Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Многообразие методов и приемов обучения.




Ученые предлагают классифицировать методы по следующим основаниям:

По источнику знаний: наглядные;словесные;практические.

По соответствующему этапу обучения (М.А. Данилов,
Б.П. Есипов):приобретения знаний;формирования умений и навыков;применения знаний; творческой деятельности;закрепления;проверки знаний, умений, навыков.

По характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):объяснительно-иллюстративный;репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.

Выбор методов обучения зависит:

- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики;

- от особенностей содержания и методов данной науки и изучаемого предмета, темы;

- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемых ее спецификой требований к отбору общедидактических методов;

- от цели, задач и содержания материала конкретного урока;

- от времени, отведенного на изучение того или иного материала;

- от возрастных особенностей учащихся, от уровня их реальных познавательных возможностей;

- от уровня подготовленности учащихся (образованности, воспитанности и развития);

- от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- от возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личностых качеств.

Выбор методов обучения предполагает выполнение следующих шагов (Ю.К. Бабанский):

1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или под руководством педагога.

2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов.

3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логик.

4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.

5. Решения о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов.

6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и самоконтроля.

7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированных.

 

Средства обучения

Средство обучения – материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний.

Все средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, текстовый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований.

Исходные положения, которые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.

К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средствам обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для организации всего процесса образования в целом необходима система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных