Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления региональной социальной политики субъектов РФ




Суть социальной политики государства заключается в обеспечении условий для повышения благосостояния и уровня жизни людей, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для уча­стия в общественном производстве, а это на современном уровне социаль­но-экономического развития российского общества в большей мере реша­ется именно на региональном уровне. Таким образом, государственная со­циальная политика во многом становится идентичной интегральной сумме социальной политики в регионах.

По мнению Ф.И. Шаркова, региональная политика есть система принципов, методов, мер и мероприятий органов власти, направлен­ных на укрепление федеративных отношений, совершенствование территориального разделения труда и обеспечение достойного уровня жизни населения в регионах России [3,15].

В зависимости от рассматриваемого объекта, масштабов социально управляемых воздействий социальную политику можно подразделить на общероссийскую и региональную социальную политику. Как и общерос­сийская, так и региональная политика имеет составные части в области со­циальной политики в сфере образования, здравоохранения, культуры, жи­лищно-коммунальной, пенсионной, женской, молодежной, семейной поли­тики, а также в сфере социально-трудовых отношений, доходов и занято­сти населения.

Региональная политика уже на стадии формирования должна пред­ставлять собой двухсторонний процесс взаимодействия федеральных и ре­гиональных структур власти. Региональная политика ставит своей це­лью: 1) обеспечение минимальных социальных стандартов уровня жизни и социальной защиты населения субъектов России; 2) создание оптимальных условий социально-экономического развития отстающих регионов; 3) реа­лизация программ приоритетного развития регионов, имеющих стратеги­ческое и геополитическое значение; 4) создание единого экономического и правового пространства [3,16].

Важнейшей составляющей региональной политики является полити­ка в социальной сфере. Региональная социальная политика может строить­ся только на базе экономической политики России и субъекта Федерации.

По мнению Ф.И. Шаркова, в качестве приоритетных целей региональной экономической и социальной политики можно выделить:

1)социально-экономическое развитие страны, сохранение ее целост­ное П1, обеспечение оборонного потенциала страны, экономической и эко­логической безопасности Российской Федерации и ее регионов;

2)сохранение социального равновесия в жизненном уровне социаль­ных групп, регионов;

3) обеспечение сбалансированности интересов центра и регионов в реализации социально-экономической политики государства;

4) создание условий для гармоничного национально-культурного развития народов России;

5) создание и развитие региональных структур социально­ориентированной рыночной экономики, разработка и приведение в дейст­вие механизмов обеспечения социального благополучия населения;

6) повышение жизненного уровня всех слоев населения различных регионов [3,19].

Следует более четко разделить сферы реализации государственной социальной политики между Центром и субъектами Федерации. За цен­тром необходимо закрепить полномочия по разработке законодательной базы для реализации социальной политики, а также по разработке и реали­зации: 1) целей и задач государственной социальной политики; 2) норм по­ведения государственных органов по отношению к гражданам в социаль­ной сфере; 3) системы структуры механизмов реализации социальных га­рантий, для осуществления социальной политики в регионах должны раз­рабатываться и реализовываться концепции, а затем программы социаль­но-экономического развития регионов, разделы (главы) планирования со­циальной политики.

Эффективно реализовать социальную политику в регионе можно лишь через систему социально-экономических программ.

Ф.И. Шарков предлагает следующую технологию разработки соци­альной политики региона: разработка программ начинается с формирова­ния системы показателей качества жизни, учитывающей специфику ре­гиона. Интегральный показатель должен включать в себя, кроме традици­онно применяемых показателей уровня жизни, характеризующих покупа­тельную способность населения, и другие, дающие объективную оценку жилищных условий и коммунального обустройства жилья, а также степень охвата населения региона объектами социального обслуживания. Показа­тели качества среды обитания включают показатели качества природной

С.И. Смирнов предлагает разделить

peгионы на 4 равночисленные группы по 22 региона в каждой:

6) Peгионы с относительно благоприятной социальной ситуацией (например,Липецкая область, г. Москва, Республика Саха (Якутия). Оренбургская область. Республика Татарстан, Ставропольский край. Республика Башкортостан, Краснодарский край, Ростовская область);

7) Регионы, социальная ситуация в которых характеризуется умерен­ной остротой (например, Воронежская, Свердловская, Нижегородская, но­восибирская, Омская, Астраханская области. Эвенкийский АО и другие).

8) Регионы с неблагоприягной социальной ситуацией (например, Республика Бурятия. Алтайский, Приморский края, Республика Северная Осетия -Алания, Чувашская Республика, Республика Марий Эл и другие).

9) Кризисные регионы (Сахалинская, Тамбовская, Брянская, Яро­славская, Владимирская, Курганская, Кировская, Пензенская области, Република Мордовия, Удмуртская Республика и другие) [1,63-64].

Особенности социальной политики в регионах различных ти­пов

Решение задачи классификации социальной политики предполагает определение критериев, которые могут быть положены в основу выделе­ния ее отдельных классов:

1. Тип региона по степени остроты социальной ситуации. Использо­вание данного критерия позволяет определить общий набор реализуемых при проведении социальной политики мероприятий. В соответствии с ним социальная политика может быть разделена на проводимую: 1) в регионах с относительно благоприятной социальной ситуацией; 2) в регионах, в ко­торых ситуация характеризуется умеренной остротой; 3) в регионах с не­благоприятной социальной ситуацией; 4) в кризисных регионах.

2. Уровень принятия решений по проведению социальной политики. Этот критерий позволяет, с одной стороны, определить прежде всего ме­роприятия общегосударственной социальной политики. В их составе могут быть выделены несколько видов мероприятий. Так, на государственном уровне принимаются решения о мероприятиях, реализуемых в стране в рамках проводимых социальных реформ. Направлениями последних могут стать, например, реформа здравоохранения, жилищно-коммунальная ре­форма, пенсионная реформа, переход к адресной системе социальной поддержки и т.п. На государственном уровне принимаются также решения о тех мероприятиях социального характера, которые являются частью ре­гиональной политики государства и направлены на поддержку кризисных в социальном отношении регионов.

По этому же критерию выделяются мероприятия социальной поли­тики, решения о которых принимаются на региональном (местном) уров­нях. Между решениями, принимаемыми на этих уровнях управления, есть принципиальные различия. Так, субъекты Российской Федерации не яв­ляющиеся дотационными,, самостоятельны в корректировке условий про­ведения социальной политики.

3) «Отраслевой» критерий, предусматривающий разделение соци­альной политики по особенностям соотношения между мероприятиями, нацеленными на разрешение различных социальных проблем. Таким обра­зом, может быть выделена: 1) социальная политика, носящая преимущест­венно демографическую направленность; 2) социальная политика, ориен­тированная в основном на решение проблем труда и занятости; 3) соци­альная политика «доходного» типа; 4) социальная политика, направленная на развитие социальной сферы.

4) Финансовый критерий типологии социальной политики, учиты­вающий источники ее финансирования. В соответствии с ним социальная политика в условиях РФ может разделяться на: I) социальную политику, финансируемую преимущественно из федерального бюджета; 2) социаль­ную политику, финансируемую из бюджетов субфедерального уровня (ре­гиональных бюджетов); 3) социальную политику, финансируемую из ме­стных бюджетов; 4) социальную политику, финансируемую из внебюд­жетных социальных фондов и из других источников [1,67].

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных