Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процесс обучения как система: сущность, движущие силы и логика образования.




Система - 1. объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места; 2. комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, множество объектов вместе с отношениями между объектами и их атрибутами. С. характеризует целостность, взаимодействие элементов, связи и отношения, обуславливающие структуру системы

Обучение – самый важный и надежный способ получ. систематич. образования. Обучение – специфич.процесс познания, управляемый педагогом (Сластенин)

Процесс обучения - это процесс передачи и усвоения ЗУНов и разв. познав. способностей, творч.сил учащихся. П.О. - процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе к-рого решаются задачи образования, развития, воспитания.

Познават.деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретич.мышления и практич.деят-ти. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, но только проц.обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только чел.учебно-познавательной деятельности – учении. Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деят.подходе.

Функции обучения: 1.образовательная –вооружение учащ-ся системой научных зунов, с целью их исп-я в практике. Научн.зн. – факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщ.картина мира. Умения – образуются в рез-те упражнений, кот.варьируют условия уч.деят-ти и предусамтрив.ее постепенное усложнение. 2. воспитывающая - формирование научного мировоззрения, материалистич.понимания законов природы, общества и мышления; формирование отношений воспитанников к науке (учению), природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе. 3. развивающая – направленность на всестороннее развитие детей, формирование индивид. познав. развит. à развив. обучение – с 1960-х гг. Занков; для интенсивного разв. мышл. в процессе обуч. необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе обеспечить осознание учащимися своих учебных действий.

Структура процесса обучения (Бабанский): Преподавание – упорядоченная деятельность педагога, направленная на организацию учебно-воспитательного процесса, развитие умственных способностей учащихся, их познавательных возможностей и становление личности через создание личностно-ориентированных ситуаций. Учение – деятельность учащихся по усвоению учебного материала.

Обуч. невозможно без одноврем. Деят-ти преподавателя и обучаемых, без их дидактич. Взаимод. преподавателей и обучаемых м. протекать как в непосредстве., так и опосредованной форме. При непосредственном взаимодействии преподаватель и обучаемые совместно реализуют задачи обучения. При опосредованном взаимодействии обучаемые выполняют задания и инструкции, данные преподавателем заранее.

Характеристика процессов обучения (Бабанский): 1) Целевой компонент обуч. -осознание педагогами и принятие учениками целей и задач обучения. Цель изучения социально детерминирована. 2) Стимулирующе-мотивационный компонент - педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных задач. Причем стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у обучаемых положит. мотивов учения. 3) Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебным материалом по данному предмету. 4) Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения, реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения. 5) Контрольно-регулировочный компонент - одновременное осуществление контроля за ходом реш.поставл. задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов. 6) Оценочно-результативный компонент - предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения рез-в, установления соответствия их поставленным учебно-восп. задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Логика образоания целостного пед.процесса – педагог и учащиеся - S образов.процесса, в ходе взаимодейтсвия решают ту или иную задачу. Педагог выполняет пед.деят-ть, где слиты обуч.+ восп. Преподавание - организац.учебно-познав.деят-ти учащ-ся. Восп.раб. - организация других, не исключая урочной и внеурочной познав. деят-ти (трудов., физкультурно-оздоровит., худож.-эстетич.и др.) Единство образования и воспитания.

Движущие силы процесса обучения: это процесс пост.движения и развития. М.А.Данилов, В.И. Загвязинский установили, что влияние на историч.разв.обучения оказывают объективные требования общ-ва, прогресс производства, техники, науки, культуры, соц.отношенийю. Основное противоречие м\ду выдвигаемым требованиями обуч.и возможностями учащихся (уровень их знаний, развития, мотивации) à 1. М\ду требованиями общ-ва к школьному образован-ю и возможностями П.О. в данныхусловиях; 2. М\ду объемом обществ.-историч. знаний и объемом знаний, усваиваемых учеником; 3. Между индивид. и познават. деят-тью уч-ся и обществ.-историч. познанием; 4. М\ду достигнутым уровнем разв. ученика и требов. общества к его повед. и деятельности; 5. М\ду познав. и практич. задачами, кот. выдвигаются в обучении, и уровнем знаний, умений и умств. разв. уч-ся.

Противоречие становится движ.силой обучения, если оно имеет смысл в глазах учащихся, а разрешения противоречия осознается как необходимое.

Пед. закон - это категория, обозначающая объективные, существ., необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами пед. системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, разв. и функционирования. Понятие «закон» исп-ся редко и отождествляется с понятием «закономерность» Закономерности обучения (согласно законам диалектики): 1) перехода колич. накоплений в кач. изменения: все интегративные личностн. хар-ки представляют собой рез-т постеп.о накапливания, наращивания колич. изменений. 2) механизм отрицания отрицания, т.е. диалектич. "снятия", сохранения существ. свойств и признаков на последующих этапах развития. Действие механизма отрицания проявляется, например, в процессе формирования учебных навыков, когда на основе многократных повторений отдельные действия складываются в систему, выражая сложный навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п. 3) категории части и, 4) категории общего, особенного и единичного требуют определения соотношения общечел., нац-го и инд-го в отборе содержания образования, 5) категория меры. 6) категории сущности и явления – необходимость выявления внутр. хар-к проц. обуч. 7) единство содерж. и формы в процессе обуч.находит свое выражение в адекватности содерж. образования видам и формам учебной деятельности, в соответствии методов обучения его техническому оснащению и т.д. 8) категория необходимости требует построения учебного процесса в соответствии с закономерностями обучения, возрастного и индивидуального развития. 9) категория случайности, кот. связана с учетом явления стохастичности в обучении, в соответствии с кот. одно и то же пед. возд. предполагает вариативность ответных реакций обучаемых, не всегда адекватных замыслу педагога. 10) категория времени, позволяющая различать учебное, психологическое и астрономическое время (Сластёнин) + ● разв. личности путем присвоения ею соц. опыта, общечело. культуры и духовных ценностей – это условие социализации, преемственности между поколениями, ● эффективность обуч.зависит от уловий, в кот.он протекает (матер., гигиенич., соц.-психол. и т.п.). ● зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия развивающейся личности с миром. ● закономерность соответствия содержания, форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям учащихся.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных