ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика территориально-государственного типа социальной политики
Первый подход к рассмотрению структуры социальной политики связан с территориально-государственным устройством Российской Федерации: как осуществляется социальная политика на каждом из уровней государственного устройства. Деятельность государства в сфере социальной политики на федеральном уровне создает условия для ее осуществления на других уровнях. Эти условия определяются в первую очередь Конституцией страны, основными федеральными законами, разработкой и реализацией программ не только социальной, но также экономической политики и всех других ее видов. На этом уровне разрабатываются и утверждаются социальные минимумы и стандарты, на базе которых создаются основы социальной политики субъектов федерации. Россия является не единственной федерацией в мире. При анализе структуры социальной политики с точки зрения территориально-государственного устройства можно сделать вывод о ее специфике и своеобразии. Часть регионов представляет собой обширные по площади территории, со значительным населением, развитым хозяйством, не уступающие по ряду параметров многим суверенным государствам или даже превосходящие их. Специфическим моментом для нашей страны является сочетание национальных и территориальных образований. Факторами, серьезно влияющими на реализацию государственной, в том числе социальной политики, являются географические и климатические различия российских регионов, которые накладывают свой отпечаток на условия деятельности и образ жизни населения. Важнейшим обстоятельством является численность и социально-культурные особенности населения той или иной территории, которые формируют определенные социальные ожидания по отношению к социальной политике, продуцируют специфические формы социальной поддержки[12]. Кроме того, в условиях кризисного свертывания возможностей и ресурсов государства в целом федерализм позволяет осуществлять поддержание основ жизнедеятельности населения в рамках определенного территориального организма и связать уровень жизни населения с результатами его труда и качеством регионального руководства. Полная автономность в этом вопросе недостижима и нецелесообразна. В рамках единого государства происходит неизбежное перераспределение средств в пользу объективно более бедных территорий или стратегически важных регионов. Существуют социально не обусловленные региональные различия, связанные с особенностями территориального расположения (например, близость к портам или другим местам вывоза ресурсов за рубеж) или наличием экспортного сырья. Однако региональный подход позволяет предотвратить ряд социальных трудностей и обеспечить относительно более благополучное существование тем территориям, в которых органы управления сумели поддержать и расширить производство, сохранить занятость трудящихся или организовать новые рабочие места, развернуть адекватную требованиям времени систему социальной помощи и социального обслуживания населения. Ряд стран также демонстрирует последовательное и успешное использование местных возможностей в минимизации социальных трудностей для населения. Поэтому не случайно важная роль в формировании социальной политики отводится субъектам федерации. Региональная социальная политика строится на основе потребностей жителей данной территории и руководствуется законодательством субъекта федерации. Это законодательство должно соответствовать нормам и принципам федерального законодательства. На практике такое согласование осуществляется далеко не всегда. На региональном уровне проявляются противоречия не только между федерацией и регионом, но также между регионом в целом и его отдельными территориями, между региональным государственным управлением и муниципальным самоуправлением. Значительные размеры ряда регионов, разнообразие условий внутри них приводят к тому, что общерегиональный подход не всегда точно отражает потребности жителей каждого населенного пункта или района внутри региона. Различные экономические и социальные обстоятельства требуют применения специфических мер социальной политики, технологий и методик для поддержания жизнедеятельности населения, обеспечения его социального развития. В целом региональная социальная политика не всегда может отвечать запросам и ожиданиям отдельных индивидов, реагируя, прежде всего, на массовые нужды и интересы. Наиболее точно потребностям индивидов, семей и жилых сообществ отвечает социальная политика, реализуемая на муниципальном уровне. Местное самоуправление, как подчеркнуто в федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления, в системе государственного устройства «создает условия для обеспечения жизненных интересов населения и проводит мероприятия по его социальной защите»[13]. Местное самоуправление в системе государственных и муниципальных органов призвано обеспечивать комплексное решение вопросов обслуживания населения, способствовать достижению в обществе политической и социальной стабильности[14]. На этом уровне преодолевается ведомственная разобщенность предоставления социальной поддержки, в полной мере реализуется комплексный подход к социальному обслуживанию населения. Здесь в наибольшей степени возможно и проявление самоорганизации, самодеятельности населения, привлечение усилий негосударственных организаций. Активизация социального потенциала самопомощи и взаимопомощи составляет тот дополнительный ресурс, который позволяет осуществлять социальную политику на местном уровне даже при крайне неблагоприятных внешних обстоятельствах.
Таким образом, деятельность по разработке и реализации основных направлений социальной политики будет эффективной только в том случае, если все уровни власти будут действовать в единстве целей и средств с учетом комплексного характера социальной политики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|