Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы обучения, их многообразие и назначение.




Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его существования.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации.

Так, наиболее распространенными формами обучения в античное время, в период средневековья, а в некоторых странах вплоть до ХVIII в. было индивидуальное, а затем индивидуально-групповое обучение.

При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с группой учащихся, хотя учебная работа носила индивидуальный характер. Такая форма организации обучения могла существовать до тех пор, пока обучение не принимало массового характера.

Возникновение форм массового обучения детей связано было, в первую очередь, с развитием производства. Одной из первых таких форм явилась организация группового обучения детей, примененная в братских школах Беларуси и Украине (ХVI в.). Суть ее состояла в следующем: учащиеся распределялись по возрасту и уровню подготовки, приходили в школу в одно и то же время, занятия проводились по одному и тому же материалу.

В 1798 г. возникла белл-ланкастерская система взаимного обучения, согласно которой старшие ученики под руководством учителя изучали материал, а затем обучали младших, что позволило при малом количестве учителей осуществлять массовое обучение детей.

В конце ХIХ в. появились формы избирательного обучения: батавская система в США и мангеймская в Европе. Возникновение этих систем было связано с необходимостью индивидуализации обучения.

Батавская система предполагала деление времени учителя на две части: первая – предназначалась на коллективную работу, вторая – на индивидуальные занятия с учащимися с учетом их возможностей и интересов.

Суть мангеймской системы состояла в том, что учащиеся в зависимости от их способностей и успеваемости распределялись по классам на слабых, средних и сильных.

В 1905 г. возникла система индивидуализированного обучения, впервые примененная в американском городе Далтон и получила название Далтон-плана. Вместо традиционных классов в рамках данной системы создавались предметные мастерские, где ученики занимались индивидуально, получая задания от учителя и пользуясь его помощью. Общего расписания не было, коллективная работа проводилась один час в день. Далтон-план порождал у учащихся спешку, снижал роль учителя и не обеспечивал прочного усвоения знаний.

В первой четверти ХХ в. в США создана проектная система обучения, в основу которой положена практическая организация деятельности, выработка простейших трудовых умений и навыков.

Как в нашей стране, так и за рубежом наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения, возникшая в ХVII веке и развивающаяся более трех столетий. Научное обоснование данная система получила в трудах Я.А. Коменского и К.Д. Ушинского.

21. Урок – основная форма учебной работы в школе. Условия успешного проведённого урока.

Урок это законченный в смысловом, временном и организационном отношениях отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Специфическими признаками, отличающими урок от других организационных форм, являются: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение изучаемым материалом непосредственно на уроке.

Структура урока – соотношение элементов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Типология уроков может быть представлена следующим образом:

- комбинированные, или смешанные, уроки;

- уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

- уроки закрепления и повторения знаний;

- уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

- уроки выработки и закрепления умений и навыков;

- уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.

Наиболее распространенным типом урока (75–80% от общего числа проводимых уроков) является комбинированный, позволяющий решать несколько дидактических задач. Структура комбинированного урока включает следующие этапы:

- повторение изученного (актуализация знаний);

- изучение новых знаний, формирование новых умений;

- закрепление и систематизация знаний;

- применение знаний на практике;

- задание на дом.

С целью повышения результативности решения отдельных дидактических задач практикуются и другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Такие типы уроков представляют собой «укороченный» комбинированный урок. Структура подобных уроков состоит обычно из трех частей:

- организация работы;

- главная часть (например, усвоение новых знаний);

- подведение итогов и задания на дом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных