ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формы обучения, их многообразие и назначение.Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его существования. История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации. Так, наиболее распространенными формами обучения в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах вплоть до ХVIII в. было индивидуальное, а затем индивидуально-групповое обучение. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с группой учащихся, хотя учебная работа носила индивидуальный характер. Такая форма организации обучения могла существовать до тех пор, пока обучение не принимало массового характера. Возникновение форм массового обучения детей связано было, в первую очередь, с развитием производства. Одной из первых таких форм явилась организация группового обучения детей, примененная в братских школах Беларуси и Украине (ХVI в.). Суть ее состояла в следующем: учащиеся распределялись по возрасту и уровню подготовки, приходили в школу в одно и то же время, занятия проводились по одному и тому же материалу. В 1798 г. возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения, согласно которой старшие ученики под руководством учителя изучали материал, а затем обучали младших, что позволило при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей. В конце ХIХ в. появились формы избирательного обучения: батавская система в США и мангеймская в Европе. Возникновение этих систем было связано с необходимостью индивидуализации обучения. Батавская система предполагала деление времени учителя на две части: первая – предназначалась на коллективную работу, вторая – на индивидуальные занятия с учащимися с учетом их возможностей и интересов. Суть мангеймской системы состояла в том, что учащиеся в зависимости от их способностей и успеваемости распределялись по классам на слабых, средних и сильных. В 1905 г. возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Далтон и получила название Далтон-плана. Вместо традиционных классов в рамках данной системы создавались предметные мастерские, где ученики занимались индивидуально, получая задания от учителя и пользуясь его помощью. Общего расписания не было, коллективная работа проводилась один час в день. Далтон-план порождал у учащихся спешку, снижал роль учителя и не обеспечивал прочного усвоения знаний. В первой четверти ХХ в. в США создана проектная система обучения, в основу которой положена практическая организация деятельности, выработка простейших трудовых умений и навыков. Как в нашей стране, так и за рубежом наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в ХVII веке и развивающаяся более трех столетий. Научное обоснование данная система получила в трудах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского. 21. Урок – основная форма учебной работы в школе. Условия успешного проведённого урока. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношениях отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Специфическими признаками, отличающими урок от других организационных форм, являются: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение изучаемым материалом непосредственно на уроке. Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Типология уроков может быть представлена следующим образом: - комбинированные, или смешанные, уроки; - уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений; - уроки закрепления и повторения знаний; - уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного; - уроки выработки и закрепления умений и навыков; - уроки проверки знаний и разбора проверочных работ. Наиболее распространенным типом урока (75–80% от общего числа проводимых уроков) является комбинированный, позволяющий решать несколько дидактических задач. Структура комбинированного урока включает следующие этапы: - повторение изученного (актуализация знаний); - изучение новых знаний, формирование новых умений; - закрепление и систематизация знаний; - применение знаний на практике; - задание на дом. С целью повышения результативности решения отдельных дидактических задач практикуются и другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Такие типы уроков представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура подобных уроков состоит обычно из трех частей: - организация работы; - главная часть (например, усвоение новых знаний); - подведение итогов и задания на дом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|