Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы обучения. Проблема выбора метода обучения.




Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат. Метод обучения - система последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познав. и практич. деятельность учащихся по усвоению всех элементов содерж. образов. для достижения целей обучения. (Лернер, Скаткин)

Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой - учения (В. И.Андреев). Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактич. закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил пед. деятельности, целенапр. применение кот. учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе реш. определенного типа пед.(дидактических) задач. Методы учения - это разработанная с учетом дидактич.принципов и закономерностей система приемов и соответствующих им правил учения, целенапр. применение кот. существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в разл. видах деятельности и общения в процессе реш. опред. типа учебных задач.

По мнению Бабанского Ю.К., методы обучения – способ упорядоченной и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, воспитания и развития.

Средство – приспособление, орудие действия, т.е. с помощью чего совершаются эти действия.

Прием – это деталь метода, отдельные операции мышления, моменты в процессе усвоения знаний, в формировании умений и навыков. Он не имеет самостоятельной учебной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется данным методом.

Методы обучения зависят от:

- целей и содержания образования,

- психологического обоснования,

-анатомо-физиологических,биологических особенностей развивающегося организма,

- теоретического обоснования, вытекающего из педагогической теории,

- сложившихся традиций преподавания и учения.

Требования к методам обучения:

1. воспитывающий характер,

2. научность,

3. систематичность,

4. доступность,

5. сознательность и активность обучения,

6. индивидуализация и дифференциация форм познавательной деятельности,

7. сочетание теории и практики.

Главное в методах обучения – реализация образовательной, воспитательной и развивающей целей

Классификация методов обучения. Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения: 1) перцептивный подход, основание - источник передачи информации и характер ее восприятия: ● словесные, ●наглядные, ● Практические методы, отраж. как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Е.Я.Голант, Н. М. Верзилин, С. Г. Шаповаленко). 2) управленческая концепция, основание – ведущие дидактич.задачи, решаемые на том или ином этапе обучения: ●методы приобретения знаний, ● формирования умений и навыков, ● применения знаний, ● творческой деятельности, ● закрепления, ● проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов). 3) Логич. подход, основание - логика изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися: ● индуктивная ● и дедуктивная, отсюда и соответствующие методы обучения (А. Н.Алексюк). 4) гностич. подход, основание - характер познав. деятельности учащихся: ● информационно-рецептивные, ● репродуктивные, ● пробл. изложения, ● эвристические, ● исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). 5) Кибернетич. подход, основание способ управления познав. деятельностью и характер установления обратной связи: ● методов алгоритмизации и ● программированного обучения (Т.А.Ильина, Л. Н.Ланда и др.).

Наиболее обоснованная концепция методов И.Я.Лернера и М.Н.Скаткина:

Они выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение). ► собственно - репродуктивный метод: деятельность учителя: составление и предъявление задания на воспроизведение знаний, способов умственной и практич.деятельности. руководство, контроль за выполнением. Деят-ть ученика: актуализация знаний и способов действий по образцам, показанных другими. ► информационо-рецептивные: деятельность учителя: предъявление инфо, организация действий ученика с объектом изучения; деят-ть ученика: восприятие знаний, осознание знаний, запоминание!!!! ► проблемное изложение: деят-ть учителя: постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения. Деят-ть ученика: восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики реш. запоминанеи. (посредством устного слова, чтения учебника, с пом.кино и телевидения), ► эвристические: деят-ть учителя: постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отд.этапов реш. Руквов-во деят-ю учащихся (корректировка, созд-е пробл.ситуаций). Деят-ть ученика: восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Самост реш.части задачи.. ► исследовательские: деят-ть учителя: составление и предъявление пробл.задач для поиска реш. Контроль за ходом реш. Деят-ть ученика: восприяте пробл.или самост. усмотрение пробл. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследов.(реш.).

Ю. К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:

1.Методы стимулирования и мотивации учения: Методы формирования интереса к учению (Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.), Методы формирования долга и ответственности в учении (Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.) Психолог Кросовский рекомендует в качестве методов стимулирования использовать критику (критикуйте сопереживая). 2. Методы организации и осуществления учебных действий и операций: Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств); словесные методы (Лекция, рассказ, беседа и др.), наглядные методы (Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др), аудиовизуальные методы (Сочетание словесных и наглядных методов), практические методы (методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др.), Логические методы (организация и осуществление логических операций)- Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др ., Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)- Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.), Методы самоуправления учебными действиями - Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.

3. Методы контроля и самоконтроля: Методы контроля (Методы устного контроля - индивидуальный опрос, фронтальный(устные зачеты, экзамены; метод письменного контроля и самоконтроля – контрольные письменные работы, письменные зачеты и экзамены, письменный самоконтроль; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля - контрольные лабораторные работы, машинный контроль, лабораторно-практический самоконтроль.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных