ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Закономерности и принципы воспитания.Цель - гармоничное развитие личности и гуманный характер отношений между участниками пед. процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин "гуманное воспитание". Последний предполагает особую заботу общества об образовательных структурах. Воспитание как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе реальных отношений воспитанника с внешним миром. Однако эти отношения опосредованы взрослыми людьми, семьей, коллективом, обществом. В то же время только анализ содержания развивающейся деятельности ребенка может объяснить ведущую роль воспитания, воздействующего на деятельность ребенка, на его отношения к действительности и поэтому определяющего развитие его психики и сознания.
Закономерности воспитания -1) хар-р восп. на всех историч. этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества; 2) единство целей, содержания и методов восп.; 3) неразрывное единство обуч. и восп.в целостном пед. процессе. Закономерности и метапринципы воспитания. Главная закономерность - ориентация на развитие личности. При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде. Закономерностью воспитания, связанной с его центрацией на развитие личности, обусловлен и такой метапринцип, как природосообразность воспитания - воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Принципами воспитания называют систему основных требований к организации процесса восп. Эти требов. всегда зависят от целей и задач общества, закономерностей развития личности. Система принципов не явл.статичной, она постоянно изменяется, корректи-руется в соотв. с той или иной концепцией восп. и пед. позицией ученых-педагогов. Значительный вклад в ее разработку внесли такие ученые: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, Б. З. Вульфов, Е. В. Бондаревская, Н. Е. Щуркова и др. Метапринципы – это концентрированное, инструментальное тех положений, кот.имеют всеобщее значение, действуют в любых пед.ситуациях и при любых условиях пп организации образования. Закономерность à принципы: 1) Ориентация на развитие личности à Непрерывного общего и професс.разв. личности. 2) Развитие личности в гармонии с общечел. культурой зависит от ценностных основ воспитания à Культуросообразности – (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский) - восп. д.основываться на общечел.ценностях и строиться с учетом особенностей этнич. И региональной культур: решать задачи приобщения чел. к различным пластам культуры (бытовой, физич., секс., матер., духовн., полит., экон., интелл., нравств.) 3) Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деят-ть, тем эффективнее происходит овладение общечел.и проф.культурой à Деятельностного подхода – деят-ть личности явл. мех-ом, кот.позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в новообразование личности 4) Процесс общего, соц.-нравств.и проф.разв.личности приобретает оптимальн. Хар-р, когда учащийся выступает S восп. àЛичностный подход – требует отнош. к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивид. особенностей, и педагоги, и учащиеся относятся к кажд. чел. как к самост. Ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Принцип персонализации пед. взаимодействия - отказ от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответств. Им действий и поступков). Метапринцип диалогического подхода-только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности, преобразование суперпозиции педагога и субординированной позиции учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Принцип полисубъектного подхода – только в условиях S-S отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности. 5) Саморазвитие личнсоти зависит от степени индивидуализации и творч. направленности воспит. процесса àИндивид.-творч.подход – непосредств.мотивация учебной и др.видов деят-ти, организация самодвидения к конечному рез-ту. Предполагает созд.условий для самореализации личности, выявления и разв.ее творч.возможностей. 6) Готовность участников пед.процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистич.образ жизни, соблюдение норм пед.этики à Профес.-этич. взаимоответственности – не идти на поводу у обстоятельств, складывающихся в пед.процессе, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя. Сущностная специфика выделенных метапринципов воспитания состоит не только в передаче некоторого содержания базовых знаний и формировании соответствующих им умений, но и в совместном личностном и профессиональном развитии участников педагогического процесса. Все принципы определенным образом соподчинены, представляя собой иерархическую систему, причем каждый из них предполагает другие и реализуется только при условии осуществления всех остальных принципов. Частные принципы воспит.работы: 1) принцип обуч.и восп.детей в коллективе –оптим.сочетание колл., групповых и ндивид.форм организации пед.процесса. Только в коллективе развив.чувство ответсвенности, коллективизма, взаимопомощи и др.ценных качеств. 2) принцип связи восп.с жизнью и произв.практикой– воспитанники д.активно включаться в обществ.полезную деят-ть как в школе, так и за ее пределами, участвовать в экскурсиях, походах, и т.д. Изучние теории д.опираться на имеющийся у воспитанников опыт. Вовлечение их в трудовую деят-ть. 3) принцип эстетизации детской жизни (Б.Т. Лихачев): формирование эстетич.отношения к действительности позв.разв.у них высокий худож.-эстетич.вкус. Вводит детей в мир искусства. 4) пр.сочетания пед.управления с разв.инициативы и самост-ти воспитанников– поддерживать полезн.начинания детей, учить их выполнению тех или иных видовработ, давать советы, поощрять инициативу и творч-во. 5) уважение к личности реб.в сочетании с разумной требовательность к нему – Макаренко: как можно больше требований к чел., но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. 6) пр.опоры на положит.в чел., на сильн.стороны его личности – Макаренко: к чел.надо подходить с оптимистич.гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. 7) согласованности требований школы, семьи и общ-ва 8) пр.увлечения ученкиов перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости - осознание реб.своего успеха и ожидание перспектив его разв.явл.источником нравств.достоинства. 9) пр.сочетания прямых и параллельных пед.действий – воздействия не на отд.личность а на группу или коллектив, превращает его из O в S восп. 10) взаимосвязь принц.восп.и обуч.в пед.процессе. Принципы воспитания и обучения тесно взаимосвязаны между собой, функционируют как целостная система. Они проявляются одновременно в любом элементе педагогического процесса, хотя и в различной степени. Только совокупное действие всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность воспитанников. Принцип научности всегда выступает в единстве с требованием доступности и посильности; принцип сознательности и активности неразрывно связан с требованием управляющей роли педагога; принцип прочности и действенности результатов, в свою очередь, предполагает обеспечение сознательности и активности и т.д. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|