ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные направления региональной социальной политики субъектов РФСуть социальной политики государства заключается в обеспечении условий для повышения благосостояния и уровня жизни людей, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве, а это на современном уровне социально-экономического развития российского общества в большей мере решается именно на региональном уровне. Таким образом, государственная социальная политика во многом становится идентичной интегральной сумме социальной политики в регионах. По мнению Ф.И. Шаркова, региональная политика есть система принципов, методов, мер и мероприятий органов власти, направленных на укрепление федеративных отношений, совершенствование территориального разделения труда и обеспечение достойного уровня жизни населения в регионах России [3,15]. В зависимости от рассматриваемого объекта, масштабов социально управляемых воздействий социальную политику можно подразделить на общероссийскую и региональную социальную политику. Как и общероссийская, так и региональная политика имеет составные части в области социальной политики в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной, пенсионной, женской, молодежной, семейной политики, а также в сфере социально-трудовых отношений, доходов и занятости населения. Региональная политика уже на стадии формирования должна представлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и региональных структур власти. Региональная политика ставит своей целью: 1) обеспечение минимальных социальных стандартов уровня жизни и социальной защиты населения субъектов России; 2) создание оптимальных условий социально-экономического развития отстающих регионов; 3) реализация программ приоритетного развития регионов, имеющих стратегическое и геополитическое значение; 4) создание единого экономического и правового пространства [3,16]. Важнейшей составляющей региональной политики является политика в социальной сфере. Региональная социальная политика может строиться только на базе экономической политики России и субъекта Федерации. По мнению Ф.И. Шаркова, в качестве приоритетных целей региональной экономической и социальной политики можно выделить: 1)социально-экономическое развитие страны, сохранение ее целостное П1, обеспечение оборонного потенциала страны, экономической и экологической безопасности Российской Федерации и ее регионов; 2)сохранение социального равновесия в жизненном уровне социальных групп, регионов; 3) обеспечение сбалансированности интересов центра и регионов в реализации социально-экономической политики государства; 4) создание условий для гармоничного национально-культурного развития народов России; 5) создание и развитие региональных структур социальноориентированной рыночной экономики, разработка и приведение в действие механизмов обеспечения социального благополучия населения; 6) повышение жизненного уровня всех слоев населения различных регионов [3,19]. Следует более четко разделить сферы реализации государственной социальной политики между Центром и субъектами Федерации. За центром необходимо закрепить полномочия по разработке законодательной базы для реализации социальной политики, а также по разработке и реализации: 1) целей и задач государственной социальной политики; 2) норм поведения государственных органов по отношению к гражданам в социальной сфере; 3) системы структуры механизмов реализации социальных гарантий, для осуществления социальной политики в регионах должны разрабатываться и реализовываться концепции, а затем программы социально-экономического развития регионов, разделы (главы) планирования социальной политики. Эффективно реализовать социальную политику в регионе можно лишь через систему социально-экономических программ. Ф.И. Шарков предлагает следующую технологию разработки социальной политики региона: разработка программ начинается с формирования системы показателей качества жизни, учитывающей специфику региона. Интегральный показатель должен включать в себя, кроме традиционно применяемых показателей уровня жизни, характеризующих покупательную способность населения, и другие, дающие объективную оценку жилищных условий и коммунального обустройства жилья, а также степень охвата населения региона объектами социального обслуживания. Показатели качества среды обитания включают показатели качества природной С.И. Смирнов предлагает разделить peгионы на 4 равночисленные группы по 22 региона в каждой: 6) Peгионы с относительно благоприятной социальной ситуацией (например,Липецкая область, г. Москва, Республика Саха (Якутия). Оренбургская область. Республика Татарстан, Ставропольский край. Республика Башкортостан, Краснодарский край, Ростовская область); 7) Регионы, социальная ситуация в которых характеризуется умеренной остротой (например, Воронежская, Свердловская, Нижегородская, новосибирская, Омская, Астраханская области. Эвенкийский АО и другие). 8) Регионы с неблагоприягной социальной ситуацией (например, Республика Бурятия. Алтайский, Приморский края, Республика Северная Осетия -Алания, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и другие). 9) Кризисные регионы (Сахалинская, Тамбовская, Брянская, Ярославская, Владимирская, Курганская, Кировская, Пензенская области, Република Мордовия, Удмуртская Республика и другие) [1,63-64]. Особенности социальной политики в регионах различных типов Решение задачи классификации социальной политики предполагает определение критериев, которые могут быть положены в основу выделения ее отдельных классов: 1. Тип региона по степени остроты социальной ситуации. Использование данного критерия позволяет определить общий набор реализуемых при проведении социальной политики мероприятий. В соответствии с ним социальная политика может быть разделена на проводимую: 1) в регионах с относительно благоприятной социальной ситуацией; 2) в регионах, в которых ситуация характеризуется умеренной остротой; 3) в регионах с неблагоприятной социальной ситуацией; 4) в кризисных регионах. 2. Уровень принятия решений по проведению социальной политики. Этот критерий позволяет, с одной стороны, определить прежде всего мероприятия общегосударственной социальной политики. В их составе могут быть выделены несколько видов мероприятий. Так, на государственном уровне принимаются решения о мероприятиях, реализуемых в стране в рамках проводимых социальных реформ. Направлениями последних могут стать, например, реформа здравоохранения, жилищно-коммунальная реформа, пенсионная реформа, переход к адресной системе социальной поддержки и т.п. На государственном уровне принимаются также решения о тех мероприятиях социального характера, которые являются частью региональной политики государства и направлены на поддержку кризисных в социальном отношении регионов. По этому же критерию выделяются мероприятия социальной политики, решения о которых принимаются на региональном (местном) уровнях. Между решениями, принимаемыми на этих уровнях управления, есть принципиальные различия. Так, субъекты Российской Федерации не являющиеся дотационными,, самостоятельны в корректировке условий проведения социальной политики. 3) «Отраслевой» критерий, предусматривающий разделение социальной политики по особенностям соотношения между мероприятиями, нацеленными на разрешение различных социальных проблем. Таким образом, может быть выделена: 1) социальная политика, носящая преимущественно демографическую направленность; 2) социальная политика, ориентированная в основном на решение проблем труда и занятости; 3) социальная политика «доходного» типа; 4) социальная политика, направленная на развитие социальной сферы. 4) Финансовый критерий типологии социальной политики, учитывающий источники ее финансирования. В соответствии с ним социальная политика в условиях РФ может разделяться на: I) социальную политику, финансируемую преимущественно из федерального бюджета; 2) социальную политику, финансируемую из бюджетов субфедерального уровня (региональных бюджетов); 3) социальную политику, финансируемую из местных бюджетов; 4) социальную политику, финансируемую из внебюджетных социальных фондов и из других источников [1,67].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|