над собой. План самовоспитания органически вытекает из образа жизни человека и служит дополнением к нему.

Основными приемами самостоятельной работы над собой являются: самоубеждение, самовнушение, аутотренинг.

Самоубеждение – это управление собой с помощью слова.

Самоубеждение – это выбор линии поведения на основе борьбы мотивов, из которых выделяются два главных, нередко противоположных по значению, и тщательно взвешиваются.

Самовнушение предполагает воздействие словом на психику без всякого практического анализа (мысль принимается на веру). Самовнушение дает уверенность в себе, выступает в качестве предпосылки успеха в любых начинаниях.

Поскольку самовоспитание – волевой процесс, то ведущим его приемом является аутотренинг, предполагающий самоуправление поведением, обеспечивающий развитие сил и способностей личности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных