Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитательная система школы: сущность, этапы развития.




Система – 1. объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы кот. по отнош. к целому и др. частям занимают соответствующие им места; 2. комплекс элементов, находящихся во взаимодействии, множество объектов вместе с отношениями между объектами и их атрибутами. С. характеризует целостность, взаимодействие элементов, связи и отношения, обуславливающие структуру системы

Восп. система – это целостный соц.организм, функционирующий при условии взаимодействия осн.компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деят-сти, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психол.климат (Л.И.Новикова). Целесообразность создания воспит.системы обусловлена след.факторами:

1.интеграция усилий субъектов воспит.деят-сти, укреплением взаимосвязи компонентов пед.процесса (целевого, содержательного, оценочно-деятельностного, оценочно-результативного).

2.расширение диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспит.среду окружающей природ.и соц.среды.

3.экономия времени и сил пед.коллектива, т.к.преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспит.задач.

4.создание условий для самореализации и самоутверждения личности уч-ся, учителя, родителя, что способствует их творч.самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

Воспит.система школы создается усилиями всех участников пед.процесса: учителями, детьми, родителями и др. Формируются цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деят-сть. Разрешение противоречий между интеграционными и дезинтеграционными процессами есть движущая сила развития воспит.системы (Л.К.Гребенкина). Интеграция проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, не соответствующих принятым нормам и ценностям, разрушении материальных элементов системы.

Этапы развития:

1. Становление системы. Важна прогностическая стадия. Осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Цель: отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи не прочны, осуществляется пед.поиск, форм-ся стили отношения, зарождаются традиции.

2. Отработка системы. Развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды д-ти, направления функционирования системы. Трудность в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов.

3. Окончательное оформление системы. Коллектив – это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания – воспитание личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Передача традиций систем; воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

4. Перестройка воспитательной системы – возможно революционным или эволюционным путем. Усиление дезинтегрирующих явлений, которые приводят к «кризису» системы. Возможны недовольства состоянием основных видов д-ти, сбои в установившемся порядке жизни школы. Причины различны: скука в коллективе, отсутствие творчества в д-ти, дефицит новизны.

А. М. Сидоркин считает, что в результате кризиса м.произойти: • смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообр. связей и приводящая к новому этапу субъектного разв.; • возникнов. на базе прежней восп. системы новой, сохраняющей некот. ценности и традиции старой системы; • исчезновение системы, когда нет нов. витка разв., разруш. все основн. системообр.е связи и формы.

Этапы разв. восп. системы сообразуются с этапами развития коллектива, явл. его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление колл. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового восп., а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества

воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

Пример воспитат.систем: модели глобального образования Р.Хенви и М.Боткина; Вальдорфские школы;

Восп. система "справедливое сообщество" США в 1960-е гг.; восп. ленингр. ученый И. П. Иванов в конце 50-х гг. XX в. и др.

 

Главная черта современного мира – стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразование в экономической, политической и общественной жизни влечёт за собой изменения во всех социальных институтах общества и приводит к пересмотру многолетних идеалов, нравственных и духовных ценностей. От многолетней позиции «делай как все» произошёл резкий поворот к индивидуальности и самоценности каждого человека. В новых социокультурных условиях школа уже не может развиваться, не обновляя свою деятельность. Как следствие перед нами встала проблема создания новой научно обоснованной, методически обеспеченной, социально адаптированной гуманистической воспитательной системы.

Обоснование необходимости создания воспитательной системы школы (ВСШ)

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Формирование духовно развитой личности не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, социальных условий, так и на реализацию возможностей для духовно-нравственного совершенствования. Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического воспитания.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Современное общество востребует не только человека информированного, знающего, сколько способного к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к ценностному осмыслению этого многоликого мира через человека, его деятельность и взаимодействие с людьми.

Воспитательная система объединяет комплекс воспитательных целей, людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками, освоенную среду и управленческую деятельность по обеспечению жизнеспособности.

Прежде всего, следует отметить, что существует множество путей развития воспитательной системы. Это определяется внутренними свойствами самой системы, особенно если речь идет о перестройке ранее функционировавшей воспитательной системы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных