ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Готовность ребенка к школьному обучению, диагностика, уровни и их характеристика.Готовность ребенка к школьному обучению – способность ребенка выполнять те требования которые школа ему будет представлять. Показателем готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Готовность к школьному обучению – способность ребенка выполнять те требования, кот.школа ему будет представлять. Показателем готовности реб. к обуч. явл. уровень его умств. развития. Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к шк. обуч. закл. не столько в колич. запасе представлений, сколько в уровне разв. познав. процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практич., осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Готовность к школе и методы ее определения Маркова Физическая ▪ здоровье (характеризуется на основе изучения мед.карты, внешнего вида реб., особенностей его физич. разв. (вес, рост), мышечный тонус, кожный покров, сост.зрения, слуха, ▪ ловкость движений (наблюдается во время его передвижения по классу, во время к-либо деятельности) ▪ точность (анализ насколько точно реб. копирует изображения в прописях, в тетрадях, бросает мяч в нужное место и др.) ▪ координация движений (наблюдается при физичюдеят-ти а) согласованы ли у реб.разл.виды движений, б) правильно ли выполняет указания учителя, направленные на согласование движений рук, ног, туловища, головы и т.д.) ▪ моторика руки (реб.просят вырезать изображение фигуры при пом.ножниц) Психическая 1) интеллектуальная – это соответствующая возр. уровню зрелость всех познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление). • Ориентировочный тест шк.зрелости (тест Ирасека – верб.мышл.) (Небо голубое, а трава…? Который час? (показать на бумажных часах) Почему у всех автомобилей есть тормоза?) • Изуч.процесса мышления: «Противоположные понятия» (большой - …, громкий - …) • изучение кратковрем.памяти (повторить ряд цифр: 3-1-7-5-9) • методика для изучения интелл.готовности детей Л.И. Переслени, Л.Ф. Чапрова (1 субтест на осведомленность (назвать месяцы зимы), 2 субтест на классификацию, сформировнность понятий (Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля), 3 субтест на словесно-логическое мышл. (огурец - овощ, гвоздика - …) 4 субтест на обобщающее слово, сформированность понятий (окунь, карась - …) • тест Керна-Ирасека (Рисование мужской фигуры – зависимость м\ду изобраз.деят.и 2й сигн.сис-мой, абстр.мышл. Срисовывание точек и копирование фразы - способность произвольного поведения). • методика домик 2 ) личностная готовность - это зрелость системы отнош.: отнош. к взр., отнош. к сверстникам (умение общаться со сверстниками); отнош. к самому себе (отсутствие заниж.самооценки и страха неудачи); отношение к школе и учению. Методики: • беседа содержания: Хотел ли ты идти в школу? Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался? • изучение общего пониманиясмысла жизн.ситуаций: Определи, глупые фразы или нет: Ты очень хорошо отвечал во время урока, поэтому я ставлю тебе 2. • Определение направленности реб. на школу: загадки. 3) Мотивационная - развитие познавательной мотивации и мотивации достижения) 4) Эмоционально-волевая: считают сформированной, если реб. умеет ставить цель, принимать реш., намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. 5) социальная: коммуникативные навыки - способность адекватно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми. Уровни: каждый вид готовности оценивается на трех уровнях: низкий, средний, высокий. Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе: 1) это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме; 2) это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание, Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плача — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется; 3) формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую. Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6—7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения, формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нравственной и физической. В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики. Например, интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л А. Венгера и В.В Холмовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж, Равена (цветной вариант), ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека и В. Тихой, тест школьной зрелости А Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцу, развитие мелкой моторики руки, координации зрения и движения руки). В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели; 1) нормальное физическое развитие и координация движений. Готовность по первому критерии предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки I выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки I глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой. 2) желание учиться; Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям. 3) управление своим поведением; Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. 4) владение приемами умственной деятельности; В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала 5) проявление самостоятельности; Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи 6) отношение к товарищам и взрослым; Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения 7) отношение к труду; В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми. 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради. Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.
3. Профессиональная компетентность педагога: сущность, структура, содержание. Под компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков. Понятие профессиональной компетентности педагога - выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Педагогическое умение — это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Содержание необходимых психолого-пед. знания определяется государственным образовательным стандартом по высшему (педагогическому) образованию. В данном контексте психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза состоит в наличии знаний методологических основ и категорий педагогики: закономерностей социализации и развития личности: сущности, целей и технологий воспитания и обучении, законов возрастного анатома-физиалогического и психического развития детей, подростков, юношества. Следующие показатели готовности выпускников педвузов к осуществлению практической педагогической деятельности: Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение педагогических задач. Модель профессиональной готовности – от наиболее общих к частным умениям. В идеале полное соответствие учителя требованиям квалификационной характеристики означает сформированность в себе всю совокупность педагогических умений (умения педаго-гически мыслить и действовать). Решение педагогической задачи сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить". В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения В А. Сластениным объединены здесь в четыре группы. 1.Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи. 2.Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации. 3.Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий. 4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач. Содержание теоретической готовности учителя: которое предполагает наличие у педагога аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений. Аналитические умения состоят из ряда частных умений, анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими, находить в педагогической теории положения, выводы, закономерности, ‘ соответствующие рассматриваемым явлениям, правильно диагностировать педагогическое явление; формулировать доминирующую педагогическую задачу; находить оптимальные способы ее решения. Прогностические умения связаны с управлением образовательным процессом и предполагают ориентацию на четкое представление в сознании учителя, цели его деятельности в виде предвидимого результата. В состав прогностических умений учителя входят такие компоненты, как: постановка образовательных целей и задач; отбор методов их достижения; предвидение возможных отклонений, нежелательных явлений и выбор возможных способов их преодоления и т д. Проективные умения осуществляются в виде разработки проекта образовательного процесса и означают: конкретизацию полей обучения и воспитания. Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Рефлексия понимается нами как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных - действий. Для педагога очень важно установить, в какой мере полученные результаты (положительные и отрицательные) являются следствием его деятельности. Отсюда и возни каст необходимость в анализе собственной деятельности. Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей из объекта в субъект воспитания. К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентированные Мобилизационные - направлены на привлечение внимания учащихся и развитие у них устойчивых интересов к учению, информационные - связаны с непосредственным изложение материала и методами ее получения и обработки, развивающие умения - определение зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский) создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и вели учащихся стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, формирование и постановку вопросов, требую создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся, ориентационные - направлены на формирование морально - ценностных установок, научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, и т. д. \ Коммуникативные умения учителя — это взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники. Перцептивные умения, проявляясь на начальном этапе общения, сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). Умения педагогического общения связаны с осуществлением так называемой коммуникативной атаки, т.е. привлечения к себе внимания четырьмя способами (по В А Кан-Калику): речевой вариант (вербальное обращение к учащимся); пауза с активным внутренним общением (требованием внимании); двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.); смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих. Установление психологического контакта с классом, способствующего эффективной передаче и восприятию учебной - информации, Управление общением в педагогическом процессе предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях), Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков: выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками; управлять их вниманием; чувство темпа; развитие культуры речи учителя (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика, и жестикуляция); управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу, образовательного процесса; регулирование своего психического состояния (вызывать "по заказу" чувства удивления, радости, гнева и т.п .), владение техникой интонирования для выражения разных чувств. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|