ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Закономерности и принципы воспитания. Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержаниюПринцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Требования, предъявляемые к принципам воспитания: - обязательность; - комплексность; - равнозначность. Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И.П. Подласый): - общественная направленность воспитания; - связь воспитания с жизнью, трудом; - опора на положительное в воспитании; - гуманизация воспитания; - личностный подход; - единство воспитательных воздействий. 1. Общественная направленность воспитания. Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. 2. Связь воспитания с жизнью, трудом. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним. 3. Опора на положительное в воспитании. Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества. 4. Гуманизация воспитания. Он требует: - гуманного отношения к личности воспитанника; - уважения прав и свобод; - предъявления посильных и разумно сформулированных требований; - уважения к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования; - уважения права человека быть самим собой; - доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; - ненасильственного формирования требуемых качеств; - отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний; - признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям. 5. Личностный подход. Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. 6. Единство воспитательных воздействий. Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Закономерностями воспитательного процесса являются следующие положения: - формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность; — чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем будет выше и его результат; чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее совершается формирование личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|